Главная страница

Украшающие швы материалы и инструменты


Скачать 168.32 Kb.
Название Украшающие швы материалы и инструменты
Дата 02.03.2016
Размер 168.32 Kb.
Тип Документы


УКРАШАЮЩИЕ

ШВЫ




Материалы и инструменты.
Для вышивания необходимы ткань, нитки и несложный набор инструментов и приспособлений: иглы, ножницы, напёрсток, линейка или сантиметровая лента, пяльцы, проколка, резец.

Ткань для вышивания используют в зависимости от назначения изделия. Это может быть парусина, холст, полотно, маркизет, батист, сукно, шелк, сатин и др.

Нитки выбирают в соответствии с толщиной ткани, характером рисунка и техникой выполнения вышивки. Они могут быть хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, синтетические – любые, но непременно, чтобы не линяли при стирке. наиболее распространенные и пригодные почти для любой техники вышивания нитки – мулине. Для вышивания на холсте, сукне и других грубых тканях используют толстые бумажные или шерстяные нитки и ирис. Катушечными нитками № 10 – 80 выполняют различные строчки и ажурные вышивки. Длина нитки для вышивания не должна быть больше 50 см.

Чтобы качество вышивки было хорошим, используют пяльцы. Основное назначение их – держать ткань в натянутом виде и предохранять вышитый узор от стягивания (деформации).

Для вышивания надо иметь набор игл: толстые – для вышивания на плотных тканях ирисом, шерстяными нитками; средней толщины и тонкие – для вышивания мулине и катушечными нитками. Иголки лучше брать короткие с длинным ушком, чтобы нитка свободно протягивалась.

В работе (вышивании) используют обыкновенные бытовые ножницы и маленькие, с загнутыми острыми концами, отточенными лезвиями.

Напёрсток облегчает и ускоряет проталкивание иглы сквозь ткань, предохраняет палец от накалывания ушком иглы, особенно при вышивании по грубым тканям. Надевают его на средний палец правой руки и подбирают так, чтобы он сидел плотно, не качался (не был просторным), но и не сжимал палец.

Сантиметровую ленту или линейку применяют для определения места вышивания и для разметки сетки.

С помощью проколки – костяной или пластмассовой палочки с заострённым концом – можно выполнять ажурную вышивку. Удобно пользоваться проколкой и для прокалывания дырочек в ткани.

Если нельзя пользоваться копировальной бумагой для перевода рисунка, используют резец.

Подготовка ткани к работе.
Необходимо выстирать ткань, используя стирально-моющие средства. Высуши ткань, завернув на некоторое время в махровое полотенце. Затем необходимо отутюжить ткань, и подержать её некоторое время в развёрнутом виде, пока материал не остынет. После этого нужно выровнять срезы ткани. Для этого выдергивают крайнюю нить и по её следу срезают лишнюю ткань. Так можно наметить ширину и длину изделия. Для удобства вышивания лишнюю ткань можно не срезать, пока работа не окончена. Срезы ткани обмётывают катушечной ниткой вручную или на машинке, чтобы нити ткани не осыпались.
Перевод рисунка.

Декоративные швы требуют перевода рисунка на ткань. Чаще это выполняют с помощью копировальной бумаги: на гладкий стол расстилают ткань так, чтобы нити основы и утка не имели перекосов. На ткань накладывают копировальную бумагу (лучше бывшую в употреблении) и кальку с рисунком, всё это прочно прикрепляют к доске кнопками. Переводят рисунок карандашом или проколкой. При этом не следует сильно нажимать рукой на рисунок, чтобы избежать ненужных отпечатков копировальной бумаги на ткани. Если используют резец, то поступают следующим образом: положив рисунок на мягкую поверхность (сукно, фланель), проводят по его контурам резцом. Узор, нанося на ткань, используя ватный или марлевый тампон, сухим зубным порошком, синькой или пудрой, затем обводят узор карандашом или промётывают частыми стежками.

На бархат, цветные шерстяные и шелковые ткани рисунок переводят так: тонкую папиросную бумагу с нанесённым рисунком прикрепляют к ткани, аккуратно прошивают контур мелкими частыми стежками, а затем бумагу снимают. После того как вышивка выполнена, нитки вытягивают.





Закрепление нитки.
Перед началом вышивания, чтобы обратная сторона изделия была опрятной, узел на нитке не делают, а закрепляют нить малозаметными стежками.

Закрепление одинарной нити. С лицевой стороны по контурной линии рисунка прошивают ткань стежком размером 1 –3 мм (а,б) и вытягивают нить, оставив небольшой «хвостик» стежок образовался на изнанке ткани). Первый стежок закрепляют вторым стежком, положив его поперёк первого (в). Нить туго затягивают и отрезают «хвостик» (г).



Закрепление двойной нити. Нить складывают пополам и продевают петлёй в ушко иглы. На лицевой стороне делают один стежок размером 1 – 3 мм (а), протягивают нить, оставив небольшую петельку (двойной «хвостик»), иглой вводят в «хвостик» (б) и туго затягивают нить (в).

После того как закончится нить, её остатки прячут под вышитое поле с лицевой или изнаночной стороны.




Шов «вперёд иголку»








Шов «вперёд иголку» - двустороннее скорое шитьё. Выполняют шов справа налево. Игла прокалывает ткань, частично проникая сквозь неё, а потом снизу прокалывает материю и выходит наружу. Вытянув нитку, снова прокалывают иглу дальше влево. И так продолжают до конца рисунка. Шов должен представлять собой прерывистую линию стежков.

По технике выполнения швов «вперёд иголку» может быть счётным, когда для каждого стежка считают нитки ткани, и свободным – стежки укладывают по рисунку ровно, т.е. каждый новый стежок похож на предыдущий. Длина и частота стежков могут быть разными, но не очень длинными, чтобы стежки не цеплялись и не вытягивались при носке, если они нашиты на одежду, и при уходе за изделием.

В вышивании этот шов используют и как вспомогательный, и как самостоятельный.

Для вышивания по счёту лучше всего брать льняное полотно, а для вышивания рисунка свободного контура можно использовать любую ткань, которая имеет гладкую однотонную поверхность (парусина, холст, полотно, маркизет, батист, сукно, шелк, сатин и др.)

Шов «вперёд иголку» может быть не только горизонтальным, но и вертикальным. Выполняется он справа налево. Стежки укладываются вертикально.

В зависимости от расположения стежков, их длины, цвета и толщины ниток шов «вперёд иголку» имеет много вариантов. Например, если швом «вперёд иголку» заполнять участки ткани в вертикальном или горизонтальном направлении, образуются наборы, которые по фактуре напоминают узорное (браное) ткачество, при этом один стежок приходится на лицевую сторону, другой на изнаночную. При таком вышивании на лицевой и на изнаночной сторонах получается негативный узор.

Шов «шнурок».



Эти швы выполняют в 2 – 3 приёма. Сначала прошивают по линии рисунка швом «вперёд иголку», потом меняют цвет нитки, закрепляют её у начала строчки и поддевают иглой под каждый стежок, не задевая ткань. Если прошить параллельно друг другу швом «вперёд иголку», расположив один стежок над другим, затем поддев иглой и протянув нитку сразу под двумя стежками, то сверху и снизу образуются дуги. Если иглу с ниткой провести змейкой, поддевая стежок то снизу вверх, то сверху вниз, получается шов с перевивом, а когда иглу двигать спирально и поддерживать стежки, то получается новый шов. Если этот шов ещё раз уложить ниткой в другом направлении (в обратную сторону), получается выпуклый шнурок, который очень подходит для вышивания контурных рисунков.

Шов «строчка»,



«назад иголку», «россыпь».



Шов «строчка» с лицевой стороны напоминает машинную строчку, за что и получил своё название. Выполняется он справа налево. Закрепив нитку, делают стежок и проводят иглу с изнаночной стороны на два стежка вперёд, при этом важно не затягивать рабочую нитку. Верхние (лицевые) стежки идут плотно один за другим: иголку вкалывают туда, где она вышла из ткани в предыдущем стежке. Нижние (изнаночные) стежки заходят наполовину назад, поэтому длина изнаночных стежков вдвое больше длины лицевых стежков.

Этим швом сшивают детали изделия или прокладывают декоративные строчки.

Стебельчатый шов







По внешнему виду стебельчатый шов напоминает туго свитый шнур. Каждый новый стежок начинается справа налево. Шов получается похожим на скрученную верёвку, как бы врезанную в ткань. Поэтому его иногда называют «верёвочкой». Надо стараться каждый стежок плотно накладывать к предыдущему, но не перескакивать через него.

Шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выступает вперёд наполовину длины предыдущего.

При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны – справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как нарушается его структура.

Стебельчатый шов очень распространён в вышивании. Им может выполняться весь узор вышивки, применяется он и в сочетании с другими швами.


Тамбурный шов





Тамбурный шов представляет собой ряд одинаковых петель, напоминающих звенья цепочки. Выполняют шов в любую сторону, как удобно по рисунку.

Делают стежок-петлю следующим образом: выводят нить на лицевую сторону ткани, движением слева направо укладывают её в дугу, вводят в ткань в то место, откуда она вышла, и, придерживая петлю пальцами левой руки, затягивают рабочую нить. Затем этот процесс повторяют для получения ряда петель, выходящих одна из другой с направлением в одну сторону.

Тамбурным швом выполняют рисунки по контуру. Им также заполняют узоры, обшивая сначала линию рисунка по контуру, а затем середину.

При вышивании тамбурным швом рабочую нить нельзя сильно затягивать, каждый стежок должен свободно ложиться на ткань. Придерживая нитку пальцами, формируют правильную и равномерную округлость петли.

Тамбурным швом украшают элементы одежды.


Шов «петля вприкреп».





Шов создан на основе тамбурного шва и представляет собой ряд изолированных петель.

Выполняют шов в два приёма. Делают петлю как в тамбурном шве и закрепляют её стежком «вперёд иголку». При этом иглу выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка.

Петли можно располагать по кругу и с наклоном. Их можно прикреплять двумя и тремя стежками.

При двух прикрёпах, не затягивая сильно рабочую нить, делают сначала один стежок, а затем другой прикрепительный стежок. Петлю рабочей нитки делают ещё свободнее, когда выполняют три прикрепа: сначала среднюю, а затем крайние.

Группирование изолированных петель в розетку позволяет образовывать красивые узоры, состоящие из различной величины цветков.

Петельный шов






Этот шов используется при обработке петель, откуда и получил своё название. При его помощи можно плотно и прочно обшить край изделия, поэтому его называют ещё краевым.

Петельный шов выполняют на любой ткани кручеными нитками. Состоит он из отдельных петельных стежков и выполняется слева направо, направление петли - на себя. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикальной линии, нитка при этом всегда остаётся под иглой. Вышивальную нитку протягивают через ткань постепенно, иначе могут образоваться затянутые петли.

Если вышивать петлеобразной стороной наружу, то прочный край и контурная линия при этом образуют вид шнура. Если петлеобразную сторону располагать внутри рисунка, тогда стежки образуют отдельные лучи. Петельный шов может быть разной длины, редким и плотным, с ровными и неровными краями.

Вышивая петельным швом, можно чередовать стежки разной длины или располагать их различными группами.

Иногда край ткани обшивают дважды – трижды нитками разных цветов.

Шов «навивка».





Шов «навивка» образуется навиванием на иглу рабочей нитки. Закрепив нитку, навивают её на конец выходящей из ткани иглы. Вытягивают иглу на лицевую сторону, придерживая пальцем навитые нитки, чтобы они уложились равномерно. Из 10 –15 витков получается плотная, выпуклая спираль.

Поворачивают конец образовавшейся спиральки по рисунку и притягивают ниткой, делая одновременно прокол для следующей спиральки. Если спиралька не ложится по рисунку, её закрепляют незаметным стежком. Такими навивками выполняют розочки и листочки.

Из 2 – 3 витков получают узелки.

Узелками вышивают серединки цветков или заполняют всю площадь рисунка.

При вышивании стежок должен быть очень маленьким. Необходимо следить за тем, чтобы игла с навитыми нитками не попала в точку первого прокола, иначе узелок пройдёт на изнанку. Величина узелка зависит от толщины ниток и иглы, чтобы узелок получился аккуратным, надо поддерживать нитку левой рукой, когда правая протягивает её на изнаночную сторону.

В вышивках навивкой сначала выполняют листочки и стебельки, затем – цветки и серединки.


Шов «восьмёрка».


Шов «восьмёрка» - это перекрещивающиеся стежки в виде удлинённого креста с одной стороны вышивки и в виде машинной строчки с другой стороны. Начинают вышивать слева направо. Нитку закрепляют на нижней линии рисунка.

Для выполнения прямой линии ткань набирают равномерными штрихами по верхней и нижней линии, примерно по 4 –5 ниток. Когда набирают нитки ткани по нижней линии, рабочая нитка откинута вверх, а при вышивании верхней линии рисунка нить будет лежать внизу. Нитки на иголку набирают обязательно из прокола в прокол.

Когда вышивают детали с изогнутыми линиями, то для того чтобы шов ложился ровно, поперёк детали нужно на иголку набирать ровное количество ниток. Если одна линия по детали с некоторым закруглением нарисована короче, а другая длиннее, то по короткой линии берут на иголку по две нитки ткани, а по длинной по 3 или 4. При соблюдении точности в наборе ниток на иголку, шов не перекосится, и будет лежать ровно поперёк нарисованной детали. Равнять направление шва нужно по вогнутой линии, тогда будет виднее, сколько нужно взять ниток ткани на иголку по выгнутой линии, чтобы шов не перекосился.


Сочетания цветов.
В вышивке должна быть выдержана цветовая гармония (закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета).

Все цвета можно условно разделить на «тёплые» и « холодные». Красные, жёлтые, оранжевые тона, напоминают цвет огня, накалённых тел, солнца, относятся к теплым. Голубые, синие, синевато-зелёные тона, ассоциируются с воздушным пространством, льдом к холодным

Наиболее простыми гармоничными сочетаниями являются сочетания светлых и тёмных тонов одного цвета (оттенков), например фиолетового и синего. Хорошо сочетаются светлые тона – розовый, голубой, светло-зелёный и т.д. – с белым. Сочетания тёмных цветов с белым гармоничны, но резки. Вообще с чёрным и белым сочетаются все цвета, однако при непосредственном соприкосновении с тёмно-зелёным, синим, фиолетовым чёрный приобретает грязноватый оттенок. На белом все цвета темнеют и хорошо выделяются. Тёплые тона выигрывают рядом с тёмными, а холодные – рядом со светлыми.

Находя гармоничные сочетания, следует учитывать количественное соотношение цветов. Зелёный цвет на красном фоне – сочетание резкое, неприятное, в то время как небольшое красное пятно на зелёном фоне производит очень спокойное впечатление.

При подборе цветов нужно учитывать, как будет смотреться вышивка на расстоянии. Расположенные рядом различные цвета, например красный, жёлтый, белый, на большом расстоянии будут казаться общим оранжевым пятном. Поэтому при вышивании надо учитывать это кажущееся изменение отдельного цвета.

Существуют и такие понятия, как лёгкость и тяжесть цвета. Тяжёлыми цветами чаще всего бывают тёмные, насыщенные, тёплые, легкими – светлые, холодные. Желтые и красные тона кажутся более плотными, тяжёлыми по сравнению с голубыми, синими, воспринимающимися воздушными. Правила композиции требуют, чтобы нижняя часть рисунка, будь то пейзаж, букет цветов или орнамент, была по цвету тяжелей верхней.







































































Сочетания цветов.


&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&
&&&&&
&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&
&&&&&
&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&
&&&&&
&&&&&

@ @

@ @

@ @

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&
&&&&&
&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&
&&&&&
&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

& & &

& & &

& & &

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&
&&&&&
&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@ @

@ @

@ @

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@
@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&

&&&&&

&&&&&




%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&

&&&&&

&&&&&




%%%%%

%%%%%

%%%%%


Сочетания цветов.


Основной цвет

Цвета для сочетания

Примеры из живой природы


Красный


Чёрный, желтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, небольшое количество синего

Бабочки (крапивница, адмирал, многоцветница, траурница)



Синий

Серый, голубой, бежевый, коричневый, желтый, золотистый, небольшое количество красного.

Бабочки (голубянка, ленточница голубая), василёк синий.



Желтый

Коричневый, бежевый, черный, красный, оранжевый, серый, синий, голубой, лимонный, фиолетовый.

Бабочки (махаон, падалирий, медведица, желтушка)


Зелёный.

Тёмно-желтый, лимонный, салатный, серый, бежевый, коричневый, желтый, оранжевый, золотистый, черный, кремовый.

Цветки ириса желтого, калужницы, листья многих растений.


Фиолетовый.

Сиреневый, бежевый, небольшое количество красного, желтый, золотистый, черный.

Растение иван-да-марья, бабочка переливница, цветок водосбора.


Коричневый

Бежевый, черный, желтый, розовый, лимонный, красный, голубой, синий, оранжевый, сиреневый, золотистый, серый.

Бабочки (ленточница желтая, бражник сиреневый), оса.





Ц
ветовой шестисекторный круг
Гармоничное сочетание контрастных цветов