|
Урок по теме «Раннее Средневековье» (6 класс)
Обобщающий урок по теме « Раннее Средневековье» (6 класс).
Цель: повторить пути установления феодального строя; обобщить признаки феодального строя в Византии, в странах Арабского халифата, в Западной и Центральной Европе.
Оборудование: карты:
«Франкское государство в V-середине IX вв.»,
«Византийская империя IX века и славяне в VI-XI вв.»,
«Арабы в VII-XI вв.».
Ход урока:
Вариант I.
I. Толчком к переселению послужило вторжение из глубин Азии кочевников:
а) вандалов б) остготов в) вестготов
г) франков д) гуннов
Ответ: д
II. Соотнесите даты и события:
1. IV-VI вв. а) первая проповедь Мухаммеда;
2. 476 г. б) падение Западной Римской империи;
3. 800 г. в) провозглашение Карла I императором;
4. 610 г. г) переселение германцев.
Ответы: 1-г; 2-б; 3-в; 4-а.
III. Кто такие лангобарды?
а) коренные жители Апеннинского полуострова;
б) германский народ, который в VI веке вытеснил из Италии остготов;
в) воины личной гвардии Карла Великого;
г) гвардейцы папы Римского.
Ответ: б
IV. Соотнесите понятия и их значение:
1. Средние века а) местопребывание монахов, комплекс зданий,
высокой стеной;
2. Монастырь б) эпоха в истории человечества между древним миром и
новым временем, длилась с V по XV вв.;
3. Халиф в) кельтские племена, населявшие Британию до прихода
германцев;
4. Бритты г) религия многих народов Востока, связанная с верой в
Аллаха и его пророка Мухаммеда;
5. Фреска д) система власти католической церкви;
6. Папство е) роспись, выполненная на стене или потолке храма по
сырой штукатурке;
7. Ислам ж) глава государства у арабов.
Ответы: 1-б; 2-а; 3-ж; 4-в; 5-е; 6-д; 7-г.
V. Назовите столицу государства Карла I Великого:
а) Париж; в) Аахен;
б) Рим; г) государство не имело постоянной столицы.
Ответ: в
VI. Вопросы, требующие развёрнутого ответа.
На «5»: Определите роль религии в становлении средневековых государств (на примере одной из стран):
-западно-христианской,
-восточно-христианской,
- мусульманской.
На «4»: Какие государства в период раннего Средневековья пытались стать наследниками Римской империи? Удались ли эти попытки в полной мере? Почему?
На «3»: Расскажите о любом историческом деятеле раннего Средневековья.
Вариант II.
I. В каком году Карл Великий был провозглашён императором?
а) в 780 году; в) в 800 году;
б) в 790 году; г) в 810 году.
Ответ: в
II.Соотнесите даты и события:
1. 630 г. а) Верденский договор о разделе империи Карла I;
2. 962 г. б) образование арабского государства;
3. 863 г. в) образование Священной Римской империи;
4. 843 г. г) создание Кириллом и Мефодием славянской
письменности.
Ответы: 1-б; 2-в; 3-г; 4-а.
III. На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне?
а) на верхней;
б) на самой нижней;
в) не входили в феодальную лестницу.
Ответ: в
IV. Соотнесите понятия и их значение:
1. Феодализм а) глава мужского монастыря;
2. Аббат б) изображение Иисуса Христа, Богоматери,
святых;
3. Ромеи в) общественный строй народов в средние века;
4.Мусульманин г) северные германцы, норвежцы, шведы, датчане;
5. Норманны д) хозяйство, в котором всё необходимое производится
внутри и расходуется на собственное потребление;
6. Натуральное е) человек, принявший ислам.
хозяйство
7. Икона ж) римляне.
Ответы: 1-в; 2-а; 3-ж; 4-е; 5-г; 6-д; 7-б.
V. Центрами христианской культуры в период Средневековья были:
а) замки феодалов; в) монастыри;
б) дворцы королей; г) города.
Ответ: в
VI. Вопросы, требующие развёрнутого ответа.
На «5»: Общее и особенное в системе управления Франкского королевства, Арабского халифата и Византийской империи.
На «4»: Почему развитие культуры и религии в раннем Средневековье были тесно связаны? В чём проявлялась эта связь?
На «3»: Охарактеризуйте один из видов искусства (литературу, иконопись, архитектуру) раннего Средневековья.
|
|
|