|
Урок по педагогике. ( 2 курс) Тема: Методы педагогического исследования
Открытый урок по педагогике.
( 2 курс)
Тема: Методы педагогического исследования.
Цели: 1. Познакомить студентов с методами педагогического исследования и их
характеристикой.
2. Развивать у будущих учителей умения и навыки исследовательской
работы, способность к самообразованию и самовоспитанию.
3. Воспитывать интерес к научно- исследовательской деятельности.
Литература: Подласый И.П. Педагогика, ч.1; Коджаспиров Г.М., Педагогика; Загвязинский В.И. Методология и методы психолого –педагогического исследования.
Оборудование: плакат с темой урока; карточки с заданиями; 9 конвертов; листы цветной бумаги; плакат с высказыванием В.А.Сухомлинского; опорные карточки.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Активизация знаний.
У. Василий Александрович Сухомлинский сказал « Если вы хотите ,чтобы
педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя.»
У. Как вы понимаете это высказывание?
У. Какая область знаний в педагогике занимается научным педагогическим
исследованием?
О. Методология – система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и
Методов их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
У. Дайте определение методов исследования?
О. Способы получения информации с целью установления закономерных связей , зависимостей , отношений и построения научных теорий .
У. Вы уже догадались,что тема нашего урока : методы педагогического исследования. ( на доске плакат с темой урока).
III . Новый материал.
1.У. Вспомните еще раз определение методов и ответьте на вопрос :
Для чего используются методы исследования ?
Та группа методов ,что устанавливает закономерные связи , зависимости и отношения называется эмпирическими методами, а та группа , которая служит для построения научных теорий – теоретические ( на доске карточки с названиями ).
2. Группа делится на 3 подгруппы:
1-я подгруппа готовит выступления о теоретических методах;
2-я подгруппа готовит выступления об эмпирических методах;
3-я подгруппа составляет вопросы по текстам.
( на столах у каждой подгруппы конверты с карточками, на которых описываются методы исследования, учебники, памятки для подготовки выступлений.
3. Выступления от каждой группы ( на доске , по ходу выступления, вывешиваются опорные карточки с названиями методов) . Студенты записывают в тетрадях.
IV. Закрепление нового материала.
1. Студенты III подгруппы задают вопросы остальным студентам.
2. У. Обратите внимание, у вас на столах лежит конверт № 2 .В нем лежат карточки с заданиями, прочитайте, обсудите в подгруппе, один представитель от группы отвечает на вопрос. Остальные слушают внимательно, если нужно, дополняют.
У. К какой группе методов относятся методы, о которых мы сейчас говорили?
О. Эмпирические.
3.У. В этом полугодии вы ходите на практику в школу. Какой вид практики?
О. Психолого- педагогическая.
У. Что входит в отчет по этой практике?
О. Дневник по практике, два зачетных мероприятия, характеристика школьника.
У. Для написания характеристики вы будете использовать различные методы исследования. Посмотрите сюжет и определите какой метод исследования использует учитель и студенты.
О. Метод опроса – беседа.
У. Какой это метод?
О. Эмпирический.
У. Какие еще методы будете использовать для исследования личности ученика? Будете ли вы использовать теоретические методы? Какой вывод можно сделать? А где вам еще пригодится знание методов исследования, для чего мы их изучаем?
О. В исследовании не может использоваться только одна группа методов.
V. Итог урока .
У. Сегодня мы с вами учились сообща. Более подробно и глубже с методами педагогического исследования вы познакомитесь на 3 курсе на дисциплине « Организация научно- исследовательской деятельности»
Запишите домашнее задание.
Повторить теорию, связанную с методами исследования.
Подобрать педагогический инструментарий для исследования личности ребенка на психолого-педагогической практике ( анкеты, тесты, опросники).
У. Говорят, что существует прямая зависимость между любимым цветом и
настроением. На столах у вас лежит конверт №3, откройте его . Возьмите карточку с цветом , который вам ближе. А теперь поднимите их.
Мне радостно и я вам скажу почему. Доминируют у вас цвета красный, зеленый, желтый, а с точки зрения немецкого психолога Макса Люмера они означают : активность, радость, внимание, бодрость. Какой метод исследования я применила?
О. Тест.
У. Молодцы! Я благодарю вас за работу, наиболее активными на уроке были …. .
|
|
|