№ п/п
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Элементы содержания или основные понятия урока
|
Виды деятельности
|
Формы контроля
|
Оборудование, наглядность
|
Домашнее задание
|
Дата проведения
|
план
|
факт
|
|
ТЕМА 1. ГЕРОИЗМ И ПАТРИОТИЗМ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Р а з д е л 1. Героический эпос в мировой литературе
|
Урок формирования новых знаний
|
Эпический герой разных народов
|
Беседа
|
Записи в тетради
|
|
|
|
|
2.
|
Гомер «Илиада», «Одиссея» (обзор)
|
Урок совершенствования знаний
|
Сюжет и композиция. Боги и герои в поэме
|
Беседа
|
Тест на знание текста
|
Изображения богов и античных героев на фресках, картинах, в скульптуре
|
|
|
|
3.
|
Гомер «Илиада». Троянская война и её изображение в эпосе
|
Урок формирования новых знаний
|
Ахилл и Гектор – образы героев-воинов
|
Фронтальный опрос, чтение отрывков
|
Анализ эпизода
|
Иллюстрации учащихся
|
|
|
|
4.
|
«Одиссея» - поэма об испытаниях и странствиях героя
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Образ Одиссея. Его основные черты характера. Образ Пенелопы как верной жены
|
Работа с текстом
|
Анализ эпизода
|
Иллюстрации учащихся
|
|
|
|
5.
|
Заочная экскурсия в Эрмитаж
|
Урок развития речи
|
Знакомство со скульптурами греческих героев
|
Сообщения учащихся
|
Доклады, рефераты
|
Экспонаты Греческого зала Эрмитажа
|
|
|
|
6.
|
Национальный карело-финский эпос «Калевала» (обзор)
|
Урок формирования новых знаний, проектная деятельность
|
Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций. Тип культурного героя
|
Работа с текстом
|
Ответы на вопросы, составление карты путешествия Одиссея
|
Иллюстрации к произведению
|
|
|
|
7.
|
Р а з д е л 2. Героическое и патриотическое в древнерусской литературе
|
Урок формирования новых знаний, проектная деятельность
|
Героические образы князей. Патриотизм русской литературы
|
Сообщения учащихся о Киевской Руси XI века
|
Составление родословного древа киевских великих князей
|
Репродукции картин русских художников
|
|
|
|
8.
|
«Поучение Владимира Мономаха»
|
Урок совершенствования знаний
|
Жанр поучения. Композиция. Нравственный смысл произведения. Личность князя. Основы христианской морали в «Поучении…»
|
Пересказ текста
|
Ответы на вопросы
|
Иллюстрации в учебнике
|
|
|
|
9.
|
Р а з д е л 3. Героический характер и подвиг в новой литературе
|
Урок совершенствования знаний
|
Героизм как способность к совершению подвига.
|
Беседа
|
Записи в тетради
|
|
|
|
|
10.
|
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
|
Урок формирования новых знаний
|
Историческая основа повести. Мир и обычаи Запорожской Сечи. Композиция. Героический пафос произведения.
|
Сообщения учащихся
|
Тест на знание текста
|
Иллюстрации к произведению
|
|
|
|
11.
|
Остап и Андрий: братья и враги
|
Урок развития речи
|
Портреты героев, сходства, различия. Сопоставительный анализ
|
Работа с текстом
|
Составление сравнительной характеристики героев
|
И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
|
|
|
|
12.
|
Образ Тараса
|
Урок развития речи
|
Героическое начала образа Тараса. Трагизм конфликта отца и сына. Тарас и товарищи
|
Устное рисование
|
Творческая работа
|
Иллюстрации учебника
|
|
|
|
13.
|
Истоки предательства
|
Урок развития речи
|
Столкновение любви и долга в душах героев
|
Урок-диспут
|
Контроль за речью учащихся
|
|
|
|
14.
|
Авторское отношение к героям и событиям повести
|
Урок контроля
|
Идея произведения. Художественное своеобразие произведения, роль пейзажа в художественном произведении
|
Работа с текстом
|
Выразительное чтение наизусть отрывка из произведения
|
|
|
|
15.
|
Подготовка к написанию сочинения
|
Урок развития речи
|
Написание и проверка черновиков сочинений
|
Работа с черновиками
|
Сочинение
|
|
|
|
|
16-17.
|
М.Горький «Старуха Изергиль» - романтическая повесть.
|
Урок формирования новых знаний
|
Романтические герои в художественном произведении. «Легенда о Ларре» и её идея. Образ героя-индивидуалиста.
Легенда о Данко и её идея. Утверждение подвига во имя людей. Образ осторожного человека
|
Устное рисование
|
Выразительное чтение отрывков
|
Иллюстрации к произведению. Анализ картин художников
|
|
|
|
18.
|
Ларра и Данко – романтические герои
|
Урок контроля, развития речи
|
Сопоставительный анализ героев. Их схожесть и различие
|
Урок-диспут
|
Контроль за речью учащихся
|
|
|
|
|
19.
|
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»
|
Урок формирования новых знаний
|
Особенности композиции поэмы, смысл названия
|
Беседа
|
Записи в тетради
|
|
|
|
|
20.
|
Образ некрасовской Музы
|
Урок формирования новых знаний
|
Героический женский характер. Фольклорные традиции. Образ Дарьи, художественные средства создания образа. Трагические и лирические мотивы в поэме. Авторское отношение к героям. Художественные средства выразительности. Образ природы и Мороза
|
Работа с текстом
|
Выразительное чтение отрывка наизусть
|
Картины русских художников А.Г.Венецианова «Пелагея», В.Г.Перова «Проводы покойника», Серебрякова «Крестьяне»
|
|
|
|
|
ТЕМА 2. МИР ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р а з д е л 1. Негероический герой – «Маленький человек» в русской литературе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21.
|
Мир литературных героев. «Маленький человек» в реалистической литературе. Пушкинский Петербург
|
Урок формирования новых знаний
|
По адресам пушкинских героев.
|
Сообщения учащихся
|
Защита работ, презентации
|
Иллюстрации из альбома «Повести Белкина»
|
|
|
|
22.
|
А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
|
Урок совершенствования знания
|
Болдинская осень в творчестве А.С.Пушкина. Повести Белкина» как цикл. Роль эпиграфа к повести. Сюжет и композиция. Жизнь станционного смотрителя
|
Работа с текстом
|
Ответы на вопросы
|
Иллюстрации к произведению
|
|
|
|
23.
|
Образ Самсона Вырина
|
Урок развития речи
|
Образ Самсона Вырина – героя войны 1812г. и «маленького человека». Любовь к дочери как источник жизненных сил героя
|
Устное рисование
|
Портретная характеристика героя
|
Кинофильм С.Соловьева «Станционный смотритель»
|
|
|
|
24.
|
Образы Дуни и Минского. Авторское отношение к героям и их поступкам
|
Урок контроля, развития речи
|
Образы Дуни, Минского. Идейный смысл притчи о блудном сыне. Смысл финала. Авторское отношение
|
Урок-диспут, обсуждение фрагментов кинофильма
|
Контроль за речью учащихся
|
|
|
|
25.
|
Н.В.Гоголь «Шинель» - одна из «Петербургских повестей»
|
Урок формирования новых знаний
|
Тема человеческого одиночества. Образ Акакия Акакиевича. История шинели и изменения, происходящие с Акакием Акакиевичем
|
Устное рисование
|
Портретная характеристика
|
Иллюстрации к произведению
|
|
|
|
26.
|
Петербург Гоголя
|
Урок формирования новых знаний
|
Образ гоголевского Петербурга как холодного и равнодушного к страданиям людей города
|
Работа с текстом
|
Сообщения учащихся
|
Старинные гравюры Петербурга
|
|
|
|
27.
|
Образ Акакия Акакиевича – «маленького человека»
|
Урок развития речи
|
Отношение Акакия Акакиевича к шинели как к центру мироздания и смысл жизни героя. Трагическое и комическое в повести
|
Работа с текстом
|
Отзыв о кинофильме
|
Кинофильм А.Баталова «Шинель»
|
|
|
|
28.
|
Авторское отношение к герою. Художественные средства выразительности
|
Урок совершенствования знаний
|
Авторское отношение к герою и его смерти. Роль детали в повести. Значение фантастического финала в повести. Образ «маленького человека в повести Пушкина и повести Гоголя
|
Аргументированный ответ учащихся
|
Анализ эпизода
|
Рисунки учащихся к повести
|
|
|
|
29.
|
А.П.Чехов «Смерть чиновника»
|
Урок формирования новых знаний
|
«Маленький человек» в изображении Чехова. Комическое в рассказе «Смерть чиновника и средства его создания. Авторское отношение к герою
|
Пересказ рассказа
|
Ответы на вопросы
|
Иллюстрации к произведению
|
|
|
|
30.
|
А.П.Чехов «Тоска»
|
Урок формирования новых знаний
|
Смысл эпиграфа и его художественная роль. Композиция рассказа. Одиночество человека в суетном мире. Авторское отношение к персонажам
|
Беседа
|
Ответы на вопросы
|
Иллюстрации к произведению
|
|
|
|
31.
|
Рассказы Чехова
|
Урок внеклассного чтения
|
Инсценировка рассказов Чехова. Роль детали
|
Контроль за речью учащихся
|
Сценка
|
Декорации, элементы костюма
|
|
|
|
|
Р а з д е л 2. Герой в лирике
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32-36.
|
М.Ю.Лермонтов «Парус», «Тучи».
Очерк жизни.
Анализ стихотворений.
Выразительное чтение наизусть
|
Урок совершенствования знаний, развития речи, образного восприятия текста
|
Слово о писателе. Композиция стихотворений. Лирический герой. Тема одиночества. Изобразительно-выразительные средства создания образов. Роль символики. Отличие символа от метафоры и аллегории
Анализ стихотворений Лермонтова
Выразительное чтение наизусть
|
Работа с текстом, Работа со словарем литературоведческих терминов, творческая работа с текстом, выступления учащихся
|
Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений
|
Портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации учащихся к стихотворениям Лермонтова
|
|
|
|
37.
|
Лермонтовские места в Петербурге
|
Урок развития речи
|
Заочная экскурсия по лермонтовскому Петербургу
|
Сообщения учащихся
|
Составление карты
|
Карта лермонтовских мест в Санкт-Петербурге
|
|
|
|
38.
|
В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
|
Урок развития речи
|
Слово об авторе. Фантастическое и реальное в стихотворении. Образы поэта и солнца. Художественная идея, символика. Стилистика стихотворения
|
Беседа, работа с текстом
|
Выразительное чтение наизусть
|
Иллюстрации к стихотворению
|
|
|
|
39.
|
Словотворчество Маяковского
|
Понятие неологизма, авторские неологизмы в художественном тексте. Оригинальность тропов Маяковского, их роль
|
Работа с текстами
|
Составление словаря неологизмов Маяковского
|
Толковый словарь
|
|
|
|
|
Р а з д е л 3. Народный характер. Черты, составляющие характер русского народа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40.
|
И.С.Тургенев «Бирюк» (из цикла «Записки охотника»)
|
Урок формирования знаний учащихся
|
История создания «Записок охотника», общественное значение. Композиция рассказа. Конфликт между крестьянином-вором и Бирюком. Внутренний конфликт в душе Фомы
|
Работа с учебником
|
Аргументированный ответ учащихся
|
Портрет Тургенева, иллюстрации к произведению
|
|
|
|
41.
|
Проблематика рассказа «Бирюк»
|
Урок развития речи
|
Работа с текстом
|
Выписки из текста
|
|
|
|
42.
|
И.С.Тургенев «Певцы»
|
Объяснение нового материла
|
Портрет и интерьер в рассказе Тургенева как средство социально-психологической характеристики героя. Образы Якова и рядчика
|
Устное рисование
|
Внешний и внутренний портрет
|
|
|
|
43.
|
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе
|
Объяснение нового материала
|
Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о природе, о величие и красоте русского языка
|
Работа с текстом
|
Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения, письменный ответ на вопрос
|
Иллюстрации учащихся
|
|
|
|
44.
|
Своеобразие и тематика стихотворений «Нищий», «Воробей», «Два богача», «Щи», «Русский язык» и др.
|
Урок развития речи
|
Устное рисование
|
|
|
|
45.
|
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
|
Формирование и совершенствование знаний учащихся
|
Слово о писателе. Сатира как жанр. Народ, его изображение. Особенности сюжетов. Проблематика. Герои Щедрина как типы. Обличение нравственных пороков общества. Авторское отношение к народу
|
Работа с учебником, текстами сказок
|
Ответы на вопросы
|
Портрет Салтыкова-Щедрина, иллюстрации к произведениям
|
|
|
|
46.
|
М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», «Премудрый пескарь»
|
|
|
|
47.
|
«Сказки для детей изрядного возраста» как особый жанр
|
|
|
|
48.
|
Теоретико-литературные знания
|
Урок развития речи
|
Средства сатиры: фантастика, гипербола, гротеск, эзопов язык, сарказм. Сатирический герой. Тип. Способы создания сатирического типа
|
Работа с текстом, словарями литературоведческих терминов
|
Создание собственного текста
|
|
|
|
|
|
ТЕМА 3. ГЕРОЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР.
Р а з д е л 1. Взросление героя. Становление души
|
|
|
|
|
|
|
|
|
49-50
|
Л.Н.Толстой «Детство»
|
Урок формирования новых знаний
|
Автобиографическая основа повести. Нравственный идеал гармонии и добра. Изображение внутреннего мира ребёнка. Роль внутреннего диалога в раскрытии характера героя.
|
Сообщения учащихся
|
Написание автобиографического сочинения
|
Портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к произведению
|
|
|
|
51.
|
Тема детской открытости миру. Анализ глав
|
Урок развития речи
|
Художественные средства создания образов персонажей. Образ повествователя (взрослого Иртеньева) и образ рассказчика (мальчика Николеньки). Художественная идея повести
|
Работа с текстом
|
Выразительное чтение отрывков
|
|
|
|
52.
|
Рассказ об одном из персонажей по плану
|
Урок развития речи, совершенствование знаний
|
Пересказ эпизодов от лица персонажа. Сопоставление фрагментов повести. Анализ деталей
|
Составление плана характеристики героя
|
Портретная характеристика героя
|
Иллюстрации учащихся
|
|
|
|
53-54
|
М.Горький «Детство», «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» и живая душа русского человека
|
Урок формирования и совершенствования знаний
|
Образы Алёши, деда, и бабушки. Изображение внутреннего мира подростка. Роль портретов в повести.
|
Составление портретных характеристик по плану
|
Портретная характеристика героя
|
Портрет писателя, иллюстрации к произведению
|
|
|
|
55.
|
Вера в человека, как отражение авторского отношения
|
Урок формирования новых знаний
|
Возможность человека противостоять миру насилия и зла на примере героев повести
|
Беседа
|
Создание заголовков к главам повести
|
|
|
|
56.
|
«Детство» Толстого и «Детство» Горького. Сопоставительный анализ
|
Урок развития речи
|
Сопоставление двух автобиографических произведений по плану: автор, рассказчик, повествователь. Способы создания портретов, роль пейзажей
|
Составление ответов по плану
|
Творческая работа
|
Иллюстрации учащихся
|
|
|
|
57-59
|
Ф.Искандер «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»). Особенности автобиографической повести
|
Урок формирования и совершенствования знаний
|
Слово о писателе. Отличие автобиографического героя Искандера от героев Толстого и Горького. Способы создания характера Чика. Образ рассказчика. Юмористическая подсветка повествования. Восприятие героем пушкинских произведений. Виды комического: юмор, ирония, сарказм, гротеск
|
Составление развёрнутого плана рассказа, работа со словарём лингвистических терминов
|
Письменный ответ по теме урока, характер Чика
|
Портрет писателя, иллюстрации к произведению
|
|
|
|
60.
|
Подготовка к написанию сочинения «Я и Пушкин» («Пушкин и я»)
|
Урок развития речи
|
Истолкование афоризмов по теме. Написание плана сочинения
|
Составление цитатного плана
|
Сочинение
|
Иллюстрации учащихся
|
|
|
|
61-62
|
Тема детства в русской литературе, в изобразительном искусстве и в музыке
|
Урок внеклассного чтения, развития речи
|
Отношение к ребёнку в культурах разных времён и народов. Отношение подростка к музыке, к себе, к окружающим. Осознание собственного «я»
|
Сообщения учащихся, пересказ эпизодов
|
Анализ прочитанный произведений, отзывы
|
Фрагменты из кинофильма Р.Быкова «Чучело», П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П.Мусоргский «Картинки с выставки», репродукции картин русских художников, посвященных детям
|
|
|
|
|
Р а з д е л 2. Испытание героев любовью
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63-64
|
Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии».
Тема любви, изображение идеальных человеческих отношений.
|
Урок формирования новых знаний
|
Представление писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Образец христианского супружества.
|
Работа с текстом, устное рисование
|
Пересказ
|
Иллюстрации из учебника. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
|
|
|
|
Цельность характеров героев. Тема преданности и святости в повести. Литературное и сказочное начало в повести
|
Анализ эпизодов
|
Творческая работа, отзывы на произведение
|
|
|
|
65-66.
|
У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Повествование о трагической любви
|
Урок формирования новых знаний
|
Личность Шекспира. «Шекспировский вопрос». Литературные источники трагедии Шекспира, её особенности.
|
Сообщения учащихся
|
Письменный ответ на оставленный вопрос
|
Портрет писателя, фрагменты кинофильма и мюзикла «Ромео и Джульетта»
|
|
|
|
Сюжет и композиция трагедии. Конфликт, его развитие и развязка. Образы враждующих домов и причины их вражды
|
Работа со словарём литературоведческих терминов
|
Творческая работа
|
|
|
|
67.
|
Отражение в трагедии «вечных тем»
|
Урок-диспут, контроля знаний
|
Образы Ромео и Джульетты. Мнимая и истинная любовь Ромео. Судьба влюблённых в мире несправедливости и злобы. Авторская позиция. Тема любви и долга, отцов и детей.
|
Аргументированный ответ учащихся в процессе дискуссии
|
Проверочная работа
|
|
|
|
68-69.
|
«Другой Шекспир». Сюжет комедий «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь»
|
Урок внеклассного чтения, интегрированный урок (литература + английский язык)
|
Особенности шекспировской комедии. Образы главных героев. Способы создания. Художественные средства выразительности. Юмор и сатира. Отличие любви героев «Ромео и Джульетты» от любви героев комедии «Двенадцатая ночь»
|
Пересказ, чтение в лицах
|
Отзывы о прочитанных произведениях, сочинение «Мой Шекспир»
|
Фрагменты спектакля
|
|
|
|
70-71.
|
А.С.Пушкин.
Очерк жизни. «Дубровский». Нравственная проблематика произведения.
|
Урок совершенствования и формирования новых знаний
|
Приключенческий роман Пушкина и особенности жанра. Сюжетные линии и герои романа, его основной конфликт.
|
Выразительное чтение и анализ отывков
|
Анализ эпизода
|
Портрет Пушкина, иллюстрации Д.М.Шмаринова к роману
|
|
|
|
72.
|
Тема «отцов и детей»
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Столкновение Дубровского с Троекуровым. Роль документа в контексте романа. Чувство чести и достоинства. Дубровский-отец и сын. Семья Троекуровых. Их общие черты и различия.
|
Составление сравнительных характеристик семей и героев, устное рисование
|
Анализ эпизода
|
Иллюстрации учащихся, фрагменты из кинофильма А.Ивановского
|
|
|
|
73.
|
Поступок героя как способ создания характера
|
Урок совершенствования знаний
|
Любовная линия в романе. Образ Маши, её нравственный выбор. Художественные средства. Авторская оценка
|
Устное рисование
|
Портрет Маши (письменно)
|
|
|
|
74.
|
«Любовь на разные времена»
А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка», А.П.Чехов «Попрыгунья», В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», Н.В.Гоголь «Старосветские помещики», И.А.Бунин «Грамматика любви», Г.Н.Щербакова «Роман и Юлька», М.М.Рощин «Валентин и Валентина»
|
Урок внеклассного чтения, развитие умения формировать собственное мнение
|
Проявление любви в разные времена. Особенности любовной темы у Чехова и у современных писателей
|
Пересказ отрывков из произведений
|
Анализ эпизодов, отзыв о прочитанном произведении
|
Портреты писателей, иллюстрации, кадры из фильмов, сцены спектаклей
|
|
|
|
|
Р а з д е л 3. Личность и власть: вечное противостояние
|
|
|
|
|
|
|
|
|
75-76.
|
М.Ю.Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…». Нравственная проблематика и особенности конфликта. Образы Калашникова и Кирибеевича.
|
Урок формирования новых знаний
|
Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Конфликт. Калашников и Кирибеевич. Причины их конфликта. Сила и цельность характеров героев
|
Сообщения учащихся на тему: «События истории XVI века», составление таблицы сравнительной характеристики героев
|
Таблица сравнительной характеристики героев
|
Портрет Лермонтова, репродукции картин В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный», «Пир у царя Ивана Васильевича», «Смерть опричника», И.Е.Репина «Иван Грозный убивает своего сына»
|
|
|
|
77.
|
Художественное своеобразие поэмы
|
Урок совершенствования знаний
|
Особенности языка поэмы. Связь с устным народным творчеством. Песенный характер поэмы
|
Работа с текстом, учебником.
|
Цитатный план произведения
|
Рисунки учащихся к произведению
|
|
|
|
78.
|
Нравственный выбор героев
|
Урок развития умения формирования собственного мнения
|
Народные представления о чести, совести и достоинстве. Образ Алёны Дмитриевны, её роль в произведении
|
Создание портрета героини в I и II частях поэмы
|
Анализ эпизода, выразительное чтение отрывков наизусть
|
Портрет героини, иллюстрации учебника
|
|
|
|
79.
|
Тема и идея произведения
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Авторское отношение к героям повести и способы его выражения. Художественная идея произведения
|
Беседа, работа с текстом.
|
Устные ответы учащихся
|
Немой художественный короткометражный фильм В.Гончарова «Песнь про купца Калашникова»
|
|
|
|
80.
|
А.К.Толстой «Князь Серебряный». Нравственная проблематика произведения
|
Урок формирования новых знаний
|
Художественная концепция эпохи Ивана Грозного. Тирания и покорность. Их взаимосвязь.
|
Сообщения учащихся о времени правления Ивана Грозного
|
Устные ответы учащихся
|
Портрет писателя
|
|
|
|
81.
|
Анализ глав «Опричники», «Дружина Андреевич и его жена», «Пир», «Оплеуха», «Очная ставка», Шутовской кафтан», «Казнь», «Посольство Ермака»
|
Урок совершенствования знаний
|
Средства выражения авторского отношения и авторской позиции в романе
|
Работа с учебником
|
Иллюстрации учебника
|
|
|
|
82.
|
Образ князя Серебряного
|
Урок развития речи
|
Взаимосвязь поступков и характера. Образ опричников и опричнины. Тема любви в романе
|
Устное рисование
|
Кадры из кинофильма Г.Васильева «Царь Иван Грозный»
|
|
|
|
|
Р а з д е л 4. Человек и война.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
83.
|
Поэты-фронтовики. Общее в их судьбе
|
Урок формирования новых знаний
|
Биографии поэтов-фронтовиков. Война и молодость. Собирательный образ поэта-солдата в произведениях Д.С.Самойлова, А.Т.Твардовского, К.М.Симонова, Ю.В.Друниной.
|
Сообщения учащихся
|
Рефераты, доклады, презентации
|
Портреты поэтов-фронтовиков
|
|
|
|
84.
|
Лирический герой. Точка зрения автора
|
Урок развития речи
|
Тема Родины. Патриотизм. Тема исторической памяти. Тема любви
|
Чтение стихотворений, работа с текстом
|
Выразительное чтение стихотворений наизусть
|
|
|
|
85.
|
Ленинградские поэты о войне. О. Берггольц, М.Дудин, А.Ахматова, Н.Тихонов, В.Инбер, Ю.Воронов
|
Урок внеклассного чтения, развития речи
|
Особенности творчества Ленинградских поэтов, пишущих о войне, блокаде города.
|
Чтение и анализ стихотворений, работа с текстом
|
Выразительное чтение стихотворений наизусть
|
Портреты поэтов
|
|
|
|
86.
|
М.А.Шолохов «Судьба человека». Очерк жизни писателя
|
Урок формирования новых знаний
|
Сюжет и композиция. Художественная идея произведения. Изображение войны в рассказе.
|
Пересказ текста
|
Тест по содержанию
|
Портрет писателя, иллюстрации к произведению
|
|
|
|
87-88.
|
Человек на войне. Человек и его выбор
|
|
Образ Андрея Соколова. Ответственность человека за свой нравственный выбор. Испытания героя. Значение встречи с Ваней в судьбе Андрея Соколова. Авторское отношение.
|
Работа с черновиками
|
Сочинение в миниатюре «Смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
|
|
|
|
89.
|
Главные и ключевые эпизоды рассказа Шолохова
|
Урок развития речи
|
Комментирование эпизодов «Прощание с семьёй», «Первая ночь в плену», «В комендантской»
|
Беседа, работа с текстом, просмотр фрагмента кинофильма
|
Отзыв о кинофильме
|
Кинофильм С.Ф.Бондарчука «Судьба человека»
|
|
|
|
90.
|
А.Т.Твардовский «Василий Теркин». Поэма о герое-солдате и о войне.
|
Урок внеклассного чтения, совершенствования знаний
|
Слово о писателе. Твардовский на войне. История создания поэмы. Образ Василия Теркина – собирательный образ солдата на войне. Юмор и сатира в поэме. Язык, художественные особенности
|
Чтение поэмы, работа с текстом
|
Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы
|
Портрет Твардовского, иллюстрации к поэме
|
|
|
|
|
ТЕМА 4. «СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК» В ДВИЖЕНИИ ВРЕМЕНИ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
91.
|
Значение понятия «странный человек»
М. де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (обзор)
|
Урок формирования знаний
|
Биография Сервантеса. Основные вехи творчества. Фабула и конфликт романа. Образ Дон Кихота и способы его создания
|
Сообщения и доклады учащихся
|
Презентации
|
Портрет Сервантеса, иллюстрации к произведению
|
|
|
|
92-93.
|
Мечтательность и приземлённость. Комическое и трагическое в романе
|
Урок развития речи
|
Дон Кихот и Санчо Панса. Приём антитезы в создании образов героев. Анализ глав Т1 гл.I, IV, VIII. Дон Кихот как вечный образ. Противоречивость образа главного героя: мудрость и безумие. И.С.Тургенев о Дон Кихоте
|
Составление сравнительной характеристики, просмотр фрагментов кинофильма, анализ глав из статьи Тургенева
|
Таблица сравнительной характеристики
|
Кинофильм Г.Козинцева «Дон Кихот», фрагменты одноименного балета
|
|
|
|
94.
|
В.М.Гаршин «Красный цветок»
|
|
Слово о писателе.
Тема страстного сопротивления злу в рассказе «Красный цветок»
|
Сообщения учащихся
|
Презентации, доклады
|
Иллюстрации учащихся к рассказу
|
|
|
|
95.
|
Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина
|
Урок совершенствования и систематизации знаний
|
Образ человека, страдающего за всё. Символ красного цветка как символ мирового зла. Смысл финала. Художественная идея рассказа
|
Подробный пересказ
|
Анализ эпизодов
|
|
|
|
96.
|
А.П.Платонов «Юшка». Платоновский «сокровенный человек»
|
Урок формирования новых знаний
|
Слово о писателе. Сюжет и композиция рассказа. Образ главного героя и художественные средства его создания. Значение имени героя
|
Сообщения учащихся
|
Презентации, доклады
|
Портрет писателя
|
|
|
|
97-98.
|
Нравственная проблематика рассказа, христианские идеи
|
Урок формирования новых знаний
|
Своеобразие конфликта в рассказе. Тема любви ко всему живому. Авторское отношение. Идея христианской гуманности. Черты праведника и юродивого в образе Юшки. Нагорная проповедь Христа
|
Беседа, работа с текстом
|
Анализ эпизода по плану
|
Иллюстрации к произведению
|
|
|
|
99-100
|
В.М.Шукшин «Чудик». Особенность шукшинских героев-«чудиков»
|
Урок-диспут
|
Оценка личности и творчества В.М.Шукшина современниками (В.С.Высоцкий о Шукшине). Правдоискатели – главные герои рассказов Шукшина. Композиция. Система образов. Главная черта характеров героев –открытость миру как синоним незащищенности. Кинематографический принцип изображения в рассказе
|
Сообщения учащихся.
Чтение и анализ рассказа
|
Тест
|
Портрет писателя, фрагменты кинофильмов Шукшина
|
|
|
|
101
|
Правдоискатели в литературе
|
Урок внеклассного чтения
|
Анализ глав из произведений М.А.Булгакова «Дон Кихот», В.М.Шукшина «Обида», «Срезал!», А.П.Платонова «Цветок на земле», «Усомнившийся Макар», А.И.Солженицын «Матренин двор» и др.
|
Пересказ
|
Аннотация
|
Портреты, иллюстрации к произведениям, презентации
|
|
|
|
102
|
Итоговый урок
|
Урок обобщения и систематизации знаний
|
Подведение итогов. Выявление читательской компетенции.
Рекомендательный список литературы на лето
|
Беседа
|
Читательский дневник
|
Список литературы
|
|
|
|