Главная страница

Группа кратковременного пребывания в системе работы гбоу школы №37 структурного подразделения детский сад №2696 (из опыта работы педагога-психолога Бондаренко С. Б.)


Скачать 104.61 Kb.
Название Группа кратковременного пребывания в системе работы гбоу школы №37 структурного подразделения детский сад №2696 (из опыта работы педагога-психолога Бондаренко С. Б.)
Дата 14.03.2016
Размер 104.61 Kb.
Тип Документы

Группа кратковременного пребывания в системе работы ГБОУ школы №37 структурного подразделения детский сад №2696 (из опыта работы педагога-психолога Бондаренко С.Б.)

Реализация современных требований социальных заказчиков в системе дошкольного образования обусловила введение новых организационных форм, в частности создания групп кратковременного пребывания (ГКП) в детских садах.

В связи с этим на базе ГБОУ д/с №2696 в 2011 году была создана адаптационная группа кратковременного пребывания (ГКП).

Первостепенная и ответственная задача стояла перед педагогами – своевременное воспитание и образование детей раннего возраста: обеспечение социально-эмоционального, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка. От того как сложатся отношения детей в ГКП, зависит эмоционально-положительный настрой последующего пребывания их в ДОУ.

Для эффективной работы ГКП детей раннего возраста в нашем учреждении были созданы организационно-управленческие и организационно-педагогические условия.

К сожалению, на момент открытия ГКП мало было педагогов с опытом работы с детьми раннего возраста, поэтому многие педагоги обучались теоретическому и практическому опыту непосредственно в работе.

Для работы в ГКП заведующим нашего учреждения были назначены такие специалисты как: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по ФИЗО, инструктор по бассейну.

  • Работа воспитателя ГКП (адаптационной группы) направлена преимущественно на достижение цели освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  1. развитие игровой деятельности детей;

  2. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  3. формирование гендерной семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Педагогическим условием выступает совместная деятельность ребенка со взрослым, где используются приемы: «рука об руку», поощрения, порицания, контроль за ходом выполнения действий ребенка.

Особенностью развития ребенка раннего возраста является в первую очередь орудийная деятельность и лишь за тем операционно-техническая сторона (Д.Б. Эльконин).

Основными психолого-педагогическими условиями освоения детьми орудийных действий будут:

- совместная деятельность ребенка и взрослого;

- обучение детей сравнению своего действия с действиями взрослого;

- комплексирование предметно-игровой деятельности;

- развитие игровых замещений;

- развитие целенаправленности действий ребенка;

- развитие образа «Я», признание достижений ребенка в предметной деятельности;

- развитие самостоятельности стремления к достижению результата.

  • Работа педагога-психолога играет приоритетную роль в работе в ГКП с детьми раннего возраста, она направлена на создание опыта общения, познания, радости открытия, эмоционально-положительного переживания детей. Для этого психологу необходимо решить четыре основные задачи:

  1. развитие познавательных эмоций;

  2. развитие эмоционального общения;

  3. развитие сенсорной сферы;

  4. воспитание положительного отношения к сверстникам и взрослым.

Педагог-психолог в своей работе с детьми использует методы и приемы организации занятий:

- привлечение детей неожиданной радостью восприятия игрушек, звуков, предметов;

- обозначение игрушки теми же словами, что и действия, которые они производят;

- поддерживание любых действий ребенка с игрушками;

- сопоставление предметов по форме, величине, цвету, использование приемов наложения.

Педагог-психолог в первую очередь в своих занятиях с детьми ориентируется на уровень развития детей, условия в которых они воспитываются, степень заинтересованности, умение общаться.

Практически все занятия проходят комплексно во взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса.

Педагогом-психологом в начале года (по приходу детей в течение года) отслеживается процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы, для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняются протоколы наблюдения.

Психолог ГКП большую роль играет в организации сотрудничества с семьей, особое внимание уделяется постоянному совершенствованию собственного мастерства, поиску новых подходов в работе с детьми и их родителями, мониторингу развития каждого ребенка, учета его особенностей, индивидуализации развития личностных качеств.

  • Работа музыкального руководителя ведется по 2-м традиционным направлениям:

  1. музыкально - эстетическое развитие детей раннего возраста;

  2. культурно - досуговая деятельность.

Музыкальные занятия проходят 2-ва раза в неделю в форме музыкально - игрового сеанса включающего в себя различные виды деятельности (слушание, пение, музыкально - ритмические движения, театрализация, творчество, игра на детских музыкальных инструментах), а так же разнообразные здоровосберегающие технологии (логоритмика. музыкотерапия и т.д.). Такая форма позволяет увеличить время занятия с 10 до 20 минут, что в значительной степени способствует созданию эмоционально-положительного климата в адаптационной группе, в обеспечении у детей чувства комфорта и защищенности.

Культурно - досуговая деятельность включает в себя тематические праздники и развлечения, централизованные представления, забавы и т.п.

В течение учебного года проводятся 4 так называемых контрольных праздника:

  1. В момент первичной адаптации детей к группе – праздник Осени;

  2. В середине учебного года – Новогодний праздник;

  3. Во второй половине года – праздник Весны;

  4. Итоговый праздник – торжественная церемония посвященная Выпуску детей.

Выше перечисленные праздники являются итогом тесного взаимодействия всех специалистов работающих в адаптационной группе, они проводятся с обязательным, активным участием взрослых (родителей). Вследствие чего данные мероприятия так же могут быть одной из эффективных форм взаимодействия с родителями (законными представителями).

  • Работа инструктора по физической культуре.

Работа инструктора по ФИЗО направлена на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие.

В процессе работы решаются следующие специфические задачи:

  1. развитие физических качеств;

  2. накопление и обогащение двигательного опыта детей;

  3. формирование у воспитанников двигательной активности и физическом совершенствовании;

Занятия по ФИЗО проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале и 2 раза в неделю в бассейне.

К концу года дети показывают стабильные промежуточные результаты освоения программы адаптационной группы.

К сожалению, за три года существования ГКП сменилось большое количество педагогов, не у всех получалось работать с таким специфическим контингентом детей, требовалось от педагогов не только желание, но и определенные личностные качества, знания, умения, огромное терпение и любовь к детям.

Также не было условий, для создания этой группы, пришлось переоборудовать помещения совсем не подходящие для этой цели.

Были выбраны, оборудованы и оснащены всем необходимым два небольших помещения, бывшие кабинеты специалистов.

Безусловно, в раннем возрасте требуются, специально созданные условия, не ограничивающие познавательную активность ребенка, особенно тогда, когда группа многочисленная. Но, даже имея маленькие помещения, педагоги смогли организовать систему работы группы.

В данном случае педагоги смогли организовать деятельность детей, с учетом основополагающих принципов:

  1. Учет ведущей (предметной) деятельности, которая видоизменяется на разных возрастных этапах. На втором году она предметно - манипулятивная, на третьем – предметно - процессуальная, когда рождается сюжетно-ролевая игра.

  2. Взаимосвязь сенсорно-познавательного, художественно-творческого и физического развития детей. Ведь маленькие дети выполняют только то, что им известно, интересно, что их волнует и эмоционально значимо для них. Педагоги знакомят детей с цветом, формой, звуками и сенсорными качествами, закрепляют данные знания в детской деятельности.

  3. Партисипативность (разновключенность) всех участников образовательного процесса: воспитателя, помощника воспитателя, специалистов и родителей.

  4. Взаимосвязь родителей и педагогов в едином пространстве группы. При этом родителям отводится роль ассистента. Психолог наблюдает, анкетирует, проводит опрос и консультирует родителей.

Для работы в такой группе необходимо было также грамотное методическое сопровождение, для этого потребовалось:

- уточнение диагностических методик отслеживания развития детей;

- систематизированный содержательный материал работы с детьми с учетом всех принципов дидактики;

- определение разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Самое основное и сложное в работе педагогов группы кратковременного пребывания было правильная организация сотрудничества с семьями детей, так как многие родители постоянно находились с малышами. Следует подчеркнуть, что в условиях групп кратковременного пребывания сотрудничество с семьей является решающим фактором для педагогов, от этого зависит эффективность всей педагогической работы с детьми.

День малыша в нашей группе кратковременного пребывания начинается с ритуала приветствия, приходящего ребенка встречает сказочный персонаж, затем все дети садятся в кружок. Педагог проводит занятие, которое способствует установлению теплых доверительных отношений между взрослыми и детьми. Педагоги, работающие в группе, создают благоприятный психологический микроклимат, атмосферу эмоционального благополучия. Все занятия проводятся с учетом составленного расписания по основной программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

Занятия с детьми носят открытый характер, каждый педагог в своей работе проявляет творческий подход. Специально подобранные игрушки и пособия побуждают детей к ориентировано-исследовательским действиям и сенсорной активности, тренируют ручные умения: притягивание, захват, схватывание, манипулирование. В данном случае предмет-игрушка как бы учит руку ребенка совершать действие с учетом формы, величины, массы, и положение предмета в пространстве. Именно игрушка создает множественность «степеней свободы» для действий руки ребенка, что особенно важно в ранний период детства, т.к. рука учит глаз, а глаз учит руку.

Педагоги используют в игровой деятельности с детьми музыкальные игрушки-забавы для установления взаимосвязей между силой звука и воздействия на предмет.

Для накопления у детей раннего возраста сенсорного опыта в действиях с игрушками, овладения простейшими обобщенными способами действий, представлениями об их свойствах (цвете, величине и форме) педагоги в своей работе используют дидактические игры: кубики, пирамидки, матрешки, коробки форм, лабиринты и т.д.

В работе с детьми раннего возраста педагоги обязательно используют сюжетные игрушки, способствующие возникновению отобразительных действий: кормление, уход, купание, одевание-раздевание куклы.

В предметно-развивающей среде маленьких детей педагоги в работе также используют игрушки и пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно-действенного мышления (совочки с формочками для песка, молоточек с втулочками, лейка для полива и т.д.).

Педагог-психолог вместе с воспитателем в своей работе с детьми часто используют ширму-театр для ознакомления с окружающим миром, развития речи, инсценировки знакомых сюжетов, сказок с использованием кукольного театра, «Скотный двор», «Домик с куклами», Курочка Ряба», «Колобок» и т.д.

В своей практике педагоги применяют пособия и материалы итальянского педагога Марии Монтесори для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка (различные шнуровки, застежки, комплексные игрушки «Божья коровка», «Дом животного», прищепки, игры с крупами и водой и .т.).

Для развития сенсорномоторной активности детей педагоги применяют шары, мячи, качели, дорожки, «следочки», коляски, машины.

В группе кратковременного пребывания наиболее важным аспектом в работе с детьми является изобразительная деятельность, она важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Педагогу главное, необходимо предоставить малышу возможность опробовать материал, так как он хочет, идти навстречу его желаниям, продлить и закрепить интерес, поддержать его познавательные действия. Когда педагог лепит и рисует на глазах у ребенка, он тем самым показывает назначение предметов, которыми он пользуется, и ребенок, таким образом, начинает подражать.

С какими основными трудностями сталкиваются педагоги в своей работе с детьми раннего возраста?

У педагогов ГКП работающих с детьми раннего возраста часто возникают проблемы адаптации. Педагоги также как и родители детей волнуются и тревожатся о том, насколько ребенку будет хорошо и комфортно в группе, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с близкими. Эти волнения закономерны, так как поступление ребенка в детский сад – сложный период, это своеобразный экзамен для его психики.

В условиях семьи ребенок привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

В большинстве своем основные трудности возникают у детей, привыкших общаться только с родителями, где семьи ведут замкнутый образ жизни, сами родители недоброжелательно относятся к окружающим людям. Эти причины вызывают в первую очередь у малыша проблемы контакта с незнакомыми взрослыми, что зачатую осложняет работу педагога по взаимодействию с таким ребенком. Период адаптации такого ребенка может затянуться надолго.

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношения, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.

Итак, общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо приблизить домашний режим к распорядку дня в детском учреждении. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а в проведении режимных моментов поощрять и развивать детскую самостоятельность.

Хочется заметить, что выработка единых требований к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

В заключении, можно отметить, что благодаря слаженной работе всех педагогов ГКП мы смогли преодолеть многие трудности в работе с детьми и их родителями. Мы смогли создать хорошо организованную, благополучную, комфортную психологически-эмоциональную среду.

Практически все дети ГКП в последствие перешли в группы постоянного контингента и успешно продолжили свой образовательный маршрут.

Нельзя сказать, что посещение группы кратковременного пребывания решает все проблемы адаптации ребёнка к детскому саду, но эта форма работы положительно оценена нашим коллективом и родителями. Хочется отметить, что данная работа приучает родителей к участию в жизни ДОУ и сегодня те, кто прошёл через группу кратковременного пребывания - наиболее активные наши партнёры.