Главная страница

Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании Перемечева Наталья Михайловна


Скачать 82.96 Kb.
Название Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании Перемечева Наталья Михайловна
Дата 04.03.2016
Размер 82.96 Kb.
Тип Документы

Муниципальное казенное общеобразовательной учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Рожки Малмыжского района Кировской области

Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании

Перемечева Наталья Михайловна, учитель основ безопасности жизнедеятельности, 1 категория

с. Рожки

2013 год

России не станет тогда,
когда не станет последнего патриота.
Н.М. Карамзин
Свою тему «Формирование гражданско-патриотических качеств школьников на основе системного подхода в воспитании» считаю актуальной, так как формирование и развитие гражданско-патриотических качеств – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности.

Мой опыт позволяет решать такие противоречия как возможность использования полученных знаний, умений и навыков в самореализации и низким уровнем нравственных качеств учащихся.

Необходимость реализации противоречия определяет мою тему, проблема которой формулируется следующим образом: как сформировать гражданско-патриотические качества на уроках основ безопасности жизнедеятельности и во внеурочной деятельности.

Своей ведущей идеей считаю создание условий для развития, становления высоконравственного человека-патриота, которые определены Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).

Целью своей работы считаю создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Для достижения указанной цели мною решаются следующие задачи:

формировать эмоционально-волевые качества гражданина-патриота России;

повышать уровень физической подготовки подрастающего поколения;

воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.

В своей работе руководствуюсь следующими принципами: гуманности, научности, самостоятельности и активности в обучении, связи теории с практикой, доступности, единства обучения, воспитании и творчества, системно-деятельного подхода к ребенку.

Основными направления моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию являются:

Военно-историческое (постановка юношей допризывного возраста на воинский учет, День Защиты детей; День России и День Государственного флага Российской Федерации, конкурс на лучшее знание государственной символики России, работа зала «Боевой Славы», дни воинской славы, уроки мужества, уроки памяти, месячник оборонно-массовой военно-патриотической работы, парад юнармейцев; учебные военно-полевые сборы).

Малая родина/Моя родословная (экскурсии, походы по родному краю, встречи в краеведческом музее, составление родословной своей семьи, акция «Вахта памяти», встречи с ветеранами и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне).

Трудовая деятельность (помощь ветеранам и работникам тыла, акция «Вахта памяти»).

Физкультура, спорт, здоровье (спортивные соревнования «Армейские забавы», «Зарничка», «Зарница», Дни здоровья, «Школа безопасности»)

Эстетическо-художественное направление (оформление тематических выставок; конкурс рисунков и презентаций «Мой папа в армии служил», фестиваль-конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», создание сборников о юных героях-антифашистах, о великих полководцах, выпуск специального номера газеты «Школьный МАЯК», конкурс чтецов «Защитники Отечества», праздник пап).

Все направления органически взаимосвязаны, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными мировоззренческими основами гражданско - патриотического воспитания.

Новизна моего опыта состоит в том, что условия для формирования гражданско-патриотических качеств создаются в тесном сотрудничестве с социумом (администрация сельского поселения, районный военный комиссариат, сельская библиотека, районный краеведческий музей г. Малмыжа).

На основании результатов диагностик была сформулирована рабочая гипотеза. Если в системе формировать гражданско-патриотические качества в учебно-воспитательном процессе и в социальной среде, то выпускники будут готовы к успешной самореализации себя как гражданина и патриота в обществе.

Свою систему работы я представляю в виде пятиконечной звезды- символа патриотизма:
Военно-историческое


Малая родина/ Эстетическо-


уроки внеурочная деятельность социум
Моя родословная художественное
Физкультура, спорт, Трудовая деятельность

здоровье
Все направления гражданско-патриотического воспитания между собой пересекаются и взаимосвязаны, образуя единую систему. Мною ведётся работа не только на уроках, но и во внеурочной деятельности в тесной взаимосвязи с родителями и организациями социума.

Организованные мною мероприятия способствуют сплочению классных коллективов, помогают выявить лидерские качества ребят, воспитывают патриотизм и активную гражданскую позицию учащихся, педагогов и родителей. Я считаю, что создавая определенные условия в учебно-воспитательном процессе можно воспитать настоящих граждан-патриотов своей страны, способных любить Родину и защищать Отечество.

Свои успехи оцениваю успехами своих учеников:

  • Ежегодно мои ученики становятся победителями и призёрами предметной олимпиады на муниципальном уровне.

  • Учащимися под моим руководством успешно реализуются социальные проекты («Нужны дорожные знаки» «Профилактика гриппа и простудных заболеваний», «Твоё здоровье – в твоих руках», «Нет сквернословию».)

  • Юноши 10-х классов показывают высокие результаты на учебных военно-полевых сборах.

  • Юноши с желанием идут служить в ряды Российской армии, остаются работать там по контракту.

  • Мой выпускник Арзаев Станислав Сергеевич дважды участвовал в Параде победы в.г. Москве.

  • Ежегодно выпускники школы выбирают профессии связанные со службами, обеспечивающими безопасность человека и сохранение здоровья – это будущие военные, полицейские, врачи, пожарные, спасатели. После окончания учёбы они возвращаются на малую родину и успешно трудятся.

  • В последнее время у девушек возрос интерес к профессии военного и полицейского (Голубева Анна обучается в Нижегородской академии МВД).

Система моей работы способствует формированию в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей любви к своему Отечеству и Родине, ориентирована на ценностное самоопределение как гражданина и осознание себя личностью, способной к самореализации.

Что значит патриотом быть? Беречь природу и людей любить,

Здоровым, сильным, добрым быть,

Безмерно Родине служить.

Внеклассная и внешкольная работа является связующим звеном между теорией, преподаваемой на уроках ОБЖ и практикой, когда школьники имеют возможность проверить на прочность усвоенные ими знания и зрелость военно- патриотических убеждений.

Комплекс внеклассных и внешкольных мероприятий:

  • Кружок «Школа безопасности»;

  • День Защиты детей;

  • День России и День Государственного флага Российской Федерации

  • Работа зала «Боевой Славы»;

  • Дни воинской славы;

  • Уроки мужества, уроки памяти;

  • Месячник обороно-массовой военно-патриотической работы

  • Военно- спортивная игра «Зарничка» и «Зарница»;

  • Дни здоровья;

  • Спортивные соревнования и эстафеты;

  • Митинг к Дню Победы;

  • Акция «Вахта памяти»

  • конкурс на лучшее знание государственной символики России

  • конкурс военно-патриотической песни; фестиваль-конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»;

  • парад юнармейцев;

  • Учебные военно-полевые сборы и другие,



Технологии:

  • Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;

  • Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;

  • Организация экскурсий в музеи и места русской славы;

  • Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к  истории народа, знание истории;

  • Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, села;

  • Проектная деятельность.



Формы работы:

  • Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

  • Деловые игры;

  • Классные часы;

  • Беседы, диспуты, викторины;

  • Исследовательская деятельность;

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки;

  • Соревнования;

  • Экскурсии, поездки, походы;

  • Трудовые дела;

  • Тренинг


\

Цель: создание необходимых организационно – педагогических условий для формирования гражданственности и патриотизма как значимых качеств личности у всех членов школьного сообщества.

Задачи: воспитание чувства патриотизма;

- развитие гражданской ответственности;

- обучение навыкам безопасного поведения;

- подготовка к военной службе и гражданской защите;

- развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учеников;

- содействие занятости детей и подростков в свободное время, предупреждение беспризорности и правонарушений.

Патриотизм – это система отношений человека к:

  • истории страны: историческому прошлому героическому и настоящему, истории и традициям российской армии:

  • национальной культуре; обычаям, традициям, литературе, музыке и т.д.;

  • стране на карте мира: ее природе, экономике, «малой Родине»;

  • государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка;

  • гражданскому долгу перед государством, народом, готовности укреплять ее мощь и независимость;

  • ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбу народа в целом.



Направления работы по военно-патриотическому воспитанию школьников:

- духовно- нравственное;

- политико- правовое;

- патриотическое;

- профессионально-деятельностное;

- психологическое.




http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2007/2007-06-1-1.gif