Главная страница

Тип урока


Скачать 422.46 Kb.
Название Тип урока
Дата 28.02.2016
Размер 422.46 Kb.
Тип Урок

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания или основные понятия урока

Виды деятельности

Формы контроля

Оборудование, наглядность

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт




ТЕМА 1. ГЕРОИЗМ И ПАТРИОТИЗМ

























1.

Р а з д е л 1. Героический эпос в мировой литературе

Урок формирования новых знаний

Эпический герой разных народов

Беседа

Записи в тетради













2.

Гомер «Илиада», «Одиссея» (обзор)

Урок совершенствования знаний

Сюжет и композиция. Боги и герои в поэме

Беседа

Тест на знание текста

Изображения богов и античных героев на фресках, картинах, в скульптуре










3.

Гомер «Илиада». Троянская война и её изображение в эпосе

Урок формирования новых знаний

Ахилл и Гектор – образы героев-воинов

Фронтальный опрос, чтение отрывков

Анализ эпизода

Иллюстрации учащихся










4.

«Одиссея» - поэма об испытаниях и странствиях героя

Урок обобщения и систематизации знаний

Образ Одиссея. Его основные черты характера. Образ Пенелопы как верной жены

Работа с текстом

Анализ эпизода

Иллюстрации учащихся










5.

Заочная экскурсия в Эрмитаж

Урок развития речи

Знакомство со скульптурами греческих героев

Сообщения учащихся

Доклады, рефераты

Экспонаты Греческого зала Эрмитажа










6.

Национальный карело-финский эпос «Калевала» (обзор)

Урок формирования новых знаний, проектная деятельность

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций. Тип культурного героя

Работа с текстом

Ответы на вопросы, составление карты путешествия Одиссея

Иллюстрации к произведению










7.

Р а з д е л 2. Героическое и патриотическое в древнерусской литературе

Урок формирования новых знаний, проектная деятельность

Героические образы князей. Патриотизм русской литературы

Сообщения учащихся о Киевской Руси XI века

Составление родословного древа киевских великих князей

Репродукции картин русских художников










8.

«Поучение Владимира Мономаха»

Урок совершенствования знаний

Жанр поучения. Композиция. Нравственный смысл произведения. Личность князя. Основы христианской морали в «Поучении…»

Пересказ текста

Ответы на вопросы

Иллюстрации в учебнике










9.

Р а з д е л 3. Героический характер и подвиг в новой литературе

Урок совершенствования знаний

Героизм как способность к совершению подвига.

Беседа

Записи в тетради













10.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Урок формирования новых знаний

Историческая основа повести. Мир и обычаи Запорожской Сечи. Композиция. Героический пафос произведения.

Сообщения учащихся

Тест на знание текста

Иллюстрации к произведению










11.

Остап и Андрий: братья и враги

Урок развития речи

Портреты героев, сходства, различия. Сопоставительный анализ

Работа с текстом

Составление сравнительной характеристики героев

И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»










12.

Образ Тараса

Урок развития речи

Героическое начала образа Тараса. Трагизм конфликта отца и сына. Тарас и товарищи

Устное рисование

Творческая работа

Иллюстрации учебника










13.

Истоки предательства

Урок развития речи

Столкновение любви и долга в душах героев

Урок-диспут

Контроль за речью учащихся










14.

Авторское отношение к героям и событиям повести

Урок контроля

Идея произведения. Художественное своеобразие произведения, роль пейзажа в художественном произведении

Работа с текстом

Выразительное чтение наизусть отрывка из произведения










15.

Подготовка к написанию сочинения

Урок развития речи

Написание и проверка черновиков сочинений

Работа с черновиками

Сочинение













16-17.

М.Горький «Старуха Изергиль» - романтическая повесть.

Урок формирования новых знаний

Романтические герои в художественном произведении. «Легенда о Ларре» и её идея. Образ героя-индивидуалиста.

Легенда о Данко и её идея. Утверждение подвига во имя людей. Образ осторожного человека

Устное рисование

Выразительное чтение отрывков

Иллюстрации к произведению. Анализ картин художников










18.

Ларра и Данко – романтические герои

Урок контроля, развития речи

Сопоставительный анализ героев. Их схожесть и различие

Урок-диспут

Контроль за речью учащихся













19.

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»

Урок формирования новых знаний

Особенности композиции поэмы, смысл названия

Беседа

Записи в тетради













20.

Образ некрасовской Музы

Урок формирования новых знаний

Героический женский характер. Фольклорные традиции. Образ Дарьи, художественные средства создания образа. Трагические и лирические мотивы в поэме. Авторское отношение к героям. Художественные средства выразительности. Образ природы и Мороза

Работа с текстом

Выразительное чтение отрывка наизусть

Картины русских художников А.Г.Венецианова «Пелагея», В.Г.Перова «Проводы покойника», Серебрякова «Крестьяне»













ТЕМА 2. МИР ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ




























Р а з д е л 1. Негероический герой – «Маленький человек» в русской литературе

























21.

Мир литературных героев. «Маленький человек» в реалистической литературе. Пушкинский Петербург

Урок формирования новых знаний

По адресам пушкинских героев.

Сообщения учащихся

Защита работ, презентации

Иллюстрации из альбома «Повести Белкина»










22.

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Урок совершенствования знания

Болдинская осень в творчестве А.С.Пушкина. Повести Белкина» как цикл. Роль эпиграфа к повести. Сюжет и композиция. Жизнь станционного смотрителя

Работа с текстом

Ответы на вопросы

Иллюстрации к произведению










23.

Образ Самсона Вырина

Урок развития речи

Образ Самсона Вырина – героя войны 1812г. и «маленького человека». Любовь к дочери как источник жизненных сил героя

Устное рисование

Портретная характеристика героя

Кинофильм С.Соловьева «Станционный смотритель»










24.

Образы Дуни и Минского. Авторское отношение к героям и их поступкам

Урок контроля, развития речи

Образы Дуни, Минского. Идейный смысл притчи о блудном сыне. Смысл финала. Авторское отношение

Урок-диспут, обсуждение фрагментов кинофильма

Контроль за речью учащихся










25.

Н.В.Гоголь «Шинель» - одна из «Петербургских повестей»

Урок формирования новых знаний

Тема человеческого одиночества. Образ Акакия Акакиевича. История шинели и изменения, происходящие с Акакием Акакиевичем

Устное рисование

Портретная характеристика

Иллюстрации к произведению










26.

Петербург Гоголя

Урок формирования новых знаний

Образ гоголевского Петербурга как холодного и равнодушного к страданиям людей города

Работа с текстом

Сообщения учащихся

Старинные гравюры Петербурга










27.

Образ Акакия Акакиевича – «маленького человека»

Урок развития речи

Отношение Акакия Акакиевича к шинели как к центру мироздания и смысл жизни героя. Трагическое и комическое в повести

Работа с текстом

Отзыв о кинофильме

Кинофильм А.Баталова «Шинель»










28.

Авторское отношение к герою. Художественные средства выразительности

Урок совершенствования знаний

Авторское отношение к герою и его смерти. Роль детали в повести. Значение фантастического финала в повести. Образ «маленького человека в повести Пушкина и повести Гоголя

Аргументированный ответ учащихся

Анализ эпизода

Рисунки учащихся к повести










29.

А.П.Чехов «Смерть чиновника»

Урок формирования новых знаний

«Маленький человек» в изображении Чехова. Комическое в рассказе «Смерть чиновника и средства его создания. Авторское отношение к герою

Пересказ рассказа

Ответы на вопросы

Иллюстрации к произведению










30.

А.П.Чехов «Тоска»

Урок формирования новых знаний

Смысл эпиграфа и его художественная роль. Композиция рассказа. Одиночество человека в суетном мире. Авторское отношение к персонажам

Беседа

Ответы на вопросы

Иллюстрации к произведению










31.

Рассказы Чехова

Урок внеклассного чтения

Инсценировка рассказов Чехова. Роль детали

Контроль за речью учащихся

Сценка

Декорации, элементы костюма













Р а з д е л 2. Герой в лирике

























32-36.

М.Ю.Лермонтов «Парус», «Тучи».

Очерк жизни.

Анализ стихотворений.

Выразительное чтение наизусть

Урок совершенствования знаний, развития речи, образного восприятия текста

Слово о писателе. Композиция стихотворений. Лирический герой. Тема одиночества. Изобразительно-выразительные средства создания образов. Роль символики. Отличие символа от метафоры и аллегории

Анализ стихотворений Лермонтова

Выразительное чтение наизусть

Работа с текстом, Работа со словарем литературоведческих терминов, творческая работа с текстом, выступления учащихся

Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений


Портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации учащихся к стихотворениям Лермонтова










37.

Лермонтовские места в Петербурге

Урок развития речи

Заочная экскурсия по лермонтовскому Петербургу

Сообщения учащихся

Составление карты

Карта лермонтовских мест в Санкт-Петербурге










38.

В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Урок развития речи

Слово об авторе. Фантастическое и реальное в стихотворении. Образы поэта и солнца. Художественная идея, символика. Стилистика стихотворения

Беседа, работа с текстом

Выразительное чтение наизусть

Иллюстрации к стихотворению










39.

Словотворчество Маяковского

Понятие неологизма, авторские неологизмы в художественном тексте. Оригинальность тропов Маяковского, их роль

Работа с текстами

Составление словаря неологизмов Маяковского

Толковый словарь













Р а з д е л 3. Народный характер. Черты, составляющие характер русского народа.

























40.

И.С.Тургенев «Бирюк» (из цикла «Записки охотника»)

Урок формирования знаний учащихся

История создания «Записок охотника», общественное значение. Композиция рассказа. Конфликт между крестьянином-вором и Бирюком. Внутренний конфликт в душе Фомы

Работа с учебником

Аргументированный ответ учащихся

Портрет Тургенева, иллюстрации к произведению










41.

Проблематика рассказа «Бирюк»

Урок развития речи

Работа с текстом

Выписки из текста










42.

И.С.Тургенев «Певцы»

Объяснение нового материла

Портрет и интерьер в рассказе Тургенева как средство социально-психологической характеристики героя. Образы Якова и рядчика

Устное рисование

Внешний и внутренний портрет










43.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе

Объяснение нового материала

Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о природе, о величие и красоте русского языка

Работа с текстом

Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения, письменный ответ на вопрос

Иллюстрации учащихся










44.

Своеобразие и тематика стихотворений «Нищий», «Воробей», «Два богача», «Щи», «Русский язык» и др.

Урок развития речи

Устное рисование










45.

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Формирование и совершенствование знаний учащихся

Слово о писателе. Сатира как жанр. Народ, его изображение. Особенности сюжетов. Проблематика. Герои Щедрина как типы. Обличение нравственных пороков общества. Авторское отношение к народу

Работа с учебником, текстами сказок

Ответы на вопросы

Портрет Салтыкова-Щедрина, иллюстрации к произведениям










46.

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», «Премудрый пескарь»










47.

«Сказки для детей изрядного возраста» как особый жанр










48.

Теоретико-литературные знания

Урок развития речи

Средства сатиры: фантастика, гипербола, гротеск, эзопов язык, сарказм. Сатирический герой. Тип. Способы создания сатирического типа

Работа с текстом, словарями литературоведческих терминов

Создание собственного текста
















ТЕМА 3. ГЕРОЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР.

Р а з д е л 1. Взросление героя. Становление души

























49-50

Л.Н.Толстой «Детство»

Урок формирования новых знаний

Автобиографическая основа повести. Нравственный идеал гармонии и добра. Изображение внутреннего мира ребёнка. Роль внутреннего диалога в раскрытии характера героя.

Сообщения учащихся

Написание автобиографического сочинения

Портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к произведению










51.

Тема детской открытости миру. Анализ глав

Урок развития речи

Художественные средства создания образов персонажей. Образ повествователя (взрослого Иртеньева) и образ рассказчика (мальчика Николеньки). Художественная идея повести

Работа с текстом

Выразительное чтение отрывков










52.

Рассказ об одном из персонажей по плану

Урок развития речи, совершенствование знаний

Пересказ эпизодов от лица персонажа. Сопоставление фрагментов повести. Анализ деталей

Составление плана характеристики героя

Портретная характеристика героя

Иллюстрации учащихся










53-54

М.Горький «Детство», «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» и живая душа русского человека

Урок формирования и совершенствования знаний

Образы Алёши, деда, и бабушки. Изображение внутреннего мира подростка. Роль портретов в повести.

Составление портретных характеристик по плану

Портретная характеристика героя

Портрет писателя, иллюстрации к произведению










55.

Вера в человека, как отражение авторского отношения

Урок формирования новых знаний

Возможность человека противостоять миру насилия и зла на примере героев повести

Беседа

Создание заголовков к главам повести










56.

«Детство» Толстого и «Детство» Горького. Сопоставительный анализ

Урок развития речи

Сопоставление двух автобиографических произведений по плану: автор, рассказчик, повествователь. Способы создания портретов, роль пейзажей

Составление ответов по плану

Творческая работа

Иллюстрации учащихся










57-59

Ф.Искандер «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»). Особенности автобиографической повести

Урок формирования и совершенствования знаний

Слово о писателе. Отличие автобиографического героя Искандера от героев Толстого и Горького. Способы создания характера Чика. Образ рассказчика. Юмористическая подсветка повествования. Восприятие героем пушкинских произведений. Виды комического: юмор, ирония, сарказм, гротеск

Составление развёрнутого плана рассказа, работа со словарём лингвистических терминов

Письменный ответ по теме урока, характер Чика

Портрет писателя, иллюстрации к произведению










60.

Подготовка к написанию сочинения «Я и Пушкин» («Пушкин и я»)

Урок развития речи

Истолкование афоризмов по теме. Написание плана сочинения

Составление цитатного плана

Сочинение

Иллюстрации учащихся










61-62

Тема детства в русской литературе, в изобразительном искусстве и в музыке

Урок внеклассного чтения, развития речи

Отношение к ребёнку в культурах разных времён и народов. Отношение подростка к музыке, к себе, к окружающим. Осознание собственного «я»

Сообщения учащихся, пересказ эпизодов

Анализ прочитанный произведений, отзывы

Фрагменты из кинофильма Р.Быкова «Чучело», П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П.Мусоргский «Картинки с выставки», репродукции картин русских художников, посвященных детям













Р а з д е л 2. Испытание героев любовью

























63-64

Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии».

Тема любви, изображение идеальных человеческих отношений.

Урок формирования новых знаний

Представление писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Образец христианского супружества.

Работа с текстом, устное рисование

Пересказ

Иллюстрации из учебника. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»










Цельность характеров героев. Тема преданности и святости в повести. Литературное и сказочное начало в повести

Анализ эпизодов

Творческая работа, отзывы на произведение










65-66.

У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Повествование о трагической любви

Урок формирования новых знаний

Личность Шекспира. «Шекспировский вопрос». Литературные источники трагедии Шекспира, её особенности.

Сообщения учащихся

Письменный ответ на оставленный вопрос

Портрет писателя, фрагменты кинофильма и мюзикла «Ромео и Джульетта»










Сюжет и композиция трагедии. Конфликт, его развитие и развязка. Образы враждующих домов и причины их вражды

Работа со словарём литературоведческих терминов

Творческая работа










67.

Отражение в трагедии «вечных тем»

Урок-диспут, контроля знаний

Образы Ромео и Джульетты. Мнимая и истинная любовь Ромео. Судьба влюблённых в мире несправедливости и злобы. Авторская позиция. Тема любви и долга, отцов и детей.

Аргументированный ответ учащихся в процессе дискуссии

Проверочная работа










68-69.

«Другой Шекспир». Сюжет комедий «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь»

Урок внеклассного чтения, интегрированный урок (литература + английский язык)

Особенности шекспировской комедии. Образы главных героев. Способы создания. Художественные средства выразительности. Юмор и сатира. Отличие любви героев «Ромео и Джульетты» от любви героев комедии «Двенадцатая ночь»

Пересказ, чтение в лицах

Отзывы о прочитанных произведениях, сочинение «Мой Шекспир»

Фрагменты спектакля










70-71.

А.С.Пушкин.

Очерк жизни. «Дубровский». Нравственная проблематика произведения.

Урок совершенствования и формирования новых знаний

Приключенческий роман Пушкина и особенности жанра. Сюжетные линии и герои романа, его основной конфликт.

Выразительное чтение и анализ отывков

Анализ эпизода

Портрет Пушкина, иллюстрации Д.М.Шмаринова к роману










72.

Тема «отцов и детей»

Урок обобщения и систематизации знаний

Столкновение Дубровского с Троекуровым. Роль документа в контексте романа. Чувство чести и достоинства. Дубровский-отец и сын. Семья Троекуровых. Их общие черты и различия.

Составление сравнительных характеристик семей и героев, устное рисование

Анализ эпизода

Иллюстрации учащихся, фрагменты из кинофильма А.Ивановского










73.

Поступок героя как способ создания характера

Урок совершенствования знаний

Любовная линия в романе. Образ Маши, её нравственный выбор. Художественные средства. Авторская оценка

Устное рисование

Портрет Маши (письменно)










74.

«Любовь на разные времена»

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка», А.П.Чехов «Попрыгунья», В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», Н.В.Гоголь «Старосветские помещики», И.А.Бунин «Грамматика любви», Г.Н.Щербакова «Роман и Юлька», М.М.Рощин «Валентин и Валентина»

Урок внеклассного чтения, развитие умения формировать собственное мнение

Проявление любви в разные времена. Особенности любовной темы у Чехова и у современных писателей

Пересказ отрывков из произведений

Анализ эпизодов, отзыв о прочитанном произведении

Портреты писателей, иллюстрации, кадры из фильмов, сцены спектаклей













Р а з д е л 3. Личность и власть: вечное противостояние

























75-76.

М.Ю.Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…». Нравственная проблематика и особенности конфликта. Образы Калашникова и Кирибеевича.

Урок формирования новых знаний

Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Конфликт. Калашников и Кирибеевич. Причины их конфликта. Сила и цельность характеров героев

Сообщения учащихся на тему: «События истории XVI века», составление таблицы сравнительной характеристики героев

Таблица сравнительной характеристики героев

Портрет Лермонтова, репродукции картин В.М.Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный», «Пир у царя Ивана Васильевича», «Смерть опричника», И.Е.Репина «Иван Грозный убивает своего сына»










77.

Художественное своеобразие поэмы

Урок совершенствования знаний

Особенности языка поэмы. Связь с устным народным творчеством. Песенный характер поэмы

Работа с текстом, учебником.

Цитатный план произведения

Рисунки учащихся к произведению










78.

Нравственный выбор героев

Урок развития умения формирования собственного мнения

Народные представления о чести, совести и достоинстве. Образ Алёны Дмитриевны, её роль в произведении

Создание портрета героини в I и II частях поэмы

Анализ эпизода, выразительное чтение отрывков наизусть

Портрет героини, иллюстрации учебника










79.

Тема и идея произведения

Урок обобщения и систематизации знаний

Авторское отношение к героям повести и способы его выражения. Художественная идея произведения

Беседа, работа с текстом.

Устные ответы учащихся

Немой художественный короткометражный фильм В.Гончарова «Песнь про купца Калашникова»










80.

А.К.Толстой «Князь Серебряный». Нравственная проблематика произведения

Урок формирования новых знаний

Художественная концепция эпохи Ивана Грозного. Тирания и покорность. Их взаимосвязь.

Сообщения учащихся о времени правления Ивана Грозного

Устные ответы учащихся

Портрет писателя










81.

Анализ глав «Опричники», «Дружина Андреевич и его жена», «Пир», «Оплеуха», «Очная ставка», Шутовской кафтан», «Казнь», «Посольство Ермака»

Урок совершенствования знаний

Средства выражения авторского отношения и авторской позиции в романе

Работа с учебником

Иллюстрации учебника










82.

Образ князя Серебряного

Урок развития речи

Взаимосвязь поступков и характера. Образ опричников и опричнины. Тема любви в романе

Устное рисование

Кадры из кинофильма Г.Васильева «Царь Иван Грозный»













Р а з д е л 4. Человек и война.

























83.

Поэты-фронтовики. Общее в их судьбе

Урок формирования новых знаний

Биографии поэтов-фронтовиков. Война и молодость. Собирательный образ поэта-солдата в произведениях Д.С.Самойлова, А.Т.Твардовского, К.М.Симонова, Ю.В.Друниной.

Сообщения учащихся

Рефераты, доклады, презентации

Портреты поэтов-фронтовиков










84.

Лирический герой. Точка зрения автора

Урок развития речи

Тема Родины. Патриотизм. Тема исторической памяти. Тема любви

Чтение стихотворений, работа с текстом

Выразительное чтение стихотворений наизусть










85.

Ленинградские поэты о войне. О. Берггольц, М.Дудин, А.Ахматова, Н.Тихонов, В.Инбер, Ю.Воронов

Урок внеклассного чтения, развития речи

Особенности творчества Ленинградских поэтов, пишущих о войне, блокаде города.

Чтение и анализ стихотворений, работа с текстом

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Портреты поэтов










86.

М.А.Шолохов «Судьба человека». Очерк жизни писателя

Урок формирования новых знаний

Сюжет и композиция. Художественная идея произведения. Изображение войны в рассказе.

Пересказ текста

Тест по содержанию

Портрет писателя, иллюстрации к произведению










87-88.

Человек на войне. Человек и его выбор




Образ Андрея Соколова. Ответственность человека за свой нравственный выбор. Испытания героя. Значение встречи с Ваней в судьбе Андрея Соколова. Авторское отношение.

Работа с черновиками

Сочинение в миниатюре «Смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»










89.

Главные и ключевые эпизоды рассказа Шолохова

Урок развития речи

Комментирование эпизодов «Прощание с семьёй», «Первая ночь в плену», «В комендантской»

Беседа, работа с текстом, просмотр фрагмента кинофильма

Отзыв о кинофильме

Кинофильм С.Ф.Бондарчука «Судьба человека»










90.

А.Т.Твардовский «Василий Теркин». Поэма о герое-солдате и о войне.

Урок внеклассного чтения, совершенствования знаний

Слово о писателе. Твардовский на войне. История создания поэмы. Образ Василия Теркина – собирательный образ солдата на войне. Юмор и сатира в поэме. Язык, художественные особенности

Чтение поэмы, работа с текстом

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы

Портрет Твардовского, иллюстрации к поэме













ТЕМА 4. «СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК» В ДВИЖЕНИИ ВРЕМЕНИ

























91.

Значение понятия «странный человек»

М. де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (обзор)

Урок формирования знаний

Биография Сервантеса. Основные вехи творчества. Фабула и конфликт романа. Образ Дон Кихота и способы его создания

Сообщения и доклады учащихся

Презентации

Портрет Сервантеса, иллюстрации к произведению










92-93.

Мечтательность и приземлённость. Комическое и трагическое в романе

Урок развития речи

Дон Кихот и Санчо Панса. Приём антитезы в создании образов героев. Анализ глав Т1 гл.I, IV, VIII. Дон Кихот как вечный образ. Противоречивость образа главного героя: мудрость и безумие. И.С.Тургенев о Дон Кихоте

Составление сравнительной характеристики, просмотр фрагментов кинофильма, анализ глав из статьи Тургенева

Таблица сравнительной характеристики

Кинофильм Г.Козинцева «Дон Кихот», фрагменты одноименного балета










94.

В.М.Гаршин «Красный цветок»




Слово о писателе.

Тема страстного сопротивления злу в рассказе «Красный цветок»

Сообщения учащихся

Презентации, доклады

Иллюстрации учащихся к рассказу










95.

Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина

Урок совершенствования и систематизации знаний

Образ человека, страдающего за всё. Символ красного цветка как символ мирового зла. Смысл финала. Художественная идея рассказа

Подробный пересказ

Анализ эпизодов










96.

А.П.Платонов «Юшка». Платоновский «сокровенный человек»

Урок формирования новых знаний

Слово о писателе. Сюжет и композиция рассказа. Образ главного героя и художественные средства его создания. Значение имени героя

Сообщения учащихся

Презентации, доклады

Портрет писателя










97-98.

Нравственная проблематика рассказа, христианские идеи

Урок формирования новых знаний

Своеобразие конфликта в рассказе. Тема любви ко всему живому. Авторское отношение. Идея христианской гуманности. Черты праведника и юродивого в образе Юшки. Нагорная проповедь Христа

Беседа, работа с текстом

Анализ эпизода по плану

Иллюстрации к произведению










99-100

В.М.Шукшин «Чудик». Особенность шукшинских героев-«чудиков»

Урок-диспут

Оценка личности и творчества В.М.Шукшина современниками (В.С.Высоцкий о Шукшине). Правдоискатели – главные герои рассказов Шукшина. Композиция. Система образов. Главная черта характеров героев –открытость миру как синоним незащищенности. Кинематографический принцип изображения в рассказе

Сообщения учащихся.
Чтение и анализ рассказа

Тест

Портрет писателя, фрагменты кинофильмов Шукшина










101

Правдоискатели в литературе

Урок внеклассного чтения

Анализ глав из произведений М.А.Булгакова «Дон Кихот», В.М.Шукшина «Обида», «Срезал!», А.П.Платонова «Цветок на земле», «Усомнившийся Макар», А.И.Солженицын «Матренин двор» и др.

Пересказ

Аннотация

Портреты, иллюстрации к произведениям, презентации










102

Итоговый урок

Урок обобщения и систематизации знаний

Подведение итогов. Выявление читательской компетенции.

Рекомендательный список литературы на лето

Беседа

Читательский дневник

Список литературы