|
Упражнения, направленные на развитие внимания и восприятия
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
.
Упражнение 1. «Где что?»
Задание. Ученику предлагается найти середину отрезка. «Посередине отрезка напиши букву Н, слева от нее - слог ИК, справа – букву У, между буквами У и Н напиши слог ЧЕ.
Упражнение 2. «Найди одинаковые буквы»
Логопед показывает буквы, расположенные на листе в хаотичном порядке. Например:
1) А, О, Е, И, Э, У, Я, Ь, N.
2) А, П, Ь, N, К, О, Э, Т, С, Е, В.
Задание 1. «Посмотрите, буквы рассыпались. Соедините одинаковые буквы линиями. Какие буквы остались? Почему они не подходят к остальным?»
Задание 2. Ученикам предлагаются задания по степени нарастающей сложности.
1) Нужно соединить только гласные.
2) Нужно соединить красным цветом только гласные, черным – только согласные.
Ответ: должны остаться Ь – мягкий знак, N – «неправильная» буква И.
Упражнение 3.
Задание. Среди буквенного текста вставлены слова. Ученику предлагается найти и подчеркнуть эти слова.
БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖЫМЕТОКНОГГЩАТМАШИНАТТОРУРТРЫСЬТЫРЮРОЗАЕВНЦИДЖАРАНПОМЫЛРКВТСУМКАДЧЕРБАЙКОТИПОВТОРЛВДДЧМОРЕНКСЛОВОАГМЬВДАРШКГШКРМТВЛВДВЬИТМ
Упражнение 4. На словесном материале
Упражнение можно выполнять парами или группами, что включает в себя элемент соревнования. Ученикам предлагается по сигналу «Внимание!» фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый на короткое время (0,5 сек.) материал и записать его.
Если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли.
Задание 1. Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв.
Слова для просмотра: стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоцикл, командировка.
Задание 2. Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв.
РБВЛ КТМЦ
ЖКПРЧ ДЗНТК
КПТНСД ШРВТБЧ
ДПВ ШГС
МВПКШЛЧБХ БРНЦДКСЧГ
Задание 3. Предложения, содержащие от 5 до 16 букв.
Я бегу. Я плыву.
Дай мне. Птица поет.
Дым идет. Делу – время.
Ученье – свет. Вода в решете.
Счастье в труде. Всем не угодишь.
Содержание заданий может меняться в зависимости от подготовленности обучающихся, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Упражнение 5. «Контроль по смыслу»
Задание. Логопед читает слово (чтобы установить его смысл), затем предлагает ученику разделить его на слоги, прочитать каждый слог отдельно, проверить, соответствует ли он слову целиком.
Для этого упражнения подбираются различные по трудности слова. Вначале слоги разделяются вертикальной чертой, затем разделяются только голосом при четком произношении, потом разделение слогов сводится к ударениям на отдельных слогах. Далее ученик прочитывает слово и проверяет про себя, дает ему общую оценку (правильно – неправильно, если неправильно, то почему). После этого происходит переход к прочтению всей фразы с ее оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой).
Упражнение 6.
Задание. Логопед читает вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандаша по столу. Ученикам необходимо запомнить текст и сосчитать количество ударов.
Ученикам предлагаются задания по степени нарастающей сложности. В процессе работы количество предложений увеличивается.
Можно провести это упражнение в качестве соревнования. Так как на занятии лучше играть несколько раз, то подсчет выигрышей проводится в конце.
Упражнение 7. «Продолжи узор»
Задание 1.Логопед дает задание на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Ученик должен закончить вторую половину рисунка.
Задание 2. Внимательно просмотрите строчку, в которой записаны нижние половины согласных букв. Допишите их.
К Ф С Д Н В М
Упражнение 8.
Задание. Ученикам предлагается без ошибок переписать следующие сточки:
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТТАЛЛАТА
ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС
УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА
КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА
МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН
Упражнение 9. «Оживление»
Задание. Логопед предлагает ученикам представить себе какое-либо животное. Далее просит их «оживить» картинку, т.е. в воображении учащегося животное начинает двигаться, проявлять характер, жить своей жизнью. Затем подводятся итоги, чей рассказ оказался самым интересным. После упражнения с живыми существами можно переходить к «оживлению» предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми, а потом с открытыми глазами.
Упражнение 10. «Корректурная проба»
Задание. Для этой работы пригодны газетные вырезки, карточки с крупным шрифтом. В течение 5 минут ученикам предлагается выполнить задание. Упражнение может проводиться в виде соревнования, задания могут меняться и различаться по степени сложности.
Например:
1) Вычеркните все встретившиеся буквы «а».
2) Вычеркните букву «е», подчеркните букву «м».
3) Вычеркните ту букву, которая стоит в строчке первой.
Упражнение 11. «Хлоп-хлоп»
Задание. Логопед проговаривает слова в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Ученик должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова и сразу хлопнуть в ладоши.
Например: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб.
Упражнение 12. «Играем со словом»
Задание 1. Придумайте слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в словах лягушка, флаг, стол и т.д.
Задание 2. Назовите, какой звук первый (последний) в словах луч, сила, диван, ёж.
Задание 3. Назовите все звуки по порядку в словах небо, туча, крыша, карандаш.
Задание 4. Определите, какой звук в слове рыбка стоит вторым, четвертым, первым?
Примеры слов для разбора: стул, ковер, ракушка, чашка, варежка, яблоко.
Упражнение 13. «Собери предложение»
Задание. Ученикам предлагается собрать рассыпавшееся предложение. Лучше отдельные слова подготовить на карточках, а не в тетради, тогда у учеников будет возможность переставлять, менять местами и выбирать лучший вариант.
Варианты ответов: Мы сделали кормушку для птиц. Кормушку для птиц сделали мы. Сделали для птиц мы кормушку.
Данное упражнение более наглядно можно представить на интерактивной широкоформатной доске SMART.
Упражнение 14. «Собери картинку»
Задание. Каждой команде дается конверт, в котором находятся 8 частей картинки. Нужно быстро собрать картинку.
Упражнение 15. «Признак»
Задание. Назовите другой предмет, такой же белый, как и снег, (такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч).
Упражнение 16. «Собери пословицу»
Задание 1. Соберите рассыпавшиеся пословицы.
Задание 2. Создайте собственные из частей известных пословиц.
Под лежачий камень товарищей нет. Жизнь прожить — в лес не ходить. Одна голова хорошо, а две — в мешке не утаишь. Без труда и лоб расшибет. За двумя зайцами погонишься — горю не поможешь. Снявши голову — полезай в кузов.
Задание 3. Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить её смысл.
Семь раз отмерь,
|
|
чтобы друга узнать.
|
Не имей 100 рублей,
|
один раз отрежь
|
Надо пуд соли вместе съесть,
|
а имей 100 друзей!
|
Упражнение 17. «Слова - приятели»
Задание. Логопед называет слова, ученики подбирают синонимы.
Задание 1. Подберите слово, которым можно заменить слово конь? (врач, чашка, пища).
Задание 2. Определите, какое слово в ряду лишнее? Почему?
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
Упражнение 18. «Придумай новое слово»
Задание. Логопед называет слово, а ученику необходимо изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово.
Например: дым - дом.
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Упражнение 19. «Игра в слова»
Задание. Логопед или ученик называет слова, обозначающие фрукты, овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии. Ученики реагируют (хлопок, поднятая рука и т.д.) только на слова, обозначающие овощи.
Упражнение 20. «Собери пословицу»
Задание. Логопед предлагает учащимся установить соответствие между частями пословиц.
Семь раз отмерь
|
|
люби и саночки возить
|
Один в поле
|
так и откликнется
|
Любишь кататься
|
один раз отрежь
|
Как аукнется
|
не воин
|
На каждого мудреца
|
знай свой шесток
|
Встречают по одежке
|
довольно простоты
|
Всяк сверчок
|
провожают по уму
|
Упражнение 21. «Объясни слово»
Задание Логопед называет слово, ученики объясняют его значение.
Нож
Мех
Мяч
Меч
|
Зонтик
Шляпа
Подушка
Алмаз
|
Стихотворение
Неприятность
Соединить
Азарт
|
Письмо
Осел
Лопата
Герой
|
Упражнение 22. «Собери пословицу»
Задание. Логопед читает начало пословицы, ученикам предлагается закончить ее
Ответы:
Всяк кулик свое болото хвалит.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Видна птица по полету.
И волки сыты, и овцы целы.
Соловья баснями не кормят.
На безрыбье и рак рыба.
Упражнение 23.«Вычеркни…»
Задание. Вычеркните одну букву в строчке. Например: «Е».
Долины сохнут и пестреют,
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
(А.С. Пушкин)
Упражнение 24. «Подчеркни…»
Задание. Подчеркните одну букву в строчке. Например: «М».
Долины сохнут и пестреют,
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
(А.С. Пушкин)
Упражнение 25. «Внимание!»
Задание.
1-я часть работы: «С» - подчеркнуть, «О» - вычеркнуть, по команде: «Внимание!» проводится черта и начинается 2-я часть работы.
2-я часть работы: букву «С» теперь вычеркнуть, а букву «О» - подчеркнуть».
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Внимание!
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А.С. Пушкин)
Упражнение 26. «Части речи»
Задание. В тексте подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные – двумя. Затем по команде «Внимание» – наоборот: существительные – двумя, а прилагательные – одной.
В январе мороз трескучий
И валится снег сыпучий,
В феврале у нас в оконце
Внимание!
Засверкало ярче солнце.
Стаял рыхлый снег в апреле,
Птицы звонкие там пели.
|
|
|