|
Участники проекта: Группа кратковременного пребывания «Учусь плавать»
Ключевые слова. Экологический проект, группа кратковременного пребывания, природа, экологическое сознание.
Участники проекта:
Группа кратковременного пребывания
«Учусь плавать», разновозрастная группа детей: от 3 до 6 лет.
Срок реализации проекта: 2012 – 2013 уч. гг.
Цель проекта:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста;
Понимание детьми существующих в природе взаимосвязей;
Положительное отношение к окружающему миру;
Приобщение ребенка к природе;
Повышение экологической грамотности дошкольников;
Применение полученных знаний на практике;
Научить слушать и видеть природу;
Получать эмоциональное удовольствие от ее красоты;
Приобщение детей к исследовательской, экспериментальной деятельности;
Познакомить детей с природными явлениями;
Познакомить детей с различными растениями, уметь узнавать их, уметь отличать их друг от друга;
-
Познакомить детей с насекомыми, уметь узнавать их, отличать друг от друга, узнавать характерные признаки того или иного насекомого.
С помощью творческих работ закрепить полученный материал.
Объекты исследований:
Деревья;
Цветы и травы;
Насекомые;
Птицы.
Направления проектной деятельности:
Социально-личностное развитие.
Сотрудничество.
Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество воспитателя и детей. Педагог должен быть не руководителем, а соавтором проекта, старшим другом, помогающим направить, раскрыть чувства детей.
Развитие эмоциональной сферы.
Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе. Такое отношение помогает заложить основы экологически грамотного, бережного отношения к природе. Именно природа в большей степени, как ничто иное, призвана развивать эмоциональную сферу ребенка.
Познавательно-речевое развитие. Наблюдения.
В течение года ребята наблюдают за растениями, насекомыми, птицами и различными природными явлениями.
В каждый период времени ведутся наблюдения за сезонными изменениями в природе: дети узнают, что в это время происходит с деревьями, цветами, травами, как ведут себя насекомые и птицы. Таким образом, устанавливаются элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Сенсорное развитие.
В процессе исследований педагог задействует все органы чувств детей: зрение, обоняние, осязание, слух. Дети, наблюдая за природой, улавливают запахи цветов и трав, на ощупь стараются догадаться, какому растению принадлежит тот или иной листик, цветок. В группе проводятся минутки релаксации – дети слушают звуки природы - шум ветра, дождя, перезвон капели, журчание ручья, шелест листьев, голоса птиц…Под эту музыку дети не только отдыхают, но и фантазируют.
Сенсорно – моторное развитие.
В течение периода исследования, с детьми проводились тематические физкультминутки под музыку Екатерины Железновой, которые оказали положительное влияние на их физическое и эмоциональное развитие, научили чувству ритма, такта, дети научились соотносить текст песенок-игр с определенными движениями.
Роль художественного слова в проекте.
Особое внимание в проектной деятельности «Мы и природа» уделяется художественному слову. Мы читали книги о природе, стихи, загадки, пословицы, народные приметы о временах года, смотрели картины известных художников.
Например, осенью мы читали такие стихи:
***
«Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы полетели,
Если небо хмуро, дождик часто льется,
Это время года ОСЕНЬЮ зовется».
Летят дождинки.
«Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
На вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!
(И. Демьянов).
Пословицы и поговорки.
Осенний дождик мелко сеет, да долго тянется.
Осень – погоды перемен восемь.
Загадки.
Маленький мальчишка в сером ярмячишке
По двору шныряет – крохи собирает,
В полях ночует – зернышки ворует.
(Воробей).
Осень в гости к нам пришла и с собою принесла…
Что? Скажите наугад! Ну, конечно…. ( Листопад).
В зимние месяцы мы знакомились с литературными произведениями, посвященными этому прекрасному времени года.
***
Художник картину всю ночь рисовал,
Трудился на совесть, покоя не знал.
И вот на окошках уже заблестели
Высокие сосны, пушистые ели.
Потом мы увидели там небосвод,
Где звезды веселый вели хоровод,
Снежинки порхали одна за одной –
Так окна мороз разукрасил зимой.
( А. Мельников).
Загадки:
Морковка бела, всю зиму росла,
Солнышко пригрело – морковку съело.
(Сосулька).
Народные приметы:
Декабрь – студень или хмурень.
Северный ветер – к большим холодам.
Весной мы читали такие произведения:
Пословицы и поговорки:
Где вода, там и верба, где верба, там и вода.
Стихи: «Веселые почки»
Посмотри на вербе почки,
Вот они надули щечки.
Разобрал подружек смех.
Убегает с поля снег,
Он спешит, а им потеха.
Почки лопнули от смеха.
( В. Нестеренко).
Загадки:
Русская красавица всем нам очень нравится.
Бела она, стройна, одежда зелена.
( Береза).
А летом с удовольствием читали стихотворения, в которых так замечательно передается летнее настроение:
***
Пыль. Духота. Лето в разгаре.
В городе пахнет асфальтом и гарью.
Мчатся по городу автомобили,\
Травы склонились от газа и пыли.
Но чем это пахнет? Что это, люди?
Запах такой мы вовек не забудем!
Сильный, прекрасный, неповторимый!
Он воцарился над запахом дыма.
Что это? Липа раскинула ветки!
А на ветвях карамельки –конфетки,
А на ветвях распустились цветочки,
Город как меду напился из бочки,
Город вдохнул ароматы нектара,
Липа-краса, ты растешь тут недаром!
Люди, взгляните, растет рядом чудо.
Липовый запах витает повсюду!
( Г. Лаптева).
Загадки:
Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,
Я от зеркала от лужи пробегаю по стене.
(Солнечный зайчик).
Белые овечки по небу гуляли,
Вниз упали – в речку попали.
(Облака).
Художественно-эстетическое развитие
Развитие продуктивной деятельности.
На прогулках ребята изучали деревья, узнавали их отличительные особенности. Придя в группу, закрепляли новый материал: рисовали, лепили, делали аппликации.
В течение года к экологическому проекту педагогом группы активно привлекались и родители детей. Мамы и папы летом на загородных прогулках с детьми с удовольствием собирали природный материал для поделок, создавали гербарии.
Дети и их родители принимают самое активное участие в создании творческих работ для выставок Вернисажа детского сада.
Яркие, красочные, с большой фантазией и выдумкой были представлены наши работы на выставках: «Осень – золотая пора», « Один день из жизни Снеговичка», « Весна – красна».
Стоит отметить, что дети с большим удовольствием принимали участие в изготовлении совместных творческих работ. Группа «Учусь плавать» - разновозрастная группа и творческие возможности у детей разные, но,тем не менее, дети все вместе изготавливали ту или иную поделку, посвященную определенному времени года. Тем самым на творческих занятиях решались задачи не только познавательного плана, но и воспитание преемственности, коллективизма, умения помочь младшему товарищу.
Осень.
Осенью мы изучали приметы, характерные для этого времени года: созревают фрукты, на огороде собирают урожай овощей; лесные жители готовят запасы на зиму; деревья меняют зеленый цвет на яркие краски осени, затем опадает листва, увядает трава, цветы; улетают птицы в теплые края; дни становятся короче и холоднее, продолжительней дожди и т.д.
На прогулках мы наблюдали, что именно происходит с деревьями и растениями в осенний период времени, какие цветы цветут осенью. На занятиях по окружающему миру дети пополняли свои знания, изучали поведение осенью зверей и птиц.
В группе мы изготовили модель дерева – срезали сухие веточки и поставили в импровизированный пенечек. На ветки мы повесили яркие, осенние листья, которые изготовили вместе с детьми на занятиях из соленого теста, высушили, ярко и красиво раскрасили. Каждый ребенок придумал свой листик, раскрасил, как ему хочется, и сам повесил на наше деревце. Это деревце долго стояло в нашей группе, радуя нас и наших гостей.
Очень порадовало детей занятие по рисованию, на котором они делали отпечатки листьев разных деревьев, которые ранее собирали с родителями. Повесив работы на стенд, мы вместе с детьми продолжили изучение различных деревьев и их листочков.
Весьма актуальны были в это время дидактические игры «Подбери листок к своему дереву» и « Найди листок по силуэту». Игры позволили детям закрепить полученные ранее знания, упорядочить их и расширить свой кругозор.
С большим интересом ребята отнеслись к аппликации из засушенных листьев. Мы сделали как индивидуальные работы, так и групповые совместные работы. Поскольку ГКП «Учусь плавать» - смешанная по возрасту детей группа, задания для всех детей подбираются индивидуально и согласно возрасту. Так, старшие дети – Вика Ж. и Настя З., вырезали силуэты фигур и собирали композицию; более младшие - Аня Р. и Митя Н. приклеивали фигуры, а самые маленькие – Рита П. и Аня С. помогали украшать нашу общую картину мелкими деталями.
Таким образом, проводя работу в экологическом проекте «Мы и природа» решаются задачи не только образовательного характера, но эстетического и воспитательного. Очень важным фактом является еще и то, что дети разного возраста работают вместе, каждому в групповой работе отведено свое место, свой фронт работы, каждый отвечает за свой «участочек». Дети учатся СОТРУДНИЧЕСТВУ друг с другом.
В рамках проекта «Мы и природа» дети группы ГКП «Учусь плавать» совместно с родителями с удовольствием принимали участие в выставке детского сада «Осенний вернисаж». Каждый ребенок принес на выставку свою работу. Это были как картины и объемные работы, с использованием природного материала, так и работы, искусно выполненные в техники вышивания крестиком.
Зима.
Зимой в рамках проекта «Мы и природа» ребята увлеченно принимали участие в экспериментальной деятельности.
И старшим, и младшим ребятам одинаково интересно было узнать о свойствах снега, почему нельзя есть сосульки и снег, почему в помещении Дед Мороз не тает. Ответы на эти вопросы ребята получали сами, делая выводы из опытов и экспериментов.
Совместно с родителями дети придумывали рассказы и сказки о снежинках. Каждый ребенок затем сам мог слепить свою снежинку, а также сделать аппликацию. Дети с радостью принимали участие в создании работ с дополнительными материалами – ватой, крашеным песком и т.д. У каждого ребенка получился свой зимний пейзаж заснеженного города.
В рамках «Зимнего вернисажа» в детском саду, наша группа участвовала в выставке под названием «Один день из жизни Снеговичка». Ребята вместе с родителями трудились дома, и у каждого получился свой, не похожий на другие снеговик. Например, Вика Ж. нарисовала снеговика, а Соня С. вместе с мамой сконструировала снеговика из подручных средств и украсила его пайетками, а Митя Н. вместе с мамой испекли пряничных снеговичков.
.
Также в ГКП были и групповые работы: картина «Веселые снеговики», выполненная в технике «Оригами»,
а также «Снеговички на санках», выполненые из …детских носочков и различных наполнителей. Эта работа красовалась на нашем вернисаже, а после каждый ребенок мог унести такого снеговика домой и подарить его папе и маме.
На прогулках мы наблюдали за тем, что происходит зимой с природой, растениями, деревьями; узнавали, как зимуют звери и птицы. Мы сделали кормушку и ходили кормить птиц. Таким образом, у детей формировался не только познавательный интерес, но и положительное и ответственное отношение к братьям нашим меньшим.
Весна.
Весной ребята активно принимали участие в фенологических наблюдениях, а также в наблюдениях за насекомыми и птицами на участке детского сада.
Дети наблюдали за воронами, скворцами. Они узнали, что «птичий домик» - скворечник появился не так давно, во времена правления Петра Великого, который после очередного путешествия ввел в России традицию их строить весной. Также узнали, что скворец – очень полезная птица, она оказывает неоценимую помощь садоводам, уничтожая на участке вредных насекомых в огромном количестве.
Неописуемый восторг вызывало появление почек, а затем листочков на деревьях. Вместе с детьми мы обращали внимание, что почки у разных деревьев разные. У какого-то дерева – маленькие и круглые, а у другого – большие, толстенькие, а у третьего – вытянутые, длинненькие.
Мы обращали внимание, как растет трава, как всходят семена растений, что такое первоцветы и как они появляются. Мы наблюдали за первоцветами в нашем детском саду на клумбах. После этого дети рисовали на асфальте мелками весенние первоцветы и мы устроили «Выставку на улице», на которую могли прийти и посмотреть не только родители детей, но и все желающие.
Кроме этого, с детьми была проведена беседа об охране первоцветов. Мы читали стихи и сказки об этих цветах.
К празднику «8 Марта» дети сами мастерили открытки и поделки для мам и бабушек. Это были букетики тюльпанов, открытки с гиацинтами и мимозой. Таким образом, дети познакомились с разнообразием весенних цветов, узнали много названий цветов.
Полученные знания дети могли закрепить в дидактических играх «Лото», «Домино», «Запоминалки».
Лето.
В летний период времени большое количество времени уделялось наблюдению за насекомыми на участке детского сада. Большое удовольствие у детей вызывало наблюдение за муравьями, которые по дорожке трудолюбиво что-то всегда носили. Интересно было после затяжной весны наблюдать за появившимися пчелами. На занятиях художественного творчества из пластилина дети лепили и рисовали: улитку, бабочку, божьих коровок…
Попутно мы знакомились с летними цветами, изучали их, искали сходства и различия. Большой восторг вызывало то, что цветы можно нюхать!!! В связи с этим, дети сами сделали вывод, что разные цвета пахнут по-разному.
Сделав вывод о том, что цветы пахнут по-разному, на прогулке мы играли в игру «Жмурки с цветами». Дети с закрытыми глазами пытались определить, что это за цветочек.
Ребятам очень полюбилась игра «Угадай на ощупь». Детям предлагалось с закрытыми глазами угадать: какому растению принадлежит тот или иной цветок или листик.
В дни летних прогулок мы наблюдали за лужами, дети принимали участие в эксперименте: «Куда исчезают лужи?».
На прогулке дети учились самостоятельно делать выводы в ходе наблюдения за природными явлениями.
После этого дети пробовали придумывать маленькие рассказы «Про маленькие капельки».
Стоит отметить, что дети с удовольствием принимают участие в исследовательской деятельности. Они с радостью изготавливают поделки, включаются в творческую деятельность, участвуют в общесадовских вернисажах. Очень важно, что в исследовательскую деятельность были вовлечены и родители. Они с большим интересом энтузиазмом участвовали в изготовлении поделок для выставок. Ведь для детей большое значение имеет отношение родителей к детским увлечениям, совместное творчество.
За время нашего проекта в 2012 – 2013 г. ребята много узнали о природе. Узнали, что для каждого времени года характерны свои признаки и приметы, познакомились с художественными произведениями.
А самое главное – дети научились СОТРУДНИЧАТЬ друг с другом, уважать мнение друг друга, слышать и слушать друг друга, высказывать свое мнение, фантазировать.
Ссылки на источники:
С. Железнов. Детское музыкальное издательство «ТВИК»,2008;
В.А. Деркунская. Проектная деятельность дошкольников. Учебно- методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013.
Г.В. Лаптева. Развивающие прогулки для детей 5-7 лет круглый год. Серия развивающих карточек «Речь о детях».- С-Пб: Речь, 2011;
Г.В. Лаптева. Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Осень. Зима. – С-Пб: Речь, 2011;
Г.В. Лаптева. Лучшие развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Круглый год. С-Пб.: Речь, 2011;
Ю. Маслова. Птички и их привычки. А знаете ли Вы? С-Пб.: Речь, 2012;
Н.М. Зубкова. Воз и большая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей дома. Набор развивающих карточек. - С–Пб.: Речь, 2012;
В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. Игры-эксперименты с дошкольниками.- Учебно- методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013.
|
|
|