Главная страница

"Украшения из бисера в одежде малочисленных народов Дальнего Востока"


Скачать 78.57 Kb.
Название "Украшения из бисера в одежде малочисленных народов Дальнего Востока"
Дата 12.02.2016
Размер 78.57 Kb.
Тип Занятие

 Тема занятия: "Украшения из бисера в одежде малочисленных народов Дальнего Востока"

Цель: Закрепить технику вышивки бисером по контуру на основе изготовления украшения.


Задачи:

  • научить подбирать орнамент и изготавливать украшение малочисленных народов Дальнего Востока;

  • развивать творческое мышление, эстетические чувства, познавательный интерес;

  • воспитывать аккуратность, усидчивость, бережное и экономное отношение к материалам, умение рационально организовать свою деятельность. Воспитать толерантность к народам, проживающим рядом, и уважение к их творчеству.


Продолжительность занятия: 90 минут
Материально-техническое обеспечение занятия:

  • Ткань для вышивки;

  • бисер;

  • мисочки под бисер;

  • бисерная игла;

  • нитки;

  • ножницы;

  • копировальная бумага;

  • картон;

  • тесемка;

  • клей «Момент»;

  • мех.


Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

  • эскизы рисунков коренных народов Дальнего Востока;

  • презентация «Украшения из бисера в одежде коренных народов Дальнего Востока»;

  • технологическая карта.

Тип занятия: Комбинированный

Ход занятия

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Какие задачи решались

I Этап

Организационный


Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.

Приветствуют учителя, готовят рабочее место, настраиваются на работу.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II Этап

Актуализация знаний

Создаю проблемную ситуацию, которую дети решают вместе с педагогом

Знакомство с различными материалами и изделиями

Развитие интереса к занятию.

III Этап

Изучение нового материала

Знакомлю учащихся с планом работы на занятие.

Объясняю новый материал.
Рассказываю о технологии выполнения практической работы.


Слушают, смотрят.

Отвечают на вопросы.

 

Развить творческое мышление, эстетические чувства, познавательный интерес, фантазию, самостоятельность.

Воспитать толерантность к народам, проживающим рядом, и уважение к их творчеству. 

IV Этап

Физкультминутка

Предлагаю выполнить физические упражнения

Выполняют упражнения

Здоровьесберегающие, снятие физического напряжения.

V Этап

Практическая часть занятия


Предлагаю повторить правила техники безопасности.
Помощь учащимся в подборе орнамента и бисера (каждому ребенку индивидуально)

Проведение физкультминутки (гимнастика для глаз и кистей рук в стишках).


Повторяют правила техники безопасности.

Изготавливают украшение (подбор орнамента, бисера).

Работа по технологической карте

Выполняют гимнастику.

Здоровьесберегающие.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии. Воспитывать трудолюбие и усидчивость. Развивать эстетический вкус. Развивать мелкую моторику, воображение.

 Здоровьесберегающие, снятие физического напряжения с глаз и кистей рук.

VI Этап

Закрепление знаний


Предложение закрепления и повторения пройденного материала задаю вопросы.

Ответы на вопросы.

Закрепление материала. Развитие памяти.

VII этап Подведение итогов занятия.



Подведение итогов практической работы.

Анализирую работу учащихся, подвожу итог.

Анализируют свою работу на занятии.

Уборка рабочих мест.

Повышение самооценки, создание благоприятной обстановки и хорошего настроения.

Воспитание аккуратности.



Конспект занятия:

I Организационный момент

  • Проверка явки обучающихся;

  • Проверка готовности обучающихся.

II Актуализация знаний

Педагог: Кто знает, что это за рисунки?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: А для чего они нужны?

Дети: ( Ответы детей)

(Педагог демонстрирует рисунки народов севера) (Приложение 1)

III Изучение нового материала

Педагог: Молодцы ребята! Кто-то из вас знает, а кто-то догадывается. Сегодня мы ответим на эти вопросы вместе. Все эти рисунки выполнены коренными народами Дальнего Востока. Сегодня мы познакомимся с искусством малочисленных народов и изготовим оберег с вышитым орнаментом.

(показ презентации Приложение 2)

На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Каждый народ  имеет свою самобытную культуру. Культура каждого народа тесно связана с условиями обитания, окружающей природой и трудом человека.

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов — одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

Обширной была сфера прикладного искусства: орнаментация одежды, обуви, многочисленной берестяной утвари разных типов, плетеной из корней утвари, настенных циновок, других разнообразных предметов, например ритуальных колчанов для стрел. Вышивали предметы мужской и женской одежды разноцветными нитками, бисером, подшейным волосом оленя, делали аппликации, раскрашивали и расписывали орнаментами халаты из рыбьей кожи. Отделывали праздничные одежды разноцветной меховой мозаикой. На первый взгляд узор, которым украшают одежду, посуду, ковры, просто красивый рисунок. Но для аборигенов это, прежде всего, оберег. Закодированные в завитки и линии орнамента звери и птицы, призваны отпугивать злых духов, ибо считается, что в сложном узоре вышивки, которая украшает подол и рукава одежды, злой дух непременно запутается и защитит человека от несчастья. Также узоры многое могут рассказать о жизни народа. Ведь орнамент – это своеобразная модель мира. Например, старики рассказывают, что несколько столетий назад ульчи без всяких измерительных приборов могли вычерчивать довольно точную географическую карту. А традиционный ульчский орнамент в точности повторяет изгибы реки Амур, если смотреть на нее из иллюминатора самолета.
Композиция орнамента всегда подчинена форме изделия, её размеру и узор, например, на халате точно соответствует округлости ворота или ломаной линии по его борту.
Мастерица могла самостоятельно составлять орнаменты для различных вещей. Орнамент для халата вышивать на одеяле или подушках нельзя, так как узор мог иметь магический или символический смысл.
У мастеров существовал золотой закон неповторимости. Он гласил, что любой узор художника не должен копировать орнамент его предшественников и современных ему вышивальщиц и резчиков. В каждой композиции узора должно быть свое оригинальное начало – и в линии, и в цвете. Чрезвычайно сложны и трудоемки были многие швы. Некоторые халаты изготовлялись за несколько дней, а их орнаментальная отделка занимала долгие месяцы.
Вышивка бисером.
Техника шитья бисером у народов Дальнего Востока. Нашивная техника: бисер набирают на иглу с нитью и укладывают на основу по заранее начерченному контуру рисунка, другой иглой с нитью закрепляют бисер, прихватывая ткань иглой через каждую бисеринку. Шитье бисером производят на полосах, розетках, квадратах, которые затем пришивают на готовую вещь или вшивают между двумя ее деталями. Разнообразя фактуру бисерного настила, якуты и эвенки используют одновременно различными по величине бисеринами.

Достаточно самобытной являются те приемы, которые используют в своих работах вышивки бисером эвенки – народы Севера и Дальнего Востока России.

Излюбленными цветами у эвенков были красный, желтый, зеленый, белый, синий а также черный.

У эвенских народов бисерное рукоделие также находилось на достаточно высоком уровне. Наиболее часто используемыми цветами были красный и синий.

Особенностью колорита вышивки и аппликации на ткани и рыбьей коже у ульчей является последовательное линейное чередование нескольких цветов, ширина участков одного цвета от 1 до 3—4 см. Этот прием создает впечатление переливчатости, мерцания цвета, придает орнаменту декоративность, привлекает особое внимание окружающих.

Со временем, утратив свое прежнее значение, орнамент сохранил роль оберега. Легко угадываемый символ почитаемого объекта придавал предмету воображаемую сакральную силу и как бы наделял вещь соответствующими свойствами и чертами характера, присущими явлениями реального мира.

Орнамент обычно имеет названия тех предметов, с которыми он ассоциируется, или имеет признак материала, употребляемого для нанесения узоров. Например, узор ноготь, ухо, глаз наносят на мужской головной убор, чтобы охотник был сильнее зверя, имел острый слух и зоркий взгляд.

Сегодня мы изготовим оберег вышивкой по контуру.

Педагог: Что такое оберег?

Дети: (Дают свои варианты ответа)

Педагог: Молодцы! Оберег - это своеобразный кулон, который обязательно должен доходить до солнечного сплетения, так как в древности считалось, что через это место душа человека может покинуть его, а оберег должен закрывать, оберегать солнечное сплетение, для того чтобы ни какие злые силы не проникали в человека. На обереге могут изображаться разнообразные рисунки, но обязательно взятые из природы.

Педагог: Давайте еще раз вернемся к рисункам, которые я вам показывала в начале занятия. Посмотрите, пожалуйста, что вы теперь можете рассказать об этих рисунках и что как вы думаете, на них изображено? (Приложение 1)

Дети: (Ответы)

Педагог: (Показывает и рассказывает об изображениях на рисунках)

Используя один из предложенных рисунков, вы будите выполнять вышивку по контуру.

Педагог: Напомните мне, какими способами можно выполнить вышивку по контуру и что для этого необходимо.

Дети: (рассказывают)

Педагог: Молодцы! Теперь давайте рассмотрим технологическую карту, на которой по этапам выполнение всего амулета. ( Приложение 3)

IV Физкультминутка

Педагог: Перед тем как приступить к работе мы с вами немножко разомнемся, встаньте, пожалуйста, из-за столов. И вместе со мной выполним упражнения.

Шеей крутим осторожно –

Голова кружиться может.

Влево смотрим – раз, два, три.

Так и вправо посмотри.

(вращение головой вправо и влево)

Вверх потянемся, пройдемся,

(потягивание – руки вверх, ходьба на месте)

И за парты вновь вернёмся.

(дети садятся за столы).
V Практическая часть занятия

Педагог: Перед тем как приступить к работе давайте вспомним правила техники безопасности. (Приложение 4)

Дети: (Повторяют технику безопасности)

Педагог: Молодцы! Выбирайте рисунки и пожалуйста, приступайте к работе.

( Дети индивидуально с помощью педагога выбирают рисунки для вышивки в зависимости от сложности. В процессе практической работы педагог помогает каждому ребенку индивидуально, в зависимости от затруднения.)
В течение практической части урока проводятся разминки для снятия усталости с глаз и кистей рук. (Приложение 5)
VI Закрепление знаний
Педагог: Ребята, что мы сегодня делали на уроке?

Для чего необходим оберег?

Что означают рисунки?

Каким способом вы изготавливали вышивку?

Как она выполняется?

Дети: (Отвечают на вопросы)
VII Подведение итогов занятия.
Педагог: Давайте посмотрим, у кого как получилось. Все молодцы справились с работой. (Хвалит всем даже у кого не все получилось)

Убираем свои рабочие места.

Всем спасибо!