|
Исследование проблемы счастья в романе Л. Толстого «Война и мир» на примере женских судеб: Элен, Наташи Ростовой, Сони
Проблема счастья в романе Л. Толстого «Война и мир»
(На примере развития женских образов)
Цель урока
исследование проблемы счастья в романе
Л. Толстого «Война и мир» на примере
женских судеб: Элен, Наташи Ростовой, Сони
Марьи Болконской.
приобщение учащихся к нравственным идеалам
Толстого – идеалам добра, верности, счастья.
формирование навыка самостоятельного мышления
умение выражать и доказывать собственное мнение.
Форма работы – работа в группах
1-я группа - исследователи судьбы Элен, прослеживают её путь.
2-я группа - исследователи судьбы Наташи Ростовой, выстраивают её судьбу.
3-я группа - исследователи судьбы Сони – двоюродной сестры Наташи.
4-я группа - исследователи судьбы Марьи Болконской.
Эпиграф :
- Был ли счастлив ты в жизни земной?
И.А. Бунин
А счастье было так возможно, так близко…
«Евгений Онегин»
На свете счастья нет, но есть покой и воля..
А.С. Пушкин
И много будет странствий и скитаний
Страна любви – великая страна.
И с рыцарей своих для испытаний
Все больше станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…
В. Высоцкий
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Вопрос о счастье — это вопрос не праздный. Наверное нет на свете человека, который не задумывался бы об это. Но выпадает оно не каждому, почему? Как решает проблему счастья сам Л.Н. Толстой?
В романе «Война и мир» рассказывается о многих героинях, многие женские судьбы проходят перед глазами читателей. Более пристальное внимание Толстой уделяет судьбам следующих героинь: Элен, Наташи Ростовой, Сони и Марьи Болконской.
Проследим и мы, как складывались их судьбы и кому выпало счастье.
Представление каждой группой учащихся своей героини – словесная характеристика, данная Толстым (<�Приложение1.doc>) и портреты: Княжна Марья Болконская(<�Рисунок1>, <�Рисунок2>, <�Рисунок3>), Наташа Ростова (<�Рисунок 4>, <�Рисунок5>, <�Рисунок6>), Соня (<�Рисунок7>, <�Рисунок8>, <�Рисунок9>) и Элен (<�Рисунок10>, <�Рисунок11>, <�Рисунок12>, <�Рисунок13>).
Краткий рассказ учащихся о судьбе героини (<�Приложение2>).
Выполнение заданий в группах на каждое задание – 3 минуты, затем – решение задания и аргументация мнения.
Составление выводов по исследованию (таблица).
Подведение итогов.
Задания
1. Дайте портрет вашей героини, как её описывает автор?
2. Проследите, о ком из героинь Толстой написал следующее:
«заливалась своим звонким смехом», «расхохоталась так звонко и громко, что все, даже чопорная гостья, против воли, засмеялась».
«притворная улыбка», «улыбка её не могла ни на мгновенье обмануть никого»
«неизменяющаяся улыбка вполне красивой женщины».
-
«с грустным и испуганным выражением, которое редко покидало её».
3. С какой героиней вы могли бы соотнести следующие строки из стихов Ахматовой:
Я с тобой, мой ангел, не лукавил, Как же вышло так, что я тебя оставил?
Как я люблю, как любила глядеть я На закованные берега…
Нам встречи нет, и нет разлуки…
Я знаю, ты моя награда За годы боли и труда, За то, что я земным отрадам Не предавалась никогда.
Словно ангел, возмутивший воду, Ты взглянул тогда в моё лицо, Возвратил и силу и свободу…
4. Выберете для героини соответствующие её образу определения:
Ум, преданность, высокомерие, доброта, жадность, хитрость, простота, лицемерие, искренность, любовь к людям, эгоизм, красота, беспринципность, тщеславие, скромность, милосердие, бескорыстие, совесть, патриотизм, верность, религиозность, самоотверженность.
5. Кому из героинь принадлежат следующие слова:
« Если Всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу».
«Ну, не выйду замуж, так пускай ездит, и ему весело, и мне весело..В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только он не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые…»
«И надо было ему нарочно, когда мы здесь приехать в Петербург. И надо нам было встретиться на этом бале. Ясно, что это судьба, что все велось к этому. Ещё тогда, как только я его увидала, я почувствовала что-то особенное».
«думала о том, какая громадная разница была между ей и её другом и как невозможно было ей хоть насколько-нибудь быть столь обворожительной , как её кузина.»
6. В чем видят своё счастье героини Л.Толстого?
в приобретении богатства
в увеселениях и светских вечерах
в браке
в семье и воспитании детей
в помощи родным и близким
7. Сумели героини Толстого достичь желаемого? Как сложилась их судьба? Можно ли считать их счастливыми?
8. В чем, по мнению Толстого, заключается настоящее счастье?
9. Почему счастье приходит не к каждой из них?
10. Согласны ли вы с выбором Толстого?
Завершается работа составлением таблицы
(учащиеся доказывают, что выбранная черта характера свойственна той или иной героине)
Элен
|
Наташа
|
Соня
|
Мари
|
В чем видят счастье героини?
|
В приобретении богатства.
В увеселениях, светских вечерах.
|
В помощи родным и близким.
|
В браке с Николаем Ростовым
|
В браке.
В помощи родным и близким.
В воспитании детей.
|
Какие качества соответствуют каждой из героинь?
|
высокомерие
хитрость
жадность
лицемерие
эгоизм
красота
тщеславие
беспринципность
|
доброта
простота
любовь к людям
искренность
милосердие
патриотизм
совесть
бескорыстие
самоотверженность
|
хитрость
эгоизм
красота
|
ум
преданность
простота
искренность
скромность
милосердие
совестливость
религиозность
верность
|
Выводы:
Женские образы в романе «Война и мир» позволяют Толстому ещё раз поставить главный вопрос: что хорошо, а что дурно? – и утвердить свои нравственные идеалы – идеалы добра, правды, справедливости и счастья.
По мнению Толстого, счастья достойны лишь те, кто добр и искренен, кто несет в себе любовь и радость, тот, чьё сердце бьется для всех.
|
|
|