Главная страница

Урок по теме: «Разветвляющиеся уроки»


Скачать 144.24 Kb.
Название Урок по теме: «Разветвляющиеся уроки»
Дата 05.04.2016
Размер 144.24 Kb.
Тип Урок

МОУ «Лицей №1»

Обобщающий урок по теме «Разветвляющиеся алгоритмы».

Урок - "детективное» расследование "Найти человека!"

Открытый урок в 8 «Б» классе



Провела:

Учитель информатики и ИКТ,

Тюникова Елена Александровна

г. Воронеж, 2009г

Обобщающий урок по теме: «Разветвляющиеся уроки»

Урок – «детективное» расследование «Найти человека!»»

Тип урока: обобщающий урок по теме “Разветвляющиеся алгоритмы”.

Вид: урок в форме интеллектуальной игры.

Технология: игровая технология.

Цели урока:

  • повторение и закрепление материала по теме “Разветвляющиеся алгоритмы”;

  • стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;

  • активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы;

  • воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;

  • развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Задачи урока:

Воспитательная — развитие познавательного интереса, логического мышления, формировать экологическую совесть.

Учебная — совершенствование навыков составления разветвляющихся алгоритмов и программ на языке Pascal.

Развивающая — развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, развивать логическое мышление.

План урока

  1. Этап “В чем соль?”

  2. Этап “Золотоискатели”.

  3. Этап “Определи номер”.

  4. Этап “Внимание! Розыск!”

  5. Этап Заключительный. Тестовая проверочная работа.

  6. Итоги занятия. Домашнее задание.

Подготовительный этап

Учащиеся делятся на одинаковые 4 группы по 3-4 человека, в зависимости от наполняемости класса, примерно равные по способностям. В группах назначаются (выбираются) командиры из сильных учеников.

Перед занятием столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе заготовлены чистые листы и задания для выполнения каждого этапа игры, а также таблички с номерами команд.

Жюри: могут быть учителя или ученики из старших классов.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня мы проводим урок - решение задач по теме “Разветвляющиеся алгоритмы”. Проводим мы его в необычной форме — форме расследования. После выполнения каждого очередного задания вы будете получать “след” — ключ к следующему заданию. Всего заданий 4. Ответы должны быть обязательно записаны в тетрадях.

Я — начальник следственного отдела. Вы — следственные группы. Кроме того есть Группа экспертов. К нам поступило заявление с вопросами:

1) Когда в России отмечают день информатики?

2)Кто является изобретателем первой цифровой электронной вычислительной машины?
Учитель: Каждая группа к концу игры должна выявить существенные данные по этим вопросам. За каждое правильно выполненное задание вы получите 5 баллов, но если, кто-то из команды не справился с заданием, то снимаются соответствующие баллы, одни участник – 1 балл, 2 участника - 2 балла и т.д. Баллы – это ваша оценка. В конце игры мы подсчитаем общую оценку на группу.

Начнем с разминки.

Этап 1. “В чем соль?”

Учитель: Вам предлагается по заданным предложениям угадать известную поговорку или пословицу.

(Капитаны групп получают карточки - задания)

1. Если два дела одновременно делать, то ничего не получится.

Ответ: “За двумя зайцами погонишься — и одного не поймаешь”.
2. Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.

Ответ: “Тише едешь — дальше будешь”.
3. Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.

Ответ: “Без труда не вынешь рыбку из пруда”.
4. Если сам натворил бед, то сам и отвечай.

Ответ: “Сам кашу заварил, сам и расхлебывай”.
(Учащиеся в группах обсуждают задание, записывают ответ. По окончании работы капитан зачитывает задание и ответ.

Учитель подводит итоги: расставляет в таблице места.)
Учитель: А теперь свяжите это задание с темой занятия.

Учащиеся: Конструкция если ... то присуща разветвляющемуся алгоритму.

Учитель: Итак, переходим ко 2-му этапу.

Этап 2. “Золотоискатели”.

Учитель: Вы должны из приведенных блок-схем “добыть золото” — данные из биографии ученого, который является изобретателем первой цифровой электронной вычислительной машины. Данные получатся в том случае, если группы будут работать оперативно и слаженно!

Капитаны групп получают карточки-задания.
Некий российский учёный в 1925 г. окончил электротехнический факультет МВТУ им. Н.Э.Баумана. Еще студентом он занялся научными исследованиями.

Под руководством этого российского учёного в 1930-1935 были разработаны и построены несколько электрических машин новой конструкции.

В 1936 г. этому учёному была присвоена ученая степень кандидата технических наук без защиты диссертации.

В 1950-1951 гг. под руководством этого учёного была разработана малогабаритная электронная автоматическая цифровая машина «М-1».
(Учащиеся в группах, «выполняя» блок-схему, записывают сведения. Капитаны их зачитывают. Группа экспертов заполняет таблицу результатов)

Учитель: Каким образом связано задание с темой занятия?

Учащиеся: Нужно уметь не только составлять блок-схему, но и “читать” её и понимать.

Этап 3. “Определи номер”.

Учитель: В нашем следственном отделе произошло ЧП! Из сейфа этой ночью были похищены задания на розыск. Только что мне позвонил “доброжелатель” — он запрятал эти задания в ячейках камеры хранения, номера вы сможете определить, выполнив его условия: вы должны найти числа, которые являются результатами выполнения предоставленных вам фрагментов программ. Полученное число и есть номер нужной ячейки камеры хранения.

1 Команда

a:=9; b:=8;c:=2;

if (a>b) or (b>c) then x:=2*a+b+c

else begin

a:=b+c;

x:=a-3*b;

end.

2 Команда

a:=1; b:=4;c:=8;

if (a<=b) or (a>c) then x:=5*a-b

else x:=4*a*b;

end.

3 Команда

a:=7; b:=3;c:=6;

if (ac) then x:=4*a-b*a

else x:=a-b;

end.

4 Команда

a:=20; b:=4;c:=28;

if (a<=b) or (a>c) then x:=a+b

else x:=2*a-4*b;

end.

(Капитаны называют номер ячейки. Если ответ верный, то экспертная группа фиксирует результат в таблице и выдаёт следующее задание – Этап №4. В противном случае команда совместно ищет ошибку и устраняет её или прибегает к помощи учителя)

Учитель: Что нам дает выполнение подобного задания?

Учащиеся: Нужно уметь не только составлять программу, но и “читать” ее, понимать, как работает каждый оператор.

Этап 4. “Внимание! Розыск!”

Учитель: Вы успешно справились с предыдущим заданием, и теперь каждая группа получила своё задание на розыск:

  • установить фамилию и дату рождения учёного, который впервые изобрёл автоматическую вычислительную машину;

  • отыскать фотографию этого человека;

  • определить, где родился этот учёный;

  • определить, когда же в России отмечают день Российской информатики.

Учащиеся групп получают задания:

1. Вам нужно определить человека, который в августе 1948 года подготовил проект "Автоматическая цифровая электронная машина", если известно, что в то время он был не старше 50 и не моложе 35 лет и его возраст кратен 2.

(составить программу)

Российский учёный, Николай Григорьевич Бруевич (1896-1987 )

Российский учёный, Исаак Семёнович Брук (1871- 1945)

Российский учёный, Алексей Андреевич Ляпунов (1911-1973)

Ответ: Российский учёный, Исаак Семёнович Брук (1871- 1945)

2. Вам необходимо по фотографии узнать российского учёного, Исаака Семёновича Брука, если известно, что он темноволосый мужчина без очков.

(поиск оформить в виде блок-схемы)

1) 2) 3)

Ответ:

3. Определить, когда в России стали отмечать День российской информатики, если известно, что прошлой зимой было ровно 60 лет со дня со дня этой замечательной даты.

(составить программу)

1) 3 марта 1949 г;

2) 4 декабря 1948 г;

3) 15 июня 1951 г;

4) 4 января 1949 г.

Ответ: 4 декабря 1948 г;

4. Определить район поиска (город, в котором родился Исаак Семёнович Брук , если известно, что поиск необходимо осуществлять в пределах следующей фигуры на карте мира:

(составить блок-схему)



Города, в которых родились известные российские учёные, имеют координаты:

(2; 5) — Нижний Новгород;

(7; 3) — Минск;

(6; 5) — Москва.

Ответ: Минск

(Учащиеся в группах обсуждают задание, составляют алгоритмы и программы, отлаживают программы на компьютерах и получают ответы. Учитель в ходе отчета задает вопросы по составлению алгоритма и написанию программы. Экспертная группа подводит итоги этого этапа, распределяет места)

Учитель: Чем интересно было это задание?

Учащиеся: Отрабатывали навыки в составлении алгоритма и программы; отладки программы; необычность формы записи условия задачи.

Этап 5. Заключительный.

Учитель: Спасибо группам за активную работу. Вы работали дружно, оказывали друг другу помощь.

Для того, чтобы определить на сколько полезным оказался урок, мне хотелось бы предложить каждому из вас ответить на вопросы теста. На работу вам отводится 5 минут.

(Учащимся каждой группы раздаются 4 варианте ответа. После выполнения теста, учащиеся сдают свои работы жюри. Жюри проверяют правильность выполнения по ключу, который лежит у них на столе. Выставляют «+» и «-» напротив каждого задания и количество баллов. Учитель тут же по количеству «+» оглашает каждому оценку за тест. Учитель выставляет в журнал среднюю оценку за командную игру и индивидуальную работу.)

Учитель: Вы выполнили проверочный тест и получили следующие оценки.

Итак, оценки за урок ... .

Домашнее задание

Учитель: Вы должны придумать 4 задачи по теме “Ветвление”. Содержание задач может быть следующим:

  • придумать условие задачи по заданному алгоритму и составить программу;

  • по заданному условию составить алгоритм и программу;

  • придумать условие задачи, составить алгоритм и программу на указанную тему (например, определить тип треугольника).

Каждый учащийся должен решить дома “свою задачу”.

Ключ к тесту:

Вариант

Вопрос

1

2

3

4

5

I

3

1

1

3

4

II

3

2

1

4

4

III

3

1

4

2

2

IV

3

1

3

4

3



Самоанализ урока

Урок построен на деятельной основе с использованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни. Объект игры выбран с учетом интересов учащихся и требования современности. Сюжет разработан таким образом, чтобы в нем присутствовал динамизм и перспективы. При разработке содержания игры были поставлены игровые и учебные цели, определен объем необходимых знаний. На занятии реализованы принципы научности и новизны. Занятие носит практический характер и обеспечивает развитие познавательной деятельности, экологической сознательности и решение поставленных учебных задач. В результате дети обобщили знания по работе с разветвляющимися алгоритмами. Занятие было очень интересно школьникам и помогло в ненавязчивой игровой форме достичь поставленных нами целей.

Приложения

Этап заключительный

Тестовая проверочная работа:

I вариант

  1. Укажите условие попадания точки с координатами (х,y) в заштрихованную область.




  1. (x<1) and (x>-1) or (y>-1) and (y<0);

  2. (-1<1) and (-1-1);

  3. (x<1) and (x>-1) and (y<0) and (y>-1);

  4. (x<1) or (x>-1) and (y<0) or (y>-1).

  1. Для данного х=3 вычислить значение функции:



1)0; 2) 1; 3) 3; 4) 5

  1. Высказыванию «Если значение переменной x<0, то вычислить квадрат переменной x, иначе значение x уменьшит в 2 раза» соответствует фрагмент программы:

1) if x<0 then x:=sqr(x) else x:=x/2;

Writeln(x);

2) if x<0 then x:=x/2 else x:=sqr(x);

Writeln(x);

3) if x>0 then x:=x/2 else x:=sqrt(x);

Writeln(x);

4)if x<0 then x:=sqrt(x);

x:=x/2;

Writeln(x);

  1. Чему равно значение переменной z после выполнения фрагмента программы:

y:=3;

if (y<0) or (y>5) then z:=10- y else z:=3*y;

writeln('z=',z);

  1. 12 2) 10 3) 9 4) 7

  1. Для определения наибольшего из значений трёх переменных a, b и c необходимо написать следующий фрагмент программы:

  1. if (c>a) and (a>b) then d:=c;

  2. if (a>b) and (b>c) then d:=a;

  3. if (b>a) and (a>c) then d:=b;

  4. d:=a;

if b>d then d:=b:

if c>d then d:=c;
Тестовая проверочная работа:

II вариант

  1. Укажите условие попадания точки с координатами (х,y) в заштрихованную область.




  1. (x<2) and (x>-2) or (y>-1) and (y<0);

  2. (-2<2) and( -1<0;

  3. (x<2) and (x>-2) and (y<0) and (y>-1);

  4. (x<2) or (x>-2) and (y<0) or (y>-1).

  1. Для данного х=3 вычислить значение функции:



1)0; 2) 1; 3) 3; 4) 5

  1. Высказыванию «Если значение переменной x>0, то вычислить квадрат переменной x, иначе значение x уменьшит в 2 раза» соответствует фрагмент программы:

1) if x>0 then x:=sqr(x) else x:=x/2;

Writeln(x);

2) if x<0 then x:=x/2 else x:=sqr(x);

Writeln(x);

3) if x>0 then x:=x/2 else x:=sqrt(x);

Writeln(x);

4)if x>0 then x:=sqr(x);

x:=x/2;

Writeln(x);

  1. Чему равно значение переменной z после выполнения фрагмента программы:

y:=0;

if (y<0) or (y>5) then z:=10- y else z:=3*y;

writeln('z=',z);

  1. 12 2) 10 3) 9 4) 0

  1. Для определения наименьшего из значений трёх переменных a, b и c необходимо написать следующий фрагмент программы:

  1. if (c

    • if (a

    • if (b


    • d:=a;

if b

if c

Тестовая проверочная работа:

III вариант

  1. Укажите условие попадания точки с координатами (х,y) в заштрихованную область.




  1. (x<2) and (x>-2) or (y>-3) and (y<0);

  2. (-2<2) and (-2<0);

  3. (x<2) and (x>-2) and(y<0) and (y>-3);

  4. (x<2) or (x>-2) and (y<0) or (y>-3).

  1. Для данного х=3 вычислить значение функции:



1)0; 2) 1; 3) 3; 4) 5

  1. Высказыванию «Если значение переменной x>0, то вычислить квадрат переменной x, иначе значение x уменьшит в 5 раз» соответствует фрагмент программы:

1) if x>0 then x:=x/5 else x:=sqr(x);

Writeln(x);

  1. if x>0 then x:=x/5;

x:=sqr(x);

Writeln(x);

3) if x>0 then x:=x/5 else x:=sqrt(x);

Writeln(x);

4)if x>0 then x:=sqr(x) else x:=x/5;

Writeln(x);

  1. Чему равно значение переменной z после выполнения фрагмента программы:

y:=5;

if (y<0) or (y>5) then z:=10- y else z:=3*y;

writeln('z=',z);

  1. 12 2) 15 3) 9 4) 0

  1. Для определения наименьшего из значений трёх переменных a, b и c необходимо написать следующий фрагмент программы:

  1. if (c

    • d:=a;

if b

if c

  1. if (a

  2. if (b

Тестовая проверочная работа:

IV вариант

  1. Укажите условие попадания точки с координатами (х,y) в заштрихованную область.




  1. (x<5) and (x>-5) or (y>-3) and (y<0);

  2. (-5<5) and (-3<0);

  3. (x<5) and(x>-5) and (y<0) and (y>-3);

  4. (x<5) or (x>5) and (y<0) or (y>-3).

  1. Для данного х=3 вычислить значение функции:



1)0; 2) 1; 3) 3; 4) 5

  1. Высказыванию «Если значение переменной x>0, то вычислить квадрат переменной x, иначе значение x уменьшит в 5 раз» соответствует фрагмент программы:

1) if x>0 then x:=x/5 else x:=sqr(x);

Writeln(x);

  1. if x>0 then x:=x/5;

x:=sqr(x);

Writeln(x);

3) if x>0 then x:=sqr(x) else x:=x/5;

Writeln(x);

4)if x<0 then x:=sqr(x);

x:=x/5;

Writeln(x);

  1. Чему равно значение переменной z после выполнения фрагмента программы:

y:=10;

if (y<0) or (y>5) then z:=10- y else z:=3*y;

writeln('z=',z);

  1. 12 2) 10 3) 9 4) 0

  1. Для определения наибольшего из значений трёх переменных a, b и c необходимо написать следующий фрагмент программы:

  1. if (c>a) and (a>b) then d:=c;

  2. if (a>b) and (b>c) then d:=a;

  3. d:=a;

if b>d then d:=b:

if c>d then d:=c;

  1. if (b>a) and (a>c) then d:=b;

Литература:

Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики 8-11 классы. с.101
</0></0></0></0></0>