Главная страница

Участники проекта: Группа кратковременного пребывания «Учусь плавать»


Скачать 119.33 Kb.
Название Участники проекта: Группа кратковременного пребывания «Учусь плавать»
Дата 14.03.2016
Размер 119.33 Kb.
Тип Документы

Ключевые слова. Экологический проект, группа кратковременного пребывания, природа, экологическое сознание.
Участники проекта:

Группа кратковременного пребывания

«Учусь плавать», разновозрастная группа детей: от 3 до 6 лет.

Срок реализации проекта: 2012 – 2013 уч. гг.

Цель проекта:

  • Экологическое воспитание детей дошкольного возраста;

  • Понимание детьми существующих в природе взаимосвязей;

  • Положительное отношение к окружающему миру;

  • Приобщение ребенка к природе;

  • Повышение экологической грамотности дошкольников;

  • Применение полученных знаний на практике;

  • Научить слушать и видеть природу;

  • Получать эмоциональное удовольствие от ее красоты;

  • Приобщение детей к исследовательской, экспериментальной деятельности;

  • Познакомить детей с природными явлениями;

  • Познакомить детей с различными растениями, уметь узнавать их, уметь отличать их друг от друга;

  • Познакомить детей с насекомыми, уметь узнавать их, отличать друг от друга, узнавать характерные признаки того или иного насекомого.

  • С помощью творческих работ закрепить полученный материал.


Объекты исследований:

  • Деревья;

  • Цветы и травы;

  • Насекомые;

  • Птицы.


Направления проектной деятельности:

  • Социально-личностное развитие.

  • Сотрудничество.

Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество воспитателя и детей. Педагог должен быть не руководителем, а соавтором проекта, старшим другом, помогающим направить, раскрыть чувства детей.
Развитие эмоциональной сферы.

Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе. Такое отношение помогает заложить основы экологически грамотного, бережного отношения к природе. Именно природа в большей степени, как ничто иное, призвана развивать эмоциональную сферу ребенка.
Познавательно-речевое развитие. Наблюдения.

В течение года ребята наблюдают за растениями, насекомыми, птицами и различными природными явлениями.

В каждый период времени ведутся наблюдения за сезонными изменениями в природе: дети узнают, что в это время происходит с деревьями, цветами, травами, как ведут себя насекомые и птицы. Таким образом, устанавливаются элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Сенсорное развитие.

В процессе исследований педагог задействует все органы чувств детей: зрение, обоняние, осязание, слух. Дети, наблюдая за природой, улавливают запахи цветов и трав, на ощупь стараются догадаться, какому растению принадлежит тот или иной листик, цветок. В группе проводятся минутки релаксации – дети слушают звуки природы - шум ветра, дождя, перезвон капели, журчание ручья, шелест листьев, голоса птиц…Под эту музыку дети не только отдыхают, но и фантазируют.

Сенсорно – моторное развитие.

В течение периода исследования, с детьми проводились тематические физкультминутки под музыку Екатерины Железновой, которые оказали положительное влияние на их физическое и эмоциональное развитие, научили чувству ритма, такта, дети научились соотносить текст песенок-игр с определенными движениями.

Роль художественного слова в проекте.

Особое внимание в проектной деятельности «Мы и природа» уделяется художественному слову. Мы читали книги о природе, стихи, загадки, пословицы, народные приметы о временах года, смотрели картины известных художников.

Например, осенью мы читали такие стихи:

***

«Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы полетели,

Если небо хмуро, дождик часто льется,

Это время года ОСЕНЬЮ зовется».
Летят дождинки.

«Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

На вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

(И. Демьянов).
Пословицы и поговорки.

  • Осенний дождик мелко сеет, да долго тянется.

  • Осень – погоды перемен восемь.


Загадки.

  • Маленький мальчишка в сером ярмячишке

По двору шныряет – крохи собирает,

В полях ночует – зернышки ворует.

(Воробей).


  • Осень в гости к нам пришла и с собою принесла…

Что? Скажите наугад! Ну, конечно…. ( Листопад).


В зимние месяцы мы знакомились с литературными произведениями, посвященными этому прекрасному времени года.
***
Художник картину всю ночь рисовал,

Трудился на совесть, покоя не знал.

И вот на окошках уже заблестели

Высокие сосны, пушистые ели.

Потом мы увидели там небосвод,

Где звезды веселый вели хоровод,

Снежинки порхали одна за одной –

Так окна мороз разукрасил зимой.

( А. Мельников).
Загадки:

Морковка бела, всю зиму росла,

Солнышко пригрело – морковку съело.

(Сосулька).
Народные приметы:

Декабрь – студень или хмурень.

Северный ветер – к большим холодам.
Весной мы читали такие произведения:
Пословицы и поговорки:

Где вода, там и верба, где верба, там и вода.
Стихи: «Веселые почки»

Посмотри на вербе почки,

Вот они надули щечки.

Разобрал подружек смех.

Убегает с поля снег,

Он спешит, а им потеха.

Почки лопнули от смеха.

( В. Нестеренко).
Загадки:

Русская красавица всем нам очень нравится.

Бела она, стройна, одежда зелена.

( Береза).

А летом с удовольствием читали стихотворения, в которых так замечательно передается летнее настроение:
***

Пыль. Духота. Лето в разгаре.

В городе пахнет асфальтом и гарью.

Мчатся по городу автомобили,\

Травы склонились от газа и пыли.

Но чем это пахнет? Что это, люди?

Запах такой мы вовек не забудем!

Сильный, прекрасный, неповторимый!

Он воцарился над запахом дыма.

Что это? Липа раскинула ветки!

А на ветвях карамельки –конфетки,

А на ветвях распустились цветочки,

Город как меду напился из бочки,

Город вдохнул ароматы нектара,

Липа-краса, ты растешь тут недаром!

Люди, взгляните, растет рядом чудо.

Липовый запах витает повсюду!

( Г. Лаптева).
Загадки:

Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,

Я от зеркала от лужи пробегаю по стене.

(Солнечный зайчик).
Белые овечки по небу гуляли,

Вниз упали – в речку попали.

(Облака).

Художественно-эстетическое развитие

Развитие продуктивной деятельности.
На прогулках ребята изучали деревья, узнавали их отличительные особенности. Придя в группу, закрепляли новый материал: рисовали, лепили, делали аппликации.

В течение года к экологическому проекту педагогом группы активно привлекались и родители детей. Мамы и папы летом на загородных прогулках с детьми с удовольствием собирали природный материал для поделок, создавали гербарии.

Дети и их родители принимают самое активное участие в создании творческих работ для выставок Вернисажа детского сада.

Яркие, красочные, с большой фантазией и выдумкой были представлены наши работы на выставках: «Осень – золотая пора», « Один день из жизни Снеговичка», « Весна – красна».

Стоит отметить, что дети с большим удовольствием принимали участие в изготовлении совместных творческих работ. Группа «Учусь плавать» - разновозрастная группа и творческие возможности у детей разные, но,тем не менее, дети все вместе изготавливали ту или иную поделку, посвященную определенному времени года. Тем самым на творческих занятиях решались задачи не только познавательного плана, но и воспитание преемственности, коллективизма, умения помочь младшему товарищу.

Осень.

Осенью мы изучали приметы, характерные для этого времени года: созревают фрукты, на огороде собирают урожай овощей; лесные жители готовят запасы на зиму; деревья меняют зеленый цвет на яркие краски осени, затем опадает листва, увядает трава, цветы; улетают птицы в теплые края; дни становятся короче и холоднее, продолжительней дожди и т.д.

На прогулках мы наблюдали, что именно происходит с деревьями и растениями в осенний период времени, какие цветы цветут осенью. На занятиях по окружающему миру дети пополняли свои знания, изучали поведение осенью зверей и птиц.


В группе мы изготовили модель дерева – срезали сухие веточки и поставили в импровизированный пенечек. На ветки мы повесили яркие, осенние листья, которые изготовили вместе с детьми на занятиях из соленого теста, высушили, ярко и красиво раскрасили. Каждый ребенок придумал свой листик, раскрасил, как ему хочется, и сам повесил на наше деревце. Это деревце долго стояло в нашей группе, радуя нас и наших гостей.


Очень порадовало детей занятие по рисованию, на котором они делали отпечатки листьев разных деревьев, которые ранее собирали с родителями. Повесив работы на стенд, мы вместе с детьми продолжили изучение различных деревьев и их листочков.

Весьма актуальны были в это время дидактические игры «Подбери листок к своему дереву» и « Найди листок по силуэту». Игры позволили детям закрепить полученные ранее знания, упорядочить их и расширить свой кругозор.

С большим интересом ребята отнеслись к аппликации из засушенных листьев. Мы сделали как индивидуальные работы, так и групповые совместные работы. Поскольку ГКП «Учусь плавать» - смешанная по возрасту детей группа, задания для всех детей подбираются индивидуально и согласно возрасту. Так, старшие дети – Вика Ж. и Настя З., вырезали силуэты фигур и собирали композицию; более младшие - Аня Р. и Митя Н. приклеивали фигуры, а самые маленькие – Рита П. и Аня С. помогали украшать нашу общую картину мелкими деталями.

Таким образом, проводя работу в экологическом проекте «Мы и природа» решаются задачи не только образовательного характера, но эстетического и воспитательного. Очень важным фактом является еще и то, что дети разного возраста работают вместе, каждому в групповой работе отведено свое место, свой фронт работы, каждый отвечает за свой «участочек». Дети учатся СОТРУДНИЧЕСТВУ друг с другом.

В рамках проекта «Мы и природа» дети группы ГКП «Учусь плавать» совместно с родителями с удовольствием принимали участие в выставке детского сада «Осенний вернисаж». Каждый ребенок принес на выставку свою работу. Это были как картины и объемные работы, с использованием природного материала, так и работы, искусно выполненные в техники вышивания крестиком.


Зима.

Зимой в рамках проекта «Мы и природа» ребята увлеченно принимали участие в экспериментальной деятельности.

И старшим, и младшим ребятам одинаково интересно было узнать о свойствах снега, почему нельзя есть сосульки и снег, почему в помещении Дед Мороз не тает. Ответы на эти вопросы ребята получали сами, делая выводы из опытов и экспериментов.



Совместно с родителями дети придумывали рассказы и сказки о снежинках. Каждый ребенок затем сам мог слепить свою снежинку, а также сделать аппликацию. Дети с радостью принимали участие в создании работ с дополнительными материалами – ватой, крашеным песком и т.д. У каждого ребенка получился свой зимний пейзаж заснеженного города.

В рамках «Зимнего вернисажа» в детском саду, наша группа участвовала в выставке под названием «Один день из жизни Снеговичка». Ребята вместе с родителями трудились дома, и у каждого получился свой, не похожий на другие снеговик. Например, Вика Ж. нарисовала снеговика, а Соня С. вместе с мамой сконструировала снеговика из подручных средств и украсила его пайетками, а Митя Н. вместе с мамой испекли пряничных снеговичков.

.

Также в ГКП были и групповые работы: картина «Веселые снеговики», выполненная в технике «Оригами»,



а также «Снеговички на санках», выполненые из …детских носочков и различных наполнителей. Эта работа красовалась на нашем вернисаже, а после каждый ребенок мог унести такого снеговика домой и подарить его папе и маме.



На прогулках мы наблюдали за тем, что происходит зимой с природой, растениями, деревьями; узнавали, как зимуют звери и птицы. Мы сделали кормушку и ходили кормить птиц. Таким образом, у детей формировался не только познавательный интерес, но и положительное и ответственное отношение к братьям нашим меньшим.



Весна.

Весной ребята активно принимали участие в фенологических наблюдениях, а также в наблюдениях за насекомыми и птицами на участке детского сада.

Дети наблюдали за воронами, скворцами. Они узнали, что «птичий домик» - скворечник появился не так давно, во времена правления Петра Великого, который после очередного путешествия ввел в России традицию их строить весной. Также узнали, что скворец – очень полезная птица, она оказывает неоценимую помощь садоводам, уничтожая на участке вредных насекомых в огромном количестве.

Неописуемый восторг вызывало появление почек, а затем листочков на деревьях. Вместе с детьми мы обращали внимание, что почки у разных деревьев разные. У какого-то дерева – маленькие и круглые, а у другого – большие, толстенькие, а у третьего – вытянутые, длинненькие.

Мы обращали внимание, как растет трава, как всходят семена растений, что такое первоцветы и как они появляются. Мы наблюдали за первоцветами в нашем детском саду на клумбах. После этого дети рисовали на асфальте мелками весенние первоцветы и мы устроили «Выставку на улице», на которую могли прийти и посмотреть не только родители детей, но и все желающие.



Кроме этого, с детьми была проведена беседа об охране первоцветов. Мы читали стихи и сказки об этих цветах.

К празднику «8 Марта» дети сами мастерили открытки и поделки для мам и бабушек. Это были букетики тюльпанов, открытки с гиацинтами и мимозой. Таким образом, дети познакомились с разнообразием весенних цветов, узнали много названий цветов.



Полученные знания дети могли закрепить в дидактических играх «Лото», «Домино», «Запоминалки».
Лето.

В летний период времени большое количество времени уделялось наблюдению за насекомыми на участке детского сада. Большое удовольствие у детей вызывало наблюдение за муравьями, которые по дорожке трудолюбиво что-то всегда носили. Интересно было после затяжной весны наблюдать за появившимися пчелами. На занятиях художественного творчества из пластилина дети лепили и рисовали: улитку, бабочку, божьих коровок…



Попутно мы знакомились с летними цветами, изучали их, искали сходства и различия. Большой восторг вызывало то, что цветы можно нюхать!!! В связи с этим, дети сами сделали вывод, что разные цвета пахнут по-разному.

Сделав вывод о том, что цветы пахнут по-разному, на прогулке мы играли в игру «Жмурки с цветами». Дети с закрытыми глазами пытались определить, что это за цветочек.

Ребятам очень полюбилась игра «Угадай на ощупь». Детям предлагалось с закрытыми глазами угадать: какому растению принадлежит тот или иной цветок или листик.

В дни летних прогулок мы наблюдали за лужами, дети принимали участие в эксперименте: «Куда исчезают лужи?».

На прогулке дети учились самостоятельно делать выводы в ходе наблюдения за природными явлениями.

После этого дети пробовали придумывать маленькие рассказы «Про маленькие капельки».
Стоит отметить, что дети с удовольствием принимают участие в исследовательской деятельности. Они с радостью изготавливают поделки, включаются в творческую деятельность, участвуют в общесадовских вернисажах. Очень важно, что в исследовательскую деятельность были вовлечены и родители. Они с большим интересом энтузиазмом участвовали в изготовлении поделок для выставок. Ведь для детей большое значение имеет отношение родителей к детским увлечениям, совместное творчество.

За время нашего проекта в 2012 – 2013 г. ребята много узнали о природе. Узнали, что для каждого времени года характерны свои признаки и приметы, познакомились с художественными произведениями.

А самое главное – дети научились СОТРУДНИЧАТЬ друг с другом, уважать мнение друг друга, слышать и слушать друг друга, высказывать свое мнение, фантазировать.

Ссылки на источники:

  1. С. Железнов. Детское музыкальное издательство «ТВИК»,2008;

  2. В.А. Деркунская. Проектная деятельность дошкольников. Учебно- методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013.

  3. Г.В. Лаптева. Развивающие прогулки для детей 5-7 лет круглый год. Серия развивающих карточек «Речь о детях».- С-Пб: Речь, 2011;

  4. Г.В. Лаптева. Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Осень. Зима. – С-Пб: Речь, 2011;

  5. Г.В. Лаптева. Лучшие развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Круглый год. С-Пб.: Речь, 2011;

  6. Ю. Маслова. Птички и их привычки. А знаете ли Вы? С-Пб.: Речь, 2012;

  7. Н.М. Зубкова. Воз и большая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей дома. Набор развивающих карточек. - С–Пб.: Речь, 2012;

  8. В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. Игры-эксперименты с дошкольниками.- Учебно- методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013.