|
Урок усвоения новых знаний Урок усвоения навыков и умений Урок комплексного применения знаний
Типология современного урока
Типологии современного урока
-
Урок усвоения новых знаний
-
Урок усвоения навыков и умений
-
Урок комплексного применения знаний
-
Урок обобщения и систематизации знаний
-
Особенности современного урока
-
Исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития
-
Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения
-
Триединая цель урока
-
Обучающий аспект
-
Воспитывающий аспект
-
Развивающий аспект
Она должна отражать
-
Она должна отражать
-
Закономерности ПРОЦЕССА обучения как явления действительности, логику процесса обучения
-
Закономерности УСВОЕНИЯ, логику усвоения новых знаний
-
Закономерности самостоятельной мыслительной деятельности, отражающих логику познавательной деятельности, логику преподавания
-
Виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса
Урок усвоения и первичного закрепления новых знаний
-
Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.
-
Цель - изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
-
Организация начала урока.
-
Проверка домашнего задания
-
Подготовка учащихся к усвоению
-
Изучение нового материала
-
Первичная проверка усвоения знаний
-
Первичное закрепление знаний
-
Контроль и самопроверка знаний
-
Подведение итогов урока
-
Информация о домашнем задании
Урок усвоения навыков и умений
-
Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
-
-
Логика процесса закрепления знаний:
-
Актуализация опорных знаний и их коррекция.
-
Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
-
Пробное применение знаний
-
Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
-
Упражнения с переносом знаний в новые условия.
Урок комплексного применения знаний
-
Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар.
-
Цель - усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
-
Логика - процесса комплексного применения ЗУН:
-
Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
-
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
-
Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
-
Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
-
Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
Урок обобщения и систематизации знаний
-
Вид занятий: семинар, конференция, круглый стол.
-
Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.
-
Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.
-
Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.
-
Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)
-
Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем
Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений
-
Вид учебных знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.
-
Цель - определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков.
-
В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.
-
Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
-
Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
-
Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
-
четко определить и сформулировать для себя его тему;
-
определить место темы в учебном курсе;
-
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
-
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2.Определить и четко сформулировать для себя
-
и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать учебный материал
-
Для этого надо:
-
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
-
-
Подобрать учебные задания, целью которых является:
-
- узнавание нового материала;
-
- воспроизведение;
-
-
- применение знаний в незнакомой ситуации;
-
- творческий подход к знаниям.
-
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
-
· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
-
· задания, способствующие осмыслению материала учеником;
-
· задания, способствующие закреплению материала учеником.
4.Продумать "изюминку" урока
-
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал
-
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
-
Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке
-
для чего подумать:
-
что контролировать;
-
как контролировать;
-
как использовать результаты контроля.
-
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока.
-
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом:
-
его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
-
Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
-
формальную;
-
содержательную;
-
аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
-
Урок № __________
-
Тема:____________
-
Цель:____________
-
Задачи:обучающие:_____________
-
развивающие:__________________
-
воспитывающие:_______________
-
Оборудование:________________ ______________________________
-
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть - состоит из двух частей:
-
1.Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
-
2. Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так
Самоанализ урока
-
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?
-
Какие особенности класса были учтены при планировании урока?
-
Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?
-
Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?
-
Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?
-
Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке?
-
Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?
-
Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся?
-
Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?
|
|
|