Главная страница

Тесты по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс»


Скачать 386.21 Kb.
Название Тесты по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс»
страница 1/5
Дата 11.03.2016
Размер 386.21 Kb.
Тип Тесты
  1   2   3   4   5

Рабочая

программа

по русскому языку

в 5 классе (6 часов в неделю)

на 2011-2012 учебный год.

Учитель русского языка и литературы

МОУСОШ №3 г. Конаково Тверской области

Евлашина Ольга Валентиновна.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по русскому языку. (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. М.: «Просвещение» 2009.) Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку. Изменений в рабочей программе нет, программа соответствует федеральному компоненту.

Используемый учебно-методический комплект.

  1. Русский язык 5класс. Учебник для общеобразоват.учреждений. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов,Л.А.Тростенцова. – М. : Просвещение, 2008.

  2. Е.М.Сергеева. Тесты по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс» (М.: Просвещение). Издательство «Экзамен» М., 2010.

  3. Уроки русского языка. 5 класс. Книга для учителя. Поурочные разработки.


Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.

Познавательные задачи:

  • - формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;

  • - развитие языкового и эстетического идеала.

Практические задачи:

  • - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  • - овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • - обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.



Общепредметные задачи:

  • - воспитание обучающихся средствами данного предмета;

  • - развитие их логического мышления;

  • - обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • - формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 5 классе – 210 часов.

Данная рабочая программа по русскому языку в 5 классе рассчитана на 210 учебных часа (6 часов в неделю); из них на развитие речи отводится 36 часов, на контрольные работы – 14 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Требования к уровню подготовки учащихся

за курс русского языка 5 класса.

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;

соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Содержание тем учебного курса.
Язык - важнейшее средство общения 3ч. (2+1)

Повторение пройденного в I IV классах. 20ч. (17+3)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 36ч. (29+7)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. 18ч. (15+3)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи. 10ч. (8+2)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи. 26ч. (22+4)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи. 83ч.

Самостоятельные и служебные части речи. 1ч.

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное 24ч. (20+4)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное. 16ч. (12+4)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол. 42ч. (36+6)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в V классе. 14 ч. (12+2)
Учебно-тематическое планирование.




Тема урока

Кол-во

часов

Разв.речи

Контр.раб.

Дата

1.

Язык – важнейшее средство общения (2ч +1ч)




1.1

Ваш учебник. Язык – важнейшее средство общения. Язык и речь.

1










1.2

Язык и его единицы. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!


1










1. Р.р.

Стили речи


1

1







2.

Повторение изученного в 1 – 4 классах(17ч + 3ч)




2.1

Части слова. Однокоренные слова.

1










2.2

Орфограмма. Место орфограмм в словах.

1










2.3

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

1










2.4

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1










2.5

И, у, а после шипящих и ц.

1










2.6

Разделительные ь и ъ знаки.

1










2.7

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами

1










2 Р.р.

Текст. Тема текста.

1

1







2.8

Самостоятельные и служебные части речи.

1










3 Р.р.

Написание изложения по тексту «Хитрый заяц».

1

1







2.9

Глагол: лицо, время, число и род (в прошедшем времени).

1










2.10

Правописание –тся и –ться в глаголах. Раздельное написание не с глаголами.

1










2.11

Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице ед. числа

1










2.12

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число.

1










2.13

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

1










2.14

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1










2.15

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

1










2.16

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах».

1




1




4 Р.р.

Основная мысль текста.

1

1







2.17

Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение изученного в 1-4 классах».

1










3.

Синтаксис и пунктуация. Культура речи. (29ч+7ч)




3.1

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.

1










3.2

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.

1










3.3

Предложение. Простое предложение. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения.

1










5 Р.р.

Подготовка к сжатому изложению.

1

1







6 Р.р.

Написание сжатого изложения (по упр. 132)

1

1







3.4

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

1










3.5

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1










3.6

Грамматическая основа предложения.


1










7 Р.р.

Написание сочинения «Памятный день».

1










3.7

Систематизация и обобщение материала на основе сочинения

1










3.8

Главные члены предложения. Подлежащее

1










3.9

Главные члены предложения. Сказуемое.

1










3.10

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

1










3.11

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1










3.12

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1










3.13

Второстепенные члены предложения. Определение.

1










8 Р.р.

Составление связного текста по рисунку, картине, фотографии.

1

1







3.14

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

1










3.15

Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами, не связанными союзами.

1










3.16

Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и.

1










3.17

Обобщающие слова перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова.

1










3.18

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1










9 Р.р.

Письмо

1

1







3.19

Синтаксический разбор простого предложения.

1










10 Р.р.

Устное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»

1

1







3.20

Пунктуационный разбор простого предложения.

1










3.21

Сложные предложения. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.

1










3.22-23

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

2










3.24

Синтаксический разбор сложного предложения.

1










3.25

Прямая речь. Прямая речь после слов автора или перед ними. Знаки препинания при прямой речи. Знакомство с косвенной речью.

1










3.26

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

1










3.27

Систематизация и обобщение знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1










3.28

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1




1




3.29

Анализ контрольного диктанта по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1










11 Р.р.

Культура диалогической речи. Этикетные диалоги.

1

1







4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (15ч+3ч)




4.1

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

1










4.2

Ударение в словах. Гласные ударные и безударные.

1










4.3

Сильные и слабые позиции звуков.

1










4.4

Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.

1










12 Р.р.

Повествование.

1

1







4.5

Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц.

1










4.6

Орфоэпия. Орфоэпические словари.

1










4.7

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит.

1










4.8

Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

1










13 Р.р.

Описание предмета.

1

1







4.9

Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

1










4.10

Звуковое обозначение букв е, е, ю, я.

1









  1   2   3   4   5