Главная страница

Методические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца коррекционных школ VII viii вида и коррекционных классов общеобразовательных школ


Скачать 168.85 Kb.
Название Методические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца коррекционных школ VII viii вида и коррекционных классов общеобразовательных школ
Дата 05.03.2016
Размер 168.85 Kb.
Тип Методические рекомендации

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии школа №15

г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края


Новые направления в ритмике

и их место в структуре современного урока

в коррекционной школе VIII вида

методические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца коррекционных школ VII – VIII вида

и коррекционных классов общеобразовательных школ

Антонова Лариса Юльевна

Учитель высшей

квалификационной категории


г. Славянск-на-Кубани

2012 г.

Введение
Преподавание ритмики, хореографии и танца в коррекционной школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике и хореографии, способствуют общему развитию школьников, преодолевают отклонения, исправляют недостатки общей и речевой моторики, расширяют кругозор учащихся, их социально-бытовые ориентировки, корригируют познавательные психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), воспитывают положительные качества личности (дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность), активизируют творческие способности, способствуют эстетическому воспитанию.
Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма.

Содержанием учебного материала является коррекционная музыкально-ритмическая деятельность учащихся. В начальных классах на уроках ритмики происходит формирование и накопление элементарных двигательных навыков. В 5 – 6 классах учебная программа более углубленная по объему уровня знаний и ритмических движений. Связанность и системность учебного материала достигается принципом поэтапности, то есть подбором такого материала, который базируется на предыдущем от простого к более сложному.
Основная задача – обогащение практической деятельности:

Важными задачами музыкально – ритмической деятельности являются:

  • развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;

  • развитие и накопление элементарных двигательных навыков;

  • формирование правильной осанки;

  • повышение работоспособности, и двигательной активности;

  • развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;

  • развитие эстетических чувств;

  • приобщение детей к музыке и правильному восприятию ее на слух;

  • развитие творческих способностей;

  • формирование ведущих положительных качеств личности конструктивного взаимодействия в обществе;

  • искоренение вредных привычек и отрицательных качеств личности.


Новые направления и формы работы
Нуждается ли сегодня ритмика, как учебный предмет, в каком-либо особом внимании, ведь существует учебный материал, программы, стабильность практики.

Развитие любого общественного явления подразумевает и развитие взгляда на это явление.

Ритмика – это живой, постоянно движущийся прогресс, поэтому что-то должно уходить, уступая место новым формам, что-то видоизменяться и открываться.

Уникальная возможность соединять и постоянно создавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими дисциплинами делает ритмику столь значительной.
Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые формы такие, как:


  • ритмопластика и ритмическая гимнастика,

  • логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение),

  • психогимнастика под музыку,

  • корригирующие игры с пением,

  • коррекционные подвижные и пальчиковые игры,

  • коммуникативные танцы,

  • хореографические этюды с предметами и без предметов,

  • элементы музицирования,

  • драматизация,

  • пластико-речевой театр,

  • пантомима,

  • импровизация,

  • эвритмия,

  • ритмический диктант,

  • ритмодекламация,

  • творческие этюды.


Эти формы и направления можно назвать синтезом движения – речи - музыки.

Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.

Новые направления в ритмике дают детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков. Ребенок не механичен, а органичен.

Строить процесс познания нужно не через навязывание шаблонов и копирование образов, а через выбор, который ребенок делает сам, из множества предлагаемых и знакомых вариантов. В этом случае нет опасности, потерять собственную индивидуальность, ведь подражая, ребенок, особенно с нарушениями в развитии обучается и совершенствуется, переживая радость эстетического познания себя и мира. Каждое мгновение урока становится для ребенка интересным, лично-значимым и ценным. Все это помогает повысить интерес детей к занятиям, пробудить фантазию, активизировать творческие струнки каждого ребенка.

Многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что коррекционные задачи волне выполнимы, и дети уже к концу первого года обучения преодолевают многие свои недостатки. Во всех упражнения важно правильно и конкретно ставить перед ребенком задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего нервного напряжения.

Необходимо каждый раз обращать внимание на правильное, равномерное дыхание, артикуляцию, на развитие мышц речевого аппарата, мелких мышц рук и всего организма.


Методы и приемы
Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на практике и систематизировать новые формы и направления, а так же разрабатывать и применять более эффективные методы и приемы.
Основными из них являются:

  • показ движений учителем или учеником,

  • символы-жесты,

  • разминка,

  • многократные закрепления движений и их последовательности,

  • пальчиковая «азбука»,

  • позиционные пальчиковые игры,

  • «танцы» рук,

  • прослушивание музыки, пропевание мелодии;

  • прохлопывание и простукивание ритма, счет,

  • слово-напоминание, слово-указание, слово-сигнал;

  • объяснение,

  • поощрение,

  • игры на внимание,

  • игры-команды,

  • творческий подход,

  • тематические беседы (патриотические, эстетические, нравственные и т.д.),

  • личный пример,

  • просмотры программ выступлений творческой группы, праздничных выступлений,

  • элементы соревнований (перепляс),

  • релаксация,

  • массаж.


Ритмопластика
Ритмопластика, в рамках общепринятой для коррекционных школ программы, предполагает:

  • общеразвивающие упражнения: плавные, медленные, быстрые, ритмичные, четкие;

  • упражнения на гибкость; всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса; упражнения на выработку осанки;

  • коррекционные упражнения – разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, корпуса, кистей;

  • упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой темпа;

  • самостоятельное составление несложных ритмических композиций с предметами и без них, с воображаемыми предметами (мяч, пушинка, перышко, снежинка, кнут …);

  • упражнения на расслабление мышц: мягкие прыжки, полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация ("распускающийся или увядающий цветок").


Давно утвердившиеся схемы движений, вынуждающие ребенка участвовать в «синхронном параде» на любую тему, стирают естественную природную грацию детей. Новые направления в ритмике дают возможность накопления впечатлений и двигательных навыков, где многие вещи становятся эскизом будущего художественного воплощения.

Традиционно педагоги «шлифуют» или «приглаживают» движения детей. Но в работе с аномальными детьми это желание постепенно исчезает, так как задача учителя – удовлетворить двигательную потребность ребенка, повысить двигательную активность, тогда и ребенок будет учиться правильно оценивать свои действия, стремиться к совершенству.

Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» и практический материал к ней, разработанные А.И.Бурениной, раскрывают новый путь развития детей – от подражания к самостоятельности и творчеству.

Это неоценимый материал для работы учителя коррекционной школы. Композиции, этюды, танцы легки, доступны и понятны, достаточно быстро разучиваются с детьми, а главное – помогают творчески видоизменить их в зависимость от физической подготовленности детей, их возрастных особенностей и потребностей.

Эвритмия
В последние годы расширяются, и все больше используются в работе с детьми идеи и методы воспитания Вальдорфской педагогики. Одним из таких направлений стала эвритмия – искусство движения и один из методов гармонического развития ребенка.

Так же, как ритм звучит в речи и в музыке, он может быть выражен в эвритмическом движении непосредственно ногами, руками, пальцами.

Постепенно дети учатся все больше и больше проявлять себя в окружающем мире, пробуждаться для всего звучащего.

Эвритмия, как искусство, ищет объективной духовной связи с языком и музыкой и с помощью "подвижной пластики" человеческого облика приводит к выражению скрытых в них законов, обычно воспринимаемых бессознательно. Таким образом, эвритмия претворяет слышимое в видимое, раскрывая новые грани прекрасного.

Для учителя важно научить детей соблюдать такт, корректность в совместном исполнении движений.
Логоритмика
Широкое распространение получило и такое направление, как логоритмика. Это ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом.

В отличие от ритмопластики, логоритмика предполагает четкий ритм в речи и движениях. Логоритмические игры и упражнения сопровождаются музыкой с четко выраженным ритмом или ударными народными или шумовыми инструментами, которые задают четкий темпоритм и его смену.

В этом направлении можно широко использовать ритмический диктант, ритмическое «эхо», пальчиковый аккомпанемент, «танцы» рук, хлопки, притопы, удары палочек, карандашей и т.д.
Ритмодекламация
Формой взаимодействия речи и музыки является ритмодекламация – чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения.

Эта форма работы систематически используется на уроках ритмики, досугах и праздниках. Удачно подобранные по характеру текст и музыкальное произведение, помогают детям почувствовать образ, ритм и настроение, так как, произнося текст, ребенок активно воспринимает музыку.

Исполнение произведения должно быть спокойным, умеренным по темпу, чтобы помочь ребенку почувствовать музыкально-поэтический образ, формируя тем временем естественное звучание его голоса и речевое дыхание, корректируя дикцию и выразительность.

Главное, чтобы текст и музыка были понятны и доступны детям, иначе эффект от ритмодекламации может быть отрицательным – ребенок замкнется, чувствуя невыполнимость поставленной перед ним задачи, или будет механически копировать предложенный ему образ.
Символы – жесты
Одним из важнейших приемов является символ-жест.

Систему символов часто используют в математике, чтение, письме и других дисциплинах. Они позволяют детям не только легче и быстрее запомнить материал, но и увеличивают объем знаний, активизируют зрительную память, речь, мышление, воображение, внимание, творческие способности детей, помогают быстрее адаптироваться в коллективе, увереннее чувствовать себя среди сверстников, активнее пробовать свои силы, быть более коммуникабельным.

В пальчиковых играх, в которых любые образы широко известны и легко узнаваемы, ритмопластике, логоритмике и эвритмии, символы-жесты являются основой. Но это не язык глухонемых. Напротив, жесты подкрепляют яркий речевой образ, помогают эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный или песенный текст, последовательность движений в игре или танцевальной композиции.

Уже после двух, трех занятий дети легко узнают по нескольким жестам песню или игру, пытаются самостоятельно исполнить ее. Еще через некоторое время исполнение становиться более выразительным, а главное, дети двигаются, поют, играют непринужденно и с удовольствием, активнее включаются в процесс обучения, самостоятельно контролируют свои движения и речь, оценивают действия и способности товарищей.

В знакомых и любимых играх можно использовать такой прием, как игра на внимание «Найди ошибку» или «Что я пропустила?», особенно, если наблюдается утомляемость или сильное перевозбуждение у ребят, или необходимо переключить их внимание с одного вида деятельности на другой.

Необходимо отметить, что символов не так уж много, поэтому в разных играх, текстах и танцевальных композициях одни и те же жесты порой имеют различные значения или видоизменяются незначительно. Однако, это ни сколько не смущает детей, а напротив, стимулирует их изображение.
Система тренировочных музыкально-ритмических упражнений известного швейцарского музыканта-педагога Э.Жака Далькроза, развивающих память, музыкальный слух, внимание, пластичность, ритмичность, в наши дни получила широкое признание. Он считал, что эти умения надо развивать как можно раньше в доступной для детей форме. На первое место Далькроз ставил игру, «как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь и меньше всего утомляется, поэтому интерес и внимание в игре держатся дольше, чем в специальных упражнениях». Эту форму и нужно использовать как можно чаще.
Корригирующие игры
На основе системы Далькроза и возникли корригирующие игры, в которых речь, музыка и движения тесно связаны и дополняют друг друга. Эти три компонента активно укрепляют мышечный аппарат ребенка, формируют правильную осанку, развивают речь и голосовые данные.

Вся система Жака Далькроза стала средством борьбы с аритмией, психозом, нервной неустойчивостью, проблемами с дыхательными путями, в лечебно – профилактических целях у детей, нуждающихся в двигательной и речевой реабилитации.

Корригирующие игры как раз и подразумевают использование символов-жестов. Это – детские, потешки и попевки, чистоговорки, стихи, где каждое слово или строчка подкрепляется жестами. Возникающие образы более выразительны, близки и понятны. Развиваются детские эмоции, которые в свою очередь, сказываются на формировании правильной детской мимики.

Важный этап в коррекционной работе – трансформация знакомых корригирующих игр из индивидуальных в парные, коллективные, подвижные (пример: игра «Апельсин», «Дом, который построил Джек», «Часы»).

Импровизация, пантомима,

творческий этюд
Еще недостаточно применяемые формы -это импровизация, пантомима и творческий этюд.

Хореографические этюды программные и свободные, с задачей ориентирования в пространстве или на заданную тему ("Начало весны", прохладно, солнце пригрело, подул ветер, похолодало; "солнечный луч" и т.д.). Пластические этюды с предметами (шарфы, платки и т.д.), с использованием знакомых жестов – символов; творческий подход к заданию. Все это требует достаточной подготовки учащихся: накопленных двигательных навыков, а так же эмоционального настроя.
Психогимнастика
В этом направлении не обойтись без психогимнастики под музыку. Именно она способствует развитию адекватных эмоций, правильной мимики, раскрытию игрового или музыкального образа, корригирует нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, способствует своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.

Методы и приемы в этом направлении довольно разнообразны:

  • мимические этюды,

  • игры на эмоции,

  • игры на внимание,

  • слушание музыки,

  • этюды на тему,

  • этюды – диалоги,

  • упражнения с воображаемыми предметами,

  • дыхательные упражнения,

  • релаксация.


Коммуникативные танцы-игры
В работе с детьми с нарушениями в психофизическом развитии очень эффективны коммуникативные танцы-игры. Это, в основном, танцы с простыми движениями (поклоны, притопы, хлопки), включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет). Их происхождение связано с фольклорами разных народов. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна, поскольку они доступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятие или не принятие партнера, как друга.
Используя новые формы и направления в ритмике, можно разнообразить и структуру каждого урока, выбирая основные линии, не уходить от основных задач и этапов.

Общеразвивающие упражнения легко заменит ритмопластика или корригирующая игра, ориентироваться в пространстве можно посредством эвритмии, элементарным музицированием станет логоритмика, а программные танцы и хороводы заменят яркие танцевальные композиции из «Ритмической мозаики» А.И.Бурениной или придуманные учителем совместно с детьми на основе накопленного опыта. Главное задуматься – что в итоге это даст детям, как повлияет на их полноценное развитие.

Процесс творчества безграничен – возникают новые идеи, выразительные образы. Дети, не имеющие возможности реализовать себя во многих других видах деятельности, пробуют себя в творчестве, учатся жить в обществе, общаться с окружающими, становятся более дружелюбными и отзывчивыми.

Важно, чтобы отношения учителя с ребенком были доверительные. Увлечь ребенка и укрепить веру в свои силы – вот задача педагога.
Здоровьесберегающие технологии
И, конечно же, современный урок ритмики предполагает применение здоровьесберегающих технологий, таких, как:

    • уровневая дифференциация и индивидуализация,

    • системность,

    • поэтапность,

    • релаксация,

    • рациональное дыхание,

    • массаж,

    • конкретные, доступные для выполнения задачи,

    • соответствие плотности урока рекомендуемым нормам

    • соотношение статического и динамического компонента урока.

    • динамизация поз учащихся;

    • рациональность использования оптимального времени урока (3-25-я мин.),

    • размещение учащихся в зале с учетом их особенностей здоровья (нарушения зрения, осанки, рост).

    • активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

    • интерес к теме или уроку.

    • характер межличностных отношений.

    • распределение психической и физической нагрузки,

    • изменение темпоритма движений на разных этапах урока,



    • облегченная одежда,

    • занятия босиком,

    • проветривание,

    • влажная уборка.

Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся с аномалиями в развитии, формируют правильную осанку, повышают работоспособность и двигательную активность, создают ощущение физического комфорта во время занятий, но и повышают уровень обучаемости детей, улучшают их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучают к порядку, способствуют социальной адаптации детей в коллективе.


Литература


    1. Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Москва "Просвещение" 1999года.

    2. Программы для 0-4 классов школы VIII вида под ред. И.М. Бгажноковой

    3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Начальные классы. Москва "Просвещение" 1996.

    4. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О.С. Боромыкова "Детство – Пресс" Санкт – Петербург 1999.

    5. Ритмика. Музыкальные движения С. Руднева, З. Фиш. Москва "Просвещение" 1972.

    6. "Роль ритмики в экстатическом воспитании детей" Г. Франио Москва "Советский композитор" 1989.

    7. "Ритмическая мозаика" А.И. Буренина Санкт – Петербург "Детство" 1998.

    8. Движение и музыка. Игры, пляски, хороводы. Музыка 1968 г.

    9. Музыкально – двигательные упражнения. Москва «Просвещение» 1991 г.

    10. Журнал "Музыкальная палитра" Санкт – Петербург.

    11. Журнал "Музыкальный руководитель"

    12. Методика преподавания народного танца (Этюды) Г.П.Гусев Владос 2004 г

    13. Методика преподавания народного танца (Танцевальные композиции и комбинации на середине зала) Владос 2004 г.

    14. Энциклопедия классического и современного танца. Музыка 2007 г.

    15. Гармошечка – говорушечка. (сборники народных песен и плясок) Просвещение 1987 – 1990 г.г.

    16. Народные игры, пляски, хороводы. Волгоград 1998 г.


Содержание
Введение 1
Цели и задачи музыкально – ритмического

обучения и воспитания 1
Новые направления и формы работы 2
Современные методы и приемы обучения

музыкально - ритмическим движениям 4
Ритмопластика 4
Эвритмия 5
Логоритмика 6
Ритмодекламация 7
Символы – жесты 7
Корригирующие игры с пением

и музыкальным сопровождением 8
Импровизация, пантомима,

творческий этюд 9
Психогимнастика под музыку 9
Коммуникативные танцы – игры 10
Здоровьесберегающие технологии

в структуре урока ритмики и танца 11
Приложение:

Литература 13