|
Методическая разработка по предмету рисунок «Рисунок несложной симметричной гипсовой розетки»
МОУ ДОД
ДШИ г. Карталы
Методическая разработка
по предмету рисунок
« Рисунок несложной симметричной гипсовой розетки»
2 класс
Автор: Корчагина Елена Владимировна,
преподаватель
2007г.
Пояснительная записка
1.Рисование гипсовых розеток включены в программу по рисунку второго класса по ряду причин:
Т.к. художественное отделение ДШИ является начальным звеном в профессиональном обучении изобразительному искусству, многие выпускники поступают в высшие художественные заведения. На экзамене по рисунку в постановках обязательно вводится гипсовый орнамент, и учащийся должен отлично справиться с поставленной перед ним задачей.
В учебном плане по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием форм, но и ставит перед учащимися более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке. Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.
Это задание дает хорошую возможность закрепить знания о пропорциях, постановку руки, развить пространственное восприятие.
2. Цели разработки
систематизировать и упорядочить наработки по данному заданию,
облегчить понимание задания учащимися несложными наглядными объяснениями,
проиллюстрировать адаптированную программу «Рисунок» (сост. Корчагина Е.В.).
3Данное задание появляется в конце второго полугодия 2 класса. На него отводится 9 часов. На первом уроке выполняем анализ формы ,1 этап и начало 2 этапа, на втором занятии завершаем 2 этап и начинаем 3 этап, на третьем занятии выполняем 4 и 5 этап.
№ занят.
|
Дата
|
|
Тема урока
|
Цели и задачи
|
Практическая работа
|
Домашняя работа
|
Методический фонд
|
23.
|
|
3
|
Рисунок несложной симметричной гипсовой
Розетки с конструктивным построением и с легкой передачей тона.
|
1.Точное построение формы, перспектива.
|
Гипсовая розетка- рельеф. Симметрия. Построение от плиты, на плите рельеф с осью симметрии. Нижнее основание рельефа,
|
Повторить этапы построения по памяти.
|
Гипсовая розетка «Трилистник».
|
24.
|
|
3
|
2.Тональная и линейная проработка деталей.
|
Поднимаем верхнее основание, общая форма, обрубаем, скругляем. Учитываем перспективные изменения
|
25.
|
|
3
|
3.Развитие понятия тона и его связи с формой.
4.Передача глубины пространства.
|
. Определяем границы теней, проходим легким серым штрихом. Завершаем. Формат А3.
|
Для выполнения этого задания потребуются несложная симметричная гипсовая розетка «Трилистник», ватман А 3, простые карандаши 2Т, Т, ТМ, мягкий ластик, кнопки, мольберт. Розетка располагается на уровне глаз, т.е. линия горизонта проходит посередине плиты. Освещение рассеянное или верхнее боковое мягкое.
Содержание
1 ЭТАП
Анализ формы, компоновка и построение плиты.
Прежде чем приступить к работе, нужно изучить розетку со всех сторон, анализируя высоту на разных участках. Данная розетка «Трилистник» симметричная, ось симметрии проходит по центру плиты вертикально. Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента лежат осевые симметрии (одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются).
Орнамент имеет центральный лепесток и два ответвляющихся боковых, основание трилистника имеет форму раскрытой книги. В профиль высота верхней части больше нижней, причем верхняя часть центрального лепестка приподнята и напоминает нос корабля. Если опустить прямые линии от крайних точек трилистника получится пятиугольник. Завершив анализ формы розетки, нужно выбрать точку зрения. Лучше садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещения. Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.
Изображение трилистника следует начинать с размещения орнамента в листе, т.е. с композиционного решения. Причем начинаем с плиты: намечаем общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Уточним угол наклона (применяем метод визирования) плиты, ее пропорции с учетом перспективного сокращения (учитываем расположение линии горизонта). Пропорции плиты примерно равны 4\5. Построив основание плиты, ПОДНИМАЕМ верхнее основание и отмечаем ось симметрии с учетом перспективного сокращения.
2 ЭТАП
Компоновка и обрубовочное построение «Трилистника».
Размечаем основные точки основания трилистника (нижнее основание чуть меньше верхнего) на верхнем основании плиты с применением перпендикуляров к оси симметрии на которых находятся эти точки. Таких линий будет 9. 1- вершина, 2- самая широкая часть центрального лепестка,3-вершины боковых лепестков, 4-соединение лепестков, 5- крайние точки ширины трилистника, 6-изменение рельефа трилистника, 7-самая узкая часть трилистника, 8-широкая часть основания,9-узкая часть основания. На этих линиях отмечаем ширину нижнего основания трилистника, сравнивая ее между собой, плитой и опуская вертикали. Можно ускорить работу, соединив вершину А с крайними точками ширины трилистника В-В и нижним основанием С-С. Ширину на 2,3,8 осях получаем автоматически. Соединяем полученные точки тонкими четкими линиями и получаем обрубовочное основание трилистника. Из полученных узлов поднимаем высоту трилистника, учитывая разницу высоты нижнего основания и вершины, а также угол наклона. При построении постоянно помним о перспективном сокращении. Отметив высоту у каждого узла, соединяем верхнее основание более четкими линиями, чем нижнее. Получаем обрубовочную форму трилистника.
3 ЭТАП
Округление и проработка деталей трилистника.
Третий этап заключается в определении формы лепестков и цельной формы трилистника. Чтобы получить форму центрального лепестка нужно простроить рельеф верхнего основания нижней части трилистника. Этот рельеф может показаться очень запутанным в построении, поэтому нужно проявить внимательность. Во-первых, опускаем перпендикуляры с нижней части на верхнюю через вершины и впадины. Полезно рассмотреть данный рельеф вблизи и пощупать руками, можно выполнить схему во фронтальном положении. Построение начинаем от центральной оси- от ложбины центрального лепестка-1. Далее опускаем перпендикуляр из вершины центрального лепестка-2, ложбины крайних лепестков -3, вершины «разворота книжки»-4, впадины «разворота книжки»-5 и угла основания трилистника-6. Отмечаем на них высоты, соединяем прямыми линиями и округляем. Теперь приступаем к определению формы центрального лепестка: опускаем прямые линии из узловых точек второго перпендикуляра верхнего основания центрального лепестка в точки 2-2 рельефа основания трилистника. Далее округляем форму трилистника: добавляем и убавляем объем. Добавляем в верхней части у центрального и боковых лепестков и убавляем (углубляем) в нижней части трилистника. Завершаем форму окантовкой по краю трилистника.
4 ЭТАП
Объемно-пространственное решение с добавлением минимального тона.
Особое внимание уделяем пространственному решению: линейная перспектива (ближе- дальше с помощью карандашей 2Т,Т,ТМ). Намечаем собственные и падающие тени легкой штрихтушевкой, усиливая ближние планы и ослабляя дальние. Работаем цельно и легко, не перегружая тонально, т. к. это гипс, работая в серой тональной растяжке. Тон нарабатываем от линий, не забывая уточнять сами линии.
5 ЭТАП
Обобщение. Завершение.
Этот этап включает в себя легкое обозначение плиты и орнамента относительно друг друга как единого целого. Легко топим плиту серым тоном , выделяя при этом орнамент. Обобщенно проходим по теням собственным и падающим.
ЛИТЕРАТУРА
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М.: Просвещение, 1981.
Крицер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 2000.
Ли Н. Основы академического рисунка. – М.: Эксмо, 2003.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка…………………………………… 2стр.
Содержание……………………………………………….. 3-4 стр.
Литература………………………………………………… 5стр.
Приложения……………………………………………….. см. в прилагающейся
папке.
|
|
|