Дата
|
№ урока
|
Раздел программы, кол.ч.
Содержание программы (элемент обязательного содержания, элемент дополнительного содержания)
Тема урока. Тип (вид урока)
|
Планируемые знания, умения, навыки (Ученик должен знать - .. уметь - …) ОУУН
|
Виды контроля и обратная связь
|
2.1
|
2.2
|
2.3
|
2.4
|
2.5
|
|
1
|
Введение: факторы определяющие своеобразие русской цивилизации
1 час
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества
Урок актуализации знаний
|
Ученик должен уметь - Выделить общее и своеобразное в истории России;
Выделить и раскрыть природные особенности и их влияние на ход истории России.
|
Беседа
|
Раздел 1. Т е м а 1. Древнерусское государство в IX—XIII вв. (7 ч)
|
|
2
|
Восточные славяне в VI-IX вв.
Образование Древнерусского государства
1 час
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки.
Комбинированный урок
|
Ученик должен уметь работать с картой;
Ученик должен знать сравнительную характеристику этапов развития древнего человека; знать занятия, общественный строй, религию восточных славян
Выявить предпосылки образования древнерусского государства.
Давать оценки деятельности первых рус-ских князей.
Выявить причины и значение принятия христианства, причины распада Киевской Руси.
Уметь анализировать «Русскую Правду».
Понимать и доказывать, что в первой половине9в. феодальные отношения окончательно установились.
|
Устный опрос
|
|
3
|
Киевская Русь
1 час
Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Комбинированный урок
|
Ученик должен знать причины и значение принятия христианства, причины распада Киевской Руси.
Уметь анализировать «Русскую Правду».
Понимать и доказывать, что в первой половине9в. феодальные отношения окончательно установились.
|
Таблица
|
2.1
|
2.2
|
2.3
|
2.4
|
2.5
|
|
4
|
Культура Киевской Руси
1 час
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Урок изучения нового материала
|
Уметь выявлять специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития России.
|
Тест
|
|
5
|
Русские земли в XII – начала XIII в.
Наследники киевской Руси
2 часа
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь
|
Ученик должен знать характеристику центрам феодальной раздробленности. Уметь выявлять причины и последствия феодальной раздробленности, положительные и отрицательные стороны.
|
Опрос
|
|
6
|
Культура Руси XII – начала XIII в
1 час
Расцвет культуры домонгольской Руси.
Комбинированный урок
|
Ученик должен уметь выявлять специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития России.
|
Работа с документами
|
|
7
|
Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды
1 час
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Урок изучения нового материала
|
Ученик должен знать аспекты противостояния земледельцев и кочевников.
Уметь раскрыть милитаристский характер действий монголо-татар.
|
Опрос
|
|
8
|
Контрольно-обобщающий урок. Древнерусское государство в IX—XIII вв.
|
|
Контрольная работа
|
2.1
|
2.2.
|
2.3
|
2.4
|
2.5
|
Тема II. Образование единого русского государства в XIV-XV в.в. (3 ч)
|
|
9
|
Усиление Московского княжества в XIV – первой половине XV в.в. Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI в.в)
1 час
Борьба за политическую гегемонию Северо-Восточной Руси. Политические социальные, территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Единое Русское государство. Причины создания крепостной системы
Комбинированный урок
|
Ученик должен знать причины усиления Москвы; знать о борьбе московских князей за первенство среди русских князей, политике отношений с Ордой. Уметь давать характеристику деятельности московских князей.
|
Опрос
|
|
10
|
Культура Руси в XIV – XV в.в.
1 час
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие культуры. Москва как центр развития культуры. Расцвет древнерусской иконописи
Урок - семинар
|
Ученик должен знать особенности русской культуры изучаемого периода. Уметь характеризовать главные ее достижения
|
Сообщения
|
|
11
|
Образование единого русского государства в XIV-XV в.в.
1 час
Контрольно-обобщающий урок
|
|
Тест
|
Тема III. Россия в X VI – XVII в.в. (6 ч.)
|
|
12
|
Россия в XVI в.: экономика, общество и власть. Иван Грозный.
1 час
Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Комбинированный урок
|
Ученик должен знать определить особенности политического и экономического развития России. Уметь Доказать, что политика была направлена на преодоление остатков феодальной раздробленности, укрепление централизованного управления, усиление царской власти и дальнейшее закрепощение крестьян.
|
Опрос
|
2.1
|
2.2
|
2.3
|
2.4
|
2.5
|
|
13
|
Русская культура в XVI столетии.
1 час
Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики.
Урок практического применения знаний, умений
|
Ученик должен уметь Выявить основные направления развития и характерные черты культуры России XVI в
|
Сообщения
|
|
14
|
Смутное время
1 час
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия.
Урок-лекция
|
Ученик должен знать 1. Причины Смуты;
2. Направления внутренней и внешней политики Бориса Годунова;
3. Причины самозванства и народных выступлений;
4. Значение решения Земского Собора в 1613г.
|
Опрос
|
|
15
|
Возрождение страны после смуты. Внутренняя политика первых Романовых.
1 час
Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение
Урок-лекция с элементами беседы
|
Ученик должен знать внутреннюю политику первых Романовых. . Уметь давать характеристику сословной структуре российского общества в данный период.
|
Тестирование
|
|
16
|
Внешняя политика России в XVII в.
1 час
Расширение территории государства в XVII в. В хождение Левобережной Украины в состав России. Войны России в XVII в.
Урок лекция.
|
Ученик должен знать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в. Уметь оценивать значения присоединения Украины к России.
|
Обсуждения вопросов и заданий
|
|
17
|
Культура России в XVIIв
Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания
Урок – семинар
|
Ученик должен уметь показывать и объяснять: связь исторических событий, социально-экономической и политической ситуации в стране с развитием культуры и быта различных исторических периодов.
|
Сообщения
|
2.1
|
2.2
|
2.3
|
2.4
|
2.5
|
Раздел II. История России XVIII – XIX в.
Тема 4. Россия в эпоху Петра Великого (2 ч.)
|
|
18
|
Начало правления Петра I. Внешняя политика
1 час
Борьба за престол. Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. И превращение России в мировую державу. Победа в Северной войне.
Урок практического применения знаний, умений.
|
Ученик должен уметь определять альтернативы исторического развития, характеризовать причины стрелецких бунтов. Знать причины Северной войны и превращение России в европейскую державу
|
Работа с картой. Опрос
|
|
19
|
Реформы Петра I
1 час
Петровские преобразования. Создание заводской промышленности. Новая система государственной власти и управления. Реформы армии и флота.
Урок-конференция
|
Ученик должен уметь характеризовать причины, содержание, результаты и исторические последствия реформ.
|
Тестирование
|
Тема 5. Россия в середине и во второй половине XVIII века. (6 ч.)
|
|
20
|
Эпоха Дворцовых переворотов.
1 час
Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Урок-лекция
|
Ученик должен знать причины
дворцовых переворотов;
Уметь характеризовать основные направления внутренней и внешней политики правителей в период 1725 – 1762 гг.
|
Таблица
|
|
21
|
«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война.
1 час
Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Особенности экономического развития России в XVIII в. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка
Комбинированный урок
|
Ученик должен уметь характеризовать политику просвещенного абсолютизма, процесс разложения крепостного хозяйства и развитие капиталистических отношений. Знать причины и события крестьянской войны
|
Опрос.
|
|
22
|
Внешняя политика России в XVIII в.
1 час
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII в.
Комбинированный урок
|
Ученик должен уметь определять: основные направления внешней политики России после Петра 1. Давать оценку результатам внешней политики. Готовить выступления о выдающихся военных деятелях России 18в.
|
Работа с картой и заданиями
|
2.1
|
2.2
|
2.3
|
2.4
|
2.5
|
|
23
|
Царствование Павла I
1 час
Приход к власти. Внешняя политика. Заговор и убийство
Комбинированный урок
|
Ученик должен уметь давать характеристику Павлу 1 как личности. Определять основные направления внутренней и внешней политики России под управлением Павла I, давать им оценку.
|
Обсуждения вопросы и задания
|
|
24
|
Русская культура в XVIII в.
1 час
Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества.
Урок практического применения знаний, умений.
|
Ученик должен знать основные направления развития и характерные черты культуры России 18 в. Давать сравнительный анализ культуры 17 и 18вв. Сравнивать взгляды Н.И. Новикова, М.М. Щербатова и А.Н. Радищева на российскую действительность.
|
Таблица
|
|
25
|
Россия в XVIII в.
Систематизироваться знания по изученному периоду
1 час
Контрольно-обобщающий урок
|
|
Контрольная работа
|
Тема 6. Россия в первой половине XIX века (5 ч)
|
|
26
|
Экономическое развитие в конце XVIII - первой половине XIX в.
1 час
Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Комбинированный урок
|
Ученик должен уметь сравнивать крепостную и вольнонаемную мануфактуры. Результаты анализа оформлять в таблицу. На основе статистических данных определять основные тенденции в развитии промышленности и торговли. Знать уровень развития сельского хозяйства и противоречия в развитии: стабильность крепостного хозяйства и застой.
|
Решение исторических задач
|
|
27
|
Реформы Александра I.
1 час
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления.
Урок - семинар
|
Ученик должен уметь давать сравнительный анализ проектам М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина на реформу государственного управления Сравнивать планы Александра I и его реформаторскую деятельность.
|
Опрос
|
|
28
|
Борьба с Наполеоном.
1 час
Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Урок – лекция
|
Ученик должен определять основные направления внешней политики России, способы реализации. Давать характеристику Отечественной войны 1812г. Определять задачи в Восточном вопросе.
|
Работа с картой. Таблица
|
2.1
|
2.2
|
2.3
|
2.4
|
2.5
|
|
29
|
Период реакции. Декабристы. Внутренняя политика Николая I.
1 час
Рост оппозиционных настроений в обществе. Внутренняя политика Николая I. Противоречивость внутренней политики Николая I, ее основные направления. Развитие бюрократической системы. Третье отделение и усиление полицейского контроля над общественной жизнью. Реформы в период правления Николая I. Кодификация законодательства (подготовка «Свод законов Российской империи» М.М. Сперанским). Комитеты по разработке проекта крестьянской реформы и отсутствие реальных результатов их деятельности. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина.
Урок-лекция
|
Ученик должен уметь сравнивать программы «Южного» и «Северного» обществ. Давать возможности претворения декабристских проектов в жизнь. Давать оценку восстанию декабристов и его роли в истории. Знать основные направления внутренней политики. Давать оценку результатам внутренней политики.
|
Дискуссия
|
|
30
|
Внешняя политика Николая I. Общественные движения в годы царствования Николая I
1 час
Внешняя политика Николая I. Основные направления внешней политики России. Россия и Священный союз. Участие русской армии в подавлении венгерской революции 1848–1849 гг. Война с Ираном. Туркманчайский мир. Утверждение России в Закавказье. Обострение восточного вопроса. Кавказская война.
Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
|
Ученик должен знать основный события внешней политики данного периода. Уметь проводить сравнительный анализ различным направлениям общественного движения. Готовить мини-эссе на тему «Судьба России» от лица сторонников различных движений.
|
Тесты
|
Тема 7. Россия во второй половине XIX в (3 ч)
|
|
31
|
Начало правления Александра II. Реформы 1860-1870 г.г.
1 час
Реформы 1860-х - 1870-х гг. Особенности модернизации пореформенной России. Изменения в социальной структуре общества. Реформы 60–70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления: земства и городские думы. Судебная реформа, введение суда присяжных. Выдающиеся российские юристы. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович. Военная реформа, введение всеобщей воинской повинности. Д.А. Милютин. Изменения в системе образования. Новый университетский устав. Смягчение цензурных правил. Значение реформ 60–70-х гг.
Комбинированный урок
|
Ученик должен знать причины и результаты реформ. Уметь определять положительные и отрицательные явления в основных отраслях экономики в пореформенное время
|
Опрос. Дискуссия.
|
|
32
|
Общественные движения в 50-60 г.г. XIX в. Противостояние власти и революционеров в 70-х – начале 80-х гг. ХIХ в.
1 час
Урок лабораторной работы
Консервативные, либеральные, радикальные силы в российском обществе. Народничество. Политический террор.
Политика контрреформ. Рабочее движение. Российская социал-демократия. Народы Российской империи. Польский вопрос.
|
Ученик должен знать причины, раскола общественного движения в конце 50-х – начале 60-х гг., социальные процессы приведшие к появлению разночинцев. Уметь Систематизировать информацию о революционных кружках 60-х – 80-х гг. в таблице. Готовить сообщения о народниках-революционерах
|
Тестирование
|
|
33
|
Внешняя политика второй половины XIX в.
1 час
Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности.. Реформы С.Ю. Витте. Внешняя политика России в конце XIX в.
|
Ученик должен знать события во внешней
|
Решение исторических задач. Работа с картой.
|
Тема 8. Культура России в ХIХ в. (1 ч)
|
|
34
|
Культура России в ХIХ в.
1 час
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры.
|
Ученик должен уметь определять основные направления развития и характерные черты культуры России второй половины 19в. Определять основные изменения в различных сферах культурной жизни страны, давать им оценку. Знать факты, явления, процессы, теории, гипотезы, характеризующие системность и целостность исторического процесса.
|
Работа с историческими источниками
|