|
«Толерантность»
Цикл занятий по теме
«Дети планеты Земля»
Занятие 1
Тема: «Толерантность»
Возрастная категория: 8-16 лет
Цель: познакомить с понятием «толерантность»; побудить учащихся быть добрее и внимательнее друг к другу; воспитывать интернационализм, взаимопонимание между людьми разных национальностей и культур.
Задачи:
дидактическая – знакомство с понятием «толерантность»;
коррекционная – развитие активного внимания, познавательной сферы;
воспитательная – воспитание чувства уважения к детям других национальностей
Предварительная работа:
беседы: «Проявление нетерпимости», «Мы разные – Земля одна», «Моя семья – многонациональная»;
знакомство с литературой по теме;
самостоятельная работа учащихся над информацией по культуре, обычаям и традициям разных стран;
подготовка сообщения о представляемой учащимися национальности с использованием презентации;
проведение игр на оптимизацию межличностных отношений: «Люди к людям», «Мировое приветствие»;
подготовка и оформление художественной выставки «Дети планеты Земля»;
разучивание национальных танцев, песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья
Словарная работа:
толерантность, терпимость
Оборудование, наглядность:
компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, карточки с дидактическим материалом, презентация, национальные костюмы, глобус, выставка книг, выставка рисунков «Дети планеты Земля»
Ход занятия:
Вводная часть.
(Педагог подходит к глобусу и вращая его, начинает занятие) – слайд 1
- Мы живём на большой и очень красивой планете под названием…(ответ детей: Земля). Планета поделена на страны. Одну страну отделяет от другой…(ответ детей: граница).
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по земному шару. Это невозможно скажите вы, а вот и нет, возможно! Если вы вспомните сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик», то поймёте, что путешествие нам поможет совершить…(ответ детей: цветик – семицветик) – слайд 2
(Выход учащейся в костюме «Цветика – семицветика»)
Мы дружим в школе
Играем во дворе.
Читаем, пишем, говорим
На русском языке.
Других не знаем мы пока,
Но слышали не раз
О сотнях стран вокруг земли,
Что окружают нас.
Про пять больших материков,
Заполненных людьми –
Кривых, громадных островов,
Разбитых на куски.
Земля – любимый общий дом
Должны его хранить (срывает лепесток)
Волшебный лепесток, вели,
Чтоб все страны мира в доме том
Мечтали дружно жить!
(Педагог подходит к Цветику и сорвав волшебный лепесток, велит начать путешествие)
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты Земли
Быть, по – моему, вели
Вели, чтобы наше путешествие
Началось!
Основная часть.
(Выходит учащаяся в национальном узбекском костюме, подготовившая материал об Узбекистане. Срывает лепесток у Цветика и произносит волшебные слова с пожеланием оказаться в этой стране. Рассказ сопровождается слайдами: достопримечательности, географическое положение (работа с глобусом), традиции и обычаи, национальный костюм, танец, игры. В процессе изложения материала, со всеми учащимися проигрывается приветствие узбекского народа, исполняется фрагмент национального танца и знакомство с игрой узбекских детей) – слайды 3-9
(Учащаяся)
- Как здороваются в Узбекистане? Здороваются узбеки, прикладывая, правую руку к сердцу и сопровождают этот жест лёгким наклоном головы. Давайте и мы с вами поздороваемся по-узбекски (дети повторяют ритуал приветствия за ведущей) – слайд 5
- Национальный Узбекский танец очень красив в исполнении девушек. Я предлагаю вам вместе со мной станцевать его (дети танцуют, вместе с ведущей, узбекский танец под национальную музыку) – слайд 8
- Я хочу познакомить вас с интересной национальной игрой узбекских детей «Пастух и Козы»: играющие делятся на две группы: одна – пастухи, другая – козы. Козы находятся в кругу, пастухи – вне круга. По сигналу один из пастухов, подпрыгивая на одной ноге, входит в круг и ловит коз (касается рукой), через некоторое время по сигналу в круг, также подпрыгивая, входит другой пастух, а первый занимает его место – игра продолжается, пока пастухи не поймают всех коз, после этого команды меняются ролями.
Выигравшей считается группа пастухов, поймавшая коз за самое короткое время. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру (дети проигрывают игру) – слайд 9
(Ведущая, обращаясь к детям)
Наше путешествие по Узбекистану подошло к концу, а совершить его мне помогли книги: «Энциклопедия», «Ответы на все почему?».
(Выходит учащаяся в национальном украинском костюме и срывает лепесток у Цветика, произнося волшебные слова с пожеланием оказаться в этой стране. Рассказ сопровождается слайдами: достопримечательности, географическое положение (работа с глобусом), традиции и обычаи, национальный костюм, танец, игры. В процессе изложения материала проигрывается приветствие украинского народа, исполняется фрагмент национального танца и знакомство с игрой украинских детей) слайды 10-16
- Как здороваются в Украине? В Украине здороваются не только знакомые, но и совсем чужие люди, говоря при этом «здоровеньки буллы», слегка наклонившись. Давайте и мы с вами поздороваемся по-украински (дети повторяют ритуал приветствия за ведущей) – слайд 12
- Национальным украинским танцем является «Гопак». Я предлагаю всем станцевать со мной (дети танцуют элементы национального танца с ведущей) – слайд 15
- Я познакомлю вас с игрой украинской детворы. Игра называется «Шапка». Правила игры: один из игроков – водящий, берёт шапку, остальные разбегаются по площадке. Задача водящего, бросить шапку в кого-либо и осалить его. Задача игроков увернуться от шапки. Если игрок осален, он замирает. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру (дети проигрывают игру) слайд 16
(Учащаяся)
- Наше путешествие по Украине подошло к концу, а совершить его мне помогли книги: «Мир без границ», «География» 9кл.
(Учащаяся в национальном африканском костюме предлагает путешествие по Африканскому континенту. Срывает лепесток у Цветика и произносит волшебные слова с пожеланиями оказаться в Африке. Рассказ сопровождается слайдами: достопримечательности, географическое положение (работа с глобусом), традиции, обычаи, национальный костюм и игры. В процессе изложения материала, со всеми учащимися проигрывается приветствие африканского народа, исполняется фрагмент национального танца и знакомство с игрой африканских детей) – слайды 17-24
- Как же здороваются в Африке? Здороваются в Африке взлётом бровей. Ребята, давайте, и мы свами поздороваемся по - африкански (дети повторяют ритуал приветствия за ведущей) – слайд 20
- В национальном африканском танце идёт подражание зверям. Много прыжков. Кто выше прыгнет, тот и лучший танцор. Я предлагаю всем станцевать национальный африканский танец (дети танцуют национальный танец вместе с ведущей) - слайд 23
- Мне хочется познакомить вас с игрой африканских детей, под названием «Солнце». По правилам игры все участники берутся за руки и идут по кругу, произнося слово – «хейро». Солнце «сидит» на корточках в центре круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт. Они должны увернуться при его поворотах. Кого солнце заденет – выходит из игры. Давайте и мы поиграем в эту игру (дети проигрывают игру) – слайд 24
- Наше путешествие подошло к концу, а совершить мне его помогла интернет – информация.
(Педагог обращается к детям с вопросом – Какие чувства вы испытали после нашего кругосветного путешествия?... (ответы детей: радость, веселье, интерес и др.)
(Педагог)
- Эти эмоции и есть составляющая такого понятия как «толерантность» - слайд 25-26
(Педагог срывает лепесток у Цветика и велит, чтобы эти впечатления остались у детей навсегда)
Заключительная часть.
(Педагог)
- Вот и остался у нас последний лепесток. Как вы помните, в сказке, этот лепесток девочка использовала, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. А вам предстоит возможность сделать своё послание Миру и людям, проживающим на планете Земля.
(Учащимся выдаются цветы, на которых пишутся пожелания, затем дети прикрепляют их на глобус)
(Учащиеся поют песню «Я, ты, он, она – вместе дружная семья») – слайды 36-39
Литература:
1Риэрдон Бетти Толерантность – дорога к миру. М.,2001.
2. Степанов П. Как воспитать толерантность?// Народное образование, 2001, №9; 2002, №9.
3.Хейне У., Станеки – Козвоски М. и др. Мой мир и я. Путь к единению. Международный Фонд Образования, 1994.
Занятие 2
Тема: «Толерантность»
Возрастная категория: 8-16 лет
Цель: раскрыть содержание понятия «толерантность»; способствовать развитию корректности в общении со сверстниками другой национальности;
Задачи:
дидактическая - знакомство с понятием «толерантность»;
коррекционная – развитие памяти, активизация речевой активности;
воспитательная – воспитание интернационализма, взаимопонимания между детьми разных национальностей
Предварительная работа:
беседы: «Проявления нетерпимости», «Мы разные – Земля одна», «Моя семья – многонациональная»;
знакомство с литературой по теме;
практическая работа по теме;
проведение игр на оптимизацию межличностных отношений: «Люди к людям», «Мировое приветствие»;
подготовка и оформление художественной выставки «Дети планеты Земля»;
разучивание песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
Словарная работа:
расизм, геноцид, дискриминация, нацизм, ксенофобия
Оборудование и наглядность:
компьютер, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр, карточки с дидактическим материалом, презентация
Ход занятия:
Вводная часть.
(Педагог)
- Сегодня на занятии мы с вами будем рассуждать над понятием «толерантность». Давайте вспомним с предыдущего занятия, составляющие этого понятия… (ответы детей: дружба, любовь, интерес, уважение). Молодцы ребята! А теперь вы самостоятельно должны определить ключевое слово понятия «толерантность», а в этом поможет вам головоломка – расшифруйте слово в задании… (ответы детей: терпимость). Молодцы!
Что же обозначает это слово в русском языке? (учащейся предлагается прочитать значение слова терпимость)
(Толерантность – терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным)
Основная часть.
Практическая работа: (с группой)
1) Что такое толерантность? (задача: учащимся предлагается выбрать самое полное определение толерантности, свой выбор обосновать)
- это единство в многообразии;
- это умение жить в мире непохожих людей и идей;
- это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям;
- это дружба;
- это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, образ жизни другого человека;
- это способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения
- это уважение и любовь;
- это равнодушие.
(каждому учащемуся раздаются карточки с заданием с учётом дифференцированного подхода)
(для выполнения заданий привлекаются независимые эксперты из числа педагогов)
2) Какие качества перечислены в определении? (задача: умение выделять главное в определении, что способствует лучшему запоминанию определения толерантности)
Терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с мнением других, быть снисходительным.
3) Какие из перечисленных черт присущи толерантной личности? (задача: формирование представлений о толерантной личности)
- любознательность, хулиганство, модный, способность к сопереживанию, здоровый без вредных привычек, драчливость, жадность, доброжелательность, агрессивность, не склонность осуждать других, чуткость, доброта, красивый, терпение, расположенность к другим людям, умение владеть собой.
4) Какие опасные молодёжные течения способны разжечь национальную вражду внутри страны? (задачи: понимание природы межгрупповых конфликтных ситуаций; развитие умения оценивать и анализировать их)
- скейтеры
- паркурщики
- эмо
- металлисты
- готты
-скинхэды
5) Ситуационные задания (задача: формирование и развитие способов толерантного поведения)
1.Если в классе ты учишься с детьми разной национальности, как ты можешь проявить свою толерантность?
2.Если в общественных местах: в поезде, в автобусе тебе придётся стать свидетелем национальных традиций, ритуалов, людей другой национальности, например, молитва перед едой или своеобразная пища, одежда, которые у тебя или у окружающих вызывают осуждение, насмешку – опиши, как ты проявишь толерантность в этом случае?
6) Соотнести понятия (задача: знакомство учащихся с понятиями и их последствиями)
- господство над другими нациями (фашизм);
- ненависть к иностранцам;
- ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам;
- истребление отдельных групп населения;
- угнетение представителей одной расы другой.
Расизм, ксенофобия, нацизм, дискриминация, геноцид.
7) Какими качествами обладает добрый и злой человек? Какие люди толерантны – добрые или злые? (задача: формирование представлений о толерантной личности)
мужественный, скромный, жестокий, злопамятный, трусливый, безответственный, хитрый, грубый, жадный, агрессивный, эгоист, справедливый, заботливый, хвастливый, честный, лживый, терпеливый, упрямый, красивый, сочувствующий.
8) Вспомните сюжет детской сказки Г.Х.Андерсена «гадкий утёнок», и ответьте на следующие вопросы: (задача: формирование понимания причин возникновения неприязни)
1.Объясните причины того, что никто не любил гадкого утёнка, и он оказался предметом нападок со стороны других;
2.Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?;
3.Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?
9) Соотнесите понятия (задача: знакомство учащихся с сущностью понятий).
- это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения;
- это положительное отношение к отличиям;
- это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на мир глазами другого человека.
ПОНИМАНИЕ, ПРИНЯТИЕ, ПРИЗНАНИЕ.
10) Закончить мысль притчи (задача: развитие мышления)
«Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой народ. Но народ – такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей с десяток. Тогда Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить. Что?...
(на выполнение заданий даётся 15 минут, затем каждый учащийся зачитывает своё задание и даёт ответ, дети оценивают его правильность и могут высказывать своё предположение, мнение)
(перед озвучиванием заданий проводиться игра «Люди к людям»)
Релаксационная пауза: Все игроки встают парами, друг с другом. Водящий стоит без пары и обращается к игрокам с заданиями. Все игроки делают в парах то, что говорит водящий. Как только водящий говорит «Люди к людям!» все игроки должны поменяться парами, итак задания для игроков: палец к пальцу; нос к носу; пятка к пятке; шея к шее; плечо к плечу; нога к ноге, щека к щеке; волосы к волосам; локоть к локтю; спина к спине; лоб ко лбу; затылок к затылку.
Заключительная часть.
(Педагог)
- Мы не можем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношение к людям, с которыми встречаетесь, сначала в классе, потом в обществе и жизни. После сегодняшнего занятия вы будете какими?... (ответы детей: толерантными, терпимыми, внимательными…)
(дети исполняют песню «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»)
Литература:
1.Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.
2.Маленкова Л. В одном классе - два разных мира. // Народное образование, 2002, № 1.
3.Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
4.Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
5.Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
6.Степанова E.Н, Александрова М.А. "Классному руководителю о классном часе" М., 2002.
7.Кузнецова В.Г. "Игры, викторины, праздники в школе и дома". "Аквариум", ГПГТВ. 1998.
|
|
|