|
Урок (литература и английский язык) по теме «Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.»
Интегрированный урок (литература и английский язык) по теме «Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.»
Цели: познакомить уч-ся со стихотворениями о природе русских и английских поэтов 19 в;
обучать навыкам выразительного чтения и анализа стихотв.; развивать творческое воображение уч-ся; воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного; создать благоприятные условия на уроке для восприятия пейзажной лирики.
Оборудование: репродукции картин русских художников ( «Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» В. Поленова, «Осень» С. Герасимова); аудиозаписи концерта А. Вивальди «Осень» , «Осенняя песня» П. Чайковского из альб. «Времена года»; компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент. Нацеливание (на русск.языке, на англ.языке).
- Ребята, тема нашего урока звучит так: « Природа в стихотворениях русских и английских поэтов 19 в.» (записывают тему урока). Сегодня мы возвращаемся к теме изображения природы в литературе. Только теперь обратимся к творчеству не только русских поэтов, но и английских. Будем выразительно читать стихотворения на русском и английском языках и их анализировать.
2. Вступительное слово учителя англ. языка (УА), учителя литературы (УЛ).
- Good morning, dear girls and boys. Glad to see you. How are you? Today we have an unusual lesson. There are two teachers in the classroom. We are working in groups.
- Родная природа всегда была неисчерпаемым, бесконечным источником вдохновения поэтов. Русские и английские поэты изображают разные времена года в своих произведениях, выражая свое отношение к ним, любовь к родной земле.
3. УА проводит беседу о биографии англ.поэтов (У. Вордсворт, Д. Китс и др.), викторину-презент. Дети читают стихи на англ. языке, отвечают на вопросы по содержанию произв.
Слайд 1
- Do you want to learn some facts about English poetry? (Ответ: - Yes, we do.)
- What English poets do you know? (Ответ: - William Wordsworth, Samuel Taylor Coleridge, Percy Bysshe Shelley, Lord Byron, John Keats. )
Слайд 2
- Find them on the pictures. (Соотносят портреты с именами поэтов.)
Слайд 3
- Read the sentence and be ready to guess the poet.(Учащиеся читают предл. из биографии поэтов и отгадывают, к кому оно относится.)
- Very good! Can you tell me what is general between all these poets? (Ответ: All these poets wrote about nature.)
Слайд 4
- Well done! And now let`s listen to your classmates reading the poems and think if they differ from the other poems. (Учащиеся (2 чел.) читают заранее подготовленные стих. на английском и русском.) Слайд 5, 6, 7.
- Thank you very much? It was wonderful!
4. УЛ переходит к чтению и анализу стихотв. русских поэтов.
- Ребята, вы прикоснулись к английской поэзии, прочитали стихотв., постарались выяснить, о чем эти произв. А теперь постараемся увидеть образы природы, созданные русскими поэтами. Даже самый неяркий , спокойный русский пейзаж может преображаться, и каждый автор всякий раз покажет его по-новому, волнуя и удивляя нас.
- Сейчас мы внимательно послушаем стихотворение Ф. И. Тютчева « Неохотно и несмело» Записываем автора и название стих.
(Ученик выразительно читает стих. наизусть). Выразит. чтение – убираем.
(Интригующий вопрос. Как вы думаете, выразительно было прочитано это стихотв.? А что значит, по-вашему, выразительно читать стихи? (Ответы: должна быть своеобразная музыка стиха, его ритмика, паузы, темп чтения, выделение логических ударений и т.д.)
-Как же нужно читать это стихотворение, с какой интонацией, в каком темпе? (Таинственно, небыстро)
- Текст стихотв. перед вами, обратим внимание на знаки препинания и поразмышляем о паузах. Междометье «чу» отделено запятой, но здесь нужна большая пауза: мы как бы предупреждены поэтом – прислушайся, сейчас что-то произойдет…; многоточие во второй строфе требует понижение голоса и большой паузы, выражающей размышление; тире в третьей строфе обозначает резкую смену событий – пауза большая.
- А теперь соединим тревожную интонацию, замедленный темп, местами ускоряющийся, логически выделим ключевые слова и еще раз прочитаем стихотворение (Читаем фронтально, по строфам)
Работа над выразительно-изобразительным строем стихотворения.
- О чем это стихотворение? (без анализа образности детям трудно ответить на в-с) Постараемся разобраться вместе.
- Какие приемы выразительности использует Тютчев, чтобы нарисовать поединок двух действующих сил космоса – солнца и грозы, отступление одного и натиск другой? (Фронтальная лаборатория.) Смотрим на текст.
1 строфа (завязка) Эпитеты – «неохотно и несмело» ( о солнце) показывают нерешительность перед надвигающимися тучами. «Принахмурилась земля» - глагол-олицетворение из фольклора, напоминающий о смене настроения на лице человека.
2 строфа «Зеленеющие нивы зеленее под грозой» (двойное усиление цветового образа).
3 строфа (кульминация) Глагол движения, борьбы «пробилась». «Синей молнии струя» - метафорическое сравнение молнии не со стрелой, а со струей, к-ая не пролетает мгновенно, а обрушивается. « Пламень белый и летучий». Перв. эпитет дополняет цветов. гамму картины: зелен. поля, синяя молния и белый пламень. Втор. означ. «летящий» и «легкий».
4 строфа «Вихрем пыль летит» ( метафора, сближающая «вихрь» и «пыль»; «Раскаты сердитей и смелей» (эпитет-олицетворение).
5 строфа «Исподлобья взглянуло» (олицетв., уподобл. солнца живому сущ.)« В сиянье потонула» - сущ. от гл. «сиять» - распространять блеск, свет, торжество. Эта строфа изображает умиротворение природы, освеженной грозой.
Основные идеи поэтической картины (Теперь запишем выводы)
- Какие чувства испытал поэт, наблюдая поединок в природе? (Восторг, упоение при созерцании стихии, восхищение ее мощью и красотой).
-Записываем. Тютчев наделяет весеннюю природу человеческими качествами.
(И еще важно понять, ребята, что в этом стих. смена настроения человека передана сменой картин природы: от неуверенности к ожиданию, затем от смятения до радости обновления, к-ая и определяет настроение стихотворение. Мы улыбаемся вместе с солнцем, затопляющим землю: «И в сиянье потонула / Вся смятенная земля».)
- У каждого человека есть любимое время года. Любимое время года для А. С. Пушкина – осень. Именно этой поре мы должны быть благодарны за многие произв. поэта, вошедшие в сокровищницу мировой литературы.
- Прежде, чем приступить к чтению стих. Пушкина, рассмотрим репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень»
Работа по картине И.И. Левитана “Золотая осень”.
- Почему картина называется « Золотая осень»?
- Какие краски можно различить на картине?
- Подумайте, с какими чувствами писал свою картину?
Вывод : Левитан очень любил русскую природу и не уставал повторять своим ученикам:
« Больше любви, больше поклонения природе!» Действительно, такой природе нужно поклоняться!
Работа над стихотворением А.С. Пушкина “Осень”.
- А вот теперь давайте понаблюдаем, какие картины природы Пушкин создает в стихотворении « Осень» (отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин»)
( Ученик читает отрывок из стихотворения наизусть).
- Все ли слова вам знакомы?
Объяснение значения некоторых слов, уточнение ответов, составление цепочек слов.( на доске)
очи –глаза;
багрец – багровый – багряный - красный
сень – покров деревьев; деревья образ. коридор
мгла – непрозрачный воздух.
После чтения первой строки учитель обращает внимание учеников на противоречивые, стоящие рядом фразы: “унылая пора” и “очей очарованье”. (Учитель просит высказать своё мнение по поводу этого.)
Ученики: Наверное, автор хотел начать своё стихотворение с того, что осень – действительно унылое время года, с холодами и дождями, с увяданием природы. Но уже в следующей фразе Пушкин показывает своё личное отношение к этой поре и что ему осень очень нравится.
Учитель: Автор не скрывает своего восхищения, оно выражено в восклицании поэта: “Очей очарованье!”
Учитель: Давайте посмотрим дальше, так ли это?
Ребята прочитывают следующие две строки и видят, что здесь автор прямо говорит о своей любви к этому времени года:
“Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье…”
Учитель: А как вы объясните выражение: “прощальная краса” и “пышное природы увяданье”?
Ученики: Это пора золотой осени, такие картины мы видим и у художника И.И. Левитана “Золотая осень”.
- В эту пору деревья необычайно красивые, хотя эта красота – начало их увядания: листья облетают. Поэтому автор такое увядание природы называет пышным, то есть богатым.
- Несмотря на откровенную любовь к осени, в стихотворении мы видим и другие образы времен года, видим все времена года с их прелестями и недостатками. Например, лето — пора мух и комаров, весна теплая, но грязная, «…весной я болен» - говорит автор.( ученики находят в стих. ,зачитывают).
(- А какая тогда зима? )
- А как представлена зима в стихотворении? ( Зима- время спокойного и размеренного течения жизни. Кажется, что каждая строка о ней наполнена грустью о прошедшем творческом взрыве. )
- Пушкину нравится это снежное время:
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны...
- И все же осень — главная героиня стихотворения. Ей Пушкин признается в любви. Ее благодарит за то, что пробуждает музу в душе его, освежает и наполняет мыслями голову:
- Прочитайте строки.
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит...
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут —
- Ребята, мы говорили с вами о том, что в стихотворении основное место занимают переживания и чувства лирического героя.
Работа над выразительно-изобразительными средствами стихотворения.
Главную роль в описании осени играют эпитеты: «прощальная краса», «пышное природы увяданье», «свежее дыханье»…. Пушкин, словно кистью, рисует картину осенней природы
Метафора «в багрец и золото одетые леса» позволяет мысленно представить почти сказочные лесные богатства болдинских мест осенью. Инверсия («Люблю я пышное природы увяданье») способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным.
Обращение «Унылая пора!» частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной. Пушкин использует прием аллитерации (звукопись) для описания шума ветра: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье». Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу.
Красочность и пышность увядающей осени Пушкина поражает наше воображение
Работа над стихотворением Уильяма Вордсворта «Сентябрь».
- Ребята, предлагаю вам сейчас сравнить стихотворение А. С. Пушкина «Осень» и отрывок из стихотворения английского поэта У. Вордсворта « Сентябрь». Для начала вы должны послушать стихотворение Вордсворта на его родном – английском - языке.
( слушают аудиозапись)
Затем учитель литературы читает этот же отрывок в переводе Лукьянова.
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
- Какие мысли и чувства волнуют лирического героя в этом произведении? Зачитайте строки из стихотворения.
Обсуждение.
( Тоже, как и Пушкин, пишет об осени, восхищается ею. Вордсворт осенью слышит «святую песнь», которая «сто раз отрадней» музыки «весны и лета»).
Гимн Божеству гремит природа.
И я, внимая песне той,
Всё дольное отбросив долу
И, чуждый мук борьбы земной,
Несусь душой к Его престолу.
- Вордсворт обожал природу и посвятил родным пейзажам множество своих произведений. Для него природа тоже была главным источником вдохновения
«Природы он рисует идеал» - однажды Пушкин написал в своем стих.
- Сравнит. таблица. «Общее в изображении осени в стих. двух поэтов» - название.
- Наша задача: найти общее в изображении осеннего пейзажа.
У. Вордсворт «Сентябрь»
|
А. Пушкин «Осень»
|
Природа прекрасна-общее, посередине
|
|
1. Божественное начало природы. «Гимн Божеству гремит природа»
|
Царственная природа. «В багрец и золото одетые леса»
|
2. Поэты любят осень – общее.
« Несусь душой…»
|
Любимое время года. « Очей очарованье»
|
3. Осень- время творческого подъема.
|
Творческое озарение « И пробуждается поэзия во мне…»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод.
-Что общего в творчестве русских и английских поэтов?
( И русские, и английские поэты свои чувства , настроения, мироощущения передают через описание родной природы. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. Картины природы передают внутреннее состояние человека)
5. Итоговая работа.
- Сейчас вам предстоит выполнить письменную работу на выбор: 1. (дать развернутый ответ на вопрос «Какое влияние оказывает природа на человека?» - на русском языке. 2. «Личное впечатление от прочтения стихотв. У. Вордсворта «Сентябрь» - это на англ. языке.
- Fill in the table. Find the main idea of each line.
- Но все это вы будете делать под музыку…
- Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине.
6. Контроль выполненной работы.
( 1 ученик представляет работу на русском, другой – на англ. языке)
7. Выставление оценок УА, выставление оценок УЛ
8. Домашнее задание по литературе.
- Ребята, дома вы продолжите знакомство с творчеством русских поэтов 19 в. Прочитать стихотворения и размышления литературоведа о них - стр. 303-308; выучить наизусть любое понравившееся стихотворение.
|
|
|