|
Урок обж в 11 класс. Тема урока «Как стать офицером Российской Армии ?» Цель урока : Дать учащимся представление о профессии офицера
Урок ОБЖ в 11 класс.
Тема урока «Как стать офицером Российской Армии ?»
Цель урока:
Дать учащимся представление о профессии офицера.
Задачи урока:
-
Формировать познавательный интерес понятия чести и долга офицера Российской армии;
Познакомить учащихся с особенностями приобретения высшего военного образования в нашей стране.
-
Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
Сформировать у учащихся уважительного отношения к профессии офицера.
Используя исторические факты и примеры из жизни станичников, привлечь внимание учащихся к профессии офицера, заставить задуматься о значимости этой профессии.
Оборудование урока:
Мультимедийная презентация- сопровождение урока
Лист опросника (для каждого ученика)
Раздаточный материал (для групповой и индивидуальной работы )
Памятка
Отрывки из фильма «Офицеры»
Музыкальное сопровождение
План урока.
I. Вступление
1. Каким должен быть настоящий мужчина.
2. «Кодекс чести офицера Российской Армии».
II. Профессия офицера.
Из истории военно-учебных заведений России.
Система военно- профессионального образования в России.
Подготовка и поступление в военные образовательные учреждения.
III. Заключение.
Экспресс-опрос. Плюсы и минусы возможности обучения в военном ВУЗе.
1. Вступительное слово учителя. (Стихотворение.)
Как стать офицером Российской армии.
Век суетен, сердца жестоки,
Добро не побеждает зла.
Грядут кровавые уроки,
Бьют смертные колокола.
Пусть человеческая слава
Прельстила грешные сердца.
И ослабевшая держава
Не чтит героя и Творца.
Но до окраины Вселенной
Лежит, его не зачеркнуть –
Мой офицерский, мой военный,
Мой жертвенный, но славный путь.
Исполнение песни О. Газманова «Офицеры».
Учитель знакомит учащихся с темой урока, эпиграфом, целью, задачами, планом урока.
Учитель:
Тема сегодняшнего урока – «Как стать офицером Российской армии?». Эпиграфом к этому уроку служат слова генерала Драгомирова: « Велика и почетна роль офицера, но тягость её не всякому под силу.
Цель нашего урока – мы должны понять, что же это за профессия - офицер.
Задачи урока:
Формировать познавательный интерес понятия чести и долга офицера Российской армии;
Познакомить учащихся с особенностями приобретения высшего военного образования в нашей стране.
Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
Сформировать у учащихся уважительного отношения к профессии офицера.
Используя исторические факты и примеры из жизни станичников, привлечь внимание учащихся к профессии офицера, заставить задуматься о значимости этой профессии.
Сегодня мы будем работать по такому плану:
I. Вступление
1. Каким должен быть настоящий мужчина.
2. «Кодекс чести офицера Российской Армии».
II. Профессия офицера.
Из истории военно-учебных заведений России.
Система военно- профессионального образования в России.
Подготовка и поступление в военные образовательные учреждения.
III. Заключение.
Экспресс-опрос. Плюсы и минусы возможности обучения в военном ВУЗе.
Домашнее задание:
И сразу хочу обратить ваше внимание на домашнее задание, пожалуйста, запишите его:
& 3.5. вопросы на стр. 212 – 213 и предлагаю вам если вас заинтересует тема нашего урока, заняться поисковой работой о выпускниках вашей школы, ныне действующих и в отставке офицеров.
Ход урока:
-I-
Сегодня мы будем работать в группах, поэтому вы сегодня будете располагаться так как вы сидите, у вас лежит на столах (листы опросники, которые вы должны сдать мне в конце урока, раздаточный материал, памятки ), все это мы будем использовать в процессе урока. Я предлагаю выбрать среди ваших групп по одному хронометристу, который будет регламентировать выполнение заданий .
Так как же стать офицером Российской армии? Возможно, вы скажете, что свой жизненный путь вы собираетесь связать с другими профессиями. Но надеюсь, что наш урок раскроет перед вами совершенно новые стороны профессии военного офицера.
Я думаю, что наш урок может заставит вас задуматься, насколько вы готовы к тому, чтобы стать настоящими мужчинами.
Предлагаю поработать с листами опросника и прошу обратить внимание на первое задание.
Работа с анкетой – опросником. Ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий мужчина?»
Задания группам:
1 группа – отметить морально-психологические качества и уровень материально- финансового положения;
2 группа – отметить физические качества и уровень материально-финансового положения;
3 группа – интеллектуальные качества и уровень материально-финансового положения.
(На выполнение задания дается 4-5 мин.)
Проверка выполнения задания (только у девушек). Учащиеся зачитывают качества настоящего мужчины.
Учитель подводит итог опросника. Список качеств, полученный в результате опроса девушек, можно считать своеобразным заказом общества: настоящих мужчин хотят видеть именно такими. Скажите, уважаемые юноши, по силам ли вам этот заказ? Не слишком ли высоки предъявленные вам требования? Да, это так. Но именно такими желает вас видеть общество.
Требования, которые предъявили девушки настоящим мужчинам, не новы. И в прошлом мужчинам предъявлялись аналогичные требования. Я хочу обратить ваше внимание на документ, который лежит перед вами - это «Кодекс чести офицера Российской Армии», составленный в начале ХХ века.
Я предлагаю вам в течении 3 минут ознакомиться с ним и приступить к выполнению второго задания в листе опросника
Работа с листом опросника + «Кодекс».
Задание учащимся: Сопоставьте требования, предъявляемые обществом настоящим мужчинам и требования, предъявляемые офицерам. Запишите в лист опросника те, которые звучат в унисон с требованиями ваших девушек.
Учитель: Итак, Вы сопоставили 2 списка требований. Что Вы можете сказать о результатах сопоставления?
Молодцы! Вы справились с заданием. Несмотря на разницу во времени составления списков в 100 лет, они во многом пересекаются. В нашем сознании переплетаются представления о настоящем мужчине и о настоящем воине – защитнике. Большинство девушек желают, чтобы их избранники были похожи на настоящих офицеров, а юноши видят себя настоящими офицерами.
-II-
1. Историческая справка. Учитель о профессии офицера.
-Офицер – лицо командного и начальствующего состава армии и флота. Впервые слово «офицер» появилось в немецкой политической литературе в середине XVI в. и означало человека, занимающего определенную государственную должность. В России впервые офицерское звание появилось в XVII в. В первые годы Советской власти отказались от слова офицер, заменив его на красный командир, но с 1943 г. понятия «офицер», «офицерские звания» были возвращены. Имена лучших офицеров – это имена героев России, которые известны сегодня всем: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов, Георгий Жуков, Владимир Шаманов, Константин Маклов.
(Слайд № 5 Портреты полководцев и офицеров)
Учитель: Давайте, ребята, вернемся в далекое прошлое, и узнаем какие первые военно-учебные заведения были открыты в России?
(Слайд № 6 Из истории военно-учебных заведений)
Вопрос учащимся: Как Вы думаете, с какой целью открывались именно эти учебные заведения?
Верно, чтобы превратить Россию из страны отсталой, неразвитой, со слабой военной техникой в страну передовую, пользующуюся международным авторитетом.
2. Система военно-профессионального образования в России.
Вопрос учащимся: А как Вы считаете , ребята , где можно получить военно-профессиональное образование?
Учитель: Правильно, ребята. Давайте обратимся к схеме «Типы образовательных учреждений »
(Слайд № 7 «Типы образовательных учреждений»)
Учитель:
Военные академии – ведущие научные, учебно- методические центры в системе военного образования.
Военные университеты – военно-учебные заведения, имеющие широкий спектр направлений подготовки будущих офицеров.
Военные институты – основное звено в подготовке военных кадров для замещения первичных офицерских должностей.
3.Подготовка и поступление в военные образовательные учреждения.
Учитель: Далее в нашем уроке – консультационный раздел, в котором Вы можете получить консультацию по интересующим Вас вопросам, связанным с правилами, условиями приема в высшие военные учебные заведения. На вопросы отвечают: военный комиссар, медработник, ректор ВУЗа,и социальный работник.
(Сценка.)
Учитель: А сейчас Вам предстоит выполнить практическую работу в листах опросника, задание № 3
Вам нужно сравнить обучение в военных ВУЗах и гражданских учебных заведениях.
Молодое поколение, как правило, видит больше минусов в обучении в военных ВУЗах: это сложности, жизнь по строгому режиму, проживание в казармах, отсутствие вседозволенности и полной свободы. Более взрослое поколение видит больше плюсов. Давайте попробуем с вами найти + и – того и другого обучения. (Работа по группам в таблицах) В каждой группе выбрать финансиста, который будет вести подсчет какие финансовые затраты несет семья, обучая своего ребенка в военном учебном учреждении, какие затраты – в гражданском учреждении.
Выступление финансистов групп.
Физкультминутка.
(Предлагаю выполнить комплекс строевых приемов: Равняйсь!; Смир-но!; Напра-во!; Нале-во!; Кругом!; Кругом!; На месте шагом марш!; На месте стой раз-два!)
Учитель: Государство всегда нуждалось и будет нуждаться в профессиональных военных. Пока существует государство, будет существовать армия, поэтому профессия военного всегда будет востребована.
Учитель: Есть такая профессия Родину защищать. Офицерский корпус – это главный хребет любой армии, главный организатор и исполнитель задач обеспечения обороны и безопасности страны.
Давайте обратим внимание на офицерские заповеди.
(Слайд № 8 «Офицерские заповеди»)
Вопрос учащимся: О чем говорят заповеди?
Учитель: Офицерская честь! Давайте поговорим, что же такое офицерская честь?
Работа с листами опросника.
Задание: Давайте продолжим фразу …….
Офицерская честь – это…
В листе опросника в задании под № 4 вам предстоит продолжить фразу. Как бы вы закончили это предложение?
Учитель: А теперь посмотрите, какие сравнения лежат в конвертах, если ваши мнения совпали с моими, то разместите их пожалуйста на доске.
(Группы по очереди располагают высказывания на доске )
Офицерская честь – это
Быть верным народу и Отечеству;
-
Не допускать измены и предательства;
Быть благородным гражданином и патриотом;
Не останавливаться ни перед какими обстоятельствами;
Служить верой и правдой Отечеству до последней капли крови;
Сознавать личную ответственность за оборону страны;
Проявлять взаимопомощь и взаимовыручку;
-
Добиваться побед, сражаться мужественно и храбро;
Умирать с Честью и Славой;
Почитать скорбной памятью и молитвой павших на поле брани.
Учитель: Молодцы! И с этим заданием Вы справились.
-III-
1. Учитель: Вот мы и подошли к концу урока. Хочу предложить, Вам, экспресс- опрос. Ответьте на следующие вопросы: «Как я отношусь к возможности обучения в военном ВУЗе? Какие вижу в этом «плюсы»? Какие «минусы»?
Вернитесь к своему листу опроснику. Заполните 2 графы «+» и «-».
Учитель: Подведем итоги урока. Какие основные выводы по теме урока вы можете сделать? (Говорят учащиеся).
Заключительное слово учителя:
Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Я думаю, что после сегодняшнего урока, многие из вас пересмотрят свой выбор будущей профессии или наоборот, еще больше утвердятся в правильности своего выбора.
Показ фрагмента фильма «Офицеры».
Большое спасибо за вашу работу.
|
|
|