Этапы урока
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
Личностные результаты
|
Предметные результаты
|
Метапредметные результаты
|
Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности
|
Звучит Свадебный марш Мендельсона, после прослушивания, которого учитель задает вопросы ученикам:
- знакомы ли они с этим музыкальным произведением?;
- какое важное событие в жизни каждого человека связано с этим музыкальным произведением?
Далее учитель предлагает детям самостоятельно определить тему урока.
|
Дети узнают музыкальное произведение, называют событие:
- свадьба
- создание семьи
и подходят к ключевому слову – СЕМЬЯ.
|
убежденность в важности для общества семьи и брака
|
|
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
|
Этап актуализации и фиксирование индивидуальных затруднений
|
На экране появляется первый слайд с названием темы «Семья – ячейка общества».
Работа с названием и иллюстрацией:
- Объясните, почему семью называют ячейкой общества.
- Почему для оформления слайда я выбрала данную иллюстрацию (слайд1)
Но прежде обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова (напечатано на раздатке объяснение слова ячейка)
Приложение 1
Работа над понятием семья (детям предлагается самостоятельно дать определение, что такое семья).
(слайд 2)
Учитель предлагает поработать в группах
Игра «Этапы рождения семьи»
(Слайд 3)
Условия игры:
Детям нужно расставить этапы рождения семьи в правильной последовательности
|
Дети читают раздатку: ячейка – составляющая часть…, самая мелкая единица в составе какого-нибудь объединения.
Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь:
«Что такое семья?»
«Семья – часть общества»
«Семья – ячейка общества»
Обязанности по отношению к детям
Образование малой группы
Брак
Обязанности относительно друг друга
Рождение детей
Встреча
После самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.
|
|
Умение анализировать, владеть смысловым чтением, выделять главное
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы
|
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
|
Этап выявления места и причин затруднения
|
Постановка проблемы: «Нужна ли человеку семья?» «Что семья дает человеку? Для чего люди создают семьи?»
Что является основой крепкой семьи?
(слайд 4)
После обсуждения учитель показывает слайды 5,6,7 и сверяет ответы учеников
|
Продолжают работать в группах и выдвигают свои версии.
- Человеку нужна семья!
- Не все люди создают семьи, значит, не всем она нужна.
- Когда мужчина и женщина любят друг друга и хотят жить вместе, они создают семью.
- Когда хотят иметь и воспитывать вместе детей.
- Когда хотят помогать, поддерживать друг друга, вести общее хозяйство.
- Основа семьи – любовь между папой и мамой, между детьми и родителями, между братьями и сестрами…
|
Осознание важности семьи как высшей нравственной ценности
|
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
|
Формирование умения логически мыслить, приводить примеры
|
Этап построения проекта и выхода из затруднений
|
Да, семья – это великий дар. У каждого из вас есть семья, родные и близкие люди
Слово «семья» входят в наше подсознание с первых лет жизни.
Издревле семьи были большие и дружные.
-Какие семьи были раньше?
Проверим наши ответы, всё ли мы назвали? Индивидуальное задание: активное чтение учебника стр. 71-72 уч.
Какие виды семей изображены на слайдах (8-12)?
|
Ответы детей на основе жизненного опыта: многодетные, полные, в семье живут бабушки и дедушки, в семье только одна мама и ребенок и т.д.
Обсуждение прочитанного и ответы учащихся
- однопоколенные
- двухпоколенные
-трехпоколенные
(учащиеся соотносят старые знания с новыми)
|
Освоение социальных норм
|
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями
|
определение сущностных характеристик изучаемого объекта
|
Этап реализации проекта
|
Как вы понимаете статью Конституции о том, что семья находится под защитой государства?
Учитель предлагает детям раздатки со статьями из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ.
Конституция РФ – ст. 38 (п.1 – 2)
Семейный кодекс РФ – ст. 54, 56, 60 и несколько статей из Конвенции о правах ребенка.
Приложение 2
Вспомните мультфильмы «Морозко», «Золушка» или « Белоснежка и семь гномов»
Какие права детей были нарушены в данных ситуациях?
Вы живете в семье, какие у вас есть права?
Сравните увиденное и услышанное с картиной А.А. Пластова «Мама» на стр.74
Какие чувства у вас возникают, когда вы рассматриваете эту картину?
|
В Конституции РФ записано, что семья находится под защитой государства. Государство принимает специальные законы, обеспечивающие возможность семье получить жилье, устроить ребенка в детский сад, дать детям бесплатное образование. Многодетным детям предоставляются льготы. Обеспечение материальной и социальной поддержки семей.
Отвечают на вопросы:
1. Право на жизнь.
2.Право воспитываться в семье, право на заботу.
3. Право на имущество.
4. Право на защиту от жестокости, пренебрежительного и несправедливого обращения.
На картине А.А. Пластова мы видим маму с двумя детьми.
Мама бережно и с любовью укладывает малыша, а девочка постарше с любопытством и осторожностью разглядывает новорожденного.
Все три фигуры написаны светлыми красками, на переднем плане.
Эта картина у нас вызывает чувства любви и заботы.
|
ценностные ориентиры, основанные на любви и уважении к матери
|
умение находить нужную социальную информацию в источнике, конкретизировать имеющиеся данные
|
объяснение изученных положений на конкретных примерах
|
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
|
Семья в наше время и в прошлом, что-нибудь изменилось?
Учитель рассказывает отрывок из книги писателя В.Белова «Лад».
Что было основой семьи в прошлом?
Чему на ваш взгляд следовало бы поучиться и взять из семейного уклада прошлого?
Учитель предлагает бумажные «кирпичики», на которых дети должны написать то благодаря чему в их понимании строятся и держатся семьи.
Всегда ли семья строиться на взаимной любви и уважении?
Работа с репродукцией картины Пукирева «Неравный брак» Какой вывод вы можете сделать познакомившись с данной иллюстрацией?
Может ли современный закон защитить девушку от такого брака?
|
Отвечают на вопросы.
Доброта, терпимость и взаимное прощение обид. Всё это было принято в тех семьях, и хорошо бы было это перенять. А ругань, зависть и корысть считались грехом.
Ключевое слово – нравственный авторитет, которым пользовались главы семей-большухи.
Дети записывают свои слова и по очереди прикрепляют их к доске, в конечном итоге будут собраны основополагающие «кирпичики» семьи.
Возможные варианты ответов на «кирпичиках»:
любовь, взаимопомощь, привязанность, уважение, понимание, забота и т.д.
Учащиеся отвечают:
- это 19 век, тогда браки часто заключались не по любви и согласию
|
|
Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности».
Давать оценку событиям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
|
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме
Умение объяснять явления социальной действительности в контексте сложившихся реалий
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
|
Учитель предлагает рассмотреть особенности семьи. Для этого - задание: собрать «растерявшиеся» пословицы и поговорки о семье
Слайд 13
|
Учащиеся соединяют, объясняют значение пословиц и особенности семьи.
|
осмысление жизненного опыта
|
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
|
умение выполнять практические задания
|
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
|
-Что вы узнали на уроке?
-Что вы узнали интересного?
- Что запомнилось?
Домашнее задание
1.Прочитать п-ф 7 и выполнить задания на странице 75. Подобрать пословицы и поговорки по данной теме, вспомнить литературные произведения, относящиеся к данной теме.
2.Подготовить мини-проект (презентацию) «Моя семья» или «Наши семейные традиции»
3.Составить генеалогическое древо своей семьи.
|
1.семья – группа родственников, имеющих общие интересы, ведущие совместное хозяйство, имеющие общее жилище. В семье все ее члены проводят совместно досуг, заботятся о старшем поколении
2.Все члены семьи должны уважать, любить друг друга, помогать. Родители обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, содержать детей. Дети обязаны слушаться, содержать родителей, когда они не могут о себе позаботиться и т.д.
|
воспитание уважения к ценностям семьи
|
Владение основами самооценки
|
выполнение в повседневной жизни нравственных норм
|