|
«Жизнь» и«смерть» … как два полюса бытия»
Тема урока: «Жизнь» и «смерть» … как два полюса бытия»
И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Собака»
Класс: 10
Цели урока:
1. Усвоение идейно-художественного содержания стихотворения в прозе;
2. Воспитание эстетических взглядов;
3. Развитие умений анализировать литературное произведение
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – исследование
Основной метод: сообщающая беседа в сочетании с частично-поисковой деятельностью учащихся.
1. Вступительная беседа и сообщение темы, целей.
Стихотворения в прозе… Явление необыкновенное, удивительное, привлекательное. И. С. Тургенев обратился к этому жанру в конце жизни. Его стихотворения совершенны по форме, очень красивые, находят живой отклик в душах читателей.
Изданный Тургеневымза несколько месяцев до смерти, цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» был своеобразным прощанием тяжело больного писателя с жизнью, родиной и искусством. Эта последняя книга Тургенева вобрала в себя главные темы и мотивы его творчества. В цикле отразилось преклонение перед силой самоотверженной любви и нравственным величием подвига, увлечение пылким идеализмом молодости, тончайшее чувство природы, поэзии и красоты.
«Стихотворения в прозе» - философские, лирические миниатюры, полные сумрака, предчувствий скорой смерти и восторга перед жизнью. Одной ей до последних минут он и оставался верен, возможно, поэтому почти все его вещи оказались – по словам Страхова – «всегдашними», вызывающими живой отклик и по сей день.
И сегодня цель нашего урока: раскрыть идейно-художественное содержание стихотворения в прозе «Собака».
2. Чтение наизусть.
3. Аналитическая беседа.
Тургенев впервые написал новый жанр - стихотворение в прозе. Оно совмещает лирику и прозу, несет образно-эмоциональное воздействие на читателя.
- О чем это стихотворение? (1. философское размышление 2. Зарисовка, в которой показаны психологические переживания человека 3. Философское рассуждение о смысле бытия, о неразрывной связи природы и человека)
В любом лирическом произведении есть подтекст. «Стихотворения в прозе» имеет глубокий подтекст.
- Что это такое? (потаенный смысл)
Подтекст отдаляет понимание конечного смысла произведения от первичного восприятия, т. к. в самом тексте говорится меньше, чем сообщается, а понимается больше, чем говорится.
Основная мысль тургеневского стихотворения – единство человека и животного. Человек был и остается частью природы, он неотторжим от нее.
Лирический герой стихотворения – Тургенев – перед лицом надвигающейся трагической ситуации – ухода в иную реальность – пытается найти утраченную гармонию.
Писатель пытается установить связь со своим единственным собеседником – собакой. В угасающем сердце одинокого человека поселилась неизбывная тоска, страх, в самой комнате затаилось щемящее ощущение мертвенности, свойственное также пустым заброшенным помещениям.
Собака – друг человека, так обычно воспринимается присутствие и роль этого животного в окружающей нас жизни. Она ощущает боль, умеет радоваться, печалиться. Отличие ее от человека состоит в том, что, как и любое другое животное, она не умеет говорить: «Она немая, она без слов».
Но Тургенев убедительно показывает, что он и его собака прекрасно понимают друг друга. «Собака сидит прямо передо мною – и смотрит мне прямо в глаза»
- Обратим внимание на композицию стихотворения.
Назовите основные элементы композиции (завязка, развитие действия – сюжет, кульминация, развязка)
- Можно ли определить все структурные элементы композиции?
Как вы думаете, где здесь завязка? (сообщается о том, что действующих лиц двое «Нас двое в …», «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга»)
- Как вы думаете, где здесь кульминационная часть? (центральные строфы – это раздумье лирического героя – автора о сходстве и человека, и животного перед неутомимыми законами мировоззрения: они имеют равные права на жизнь, и на смерть, и нет между ними «никакой разницы»)
- Что вы можете сказать о сюжете? (слабо выражен)
- Где развязка? (последняя строфа)
В лирическом произведении обычно используются средства художественной выразительности, с помощью которых автор раскрывает тему, идею своего произведения.
ЧИТАЮ САМА СТИХОТВОРЕНИЕ
Тургенев для создания доверительной атмосферы использовал обычную разговорную лексику, скромный арсенал средств художественной выразительности. Какие?
Эпитеты (страшная неистовая буря, собака немая, она без слов)
Метафора (смерть махнет на него своим холодным широким крылом) (в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек – авторская метафора)
Персонификация (воет буря, смерть налетит, жизнь жмется)
Анафора (Она хочет сказать …, Она немая, она без слов, она сама себя…)
Синтаксические конструкции.
Создается образ растерянности, беспомощности человека перед смертью.
1. Восклицательные предложения (Нет! – безличное.И конец! - номинативное)
2. Риторический вопрос (Кто потом разберет?)
3. Многоточие – недосказанность, характерная для лирических произведений (смерть налетит… крылом… - проявление максимального накала философской мысли; это не животное и человек меняются взглядами – вершина эмоционально-психологического сближения человека и животного; в этой строфе особо отмечается слово «одинаковых глаз», которому придает важное значение: два связанных между собой существа равны перед судьбой)
4. Обилие шипящих (ч, ш, щ) и свистящих (с, з) согласных создает загадочно-таинственную атмосферу.
Вывод: Каждая фраза в стихотворении является как бы единственно возможной, в ней нельзя ничего изменить без ущерба для выразительности и смысла произведения.
Описание приближения смерти.
От строфы уже веет холодом, в ней – настораживающее предчувствие. И от слова «смерть» исходит ощущение холода. Писатель подчеркивает его, добавляя выражение «холодным крылом». Однако в развязке слово «смерть» заменяется словом «жизнь», используя в итоговых рассуждениях восклицательных предложений противоположного значения «И конец! – Нет!» здесь же появляются антонимичная пара «жизнь - смерть» как два полюса бытия (прием антитезы)
Образ автора ярко выражен, ибо лирический герой и есть сам автор, открыто выражающий свое отношение к событию, которое неминуемо должно произойти в его жизни. Писатель стоит над миром своего немого собеседника и все знает о жизни и чувствах собаки «…она сама себя не понимает – но я ее понимаю»
Обобщение
Домашнее задание. Анализ одного из трех «Стихотворений в прозе» (по выбору), вдумчиво прочитать (стр.3), найти скрытые художественные детали, определите авторскую позицию, эстетическую ценность произведения.
Итог урока.
Оценки.
Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ
И. С. ТУРГЕНЕВ. СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ «СОБАКА»
Нас двое в комнате: собака моя и я.
На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
|
|
|