Главная страница

«Метод проектов на уроках английского языка»


Скачать 77.64 Kb.
Название «Метод проектов на уроках английского языка»
Дата 12.02.2016
Размер 77.64 Kb.
Тип Документы

« Метод проектов на уроках английского языка»
В своей педагогической деятельности с первых же шагов я столкнулась с серьёзной проблемой, как предоставить ученику возможность использовать приобретённые знания в реальных речевых ситуациях, находясь вне языкового окружения. Как оказалось, для этого недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями. Поиски решения привели меня к выводу, что использование метода проектов позволяет решить эту основную проблему, стоящую перед современным педагогом, как научить ребёнка не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а применять их на практике. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить полученные знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

Эта проблема чрезвычайно актуальна в преподавании иностранного языка, поскольку целью обучения является не система языка сама по себе, а формирование коммуникативной компетенции, иноязычная речевая деятельность, т. е. практическое применение полученных знаний.

Именно это определило выбор темы данной работы.

Цель работы: обобщить и представить опыт использования метода проектов при обучении иностранному языку.

Задачи работы: 1. Раскрыть сущность метода проектов.

2. Охарактеризовать основные требования к его применению и этапы разработки.

3. Познакомить с опытом применения данного метода на практике.

4. Проанализировать результаты работы.

5. Охарактеризовать основные трудности и пути их преодоления.
В своей работе я опиралась на научные исследования в области новых образовательных технологий Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии», «Метод проектов на уроках иностранного языка», «Интернет на уроках иностранного языка», «Интернет во внеклассной работе по иностранному языку», «Обучение в сотрудничестве» и другие.

* * * * *

Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли. Поэтому важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями их решения, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этой мысли.

Метод проектов позволяет решить эту задачу и превратить уроки иностранного языка в дискуссионный исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы. Этот метод даёт возможность применить знания на практике для решения проблем, значимых для учащихся.

Применяя метод проектов в своей педагогической деятельности, я убедилась, что могу использовать его при изучении практически любой темы. Главное – придерживаться основных требований к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей исследовательского поиска для её решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах: St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодёжи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями; проблема организации спортивных мероприятий и т.п.);

  • практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы об экологической обстановке в данном регионе, совместный выпуск газеты, альманаха, афиши, объявления, изготовление коллажа, составление программы туристического маршрута с иллюстрациями и картой, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, выставка, школьный спектакль, праздник и т.п.);

  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов распределением ролей;

  • использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т.п.).

Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и его проведения:

    1. представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

    2. выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

    3. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

    4. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

    5. защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

    6. выявление новых проблем.


Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Например, проект по теме «Семья» в 5 классе может включать в себя такие задания: составить и нарисовать семейное древо, рассказать о своих предках, родителях, бабушках и дедушках, ближайших родственниках. Проект по теме «Это я» - первая подобная работа, которую учащиеся выполняют в 5 классе. Он предполагает составление и размещение в Интернете письма о себе, с целью найти друзей по переписке.

В течение прошлого учебного года учащиеся 4 класса работали над проектом «Путешествие в сказку», результатом которого стала постановка спектакля по одной из английских сказок (выбор материала был предоставлен учащимся). На подготовительном этапе мы с ребятами побывали на представлении театра в г. Пятигорске. Дети ознакомились с помещением театра, работой персонала, обсудили игру актёров, декорации, костюмы. После этого ребята выбрали сказку “ The Little Kitten Sarah” для спектакля.

На втором этапе учащиеся объединились в группы по интересам. Одна группа отвечала за художественное оформление спектакля (декорации, афиши, пригласительные билеты), другая группа должна была заниматься изготовлением костюмов, третья – составить меню театрального буфета и оформить зал, и, наконец, четвёртая – разучить роли. Кроме того, к проекту были привлечены родители, определялись их роль и участие.

На третьем этапе началась совместная творческая деятельность детей и взрослых.

Четвёртый этап – это презентация проекта, т.е. показ спектакля на празднике «Прощание с начальной школой».

В течение всех этапов проекта я координировала работу групп, оказывала им помощь, стараясь создать условия для творчества ребят и стимулировать их познавательную активность.

Также проходила работа над проектом “Happy New Year” в

9 классе, конечной целью которого стало проведение новогоднего вечера для учащихся 5 класса. Этот праздник стал подарком старшеклассников младшим ребятам. Для подготовки к вечеру самой первой была создана группа сценаристов. И только после того, как предложенный ими материал был утверждён, приступили к работе группы актёров, костюмеров, оформителей и т.п.

В ходе изучения темы «Искусство» с учётом регионального компонента, учащиеся старших классов посетили дом-музей
Н.А. Ярошенко в г. Кисловодске и столкнулись с реальной проблемой: отсутствием в музее какой-либо печатной продукции по творчеству художника. Позднее выяснилось, что такие издания отсутствуют и в книжных магазинах города. А ведь этот музей – одна из достопримечательностей нашего курортного региона, и просто необходимо привлечь к нему внимание туристов, да и жителей КМВ.

Эта проблема требует от учащихся применения исследовательских методов для её решения. Необходимо тщательно изучить фонды музея и литературу, имеющуюся в городской библиотеке, провести интервью с сотрудниками музея, использовать видеосъёмку, ресурсы Интернета. Конечные результаты этой деятельности имеют практическую значимость- привлечь внимание к наследию художника путём создания альманаха по творчеству Н.А. Ярошенко, видеофильма, размещения информации в Интернете, составления путеводителя, проспекта и т.п.

* * * * *

Применение данного метода способствовало росту уровня качества знаний в течение последних трёх лет, но самым главным результатом работы стало повышение интереса учащихся к изучению иностранного языка.

При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем, с которыми столкнулась и я. Самые сложные из них - личностные. Учитель может столкнуться с отсутствием интереса у ученика, трудностями во взаимоотношениях с другими членами группы. Но, с другой стороны, работа над проектом даёт ребятам возможность проявить, например, организаторские или оформительские таланты, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо говорить и писать по-английски.

Ещё одна проблема – это оценка проектной работы. После презентации проекта участники других групп должны проанализировать работу, они комментируют проект, вносят свои предложения. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации проекта.

Оценивая проект, я всегда помню о том, что язык – это только его составная часть. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, чёткость презентации.

Я бы советовала не исправлять ошибки в конечном варианте проекта (или, по крайней мере не делать этого чернилами). Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий, и, возможно, ученики захотят сохранить её для себя. Не стоит делать исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно, и отвлекает внимание от положительных моментов. Хотя, с другой стороны, вполне вероятно, что учащиеся лучше запомнят ошибки, отмеченные в их проектной работе, потому что она значит для них больше, чем обыкновенная классная работа.

Так как же всё-таки работать над ошибками? Я советую ученикам делать сначала черновой вариант проектной работы и проверяю его. В итоге в конечном варианте ошибок не будет.

Если есть ошибки в конечном варианте проекта, исправляю их карандашом или записываю замечания на отдельном листе бумаги. Тогда учащиеся сами могут решить, как исправлять ошибки в конечном варианте работы. Нужно помнить, что любой проект - это только часть общего объёма работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности.

* * * * *

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство от однообразия и скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проектная работа даёт возможность развивать у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Применение этой методики повышает интерес учащихся к изучению данного предмета, а позитивная мотивация – это ключ к успеху. И, наконец, самое важное – метод проектов предоставляет ученику возможность использовать приобретённые языковые навыки в реальных речевых ситуациях.