|
Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011. Класс: Тема: Синонимы. Тип урока: урок изучения нового материала (с применением технологии уровневой дифференциации). Цели
Синонимы.
(конспект урока по русскому языку)
Выполнила:
Косарева Валентина
Владимировна
Петропавловск-Камчатский, 2012
Программа: Общеобразовательная.
Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2011.
Класс: 5.
Тема: Синонимы.
Тип урока: урок изучения нового материала (с применением технологии уровневой дифференциации).
Цели:
-
Общеобразовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному осмыслению понятия синонимы, синонимическая пара, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; создать условия для использования синонимов как средства связи предложений в тексте.
Развивающие: развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы.
Воспитывающие: воспитывать интерес и любовь к предмету, слову, книге.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, мел, медиапроектор, экран, электронная презентация, карточки с упражнениями.
План урока:
|
Этапы урока
|
Время
|
1.
|
Оргмомент
|
3 мин.
|
2.
|
Повторение
|
7 мин.
|
3.
|
Изучение нового материала
|
13 мин.
|
4.
|
Закрепление изученного материала
|
18 мин.
|
5.
|
Постановка домашнего задания
|
3 мин.
|
6.
|
Подведение итогов
|
1 мин.
|
Оформление доски:
Верный друг,
известный писатель,
жаркое лето,
холодная вода,
большой завод,
маленькая туфелька,
ясное небо.
|
Дата.
Классная работа.
Синонимы.
|
Домашнее задание: Читать П. 68. Учить то, что записали в словарик. Письменно выполнить 350.
|
Ход урока:
Слово учителя
|
Ответ учеников
|
1. Оргмомент
|
Обмен тетрадями.
Приветствие учеников.
Обсуждение выполнения проверенного домашнего задания.
|
|
2. Повторение
|
Прежде чем преступить к изучению нового материала, посмотрите на текст, представленный на экране. Выразительно прочитайте его.
Орел
Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орел выронил рыбу, люди подняли ее и ушли.
Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали...
Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером; он летел тихо и низко над землею; в когтях у него опять была большая рыба...
Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.
(Л. Толстой)
Определите тему и идею текста. Какую проблему поднимает автор? Сталкивались ли вы с такой проблемой в современном мире?
Определите стиль и тип речи.
Докажите, что набор данных предложений является текстом. Чем связаны предложения между собой?
Посмотрите на отрывок текста:
Орел выронил рыбу, люди подняли ее и ушли.
Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орел устал и не мог лететь опять на море…
Три предложения начинаются с одного и того же слова ОРЕЛ. Каким близким по значению вы бы могли заменить это слово?
Произведите замену в первом предложении. Спишите его. Сделайте частичный синтаксический разбор (подчеркните основу предложения, начертите схему предложения).
Сделайте разбор по составу следующего слова: выронила
Затранскрибируйте слово, которое состоит из двух букв и четырех звуков. В каких позициях буквы е, ё. ю, я обозначают два звука.
|
Тема: текст об орле, который кормит своих детей.
Идея: автор пытается показать, насколько любовь к детям сильнее жизни.
Проблема: спасение детей любой ценой (рассуждения учеников).
Стиль речи: художественный, так как словами изображается какое-либо событие или картина.
Тип речи: повествование, так как текст отвечает на вопрос ЧТО ПРОИСХОДИТ?, основная часть речи, используемая в тексте – глагол, есть сюжет (можно создать несколько картинок).
Текст – это набор предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Предложения связываются между собой в текст при помощи: слов, одинаковых по значению; местоимений (орел – он); повторяющихся слов (орел, кричать, лететь).
Слово ОРЕЛ можно заменить на слово ПТИЦА.
Птица выронила рыбу, люди подняли ее и ушли (4). (повеств., невоскл., сложное, бессоюз., [1). ], [2). ].
Выронила.
Её – [й’эй’о]
Е. ё, ю, я обозначают два звука в следующих позициях:
1. в начале слова;
2. после гласной;
3. после разделительного Ь.
|
3. Изучение нового материала
|
Что такое лексическое значение слова? Где можно узнать о лексическом значении?
Как вы думаете, что общего между словами ОРЁЛ и ПТИЦА, а чем они отличаются.
Раз мы можем заменить одно слово на другое, то это значит, что эти слова обозначают одно и то же (отчасти, как разобрали выше), но отличаются дополнительным оттенком значения. Такие слова называются СИНОНИМАМИ,
Что же такое синонимы, синонимические пары и синонимические ряды, вам придется узнать самостоятельно.
Ученики делятся на три группы: 1 – ученики со слабой успеваемостью; 2 – ученики со средней успеваемостью и 3 - ученики, претендующие на оценку «отлично». (Учитель заранее делит класс по группы). При этом, самая большая группа – 2.
Первая группа.
Работает с учебником, прочитать о значении слова СИНОНИМЫ. Выполняет следующее упражнение (карточки):
Подберите к данным существительным синонимы, используя слова для справок. Запишите по образцу: актёр – артист.
Танцовщица, доктор, метель, школьник, беда, преподаватель, режим, боец.
Слова для справок: врач, ученик, солдат, пурга, учитель, балерина, распорядок, несчастье.
Вторая группа.
Прочитать о понятии СИНОНИМИЧЕСКАЯ ПАРА (слайд). Но чтобы понять значение этого набора слов, необходимо узнать, что такое СИНОНИМЫ (выполняют задание и первой группы). Выполняет следующее упражнение (на доске):
К данным прилагательным подбери синоним и напиши его с тем же прилагательным. Запиши по образцу: тихая езда – медленная езда.
Верный друг, известный писатель, жаркое лето, холодная вода, большой завод, маленькая туфелька, ясное небо.
Третья группа.
В карточках на столе читает о понятии СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД (Но для этого им необходимо прочитать, что такое СИНОНИМЫ и СИНОНИМИЧЕСКАЯ ПАРА). Выполняет следующее упражнение:
Составьте синонимические ряды к следующим словам: храбро, радостный, спешить, дом.
Каждая группа отчитывается о проделанной работе, заполняя таблицу на доске. Таблица записывается в тетрадки-словарики.
Синонимы -
|
Синонимическая пара -
|
Синонимический ряд -
|
|
|
|
(Показать на слайде правильно заполненную таблицу.)
Чем отличаются слова ДОМ – КВАРТИРА и ДОМ – ХИБАРА?
Промежуточный вывод: Синонимы отличаются не только оттенками лексического значения, но и употреблением в речи.
Физкультминутка (зрение).
По классу расклеены картинки. Необходимо найти их, записать то, что на них изображено и подобрать к ним синонимы.
Бегемот, еда, бежать, глаза.
|
Каждое слово что-то обозначает. Например, слово ельник обозначает «лес, состоящий из одних елей». Это его лексическое значение. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (в статьях).
ОРЁЛ и ПТИЦА – животные, летающие по небу.
Слово ОРЁЛ отличается тем, что это всего лишь один из представителей птичьего народа.
Танцовщица - балерина, доктор - врач, метель - пурга, школьник - ученик, беда - несчастье, преподаватель - учитель, режим - распорядок, боец - солдат.
Верный друг – лучший друг, известный писатель – знаменитый писатель, жаркое лето – знойное лето, холодная вода – студеная вода, большой завод – огромный завод, маленькая туфелька – крохотная туфелька, ясное небо – голубое небо.
Храбро: смело, отважно, мужественно, героически.
Радостный: веселый, сияющий, счастливый.
Спешить: торопиться, бежать, лететь, мчаться.
Дом: здание, хижина, кров, хибара.
Промежуточный вывод.
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Пр.: танцовщица – балерина.
Синонимическая пара – два синонима, стоящие рядом. Пр.: маленькая – крохотная.
Синонимический ряд – два и более синонимов, стоящие в одном ряду. Пр.: Дом: здание, хижина, кров, хибара, квартира.
ДОМ – КВАРТИРА: дом – любой дом там, где ты живешь, а квартира – это отдельное помещение в целом доме для одной семьи.
ДОМ – ХИБАРА: дом – используется в литературной речи, хибара – в стилистически окрашенной речи (разговорная).
Бегемот – гиппопотам, еда – кушанье, бежать, нестись, глаза – очи, голубой – лазурный.
|
4. Закрепление изученного материала
|
Задание для закрепление материала «Третий лишний».
Запишите слова по три в строчку:
1. интересный, забавный, случайный, занимательный;
2. томительный, томный, утомительный, пятитомный.
Подчеркните одной чертой лишнее слово, объясните свой выбор.
349 упражнение (с. 145)
Докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова – синонимы.
Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука.
Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоса земли, устроенная или протоптанная для удобства ходьбы.
Попробуйте себя в роли литературного редактора. Определите, какие речевые ошибки допущены в предложениях. Что нужно сделать, чтобы их исправить? Запишите предложения в исправленном виде. Синонимы можно подобрать из словаря синонимов (знакомство со словарем).
1. С этим бедным человеком случилась беда.
2. Издали доносилась печальная песня и своим печальным мотивом навевала печаль.
3. Забавные рассказы забавного старика забавляли его внуков.
Промежуточный вывод: Синонимы помогают точно и образно выражать мысли. Помогают избегать речевых ошибок.
Вспомните уроки литературы. Что такое кольцевая композиция?
Наш урок построен по принципу кольцевой композиции. Поэтому вернитесь к первому тексту «Орел» и вспомните, при помощи чего связываются предложения между собой?
А как называются слова, одинаковые по своему значению?
После того, как вы изучили данную тему, при ответе на этот вопрос, должны говорить: «Предложения связываются между собой в текст при помощи: синонимов; местоимений (орел – он); повторяющихся слов (орел, кричать, лететь).»
Промежуточный вывод: Синонимы служат средством связи предложений в тексте.
|
1. Случайный. Все слова в строке объединены общим значением – «пробуждающий интерес, любопытный», а слово случайный обозначает «возникший непредвиденно».
2. Пятитомный. Все слова в строке объединены общим значением – «мучиться, изнывать», любопытный, а слово случайный обозначает «состоящий из пяти томов, книг».
Высокая температура воздуха: зной, жара.
Снежная буря: метель, пурга, буран.
Перечень букв в определенном порядке: алфавит, азбука.
Узкая полоса земли, устроенная или протоптанная для удобства ходьбы: дорожка, тропинка.
В словах повторяются одни и те же слова, встречается тавтология. Необходимо такие слова заменить синонимами.
1. С этим бедным человеком случилась неприятность.
2. Издали доносилась грустная песня и своим угрюмым мотивом навевала печаль.
3. Интересные рассказы забавного старика веселили его внуков.
Кольцевая композиция – повторение одной и той же мысли в начале и в конце произведения. Как, например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Предложения связываются между собой в текст при помощи: слов, одинаковых по значению; местоимений (орел – он); повторяющихся слов (орел, кричать, лететь).
Синонимы.
|
5. Постановка домашнего задания
|
Читать П. 68. Учить то, что записали в словарик. Письменно выполнить 350.
Выберите синонимы к словам родина, бесконечный, охранять и запишите их. Составьте предложения с двумя прилагательными-синонимами.
Отечество, караулить, отчизна, бескрайний, беспредельный, сторожить.
|
Родина: отечество, отчизна.
Бесконечный: бескрайний, беспредельный.
Охранять: караулить, сторожить.
Я поставил ловушку для кролика и караулил, вдруг попадется. Старик сторожил склад. Солдат охранял границу.
|
6. Подведение итогов
|
Что нового вы узнали на этом уроке?
Выставление оценок (объяснение).
|
Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Пр.: танцовщица – балерина.
Синонимическая пара – два синонима, стоящие рядом. Пр.: маленькая – крохотная.
Синонимический ряд – два и более синонимов, стоящие в одном ряду. Пр.: Дом: здание, хижина, кров, хибара, квартира.
Синонимы отличаются не только оттенками лексического значения, но и употреблением в речи.
Синонимы помогают точно и образно выражать мысли. Помогают избегать речевых ошибок.
Синонимы служат средством связи предложений в тексте.
|
|
|
|