|
Учебно-методическое пособие для педагогов (авторская разработка) Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения. 1
ГБОУ «Коряжемский детский дом-школа»
Рекомендована
методическим объединением
учителей
____________________
« »_____________201__г.
|
Утверждаю
руководитель ОУ
________________________
«___ »_____________201__г.
|
Учебно-методическое пособие для педагогов (авторская разработка)
Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения.1
@ учитель трудового обучения А.А. Канев
Анализируя состояние действующей системы трудового обучения с целью повышения эффективности, с уверенностью можно сказать, что успешность обучения детей с нарушением интеллекта определяется с психическим развитием обучаемого. В настоящее время доказано, что умственное развитие детей - олигофренов, при всем его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Главным психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. Особенности и недостатки перечисленных качеств у детей с нарушением интеллекта очень детально изучены психологами (Е.М. Кудрявцева, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Г.Е. Сухарева, А.Р. Лурия, В.Г. Петрова). Недостатки и отклонения психики учащихся коррекционных школ известны и изучены, при этом количество конкретных методических приемов и средств для практической работы учителей явно недостаточно.
Целевая ориентация: непрерывно совершенствовать приемы активизации и привлечения внимания к значимым объектам, организации восприятия, запоминания и психической деятельности направленной на познание внешних и внутренних связей, которые не лежат на поверхности предметов и явлений.
Технология применения:
Профессиональные знания и навыки в процессе трудового обучения формируются при постоянном воздействии на психические качества личности обучаемого.
Поскольку внимание, восприятие, память и мышление у учащихся коррекционных школ имеют отклонения от нормы, необходимо коррекционное воздействие на каждом этапе.Для этого применяется система коррекционно-развивающих упражнений (КРУ). Система КРУ исключает негативные проявления учащихся в процессе выполнения и построена по принципу от простого к сложному. Все КРУ основаны на наглядных восприятиях и позволяют объективно оценивать уровень развития учащегося. Объективность оценки достигается за счет количеств допущенных ошибок при выполнении задания и времени выполнения упражнения.
1.На этапе коррекции внимания необходимо создание доминанты, на этом этапе должен сработать у обучаемого ориентировочно-исследовательский рефлекс, который был назван И.П. Павловым рефлексом «Что такое?». Чем более яркой и действенней является доминанта, побуждение, тем более настойчивым и напряженным становится внимание. При создании доминанты необходимо учитывать:
а. Дозированный объем
б. Умеренную концентрацию
в. Непродолжительную устойчивость.
Задание 1. Определить на глаз самый длинный и самый короткий отрезок
Определение состояния линейного глазомера. Учащемуся предлагается на глаз определить самый длинный и самый короткий отрезок. Задание выполнено в 10 вариантах, состояние глазомера считается удовлетворительным, если обучаемый допустил не более 3 ошибок.
Задание 2. Назови цифры по порядку
Назови цифры от 1 до 30 по порядку, определяется время затраченное на выполнения задания.
Задание 3. Определить количество одинаковых фигур
Задание дополняется словесной инструкцией, в которой даются определения геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник. Количество ошибок, допущенных при выполнении, характеризует состояние внимания.
Задание 4. Расшифруй названия инструментов
В этом задании учащемуся предлагается расшифровать названия столярных инструментов и определить время выполнения.
2.Занятия по коррекции восприятия желательно проводить в игровой форме, что вызывает у учащегося интеграцию возбуждений.
Наибольший интерес учащиеся проявляют к выполнению следующего задания.
Задание 5.
На столе раскладываются 6 столярных инструментов. Учащемуся предлагается за 5 секунд запомнить порядок в каком они расположены на столе, после этого учащемуся закрывают глаза и изменяют порядок расположения инструментов.
Задание считается выполненным, если учащемуся удается восстановить порядок расположения инструментов.
Сложность этого задания предполагает реальность его выполнения всеми учащимися в группе и исключает негативные проявления в ходе выполнения. На втором этапе выполнения этого задания учащимся дается краткая словесная характеристика инструментов, при этом акцент делается на запоминание, тем самым включаются в работу зрительные и слуховые анализаторы.
Учитывая уровень развития учащихся, количество инструментов может быть увеличено до 10-15, но при этом необходимо соблюдать дозированный объем информации, с целью исключения негативных проявлений.
Задание 6. Из определенного набора букв необходимо собрать названия столярных инструментов.
3.Основными недостатками памяти учащихся с нарушением интеллекта являются:
а. Замедленный темп усвоения всего нового
б. Непрочность сохранения
в. Неточность воспроизведения.
Плохое понимание воспринятого материала приводит к тому, что учащиеся лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях, именно по этому важно сочетать при изучении нового материала применение наглядных пособий и словесных инструкций.
Практика работы с учащимися коррекционных школ, показывает что у них преобладает преднамеренно запоминание и это очевидно при работе с КРУ.
При работе с заданием 7. учащимся предлагается словесная инструкция, в которой говорится, что необходимо запомнить инструменты, которые будут показаны в течении 5 секунд и после этого необходимо их назвать. Состояние преднамеренного запоминания определяется количеством ошибок допущенных при выполнение.
Для оценки состояния и развития зрительной памяти учащимся предлагается выполнить следующие задание.
Задание 8. Запомни расположение предметов на рисунке и нарисуй их
Уровень состояния зрительной памяти оценивается количеством ошибок допущенных при выполнении.
4.Коррекции недостатков мышления является самым сложным и менее других разработан. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений, поэтому они плохо усваивают правила и общие понятия.
Научиться мыслить значит:
1. Совершить переход от отражения действительности в её ситуационных наглядных образцах к отражению в понятиях, правилах, закономерностях.
2. Совершить ещё более сложный переход от простого воспроизведения этих образцов и представлений к мыслительным действиям, т.е. к решению задач, формулированию и проверке гипотез».
Процесс мышления можно условно разделить на составляющие:
а. Сравнение
б. Классификация
в. Обобщение
г. Выводы
Сравнению и классификации предметов и явлений обучить детей с нарушением интеллекта не вызывает затруднений и на практике.
Существует множество заданий и упражнений для коррекции этих недостатков психического развития.
Интересная точка зрения по поводу обобщения умственно-отсталыми детьми была высказана Л.С. Выготским «Умственно отсталые дети могут научиться обобщать. Но этот процесс научения происходит медленнее, чем у здоровых людей. Для того чтобы научить умственного-отсталого обобщать, необходимо использовать особые средства обучения».
Эта гипотеза очень важна для педагогической практики, она направляет мысль учителя на поиски путей практического доказательства, высказанной гипотезы.
Для развития мышления необходимо: учитывать следующие недостатки психики учащихся коррекционных школ.
1. Непоследовательность мышления
2. Стереотипное мышление
3. Слабая регулирующая роль мышления
4. Некритичность мышления
Развивать мышление учащихся с нарушением интеллекта можно при помощи решений ребусов и головоломок, решении кроссвордов и вопросов на образование логических связей.
Такие КРУ полезны для развития, но они играют лишь вспомогательную роль.
Главную роль в развитии мышления учащихся занимает систематическое формирование знаний и навыков в доступной форме, соответствующими программами обучения. Изучая различные предметы, читая книги, формируя свои мысли в устной и письменной форме учащиеся приобщаются обобщать и делать вывод, т.е приучаются мыслить.
Результат:
Применяемая на уроках система КРУ способствует осуществлению взаимосвязи между психологическими и профессиональными аспектами проблемы коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными способностями.
Условия достижения эффективности результата:
Учителю необходимо не только хорошо знать и владеть современными методами обучения, но и обладать психологическими знаниями, позволяющими осуществлять учебную деятельность с учетом закономерностей умственного развития и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы.
Приложение: Наглядный материал для коррекционно-развивающих упражнений
|
Задание 1
|
Задание 2
|
|
|
Задание 3
|
Задание 4
|
|
|
Задание 6
|
Задание 8
|
|
|
|
|
|
|