Главная страница

Творческая работа Доценко НадеждыАлександровны учителя истории Рубцовск 2013 2 Содержание стр


Скачать 323.06 Kb.
Название Творческая работа Доценко НадеждыАлександровны учителя истории Рубцовск 2013 2 Содержание стр
Дата 06.03.2016
Размер 323.06 Kb.
Тип Творческая работа

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»



Развитие общеучебных навыков учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроке.
Творческая работа

Доценко НадеждыАлександровны

учителя истории

Рубцовск

2013
2

Содержание стр.

1.Введение (теоретическая интерпретация)._____________________ 3
2.Технология опыта.

2.1.Основные требования к проблемизации учебного материала.___ 7

2.2.Применение технологии проблемного обучения в сочетании

с другими методами.________________________________________ 8

2.3.Урок- исследование. _____________________________________ 9

2.4.Урок- семинар.__________________________________________ 11

2.5.Урок- дискуссия.________________________________________ 14

2.6.Организация проблемной деятельности во внеурочное время. __ 17
3.Результативность, условия и возможности применения данного

опыта.____________________________________________________ 20
4.Трудоёмкость.____________________________________________ 25
5.Список литературы._______________________________________ 26
6.Приложения._____________________________________________


3

1.Введение.
Общество нуждается в высокообразованных, инициативных молодых людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Выпускники средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, а главное, к саморазвитию, непрерывному самосовершенствованию себя. Поэтому так важно научить ученика не только знаниям, но и методам, способам получения знаний.

Образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника.

Среди умений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения, выделяется группа ведущих учебных умений и навыков, исследователи предлагают различные их классификации. Дифференциацию общеучебных умений рассмотрим, опираясь на подходы Ю.А.Бабанского.

  • Учебно-деятельностные умения.

В эту группу войдут умения, которые в совокупности друг с другом составляют структуру учебной деятельности, способствуют её становлению и эффективному развитию. Это умение принимать учебную цель и намечать задачи для её осуществления; анализировать учебную ситуацию с целью постановки и решения учебной проблемы; определять последовательность учебных действий; планировать этапы осуществления деятельности; применять полученные знания на практике.

  • Учебно-интеллектуальные умения.

Эта группа включает умения внимательно воспринимать информацию; логически осмысливать учебный материал; выделять в нём главное; осуществлять общие логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, классифицировать, систематизировать, доказывать).


4

  • Учебно-информационные умения.

Это умение правильно пользоваться учебником; осуществлять поиск необходимой информации, обращаясь к справочным пособиям, научно-популярной литературе; самостоятельно осуществлять поиск литературы в библиотеке.

  • Учебно-организацинные умения.

Умения этой группы обеспечивают создание благоприятных условий для осуществления деятельности.

  • Учебно-коммуникативные умения.

Они выступают как средства общения, познания и взаимовлияния друг на друга; являются важнейшим условием познавательной и социальной активности учащихся. Коммуникативные умения направлены на формирование культуры устной и письменной речи; овладение умениями составлять собственный текст; связанно высказывать суждения по изучаемому материалу.

На развитие общеучебных навыков учащихся направлена технология проблемного обучения и воспитания. В её основе лежит развитие способностей видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения. Проблемное обучение развивает способности самостоятельно ориентироваться в мире информации.[4] Меня привлекает и гуманистический смысл проблемного обучения, когда отношения учителя и учащегося строятся на принципах сотрудничества, предполагающего совместную развивающую деятельность взрослого и ребёнка, скреплённую взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга.

Основное содержание моего опыта заключается в применении технологии проблемного обучения на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности в сочетании с традиционными методами обучения. Понимание проблем - это уже развитие, движение вперёд. Реализация принципа
5

проблемности в педагогическом взаимодействии ведёт и к изменению ролей и функций учителя и ученика.[3,с.5]

В педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не учитель; деятельность познания является главной, а не преподавание.

Самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых

знаний; совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание сведений имеют значение для развития личности.

Уважение к личности должно проявляться в процессе общения с учеником в любых ситуациях; важен учёт особенностей физического, духовного, нравственного развития целостной личности ребёнка, а не отдельных его качеств.

Я работаю в средней общеобразовательной школе. В ней обучаются дети с разным уровнем способностей и интересов. Коллектив школы работает над темой «Гражданское воспитание. Социализация учебно – воспитательного процесса». Задачи школы включают в себя формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся. Как показывает опыт, технология проблемного обучения открывает большие возможности для решения этих задач, способствует повышению качества учебно- воспитательного процесса в школе в целом.

Чтобы получить представление о целях, содержании и способах организации проблемной деятельности на уроках и во внеурочное время я познакомилась с работами Е.А.Юниной, Е.С.Полат, С.В.Кульневича, Т.П.Лакоцениной, В.С. Кукушкина и других.

В работах всех авторов мне близки идеи личностно - ориентированного обучения. По мнению авторов, проблемное обучение как процесс, предполагает: создание проблемной ситуации и выход из неё, т.е. решение проблемы.

В создании проблемной ситуации основная роль принадлежит учителю. Он должен заинтересовать, увлечь учащихся работой. Так, например, при решении

6

познавательной задачи наиболее активной становится деятельность учеников, а учитель только направляет и корректирует их мыслительные усилия. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся: выявление проблемы; формулирование; поиск решения; решение.[3, с.31]

Проанализировав взгляды авторов работ, я пришла к выводу, что положительными моментами проблемного обучения при формировании общеучебных навыков сегодня могут стать: активизация развивающего потенциала обучения;

самостоятельная поисковая деятельность; высокий познавательный уровень;

личностная включенность всех участников в процесс обучения; его практическая направленность.

Считаю, что «знаниевые» и «способностные» подходы в образовании не должны взаимоисключать друг друга, а проблемное обучение может быть полноценным инструментом, как обучения, так и развития и воспитания. В этом вижу новизну своего опыта.

В процессе проблемно-поисковой деятельности я акцентирую внимание в первую очередь на формирование мировоззрения, ценностного отношения ребёнка к окружающей действительности. А развитие способностей, позволяющих анализировать информацию, решать поставленные проблемы, рассматриваю как средство, как необходимый инструмент, который помогает ученику раскрыть мир для себя и себя в этом мире.

Знакомство с психолога - педагогической литературой по проблеме организации проблемно-поисковой деятельности в школе позволило мне выбрать наиболее оптимальные способы её реализации в условиях моей педагогической деятельности.

Ведущая педагогическая идея, вытекающая из опыта, заключается в создании условий, среды для развития творческой, мыслящей, нравственной личности через активную самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся на основе личного интереса.
7

2. Технология опыта.

2.1. Основные требования к проблемизации учебного материала.

Не каждый учебный материал подходит для проблемного обучения. Ведь проблемизация – это предварительная деятельность учителя по приданию содержанию изучаемых на уроке знаний характеристик проблемности.

Деятельность учителя включает несколько этапов:

  1. Разработка проблемных вопросов.

Проблемный вопрос должен быть:

    • Сложным, сопряжённым с противоречиями;

    • Ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;

    • Предполагающим научный спор на базе различных истолкований;

    • Создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

2.Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

  • Через углубление проблемного вопроса;

  • Через поиск разных граней его решения;

  • Через сопоставление разных вариантов ответа.

3.Формы решения проблемных ситуаций:

    • Дискуссия;

    • Научный спор;

    • Проблемная лекция;

    • Проблемные задачи и задания;

    • Задачи исследовательского характера;

    • Документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

4.Определение факторов создания проблемных ситуаций:

  • Уровень развития учащихся;

  • Характер материала;

  • Педагогические цели;

  • Творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности;

8

  • Организация самостоятельной работы и т.д.

  1. Создание блоков проблемных уроков.

  2. Подготовка проблемных домашних заданий.

  3. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.

[3, с.104]

В данной технологии меня привлекла, прежде всего, возможность эффективно решать важнейшие педагогические проблемы воспитания, развития, обучения в сотрудничестве с учеником.

В своей работе я поставила следующую цель – способствовать созданию условий для развития познавательной активности учащихся, навыков исследовательской работы, раскрытия творческого потенциала личности ребёнка через организацию проблемно- поисковой деятельности на уроках и внеурочное время.

Ведь поставив ученика в проблемную ситуацию, учитель получает возможность растормозить механизм его мышления. Включая обучаемых в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по её решению, мы углубляем интерес к самостоятельному процессу познания, открытию истины.

Для достижения цели я определила следующие задачи:

2.2. Применение проблемного обучения в сочетании с другими методами обучения.

В своей педагогической практике я использовала различные виды проблемного урока: - урок – исследование;

  • урок – семинар;

  • урок – дискуссия и др.

9

Опыт показывает, что позитивной чертой проблемного обучения является его универсальность, возможность применять его как в качестве дополнения к традиционным методам обучения, так и самостоятельно.

2.3. Урок – исследование.

Из опыта работы: в 5-м классе по истории Древнего мира я проводила урок - исследование по теме: « Общество Древнего Египта». Цель урока была определена учителем и заключалась в том, чтобы, используя дополнительные источники информации, показать роль и значение всех слоёв населения в египетском обществе.

Исследования учащихся носили ознакомительно-ориентировочный характер и были направлены на сбор информации о быте, хозяйственной деятельности, религии, культурных достижениях, правах и обязанностях населения Древнего Египта.

Весь класс был условно разделён на шесть групп.

Объектом исследования выступало египетское общество.

Предмет исследования - определённая категория населения: фараон, чиновники и вельможи, жрецы, писцы, воины, земледельцы и ремесленники.

Ребятам было предложено совершить путешествие и провести время с представителями каждой ступеньки египетской пирамиды в качестве исследователей материальной культуры, быта, религии, науки, письменности.

Участники определили цели и задачи исследования:

  • изучить научно - популярную литературу по истории и культуре Древнего Египта;

  • выяснить особенности быта и религии, найти достижения в области хозяйства и культуры.

Так завершился подготовительный этап, и ребята приступили к практической части, к самостоятельному сбору и анализу информации. Эта работа оказалась достаточно сложной для пятиклассников. Не хватало умения отобрать материал, его анализировать. Поэтому на протяжении всего этапа поисковой

10

деятельности необходима была постоянная помощь учителя. Мне приходилось консультировать, направлять деятельность учащихся.

После завершения сбора и обработки данных, их анализа, обобщения, формулирования выводов, учащиеся приступили к оформлению результатов, в соответствии с принятыми правилами.

Заключительный этап деятельности 5-тиклассников проходил в форме защиты исследования. Выступающие учащиеся называли тему, над которой работала группа, его объект и предмет. Затем излагали содержание работы, посвящённое определённой категории египетского общества, делали аргументированные выводы о роли и значении каждого слоя населения в египетском обществе.

Защита групп была оценена учителем.

Общий вывод, который был сделан на уроке, заключался в том, что каждый человек занимал в обществе Древнего Египта своё место и отличался от других своими правами и обязанностями.

Для себя я сделала выводы, что в ходе работы ребята получили навыки исследовательской деятельности, обогатили свои знания по истории Древнего Египта, у них вырос интерес к изучению истории. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Лучший способ что- то понять - это исследовать самому».

Вместе с тем, руководить работой всех групп одновременно было непросто. Поэтому, выдвигая проблему исследования, учитель должен знать – соответствует ли она уровню развития учащихся, достаточны ли их способности и возможности при достижении поставленной цели.

В 7-м классе по истории средних веков по теме: «Колумб - герой или авантюрист» мною было организованно исследование на уроке на стадии рефлексии.

После лекции о Колумбе учащимся было предложено попытаться определить его место в истории и ответить на вопрос: «Каким был Колумб?».
11

Ответив на этот вопрос для себя, ребята были объединены в группы – в соответствии со своим положительным или отрицательным мнением о Колумбе.

Каждая группа получила от учителя синквейн, который противоречит их мнению.

Колумб Колумб

Лживый, бездушный Смелый, настойчивый

Командовал, торговал, обогащался Открывал, торговал, обогащал

Делал всё для достижения цели Воссоединил мир и потряс чело-

вечество

Авантюрист Герой

Читая исторический текст, предложенный учителем, учащиеся должны были исследовать его и найти в нём доказательства « чужой» точки зрения. Такое задание позволяет учащимся аргументировано доказывать свою точку зрения и более внимательно прислушиваться к мнению других людей.

2.4. Урок – семинар.

Следующая активная форма проблемного познания, которую я применяю в своей педагогической деятельности - это урок - семинар.

На таком уроке школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя.

Благодаря такой активной деятельности, у учащихся формируется умение работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Ведущими становятся поисковые и исследовательские методы обучения.

Так, например, при изучении в 11 классе темы «Глобальные проблемы современного мира» был организован семинар - обсуждение докладов и рефератов. В ходе подготовки урока были определены выступающие и темы для их сообщений:

  • Экологический кризис: пути разрешения.

12

  • Роль человека в современном мире: человек и окружающая среда.

  • Сущность и последствия научно–технической революции.

  • Учёные о глобальных проблемах современности.

  • Проблемы войны и мира.

  • Демографический портрет современного человечества.

  • Проблема «Север - Юг»: на пути к новому мировому порядку.

По объёму рассматриваемого материала семинар рассчитан на два урока. Каждому выступающему был назначен оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомились с основной литературой, чтобы быть готовыми к обсуждению, а возможно, дискуссии по докладу, план которого и основные проблемы были известны.

После освещения материала по проблеме началось обсуждение, которое было бурным. Тема заинтересовала ребят, они задавали вопросы, а выступающие уверенно отвечали на них. Учащиеся пытались формулировать свои решения глобальных проблем человечества.

Заканчивался семинар заключительным словом учителя, в котором были подведены итоги обсуждения. Причём, я не просто излагала подготовленные дома выводы, а ссылалась на мысли и аргументы учащихся.

Подводя итоги работы, пришли к выводу, что современное человечество поставлено перед рядом проблем, которые ни одного из живущих на Земле не могут оставить равнодушными. Они затрагивают судьбы всей планетарной цивилизации.

Поэтому эти проблемы считаются глобальными. Решение данного комплекса проблем возможно только посредством согласованных усилий всех людей.

13

Дома учащимся было предложено составить свой вариант классификации глобальных проблем современного мира. Урок имел воспитательное и развивающее значение.

По итогам семинара были отмечены не только докладчики и их оппоненты, но и наиболее активные участники. Оценивалось не только содержание ответов, но и высказанные ребятами мысли, их умение аргументировать своё мнение.

Учащиеся опирались на памятку по рецензированию доклада.

1.Слушая доклад, пытаться оценить:

      • достоверность использованных источников информации;

      • полноту рассказа о явлениях, процессах;

      • связанность изложения;

      • наличие обобщений.

  1. Оценивая доклад, отмечать достоинства и недостатки.

  2. Слушая доклад, делать письменные заметки, которые помогут привести мысли в порядок.

  3. Оценки формулировать так, чтобы не обидеть одноклассника.

При организации урока - семинара учителю важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, чтобы каждый чувствовал себя на уроке способным внести свой вклад в рассмотрение данного вопроса, решение поставленной проблемы. Учитель должен тщательно разработать план семинара, контролировать его ход, чтобы не превратить урок в простое заслушивание реферативных сообщений.

Семинарское занятие требует основательной подготовки, временных затрат, поэтому рекомендуется проводить в течение месяца в одном классе не более двух семинаров. Уроки - семинары по истории, обществознанию представляют широкие возможности для формирования мировоззрения ребёнка, его идеалов и убеждений, оказывают большое влияние на становление личности.

14

Личность развивается тогда, если она в процессе учебной деятельности обретает социально - позитивный опыт, если урок наполнен проживанием

социально - ценностных отношений к изучаемому миру во всех его проявлениях. Решать подобные задачи урока, наряду с другими методами помогает проблемно - поисковая деятельность.

2.5. Урок - дискуссия.

В основе модели обучения лежат представления о том, что общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения.

Поэтому, дискуссия может использоваться и как средство активизации и как способ углубления работы с содержанием предмета, выхода за пределы усвоения фактических сведений, творческого применения получаемых знаний.

Чем больше учащиеся приучаются мыслить исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал, тем выше их активность в процессе обучения.

Примером может служить урок - дискуссия по истории в 9-м классе,

тема: «Гражданская война: «красные» и «белые».

Учитель отмечает, что многие вопросы темы носят проблемный характер, неоднозначно трактуются историками, воспринимаются в обществе. Поэтому, чтобы приблизиться к истине, необходимо посмотреть на эти события с разных сторон.

Учащимся было предложено разбиться на две группы. Выяснить с позиции «белых» и «красных» причины гражданской войны, цели движения. Попытаться определить сущность «белого» и «красного» террора.

В качестве задач было решено изучить литературу по теме, документальные материалы. То есть при подготовке к завершающему уроку темы учащиеся осуществляли самостоятельный поиск информации, делали её анализ, сопоставляли, обобщали, подбирали аргументы, делали выводы.
15

Учитель консультировал, направлял. Полученные результаты были применены на уроке - дискуссии.

Была выдвинута проблема:

в повести М.Булгакова «Бег» описывается жизнь «контрреволюционных элементов», как их тогда называли, попавших после поражения Белой армии в эмиграцию. Они все были против России?

За что они сражались? А Красная армия?

Чем закончилось это противостояние?

Учащиеся на основании анализа исторических документов и полученной в процессе поисковой деятельности информации, от имени представителей того или иного движения вступили в дискуссию по предложенным вопросам, аргументировали свою позицию, выслушивали мнение другой стороны и пытались сформулировать свою точку зрения.

Чтобы разобраться в поставленной проблеме учащиеся называли исторические факты, связанные с экономическим положением России в то время, этические нормы, нравственные устои в обществе, культурный, образовательный уровень населения.

После обсуждения выдвинутой проблемы, взаимных «обвинений» участники дискуссии пришли к выводам, которые формулируются как уроки гражданской войны:

  • В гражданской войне не может быть победителей. Война приводит лишь к большему противостоянию в обществе, к росту жестокости, насилия.

  • Проблемы в обществе должны решаться не путём насилия, а путём компромисса, согласия различных политических сил в обществе.

  • Никакие благородные цели не могут оправдать преступные средства.

На таком уроке необходимо чётко соблюдать правила ведения дискуссии:

16

    1. Нельзя критиковать людей – только их мнения и позиции.

    2. Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.

    3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.

    4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.

    5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.

    6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.

    7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

    8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.

Считаю, что урок имел большое значение для воспитания гражданственности, толерантности, неприятия насилия в решение проблем общества.

Эффективными приёмами организации дискуссии является и форма «круглого стола». Например, в 10-м классе, по теме «Реформы Петра Великого» учащиеся также представляли сторонников двух противоположных точек зрения на деятельность Петра.

Одна сторона делала акцент на преданности Петра Отечеству, его реальном вкладе в проведение масштабных преобразований в стране.

Другая подчеркнула жестокость и насилие в реализации этих преобразований, критиковала Петра за слепое перенесение опыта Западной Европы на российскую почву. За «круглым столом» учащиеся отстаивали свою точку зрения, аргументируя её.

Организация и проведение урока – дискуссии способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного поиска информации, умения аргументировать свою точку зрения, слышать другую, участвовать в дискуссии. Применение приема организации учебной дискуссии развивает коммуникативные навыки учащихся.


17

2.6. Организация проблемно - поисковой деятельности во внеурочное время.

Во внеурочное время я уделяю внимание в моей педагогической деятельности работе с одарёнными детьми, с теми, кто интересуется проблемами истории и общества.

Тематика исследовательских работ разнообразна. Она касается вопросов школьной программы по истории:

  • Тайны египетских пирамид (5класс).

  • Культура и быт России XIV- XV веков(10 класс).

  • Церковь Вознесения на Коломенском(10 класс).

  • Рубцовск накануне и в годы Великой Отечественной войны (11 класс).

  • Жуков Г.К.- великий русский полководец.(10 класс)

  • Великое наследие Древней Руси. Храм Покрова на Нерли (10 класс).

  • Новгородские берестяные грамоты (10 класс).

  • Наследник престола Англии – ГенрихVIII (7 класс).

Тематика исследований охватывает и вопросы актуальные для современной жизни: - Права ребёнка (9 класс).

  • Сложности общения: подросток в семье (9 класс).

  • Налоговая полиция: задачи и функции (11 класс).

  • История налогообложения (11 класс) и др.

Проектно - исследовательская деятельность проходит ряд этапов.

Организационно - подготовительный период начинается с поиска, возникновения идеи или проблемы, определения темы исследования.

Темы я стараюсь подбирать с учётом способностей, возможностей, интереса ученика. Вместе с учащимися определяем объект, предмет исследования, его цели и задачи, актуальность, планируем предстоящую деятельность.

18

На втором, технологическом этапе, происходит непосредственная разработка проекта, учащиеся осуществляют самостоятельный поиск, отбор и анализ информации, делают обобщения, выводы.

Учитель направляет поисковую деятельность учащихся. Подготовленный материал оформляется.

В проектной деятельности участвуют учащиеся, начиная с 5-го класса. Ребята среднего звена проводят небольшие исследования частично - поискового характера, результаты которых оформляются в основном в виде рефератов.

Итоги работы подводятся на уроках по данным темам, где учащиеся имеют возможность представить своё исследование, реферат.

Также учащиеся защищают свои проекты на школьной научно- практической конференции «Человек.Земля.Социум.», которая традиционно проходит в нашей школе в апреле. Ученица 5-го класса Самосадова Евгения выступала перед аудиторией с темой реферата: «Тайны египетских пирамид», ученица 9-го класса Макарова Настя с темой: «Сложности общения: подросток в семье».

В старших классах работы учащихся отличаются большей самостоятельностью.

Лучшие работы рекомендуются для представления на городских конкурсах и конференциях.

Так, ученица 9 класса Петухова Виктория была награждена грамотой за участие в городском конкурсе « Интеллектуал- 2004»,

номинация « обществознание», тема: «Права ребёнка».

Ученица 9 класса Макарова Анастасия награждена грамотой за актуальность исследования – «Интеллектуал- 2007»,

номинация «обществознание», тема: Сложности общения: подросток в семье».

Волкова Маргарита, ученица 9 класса, работала над творческой работой по теме «Овеянные славою флаг наш и герб» при участии преподавателя.
19

Мы совместно определили путь поиска необходимой информации. Ученица анализировала факты, прослеживала явления в развитии. Затем необходимо было обобщить полученные данные, проникая в сущность изучаемого, изложить результаты в определённой последовательности и сформулировать выводы. Работа была отмечена за участие в краевом конкурсе, посвящённом российской символике.

Применение исследовательского метода во внеурочное время служит общей цели – формированию у школьников умственной самостоятельности, интереса к творческой деятельности.

Учащиеся активно участвуют в различных конкурсах, где они могут проявить свой интеллектуальный потенциал. Например, участвуя в игровом конкурсе «Золотое Руно» на историческую тему «Портреты времени» учащиеся 10 класса показали неплохие результаты. Тем самым, применив навыки самостоятельной работы в поиске, отборе необходимой информации, полученные на уроках истории в процессе проблемного обучения.

При организации исследовательской, проблемно - поисковой деятельности во внеурочное время педагогическое руководство должно быть особенно гибким, обязательно стимулирующим самостоятельность, инициативу и творчество учащихся.


20

3. Результативность, условия применения опыта.

Применяя технологию проблемного обучения на уроках и во внеурочное время, я пришла к выводу, что она хорошо вписывается в традиционную систему обучения. Является эффективной для решения таких задач учебно-воспитательного процесса как развитие познавательной активности учащихся, исследовательских навыков, творческих способностей личности.

В своей работе я использую различные формы организации проблемной деятельности. В проблемно - поисковую деятельность включены учащиеся 5- 11 классов.

Результативность опыта своей педагогической деятельности попыталась определить следующим образом: для диагностики развития познавательной активности учащихся, занимающихся проблемно – поисковой, исследовательской деятельностью, их эмоционально - образной и мотивационной сферы, я выбрала критерии:

  • Увлечённость и интерес к работе;

  • Стремление, желание участвовать в проблемно - поисковой деятельности.

Результат проведённого анкетирования учащихся показал, что большинство ребят с удовольствием участвуют в процессе исследований, поиске информации и хотели бы продолжать эту работу. Это касается как учащихся среднего звена, так и старшеклассников.

В качестве критериев овладения мыслительными операциями, развития исследовательских умений, творческих способностей учащихся, может служить создание и защита проектов учащимися.

Показателем результативности данного педагогического опыта в решении перечисленных задач является анализ проведённой работы за последние несколько лет. Учащиеся успешно выступали на городском конкурсе «Интеллектуал», сдавали государственные экзамены, достойно участвовали в предметных городских олимпиадах по истории, обществознанию, праву и других конкурсах.

21

Результаты опыта я отразила в следующей таблице:


год

Участие в школьной научно- практической конференции, олимпиадах

Участие в предметных городских олимпиадах

Участие в городском конкурсе

«Интеллектуал»

Участие в других конкурсах

2004-2005

НПК «Человек.Земля.

Социум.»

СамосадоваЕ.,

история,

реферат- Iместо;

Волкова М., обществознание, реферат- I место.

право,

Волкова М.,

II место;

Бухтуева О.,

I место;

Корсакова Е.,

I место.


Петухова В.,

обществознание,

исследователь-ский проект


Краевой конкурс, прсвящённый российской символике.

Волкова Р., творческая работа.

2005-2006

обществознание-

Столярова О.,

Iместо;

Марченко М.,

II место;

Козликин А.,

III место.










2006-2007

история-

Растегаева О.,

I место;

Кондратенко И.,

II место;

Клубович А.,

III место.

НПК «Человек.Земля.

Социум.»

Макарова А.,

история,

реферат- Iместо;


Налоги и налогообло-жение,

команда учащихся 10- 11 классов,

II место.

история –

Растегаева О., победитель

I тура.








2007-2008

история-

Растегаева О.,

I место;

Кирюшкин М.,

II место;

Кондратенко И.,

III место.


история-

Растегаева О.,

I место;

Кирюшкин М.,

II место;

КондратенкоИ.,

III место.


Макарова А.,

обществознание, исследовательский проект.


«Золотое Руно»,

13 учащихся 10 класса.


2008- 2009

история-

Растегаева О.,

II место;

Кондратенко И.,

IIIместо

Обществознание-

Кабакова Я.

I место

Кирюшкин М.,

II место;

Морозов А.,

III место

обществознание-

Кабакова Я.

III место




«Золотое Руно»,

11 учащихся 5 класса; 3 учащихся 11 класса


2010-2011

Обществознание-

Ивахненко Д,7а

I место

Пащенко А,7а

II место

Ефремова Е.,7а

III место

История-

Пащенко А,7а

I место

Ефремова Е.,7а

II место

Енина В, 7а

III место


обществознание-

Ивахненко Д., 7а

призер




«Золотое Руно»,

6 учащихся

7 класса

2011-2012




Обществознание-

Ефремова Е.,8а

Призер

Гуляева Д.,8а

призер







2012-2013

История-

Кузьменко Ю.,9а

IIместо

Анохин П.,9а

III место

Евдокимова А.,9а
III место

Кранин Т.,9а

III место

Обществознание-

Гуляева Д.,9а

Iместо

Евдокимова А.,9а

II место

Ефремова Е,9а

III место

Кузьменко Ю.,9а

III место


Право-

Кузьменко Ю.,9а

призер

Ефремова Е, 9а

призер




Участие во всероссийском предметном чемпионате по истории:

Ефремова Е.,

Евдокимова А.,

Кузьменко Ю.,

Анохин П.

Обществознание:

Ефремова Е.,

Евдокимова А.,

Кузьменко Ю.,

Гуляева Д.


Косвенным доказательством того, что проблемное обучение играет большую роль в воображении, фантазии, гибкости мышления учащихся является исследование, проведённое с целью определения уровня творческих способностей,
22

креативности мышления у детей, занимающихся проблемно – поисковой деятельностью в течение нескольких лет.

Учащимся было предложено оценить, используя 5-ти бальную систему, в какой степени у каждого проявляются характеристики творческого проявления креативности.

В итоге были получены следующие результаты: 50% учащихся, которые участвовали в исследовании, показали высокий уровень креативности и 50% - нормальный, средний уровень.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что эти ребята имеют большой потенциал для занятий проблемно - поисковой деятельностью, и предположить, что исследовательская деятельность наряду с другими факторами, способствует развитию их творческих способностей.

Опираясь на свой опыт по организации исследовательской деятельности на уроках и внеурочное время, его результативность я пришла к выводу, что она позволяет успешно решать задачи воспитания, обучения и развития учащихся. Но наиболее рационально использовать её как дополнение к сложившейся системе обучения наряду с другими личностно- ориентированными технологиями.

Проанализировав работу над проблемой «Развитие общеучебных навыков учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроке», пришла к таким выводам:

1.Важными требованиями, условиями организации проблемно- поисковой деятельности я считаю:

  • Добровольность участия учащихся в работе.

  • Подбор тем для проведения исследования с учётом способностей, интересов, склонностей детей.

  • Гибкое руководство деятельностью учащихся со стороны учителя.

  • Взаимодействие учителя и ученика в ходе работы должно быть постоянным и осуществляться на основе учебного сотрудничества.


23

2.Считаю оправданным применение технологии проблемного обучения на уроке, так как это даёт свои результаты:

  • Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.

  • Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

В заключение хотелось бы подчеркнуть значимость технологии.

Во - первых, с точки зрения ценностного подхода, данную технологию следует охарактеризовать как:

  • развивающую;

  • воспитывающую;

  • здоровьесберегающую.

Во- вторых, технология проблемного обучения активно «взаимодействует» со всеми основными образовательными технологиями:

  • личностно-ориентированного обучения (реализует цели развития личностных качеств);

  • дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (проблемный урок строится с учётом особенностей конкретного класса);

  • диалогового и рефлексивного обучения (проблемные уроки всегда результативны, а результат требует анализа).[6, с.66]

На протяжении последних лет мною были даны открытые уроки с использованием элементов проблемного обучения:

5 класс- Общество Древнего Египта.

7 класс - Колумб – герой или авантюрист.

Средневековый город – город мастеров.

9 класс - Гражданская война: «красные» и «белые».

24

10 класс - Реформы Петра Великого.

11 класс - Глобальные проблемы современного мира и др.

В 2004 году я участвовала в городском конкурсе «Учитель года», где заняла I место. В ходе конкурса проводила урок в 7-м классе по теме: «Средневековый город – город мастеров» с элементами организации проблемно - поисковой деятельности. (приложение № 1)

Считаю, что доступный для учащихся исторический документ служит прекрасным средством для того, чтобы научиться его анализировать. Работа с документом содействует конкретизации, созданию ярких картин прошлого, помогает ввести учащихся в обстановку изучаемой эпохи. Даёт возможность почувствовать им дух, язык, колорит эпохи. Самостоятельно работая над документом, ученик устанавливает новые факты, делает выводы, то есть документ выступает в качестве познавательной задачи.

С опытом работы по теме «Развитие общеучебных навыков учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроке» я выступала

26 августа 2008 года на заседании городского методического объединения учителей истории и обществознания.

25

4. Трудоёмкость работы по организации проблемно – поисковой деятельности в процессе обучения.
Данная работа требует от учителя больших затрат времени, физических и эмоциональных усилий. Не каждый ребёнок быстро включается в проблемно – поисковую деятельность, что требует своевременной помощи и внимания со стороны учителя, необходим индивидуальный подход.

При организации и проведении проблемных уроков необходима большая подготовительная работа. Это всё требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Вместе с тем, включенность педагога в творческий процесс, его искренняя заинтересованность в решении исследуемых проблем, успех этой деятельности компенсирует все его трудозатраты.

Считаю, что проблемно – поисковая деятельность способствует развитию личности, самореализации не только учащегося, но и педагога, даёт богатейший опыт для его педагогической деятельности в целом.

26

5.Список литературы.
1.Арцев М.Н. Учебно –исследовательская работа учащихся//Научно- практический журнал «Завуч».2005.- №6

2.Завельский Ю.В. Памятка для учителя// Научно- практический журнал «Завуч».2007.- №6

3.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок.Часть III:

Проблемные уроки.- Ростов н/Дону: Издательство «Учитель», 2006.- 288 с.

4.Педагогические технологии/ Под ред. В.С.Кукушкина.-

Ростов н/ Дону.,2004.- 336 с.

5.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат- М: Издательский центр «Академия»,

2007. – 368с.

6.Юнина Е.А. Технология качественного обучения в школе.- М.: Педагогическое общество России, 2007.- 224 с.

7. Энциклопедия педагогических технологий./ Под.ред. А.И.Колеченко – СПб: Каро,2006.- 368 с.

Приложение №1

Проект урока истории

Тема: « Средневековый город – город мастеров»
Цель: Формирование у учащихся яркого, эмоционально окрашенного образа средневекового европейского города в период расцвета ремесла.

Задачи: 1.Создать условия для углубления знаний учащихся и помочь в их осмыслении.

2. Создать условия для формирования образных и логических способностей учащихся, умений анализировать разнообразные исторические источники, рассуждать, объяснять понятия. Аргументировать свою точку зрения о фактах прошлого.

3. Создать условия для развития познавательного интереса к предмету, к средневековой эпохе.

Этапы

Действия учителя

Возможные действия учащихся

Организационный момент, психологический настрой.

Приветствую учащихся,

Настраиваю на успешную совместную деятельность. Какие Вы пришли на этот урок? Какое Ваше качество поможет достичь успеха в работе вашей группы?

Думаю, что все ваши качества помогут нам в работе. Желаю всем приятного общения.

Приветствуют учителя, настраиваются на успех.


Называют - настойчивость, уверенность, смелость, находчивость, любознательность и др.

Мотивационный


актуализация знаний

целеполагание

формулирование темы.



Учащиеся получают листы самооценки, которые сдадут в конце урока.

Предлагаю игру в «Ассоциации», которая поможет определить ключевое слово нашей работы. Перед вами ассоциации: мастерская,

город, ручной труд, умельцы – профессионалы, ученик.

Назовите ключевое слово.

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Побываем в роли жителей города, выясним, какую роль играли цехи в жизни города.

Тема урока: «Средневековый город – город мастеров».

Размышляют, анализируют предложенные ассоциации.

Называют ключевое слово: ремесло.

Предполагают, что о ремесле в средневековом городе.

Дают свои варианты темы урока.

Ход урока


Предлагаю послушать отрывок из стихотворения Ганса Сакса «Похвальное слово городу Нюрнбергу» и перечислить, какие ремесленники жили в этом средневековом городе.

Настраиваю детей на групповую работу. Предлагаю совершить путешествие в средневековый город.

Представьте себе, что Вы подмастерья, что нужно сделать, чтобы стать мастерами?

Вы сейчас будете сдавать экзамен на мастерство. Решают в группе кроссворд.

Экзамен на мастерство Вы сдали. Подмастерье стал мастером. Мастера объединяются в цехи. А что называли цехом в средние века?

Теперь каждая группа – цех. Вы мастера, вы поднялись на восстание и освободились от власти сеньора. Но он вновь посылает отряд на завоевание города. Как был защищён средневековый город?

Представьте, что отряд сеньора захватил укрепления и пытается ворваться в город. Как ваши города защитить?

Сегодня на уроке города защитят ваши знания. Выполните первое задание и попытайтесь отстоять стены.

Составить договор о найме ученика к мастеру той специальности, которая представляет ваш город (образец договора, стр.96 учебника).

Теперь давайте заглянем в одну из ремесленных мастерских. Кто тут так усердно трудится? Кто работал в мастерской?

Картина «Ремесленная мастерская», представьте, что картина ожила. Послушаем, о чём идёт речь в мастерской. Подумайте, чем положение ученика отличалось от положения подмастерья?

Чтобы защитить мост, выполним следующее задание. Составьте логический ряд понятий и объясните, почему вы их объединяете?

Ремесло, мастер, ярмарка, ученик, меняла, купцы, товар, цех, пряности, подмастерье, ростовщик, гильдия, город, устав, Шампань, мастерская, банкир, Ганза.

Спасибо за работу, мост защитили.

Прогоните отряд сеньора за пределы укреплений ваших городов, выполнив задание. Прочитав устав цеха шелкоткачих, заполните таблицу.

Зачитайте основные положения, подтвердив текстом документа.

Слушают, анализируют, называют специальности ремесленников.

Называют свой город, перечисляют ремёсла, которыми они занимаются.
Предполагают, что нужно изготовить шедевр и сдать экзамен.

Группы решают кроссворд, обсуждают полученные ответы.


Дают определение понятия «цех».

Отвечают на вопрос, называют, что средневековый город был защищён крепостной стеной, мостом, рвом.


Обращаются к тексту учебника, составляют договор, каждая группа зачитывает.
Отвечают на вопрос, называют мастера, подмастерьев, учеников.

Учащиеся инсценируют картину, представляют разговор. Делают вывод, чем отличалось положение ученика от положения подмастерья.

Составляют, анализируют, объясняют.


Исследуют исторический документ, анализируют, подтверждают основные положения текстом документа.

Итоги урока.

Предлагаю обратиться к учебнику (стр.98.),первый и последний абзацы. В чём Вы видите противоречие в этих утверждениях? Какую роль играли цехи в жизни города?

С заданием справились. Ров защитили. Победить отряд сеньора удалось в городах… … ….

Анализируют текст учебника, обосновывают противоречие, доказывают свою точку зрения.


Руководители групп подводят итоги работы всей группы на уроке. Представляют города, жители которых выполнили задания в полном объёме, т.е победили отряд сеньора. Другие называют учителю задания, которые они выполнили и те, с которыми они не справились, (если такие есть на уроке).

Рефлексия

Завершилось путешествие по средневековому городу. Как вы думаете, чем средневековый город отличается от средневековой деревни?

А чем современный город похож на средневековый город? И похож ли?


Предполагают, что средневековый город – центр ремесла и торговли.
Анализируют, сравнивают, делают выводы.


Домашнее задание.

Выполнить творческую работу, мини- сочинение на тему «Один день из жизни жителя средневекового города».

Записывают задание в дневник.

Оценка деятельности учащихся на уроке.

Называю оценки за урок, используя данные руководителей групп, листы самооценки.

Учащиеся сдают листы самооценки, выставляют оценки в дневник.

Заключительный.

Благодарю всех учащихся за плодотворную работу на уроке.