Главная страница

Урок усвоения новых знаний Урок усвоения навыков и умений Урок комплексного применения знаний


Название Урок усвоения новых знаний Урок усвоения навыков и умений Урок комплексного применения знаний
Дата 12.03.2016
Размер 445 b.
Тип Урок


Типология современного урока


Типологии современного урока

  • Урок усвоения новых знаний

  • Урок усвоения навыков и умений

  • Урок комплексного применения знаний

  • Урок обобщения и систематизации знаний

  • Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений



Особенности современного урока

  • Исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития

  • Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения

  • Триединая цель урока

  • Обучающий аспект  

  •    Воспитывающий аспект 

  •   Развивающий аспект



Она должна отражать

  • Она должна отражать

  • Закономерности ПРОЦЕССА обучения как явления действительности, логику процесса обучения

  • Закономерности УСВОЕНИЯ, логику усвоения новых знаний

  • Закономерности самостоятельной мыслительной деятельности, отражающих логику познавательной деятельности, логику преподавания

  • Виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса



Урок усвоения и первичного закрепления новых знаний

  • Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.

  • Цель - изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

  • Организация начала урока.

  • Проверка домашнего задания

  • Подготовка учащихся к усвоению

  • Изучение нового материала

  • Первичная проверка усвоения знаний

  • Первичное закрепление знаний

  • Контроль и самопроверка знаний

  • Подведение итогов урока

  • Информация о домашнем задании



Урок усвоения навыков и умений

  • Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

  • Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

  • Логика процесса закрепления знаний:

  • Актуализация опорных знаний и их коррекция.

  • Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?

  • Пробное применение знаний

  • Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

  • Упражнения с переносом знаний в новые условия.



Урок комплексного применения знаний

  • Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар.

  • Цель - усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

  • Логика - процесса комплексного применения ЗУН:

  • Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

  • Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

  • Усвоение образца комплексного применения ЗУН.

  • Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

  • Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.



Урок обобщения и систематизации знаний

  • Вид занятий: семинар, конференция, круглый стол.

  • Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.

  • Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.

  • Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.

  • Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)

  • Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем



Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

  • Вид учебных знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.

  • Цель - определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков.

  • В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

  • Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

  • Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

  • Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.



1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

  • четко определить и сформулировать для себя его тему;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.



2.Определить и четко сформулировать для себя

  • и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.



3.Спланировать учебный материал

  • Для этого надо:

  • Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

  • Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • - узнавание нового материала;

  • - воспроизведение;

  • - применение знаний в новой ситуации;

  • - применение знаний в незнакомой ситуации;

  • - творческий подход к знаниям.

  • Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

  • ·      задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  • ·      задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  • ·      задания, способствующие закреплению материала учеником.



4.Продумать "изюминку" урока

  • Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.



5.Сгруппировать отобранный учебный материал

  • Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

  • Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.



6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке

  • для чего подумать:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля.

  • При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.



7.Подготовить оборудование для урока.

  • Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.



8.Продумать задания на дом:

  • его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

  • Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

  • формальную;

  • содержательную;

  • аналитическую.



Формальная часть выглядит так:

  • Урок № __________

  • Тема:____________

  • Цель:____________

  • Задачи:обучающие:_____________

  • развивающие:__________________

  • воспитывающие:_______________

  • Оборудование:________________ ______________________________

  • Последовательность отдельных этапов урока.



Содержательная часть - состоит из двух частей:

  • 1.Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

  • 2. Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так



Самоанализ урока

  • Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?

  • Какие особенности класса были учтены при планировании урока?

  • Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?

  • Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?

  • Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?

  • Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке?

  • Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?

  • Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся?

  • Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?