|
Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании Перемечева Наталья Михайловна
Муниципальное казенное общеобразовательной учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Рожки Малмыжского района Кировской области
Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании
Перемечева Наталья Михайловна, учитель основ безопасности жизнедеятельности, 1 категория
с. Рожки
2013 год
России не станет тогда,
когда не станет последнего патриота.
Н.М. Карамзин
Свою тему «Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании» считаю актуальной, так как формирование и развитие гражданско-патриотических качеств – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности.
Мой опыт позволяет решать такие противоречия как возможность использования полученных знаний, умений и навыков в самореализации и низким уровнем нравственных качеств учащихся.
Необходимость реализации противоречия определяет мою тему, проблема которой формулируется следующим образом: как сформировать гражданско-патриотические качества на уроках основ безопасности жизнедеятельности и во внеурочной деятельности.
Своей ведущей идеей считаю создание условий для развития, становления высоконравственного человека-патриота, которые определены Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).
Целью своей работы считаю создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Для достижения указанной цели мною решаются следующие задачи:
формировать эмоционально-волевые качества гражданина-патриота России;
повышать уровень физической подготовки подрастающего поколения;
воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами: гуманности, научности, самостоятельности и активности в обучении, связи теории с практикой, доступности, единства обучения, воспитании и творчества, системно-деятельного подхода к ребенку.
Основными направления моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию являются:
Военно-историческое (постановка юношей допризывного возраста на воинский учет, День Защиты детей; День России и День Государственного флага Российской Федерации, конкурс на лучшее знание государственной символики России, работа зала «Боевой Славы», дни воинской славы, уроки мужества, уроки памяти, месячник оборонно-массовой военно-патриотической работы, парад юнармейцев; учебные военно-полевые сборы).
Малая родина/Моя родословная (экскурсии, походы по родному краю, встречи в краеведческом музее, составление родословной своей семьи, акция «Вахта памяти», встречи с ветеранами и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне).
Трудовая деятельность (помощь ветеранам и работникам тыла, акция «Вахта памяти»).
Физкультура, спорт, здоровье (спортивные соревнования «Армейские забавы», «Зарничка», «Зарница», Дни здоровья, «Школа безопасности»)
Эстетическо-художественное направление (оформление тематических выставок; конкурс рисунков и презентаций «Мой папа в армии служил», фестиваль-конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», создание сборников о юных героях-антифашистах, о великих полководцах, выпуск специального номера газеты «Школьный МАЯК», конкурс чтецов «Защитники Отечества», праздник пап).
Все направления органически взаимосвязаны, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными мировоззренческими основами гражданско - патриотического воспитания.
Новизна моего опыта состоит в том, что условия для формирования гражданско-патриотических качеств создаются в тесном сотрудничестве с социумом (администрация сельского поселения, районный военный комиссариат, сельская библиотека, районный краеведческий музей г. Малмыжа).
На основании результатов диагностик была сформулирована рабочая гипотеза. Если в системе формировать гражданско-патриотические качества в учебно-воспитательном процессе и в социальной среде, то выпускники будут готовы к успешной самореализации себя как гражданина и патриота в обществе.
Свою систему работы я представляю в виде пятиконечной звезды- символа патриотизма:
Военно-историческое
Малая родина/ Эстетическо-
уроки внеурочная деятельность социум Моя родословная художественное
Физкультура, спорт, Трудовая деятельность
здоровье
Все направления гражданско-патриотического воспитания между собой пересекаются и взаимосвязаны, образуя единую систему. Мною ведётся работа не только на уроках, но и во внеурочной деятельности в тесной взаимосвязи с родителями и организациями социума.
Организованные мною мероприятия способствуют сплочению классных коллективов, помогают выявить лидерские качества ребят, воспитывают патриотизм и активную гражданскую позицию учащихся, педагогов и родителей. Я считаю, что создавая определенные условия в учебно-воспитательном процессе можно воспитать настоящих граждан-патриотов своей страны, способных любить Родину и защищать Отечество.
Свои успехи оцениваю успехами своих учеников:
Ежегодно мои ученики становятся победителями и призёрами предметной олимпиады на муниципальном уровне.
Учащимися под моим руководством успешно реализуются социальные проекты («Нужны дорожные знаки» «Профилактика гриппа и простудных заболеваний», «Твоё здоровье – в твоих руках», «Нет сквернословию».)
Юноши 10-х классов показывают высокие результаты на учебных военно-полевых сборах.
-
Юноши с желанием идут служить в ряды Российской армии, остаются работать там по контракту.
Мой выпускник Арзаев Станислав Сергеевич дважды участвовал в Параде победы в.г. Москве.
Ежегодно выпускники школы выбирают профессии связанные со службами, обеспечивающими безопасность человека и сохранение здоровья – это будущие военные, полицейские, врачи, пожарные, спасатели. После окончания учёбы они возвращаются на малую родину и успешно трудятся.
В последнее время у девушек возрос интерес к профессии военного и полицейского (Голубева Анна обучается в Нижегородской академии МВД).
Система моей работы способствует формированию в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей любви к своему Отечеству и Родине, ориентирована на ценностное самоопределение как гражданина и осознание себя личностью, способной к самореализации.
Что значит патриотом быть? Беречь природу и людей любить,
Здоровым, сильным, добрым быть,
Безмерно Родине служить.
Внеклассная и внешкольная работа является связующим звеном между теорией, преподаваемой на уроках ОБЖ и практикой, когда школьники имеют возможность проверить на прочность усвоенные ими знания и зрелость военно- патриотических убеждений.
Комплекс внеклассных и внешкольных мероприятий:
Кружок «Школа безопасности»;
День Защиты детей;
День России и День Государственного флага Российской Федерации
Работа зала «Боевой Славы»;
Дни воинской славы;
Уроки мужества, уроки памяти;
Месячник обороно-массовой военно-патриотической работы
Военно- спортивная игра «Зарничка» и «Зарница»;
Дни здоровья;
Спортивные соревнования и эстафеты;
Митинг к Дню Победы;
Акция «Вахта памяти»
конкурс на лучшее знание государственной символики России
конкурс военно-патриотической песни; фестиваль-конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»;
парад юнармейцев;
Учебные военно-полевые сборы и другие,
Технологии:
Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
Организация экскурсий в музеи и места русской славы;
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, села;
Проектная деятельность.
Формы работы:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Деловые игры;
Классные часы;
Беседы, диспуты, викторины;
Исследовательская деятельность;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела;
Тренинг
\
Цель: создание необходимых организационно – педагогических условий для формирования гражданственности и патриотизма как значимых качеств личности у всех членов школьного сообщества.
Задачи: воспитание чувства патриотизма;
- развитие гражданской ответственности;
- обучение навыкам безопасного поведения;
- подготовка к военной службе и гражданской защите;
- развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учеников;
- содействие занятости детей и подростков в свободное время, предупреждение беспризорности и правонарушений.
Патриотизм – это система отношений человека к:
истории страны: историческому прошлому героическому и настоящему, истории и традициям российской армии:
национальной культуре; обычаям, традициям, литературе, музыке и т.д.;
стране на карте мира: ее природе, экономике, «малой Родине»;
-
государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка;
гражданскому долгу перед государством, народом, готовности укреплять ее мощь и независимость;
ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбу народа в целом.
Направления работы по военно-патриотическому воспитанию школьников:
- духовно- нравственное;
- политико- правовое;
- патриотическое;
- профессионально-деятельностное;
- психологическое.
|
|
|