|
Урок «Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств» Для учащихся 3 класса Класс: 3 а тема урока «Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств» Вид урока: урок усвоения новых знаний
Открытый урок
«Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств»
Для учащихся 3 класса
Класс: 3 А
Тема урока «Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств»
Вид урока: урок усвоения новых знаний
Формируемые УУД
Предметные:
имеют представление об отрицании;
находят на «карте множеств» область элементов, не принадлежащих заданному множеству;
имеют представление о пересечении двух множеств;
-
находят на «карте множеств» область множества, которое является пересечением двух других множеств;
определяют принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух множеств;
определяют характер отношений между двумя заданными множествами (множество – подмножество, имеют пересечение, не имеют пересечения).
Личностные: объясняют себе, что делают с удовольствием, а что нет (мотивы).
Метапредметные:
Регулятивные: учатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания;
Коммуникативные:
-
умеют слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого человека иметь свою;
излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Обеспечение урока:
план урока;
мультимедийная презентация;
интерактивная доска;
мультимедиа-проектор;
компьютеры.
раздаточный материал: карточка 1 «Задание на повторение» в двух вариантах, карточка 2 «Дополнительные задания», карточка 3 «поставь себе отметку»
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний:
Домашнее задание: с. 4 №7.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Предложить детям выполнить задание №10. У детей возникнут затруднения с тем, что:
в таблице появились множества, в названии которых присутствуют слова «не», «и»;
в таблице появились схемы, в которых части множеств окрашены и отсутствуют названия множеств.
Эти затруднения позволят выявить необходимость новых знаний для решения данной задачи. При помощи детей сформулировать тему урока, поставить цели и задачи. Объявить, что у них на столах есть карточки «Поставь себе отметку», которую они заполняют по мере проверки заданий урока. И что в конце урока они могут предъявить ее для получения отметки за урок.
Поставить перед учениками следующие вопросы:
вам известно, какую часть карты множеств необходимо закрасить, если в названии множества есть слово «НЕ»?
вы знаете, какую часть множества необходимо закрасить, если в названии множества есть слово «И»?
Первичное усвоение новых знаний.
Задание 10
Обратить внимание детей на необычную карту в задании: такого не бывает на географических картах. Границы двух стран пересекаются, а на пересечении образуется новая страна – новое множество.
Какое множество находится на пересечении множества птиц и множества летающих животных?
Название этого множества можно найти в таблице – «птицы, которые умеют летать». Обратить внимание детей: закрашена область пересечения круга и овала.
Помочь детям сделать вывод: не все птицы умеют летать и не все животные умеют летать.
Вписать в фигуры названия животных (на доске и в тетрадях).
Вписать в таблице пропущенные названия двух множеств.
Устно дать название множеству элементов в овале, за пределами круга (нелетающие животные)
Определить и вписать в клетки таблицы число элементов каждого множества.
Первичная проверка понимания
Интерактивное задание «Фигуры»
При выполнении данного задания можно выявить понимание, что множество в названии которого есть частица «не» - это все на карте множеств, кроме указанного множества и что элементы данного множества мы не должны брать во внимание.
Задание 9
Предложить детям выполнить задание самостоятельно. Вместе выполнить только последнюю часть задания: закрасить часть прямоугольника в таблице.
Поставить перед учениками следующий вопрос: «какую часть множества необходимо закрасить, если в названии множества есть слово «НЕ»?
Подвести итоги: если в названии множества есть слово «НЕ» - значит, нужно закрасить часть острова за пределами какой-то страны или часть страны за пределами какого-то города.
Первичное закрепление
Самостоятельное выполнение интерактивных заданий за компьютером: деревья, птицы, животные.
При выполнении данных заданий у учеников должно закрепиться понимание, о какой части множества идет речь, если в названии множества присутствует слово «и» или слово «не».
Игра «Что на пересечении»
Учитель называет пары множеств. Если множества не пересекаются, то дети не поднимают рук. Если множества пересекаются, то дети поднимают руки, если готовы привести пример элемента, находящегося на пересечении двух множеств. Например:
Животные и герои мультфильмов (Кот Матроскин, Крокодил Гена, Том и Джерри …);
Птицы и рыбы (не пересекаются);
Звезды и планеты (не пересекаются);
Папы и врачи (папа-врач какого-то ученика).
Задание 11. (при недостатке времени может быть рассмотрено на следующем уроке)
Вопрос учителя к каждому из четырёх рисунков: «Какой случай изображён: (а) множество и его подмножество ИЛИ (б) два множества, которые пересекаются (не пересекаются)?»
Если имеет случай (а), то уточнить: какому множеству нужно придумать название – тому, которое больше множества жилых домов, или тому, которое меньше этого множества?
Предоставить возможность ученикам дать свой вариант названия для каждого множества.
Для третьего рисунка (пересекающиеся множества) выбрать один из вариантов ответа (например, «кирпичные дома») и обсудить, какие дома могут находиться:
на пересечении двух фигур (кирпичные жилые дома);
в круге, за пределами овала (жилые дома не из кирпича);
-
в овале, за пределами круга (кирпичные нежилые дома: кирпичные здания школ, больниц, музеев…).
Домашнее задание: с. 7 №12 (восстановить рисунок из фигур, вписать номера слов на этом рисунке).
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Чему мы сегодня научились? (познакомились со словом «НЕ» на карте множеств и с пересечением двух множеств.)
Ответить на проблемные вопросы, сформулированные в начале урока:
вам известно, какую часть карты множеств необходимо закрасить, если в названии множества есть слово «НЕ»?
вы знаете, какую часть множества необходимо закрасить, если в названии множества есть слово «И»?
выставление отметок за работу на уроке (используя карточку «Поставь себе отметку»). При необходимости (при завышенной самооценке или заниженной) попросить ученика провести самооценку своей работы на уроке.
Источники:
Информатика. 3 класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-х частях. Часть 2. Изд. 3-е, испр. / А.В. Горячев, К.И. Горина, Н.И. Суворова. – М. : Баласс, 2012. – 80 с.
Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2012. – 144 с.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
|
|
|