|
Урок- диалог по рассказу Галины Тарасовой «Игого» в 6 классе Цели и задачи
Урок- диалог по рассказу Галины Тарасовой «Игого»
в 6 классе
Цели и задачи: познакомиться с биографией амурской писательницы Галины Тарасовой, повторить правила поведения на перемене, выяснить, что значит быть воспитанным человеком и что надо делать, чтобы не попасть в ситуацию, которая произошла с героем рассказа « Игого».
Ход урока:
1.Учитель читает стихотворение.
Все мы любим перемену.
Лезет 5А на стену.
Очень дружно 5Б весь стоит на голове.
Ну, а 5Д и В восседают на трубе.
Мокрые волосы, встрепанный вид,
Капелька пота по шее бежит.
Может быть, Рома, и Митя, и Лена
Всю перемену ныряли в бассейне?
Или на них на несчастных пахали?
Или их в пасть крокодилам пихали?
Нет! В перемену они отдыхали!
Я не случайно начала урок с этого шуточного стихотворения. Именно о школьной перемене пойдет речь сегодня на уроке, о том, что совсем не шуточные истории иногда случаются на перемене. Поговорим о таком понятии, как воспитанность. Постараемся выяснить, что приводит к таким ситуациям, которая произошла с героем рассказа амурской писательницы Галины Тарасовой «Игого». А в конце урока попробуем составить свои правила поведения на перемене. Итак, я приглашаю вас на урок-диалог по рассказу Галины Тарасовой «Игого». Ребята, а что такое диалог?
( На экране появляется тема урока и портрет Г. Тарасовой).
2. Читали ли вы раньше произведения Г. Тарасовой? Знаете ли что-нибудь о писательнице? Хотели бы узнать? На партах у вас лежат карточки с биографическим материалом четырех цветов, на каждой парте своя. Быстро ознакомьтесь с их содержанием.
Что из прочитанного особенно вас заинтересовало и вы хотели бы рассказать
одноклассникам? ( Ребята отвечают ).
( На экране появляется краткая биографическая справка)
Если обобщить все, вами сказанное, то получится то, что вы видите на экране. Вот такая яркая, удивительная амурская писательница Г. Тарасова.
3.Ну, а теперь давайте обратимся непосредственно к ее рассказу.
- Понравился ли вам рассказ?
- Где и когда произошел случай, описанный в рассказе? (в школе, на перемене ).
- Предлагаю прослушать запись.
- Что это? (перемена).
- Как вы думаете, в какой школе могли сделать эту запись?
- Могло ли в нашей школе произойти событие, описанное в рассказе «Игого»?
- Давайте поиграем в игру. Какие ассоциации возникают у вас со словом «перемена»? Сидящие на 1 ряду подумайте и скажите, что вы слышите при слове «перемена». На 2 ряду - что вы видите при слове «перемена». На 3 ряду – что вы чувствуете при слове «перемена».
Мы можем только догадываться о том, что слышал, видел шестиклассник Игорь Голубев, но вот какие чувства его переполняли в тексте на это указывается прямо. Найдите и зачитайте. ( Чувства полноты ощущения жизни ).
- Почему именно так ощущал себя Игорь Голубев?
- К категории каких мальчишек он относился?
- Какой говорящей деталью высвечивается весь образ героя? ( Носился молодым жеребцом и ржал по-жеребячьи ).
- Какое говорящее прозвище у Игоря Голубева?
- Как оно характеризует героя? Дайте ему характеристику.
( На экране появляется характеристика героя ).
- Как вели себя на перемене учащиеся младших классов? Зачитайте.
- Как названы они в рассказе? ( Мелюзга ).
- Может ли их поведение служить примером для других?
- А отличники? Что скажете о них?
Итак, в школе были ученики и с примерным поведением и нарушители дисциплины, главным из которых был Игорь Голубев, ученик 6 класса.
4. Давайте на некоторое время оставим Игоря Голубева и поговорим о пожилой учительнице.
- Какую деталь, характеризующую внешность пожилой учительницы, автор выделяет? ( сдобный, мягкий живот ).
- Почему в произведении несколько раз упомянута эта деталь? (Именно в него ударился головой герой ).
- Какая ситуация произошла на перемене? Об этом нам расскажет Ира Комарова.
- Как повела себя после случившегося пожилая учительница? ( Написала объяснительную для директора, несколько раз по телефону справлялась в приемном покое больницы о состоянии Голубева ).
- Были ли предупреждены родители героя о его поведении? Как отреагировал его отец?
- Давайте посмотрим и послушаем примерный диалог, который мог бы состояться между завучем школы и отцом Игоря. Подчеркиваю - примерный, так как диалога в рассказе нет вообще, и ребята его придумали сами.
( Инсценировка ).
- Изменилось ли поведение Игоря после разговора завуча с его отцом?
- А как повел себя отец Игоря после случившегося? ( Пошел к учительнице домой ).
- И что? Зачитайте.
- Понял ли он, что не учительница виновата, а его сын?
- Ну, а что Игорь? Он вернулся после лечения из больницы. И что? Изменилось ли его поведение? ( Ровно три дня он ходил по школе неторопливо и важно. На четвертый день стал снова носиться по школе с лошадиным победным ржанием. Только по лестницам Игого вышагивал осторожной походкой индейца, ступающего так, чтобы не треснул под ногой тонкий сухой прутик…)
- А как вы ведете себя на перемене? Не нарушаете ли дисциплину?
- С ребятами из нашего класса могла произойти подобная история?
- Что значит быть воспитанным человеком?
( Быть вежливым, культурно себя вести в общественных местах, не обижать младших, не грубить старшим, не использовать нецензурные слова и т. д. )
- Вам заранее было дано творческое задание – составить памятку «Правила поведения на перемене». Посмотрим, что у вас получилось. Сначала назовите, что нельзя делать на перемене. ( Появляется на экране ). А что допускается на перемене? ( Появляется на экране ).
Учитель: Мне хочется надеяться, что наш сегодняшний разговор не пройдет даром. Думаю, вы задумаетесь о своем поведении и будете стремиться, чтобы вас называли воспитанными людьми.
5. Рефлексия.
У вас на партах лежат карточки с вопросами. Ответьте на них.
6. Учитель: Галина Тарасова очень рада, что вы обратились к ее рассказу, и дарит вам свои пожелания: «Абсолютно в каждом человеке заложен какой-то талант. Надо его вовремя разбудить. Успехов вам, люди!»
( Слова появляются на экране )
Спасибо за урок!
|
|
|