|
Урок обучения грамоте. Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы в и в. Мисюгова Надежда Алексеевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением английского языка № 455
Колпинского района города Санкт-Петербург
Урок обучения грамоте.
Согласные звуки [в] и [в’]. Буквы В и в.
Выполнила: Мисюгова Надежда Алексеевна
Учитель начальных классов
г. Санкт-Петербург
2012г.
Цель урока: познакомить учащихся с согласными звуками [в] и [в’] и буквами В и в.
Задачи:
Распознавать звуки [в] и [в’] в словах, давать им характеристику, различать звуки [в] и [в’] с буквами В и в;
Развивать навыки правильного и выразительного чтения;
Закрепить знания о звуках и буквах, изученных на предыдущих уроках.
Формируемые УУД:
В результате практических действий и наблюдений давать характеристику звукам: [в] и [в’], определять эти звуки в словах, отличать от других звуков речи, обозначать их буквами В и в.
Умение определять количество слогов в слове по гласным звукам.
-
Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение вслух слов, коротких предложений и небольших текстов.
Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
Планировать деятельность на уроке под руководством учителя.
Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Технологии: игровая технология проблемно-диагностическая.
Оборудование: учебник «Азбука» В.Г. Горецкого и др.; Игры: «Парашютисты», «Живые буквы»; иллюстрационный материал: два домика с синей и зеленой крышей, картинки животных, схемы слов, магнитофон, карточки с буквами, дом с буквами, грибы с буквами, цветы для рефлексии.
Ход урока.
Мотивация познавательной деятельности.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке, ребята, мы побываем в лесной школе, поможем братьям нашим меньшим учиться.
- А кого мы называем меньшими братьями? (животных).
- Как надо относиться к животным?
А О Ы У
И
Р Н Л
С К Т
- Какие буквы выросли на лесной полянке на грибах? Назовите (АОУЫИ).
- Что обозначают эти буквы? (гласные звуки).
- Почему гласные под синей тучкой? (Обозначают твердость предшествующего согласного звука).
- Почему гласная И под зеленой ёлочкой? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука).
- Назовите буквы – «жильцов» домика (Р, Н, Л, Т, С, К).
- Что объединяет все эти буквы? (Обозначают согласные звуки).
- Почему буквы С, К,Т живут на I этаже ? (Обозначают согласные глухие звуки).- Назовите буквы второго этажа. Что они обозначают? (Обозначают звонкие согласные звуки).
Открытие нового знания.
1.
- Послушайте предложения. Какой звук повторяется чаще других?
Воробей просил ворону вызвать волка к телефону (звук [в]).
- Повернитесь друг к другу лицом, и произнесите звук [в], и понаблюдайте, как расположены губки, зубы, язычок.
- Звук [в] гласный или согласный? Докажите.
Звук [в] твердый или мягкий?
- Назовите и сравните первые звуки в словах Витя и Вова (звук [в] твердый и звук [в’] мягкий).
-Эти звуки звонкие или глухие? (Звонкие, т.к. состоят из голоса и шума).
«Угадай букву».
Я прочитаю вам двустишие, а вы попробуйте начертить эту букву в воздухе:
«Палочку ты начерти,
К ней вплотную цифру 3» (Буква В).
- С какими звуками и буквами мы познакомимся сегодня на уроке? (Звуки [в] и [в’]. Буквы В, в).
-Откройте учебник на с. 68-69 и попробуйте рассказать, чему мы сегодня будем учиться на уроке.
Первичное закрепление.
- Посмотрите на домик в лесной школе. Все ли буквы дома? (Нет буквы В).
- Заселите букву В в домик и докажите.
Игра «Помоги животным попасть в свой домик».
Есть два домика с синей крышей и зеленой. В домик с синей крышей придут животные, в названии которых есть твердый звук [в], а в домик с зеленой – животные с мягким звуком [в’]. (На доске картинки с изображениями животных: верблюд, медведь, волк, сова, пингвин, скворец, ворон).
- А как по другому можно разместить животных в домике? (Птицы и звери).
Помоги лягушонку прочитать слоги.
В
В В
а
а
В
О О О
Ы Ы Ы
И И И
У У У
На доске: ВА, ВО, ВИ, ВУ, ВЫ.
- Что вы прочитали? (Слоги).
- Докажите. (Правило).
- Какой слог «лишний»? (ВИ).
- Докажите. (гласная и обозначает мягкость согласного звука, а все остальные гласные в слогах – твердость согласного звука).
V.
Физкультминутка (Звукозапись).
- На зарядку становитесь, в медвежат все превратитесь.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
- Вы тихонечко садитесь, в учеников все превратитесь.
- Вопрос для самых внимательных: в каких словах услышали звуки [в], [в’]? (воду, вот, дерево, медвежата, выше).
Работа в «Азбуке» с. 68.
Рассмотрите иллюстрацию. Придумайте рассказ.
-Как можно озаглавить рисунок? (Вратарь).
- Какую игру вы видите? (Футбол).
- Как называют игроков?
- Кто играет? Кто судит матч?
-Кто стоит в воротах? Как называют этого игрока? (вратарь).
- Какие событие произойдет в городе Сочи зимой 2014 года?
- Как наша страна готовится к этому событию?
2. Чтение и анализ пословиц.
- Прочитай пословицы в учебнике. Когда так говорят?
- Соотнеси по смыслу пословицы в учебнике с пословицами на доске.
Слово серебро – молчание золото. (Слово не воробей, вылетит не поймаешь).
Птица красна перьями, а человек делами. (Всякий человек в деле познается).
Соотношение схем и рисунков.
Игра «Помогите приземлиться парашютистам».
На доске картинки: львята, волк, сова.
Внизу схемы этих слов:
Внизу схемы этих слов:
, ,
Работа в парах («Азбука» с. 69).
Дать ответы на вопросы в красных рамках.
Чтение слов в схемах (вратарь, лови).
Оцените друг друга. , .
Включение нового знания в систему знаний.
Подготовка к чтению текста на с. 69.
Игра «Живые буквы».
На парте ученика карточка с изученной буквой.
По команде: «Ну-ка, буквы, встаньте в ряд и составьте слово ива». (Выходят три ученика с буквами. Другие ученики контролируют чтением).
Составляют и читают слова: вот, лови, ловит, свои, стали, тут.
Чтение текста на с.69.
- Прочитайте текст.
- Озаглавьте.
- Подчеркните в словах букву В.
- Соотнесите рисунок и текст.
3. Работа над правилом.
Послушайте стихотворение.
Должны запомнить дети
И знать, как дважды два,
Что есть на целом свете
Предметы и слова.
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это значит каждый
Из учеников.
- Что вы поняли из стихотворения?
- Прочитайте правило внизу страницы «Азбуки».
- От чего зависит количество слогов в словах? (От гласных).
- Сколько слогов в слове «ловили»? (Три).
- Прохлопайте, сколько слогов в слове «вратари»? (три), «вратарь» (2 слога).
- Почему? (3 гласных в слове «вратари» и 2 гласных в слове «вратарь»).
4.Откройте «Азбуку» на с. 70
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Как лиса ловила ворон?
- Какой вы себе представляете лису? (Хитрой, хищницей).
- Сравните: «Лиса ловит ворон». «Иван ловит ворон».
- В каком значении слово «ловит»? (в 1 предложении в прямом, во 2 - в переносном).
100 VII. Рефлексия.
- Какое слово зашифровано в ребусе К ? (Восток).
- Угадай, о каком звуке в слове «восток» я загадала? Он согласный, звонкий, твердый. (Звук [в]).
- Что интересного было на уроке?
-Какие трудности?
- Если вам на уроке было все понятно, украсьте нашу лесную поляну красными цветами, если в чем-то сомневались – синими, а если трудно было – желтыми.
Все работали дружно, спасибо за урок.
|
|
|