|
О роли учителя музыки в становлении творческой личности
О роли учителя музыки в становлении творческой личности
Одним из основных направлений модернизации музыкального образования является деятельностный характер образования, направленность образования на формирование умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности. Действительно, вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий, требуют творческого подхода.
Как же помочь ребенку развить в себе творческие способности мыслить? Какова роль учителя, и каковы его возможности в этом сложном процессе?
«Ребенок» - объект воспитания» - достаточно распространенная позиция в педагогике. Нельзя забывать о том, что ребенок творит себя сам. А мы, педагоги, лишь призваны умело направить его.
В начале своего жизненного пути ребенок подражает всему, что происходит вокруг него, но при этом остается самим собой. Известно, что подражание – начало любого творчества, в котором присутствует и собственное видение, и восприятие окружающих вещей. Не успев окрепнуть, маленький человек произносит свое первое: «Я сам!».
Придя в школу, ребенок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. Пусть он ошибается и думает не как все, но это его решение, его собственный путь. Главное поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску. Существует несколько правил, которых, на мой взгляд, должен придерживаться учитель:
Не сковывать, а освобождать;
Не сдерживать, а поддерживать;
Не сгибать, а распрямлять.
Процесс развития ребенка, становление его как творческой личности – это таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно. Мы заблуждаемся, когда пытаемся дать ученикам готовые пути решения возникающих в учебной деятельности проблем, считая при этом, что так мы ускорим процесс развития ребенка. Еще Э.Кант говорил: «Не мыслям надо учить, а учить мыслить».
У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей.
Что же такое творческие способности? Бесспорно, это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Д.Богоявленская считает, что «творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком».
Одним из компонентов музыкальной культуры, формированием которой занимается учитель музыки в школе, являются музыкально-творческие способности. Благодатной почвой для их развития служит начальный этап обучения в школе.
Основным видом деятельности, как утверждают психологи, в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Но не теряет своей привлекательности и актуальности деятельность игровая, которая помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный. Поэтому использование игры на уроках для развития творческих способностей, бесспорно, - насущная необходимость.
Какие же формы игровой деятельности используются на уроках музыки для развития музыкально – творческих способностей? Это различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение ладовой окраски музыкальных пьес.
Приведу несколько примеров творческих заданий:
На развитие слуха: игра в прятки, эхо(найти на инструменте нужные звуки, фразы);
Придумать ритм и записать его, поставить тактовые черточки;
Закончить музыкальную фразу (сочинить окончание);
-
На стихи сочинить 1-2 музыкальных предложений;
При прослушивании и анализе музыкальных произведений, его частей, ребята используют цветные карточки, которые помогают провести аналогии музыки с цветом (мажор, минор).
Такая работа направлена на развитие воображения и ассоциативного мышления.
Развивая творческие способности в младшем и среднем подростковом возрасте, особое внимание важно уделять развитию мышления, его способности владеть приемами поисковой и творческой деятельности.
Современных подростков не устраивает роль пассивных исполнителей на инструменте и слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в котором могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому необходимо использование нестандартных форм уроков: урок – состязание, урок – музыкальная викторина, а так же различных творческих заданий , направленных на развитие творческих способностей и творческого мышления:
Сообщение интересных фактов из жизни и творчества композиторов;
-
Рисунки, раскрытие значений различных музыкальных терминов, темпов;
Сравнительный анализ различных стилей музыки (классический, барроко, романтизм;
Рецензирование концертов;
Сочинение песен, музыкальных произведений;
Придумывание кроссвордов, ребусов.
Необходимо подчеркнуть, что подростковый и юношеский возраст – не менее интересный и благодатный для развития творческих способностей. «Юность подобна молодому дереву, ибо, куда кто хочет, туда может наклонить тонкое дерево. Так и век юношеский, к чему его повернешь, легко будет наклонен» (С.Полоцкий).
Развивая творческие музыкальные способности в учащихся, учитель музыки полноправно участвует в его становлении, как творческой личности. Еще П.Ф. Каптеров говорил, что «…эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, побуждая к соответственным физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и прекращая на известное время всякие споры, вражду, неприязненные отношения».
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.
Использованная литература:
Музыка в школе №3, -2005.
|
|
|