Этапы урока
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
|
Деятельность учителя
|
Осуществля-емая деятельность учащихся
|
Формы органи-
зации взаимо-действия
|
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
|
Промежу-точный контроль
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1. Актуа-лизация и пробное учебное действие
|
Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Игра-соревнование
|
Словарно-орфографическая работа.
Грамота – grammata – чтение и письмо (греч.).
– В каком значении употреблено слово грамота?
Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А.С. Пушкин).
После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.
Я всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А.П. Чехов).
Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степанов)
|
Вспоминают пословицы о языке, речи, слове. Одну записывают в тетрадь
|
Группо-вая
|
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи
|
Устные ответы
|
2. Выяв-ление места и причины затрудне-ния
|
Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа
|
– Откуда, по-вашему, взяты тексты? (Из книг.)
– Как вы это определили? (авторы используют книжную лексику, образные выражения.)
С о о б щ е н и е у ч и т е л я.
Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество
|
Обдумывают ответы на вопросы
|
Группо-вая
|
Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникатив-ные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
|
|
Просмотр мультимедийной презентации «Стили речи»
|
Стили русского
литературного языка
Сферы общения
|
Стиль
|
Общение людей в быту
|
Разговорный
|
Общение граждан в учреждении
|
Официально-деловой
|
Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)
|
Публицистичес-кий
|
Научная деятельность (научные статьи, работы)
|
Научный
|
Словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы)
|
Художественный
|
Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный
|
Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистичес-кие термины.
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Слушают учителя, рассматривают учебные пособия
|
Фронта-льная
|
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникатив-ные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
|
Устные ответы
|
3. Целепо-лагание и построе-ние проекта выхода из затрудне-ния
|
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения
|
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.
Наблюдение (с. 10-11 учебника).
– О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или по-разному?
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.
– В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего
|
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями
|
Индиви-дуальная, группо-вая
|
Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей
|
Вопросы для уточнения информа-ции
|
4. Творче-ская практиче-ская деятель-ность по реализа-ции построен-ного проекта
|
Выполнение упражнений в учебнике. Обсуждение выводов, их подтверждение
|
– К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения?
– О какой стороне языка мы еще не говорили?
Объясняет важность орфографически грамотного письма (упр. 8).
– Чтобы обеспечить у себя формирование прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа, которая включает три последовательных шага: 1) научитесь слышать звуки, определять их количество в слогах, различать звуки, осуществлять звуковые схемы; 2) вырабатывайте орфографическую зоркость, узнавайте орфограммы; 3) научитесь контролировать свою работу (самоконтролю)
|
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи
|
Фронта-льная
|
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникатив-ные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
|
Устные ответы
|
5. Первич-ное закрепле-ние с коммен-тирова-нием
|
Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирую-щих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах
|
Распознавание стилей речи.
Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль.
Работа может быть проведена с использованием карточек.
1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. хотели его поволить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)
2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря – научный.)
3. Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
И. Токмакова
(Художественный)
|
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы
|
Индиви-дуальная, группо-вая
|
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы
|
Устные ответы
|
6. Само-стоятель-ная работа с самопро-веркой по эталону
|
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения
|
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса
|
Выполнение упражнений
|
Индиви-дуальная
|
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
Письмен-ная работа
|
7. Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние
|
Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
|
Составление диалогов в парах по материалу упр. 19.
Задание.
Используя предложенные выражения приветствия, составьте диалог с другом; с директором школы. Средствами какого стиля речи вы пользовались в первом случае? Во втором? (Разговорным и официально-деловым стилем.)
|
Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассни-ков, оценивают их. Отвечают на вопросы
|
Фронта-льная
|
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки
|
Оцени-вание работы учащихся на уроке
|
8. Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке (итог урока)
|
Заключительная беседа по вопросам
|
– Что нового узнали на уроке?
– Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
|
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений
|
Индиви-дуальная
|
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникатив-ные: строят небольшие монологические высказывания
|
Листы обратной связи
|