|
Тесты по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс»
Рабочая
программа
по русскому языку
в 5 классе (6 часов в неделю)
на 2011-2012 учебный год.
Учитель русского языка и литературы
МОУСОШ №3 г. Конаково Тверской области
Евлашина Ольга Валентиновна.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по русскому языку. (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. М.: «Просвещение» 2009.) Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку. Изменений в рабочей программе нет, программа соответствует федеральному компоненту.
Используемый учебно-методический комплект.
Русский язык 5класс. Учебник для общеобразоват.учреждений. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов,Л.А.Тростенцова. – М. : Просвещение, 2008.
Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс» (М.: Просвещение). Издательство «Экзамен» М., 2010.
Уроки русского языка. 5 класс. Книга для учителя. Поурочные разработки.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.
Познавательные задачи:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
- развитие языкового и эстетического идеала.
Практические задачи:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметные задачи:
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
-
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе – 210 часов.
Данная рабочая программа по русскому языку в 5 классе рассчитана на 210 учебных часа (6 часов в неделю); из них на развитие речи отводится 36 часов, на контрольные работы – 14 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки учащихся
за курс русского языка 5 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Содержание тем учебного курса.
Язык - важнейшее средство общения 3ч. (2+1)
Повторение пройденного в I – IV классах. 20ч. (17+3)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 36ч. (29+7)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. 18ч. (15+3)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи. 10ч. (8+2)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи. 26ч. (22+4)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи. 83ч.
Самостоятельные и служебные части речи. 1ч.
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное 24ч. (20+4)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное. 16ч. (12+4)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол. 42ч. (36+6)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в V классе. 14 ч. (12+2)
Учебно-тематическое планирование.
№
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Разв.речи
|
Контр.раб.
|
Дата
|
1.
|
Язык – важнейшее средство общения (2ч +1ч)
|
|
1.1
|
Ваш учебник. Язык – важнейшее средство общения. Язык и речь.
|
1
|
|
|
|
1.2
|
Язык и его единицы. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!
|
1
|
|
|
|
1. Р.р.
|
Стили речи
|
1
|
1
|
|
|
2.
|
Повторение изученного в 1 – 4 классах(17ч + 3ч)
|
|
2.1
|
Части слова. Однокоренные слова.
|
1
|
|
|
|
2.2
|
Орфограмма. Место орфограмм в словах.
|
1
|
|
|
|
2.3
|
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
|
1
|
|
|
|
2.4
|
Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
|
1
|
|
|
|
2.5
|
И, у, а после шипящих и ц.
|
1
|
|
|
|
2.6
|
Разделительные ь и ъ знаки.
|
1
|
|
|
|
2.7
|
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами
|
1
|
|
|
|
2 Р.р.
|
Текст. Тема текста.
|
1
|
1
|
|
|
2.8
|
Самостоятельные и служебные части речи.
|
1
|
|
|
|
3 Р.р.
|
Написание изложения по тексту «Хитрый заяц».
|
1
|
1
|
|
|
2.9
|
Глагол: лицо, время, число и род (в прошедшем времени).
|
1
|
|
|
|
2.10
|
Правописание –тся и –ться в глаголах. Раздельное написание не с глаголами.
|
1
|
|
|
|
2.11
|
Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице ед. числа
|
1
|
|
|
|
2.12
|
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число.
|
1
|
|
|
|
2.13
|
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
|
1
|
|
|
|
2.14
|
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
|
1
|
|
|
|
2.15
|
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
|
1
|
|
|
|
2.16
|
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах».
|
1
|
|
1
|
|
4 Р.р.
|
Основная мысль текста.
|
1
|
1
|
|
|
2.17
|
Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение изученного в 1-4 классах».
|
1
|
|
|
|
3.
|
Синтаксис и пунктуация. Культура речи. (29ч+7ч)
|
|
3.1
|
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.
|
1
|
|
|
|
3.2
|
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.
|
1
|
|
|
|
3.3
|
Предложение. Простое предложение. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения.
|
1
|
|
|
|
5 Р.р.
|
Подготовка к сжатому изложению.
|
1
|
1
|
|
|
6 Р.р.
|
Написание сжатого изложения (по упр. 132)
|
1
|
1
|
|
|
3.4
|
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
|
1
|
|
|
|
3.5
|
Восклицательные и невосклицательные предложения.
|
1
|
|
|
|
3.6
|
Грамматическая основа предложения.
|
1
|
|
|
|
7 Р.р.
|
Написание сочинения «Памятный день».
|
1
|
|
|
|
3.7
|
Систематизация и обобщение материала на основе сочинения
|
1
|
|
|
|
3.8
|
Главные члены предложения. Подлежащее
|
1
|
|
|
|
3.9
|
Главные члены предложения. Сказуемое.
|
1
|
|
|
|
3.10
|
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
|
1
|
|
|
|
3.11
|
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.
|
1
|
|
|
|
3.12
|
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
|
1
|
|
|
|
3.13
|
Второстепенные члены предложения. Определение.
|
1
|
|
|
|
8 Р.р.
|
Составление связного текста по рисунку, картине, фотографии.
|
1
|
1
|
|
|
3.14
|
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
|
1
|
|
|
|
3.15
|
Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами.
|
1
|
|
|
|
3.16
|
Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и.
|
1
|
|
|
|
3.17
|
Обобщающие слова перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова.
|
1
|
|
|
|
3.18
|
Обращение. Знаки препинания при обращении.
|
1
|
|
|
|
9 Р.р.
|
Письмо
|
1
|
1
|
|
|
3.19
|
Синтаксический разбор простого предложения.
|
1
|
|
|
|
10 Р.р.
|
Устное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»
|
1
|
1
|
|
|
3.20
|
Пунктуационный разбор простого предложения.
|
1
|
|
|
|
3.21
|
Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.
|
1
|
|
|
|
3.22-23
|
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
|
2
|
|
|
|
3.24
|
Синтаксический разбор сложного предложения.
|
1
|
|
|
|
3.25
|
Прямая речь. Прямая речь после слов автора или перед ними. Знаки препинания при прямой речи. Знакомство с косвенной речью.
|
1
|
|
|
|
3.26
|
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
|
1
|
|
|
|
3.27
|
Систематизация и обобщение знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация».
|
1
|
|
|
|
3.28
|
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация».
|
1
|
|
1
|
|
3.29
|
Анализ контрольного диктанта по теме «Синтаксис. Пунктуация».
|
1
|
|
|
|
11 Р.р.
|
Культура диалогической речи. Этикетные диалоги.
|
1
|
1
|
|
|
4.
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (15ч+3ч)
|
|
4.1
|
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
|
1
|
|
|
|
4.2
|
Ударение в словах. Гласные ударные и безударные.
|
1
|
|
|
|
4.3
|
Сильные и слабые позиции звуков.
|
1
|
|
|
|
4.4
|
Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.
|
1
|
|
|
|
12 Р.р.
|
Повествование.
|
1
|
1
|
|
|
4.5
|
Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц.
|
1
|
|
|
|
4.6
|
Орфоэпия. Орфоэпические словари.
|
1
|
|
|
|
4.7
|
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит.
|
1
|
|
|
|
4.8
|
Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
|
1
|
|
|
|
13 Р.р.
|
Описание предмета.
|
1
|
1
|
|
|
4.9
|
Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
|
1
|
|
|
|
4.10
|
Звуковое обозначение букв е, е, ю, я.
|
1
|
|
|
|
|
|
|