Главная страница

Теоритические подходы к изучению способов эффективного убеждающего воздействия в работе с тревожными клиентами


Скачать 415.65 Kb.
Название Теоритические подходы к изучению способов эффективного убеждающего воздействия в работе с тревожными клиентами
страница 1/2
Дата 17.02.2016
Размер 415.65 Kb.
Тип Реферат
  1   2

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоритические подходы к изучению способов эффективного убеждающего воздействия в работе с тревожными клиентами……………..…6

1.1. Эффективное убеждающее воздействие как способ психологического вмешательства в психологическом консультировании…………………..….…6

1.2 Исследования тревожности в отечественной и зарубежной литературе………………………………………………………………………..12

1.3 Проблема эффективности различных способов убеждающего воздействия в работе с тревожными клиентами……………………………………………..20

Глава 2. Эмпирическое исследование способов убеждающего воздействия в работе с тревожными клиентами………………………………………..….…..29

2.1 Организация и методы исследования………………………….….….…….29

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………….…………..31

Заключение……………………………………………………………..….…..…39

Список литературы……………………………………………………..….….…41

Приложение………………………………………………………………………44

Введение

На протяжении достаточно длительного периода многим людям известен феномен убеждения. Психологи всего мира все больше уверяются в том, что идея о активном психологическом воздействии является базовой для всей психологии. В.Н. Куликов пишет, что в проблемах психологического воздействия органически связаны запросы общественной практики и потребности самой психологической науки. Их разработка будет иметь выход, как в психологическую теорию, так и в широкую общественную практику.

Актуальность работы состоит в том, что значимость владением данными приемами в современном мире чрезвычайно важна, так как общество стремится к успеху, достижению собственных целей, положению в обществе, повышению социального статуса, что требует воздействия на окружающих людей в той или иной мере. Многие люди, стремящиеся не только расширить круг своих познаний, но и получить практические навыки, обращают свое внимание на область психологии, в частности на технологии убеждающего воздействия и влияния.

Неоспорима важность данных технологий и в области консультирования тревожных клиентов. Психологическое консультирование тревожных клиентов имеет некоторую специфику, связанную как с личностными особенностями клиента, так и с его поведением во время консультаций. 

Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу консультирования. По существу происходит сопротивление постижению внутренних конфликтов, а тем самым и усугублению тревожности. Сопротивляясь, клиент пытается проконтролировать свою открытость, высказывать только «цензурированные» мысли и чувства, быть как можно более безразличным, сдерживать свои чувства по отношению к консультанту. И именно в такой ситуации знание и применение консультантом способов эффективного убеждающего воздействия может помочь выявить, проанализировать и решить существующую проблему.

Степень изученности проблемы. Исследованием и разработкой данной проблематики занимались такие ученые как Куливов В.Н., Кабаченко Т.С., Пратканис Э., Аронсон Э., Доценко Е.Л., Чалдини Р., Левин С., Кром М. и другие.

Цель работы: определить наиболее эффективный способ работы с тревожными клиентами методом убеждающего воздействия.

Объект исследования: эффективное убеждающее воздействие.

Предмет исследования: эффективное убеждающее воздействие в работе с тревожными клиентами.

Гипотеза: при консультировании клиента, в зависимости от типа личности, применять метод убеждающего воздействия следует в комбинации с другими видами психологического воздействия (заражение, внушение, подражание), для достижения более высокой эффективности.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести анализ отечественной и зарубежной литературы по данной теме.

  2. Раскрыть роль, общее значение способов эффективного убеждающего воздействия в процессе консультирования клиентов.

  3. Изучить тревожность как социально-психологический феномен.

  4. Изучить содержание некоторых технологий убеждения, методов убеждения в работе с тревожными клиентами.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.

  2. Эмпирические методы исследования: тестирование, обработка эмпирических данных.

  3. Изучение способов практического применения эффективного убеждающего воздействия.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список литературы.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования психологами с целью более эффективного консультирования клиентов, с учетом их типа личности, в комплексе с применением методов убеждающего воздействия в комбинации с другими видами психологического воздействия. Результаты проведенного исследования могут также послужить материалами для подготовки к семинарским и практическим занятиям в процессе обучения. Результаты исследования могут быть полезны для преодоления личностной тревожности.

Глава 1. Теоритические подходы к изучению способов эффективного убеждающего воздействия в работе с тревожными клиентами.

1.1 Эффективное убеждающее воздействие как способ психологического вмешательства в психологическом консультировании.

Убеждение это метод воздействия на людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Убеждение — это, прежде всего, объяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-либо проступка.

Применяя метод убеждения, психологи отталкиваются от того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

Убеждая, необходимо следовать определенным правилам [13]:

- логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;

- убеждать надо доказательно, основываясь на факты, известные объекту;

- помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает обширности кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать обобщенные положения, идеи, принципы);

- убеждающая информация должна выглядеть предельно правдоподобной;

- сообщаемые факты и общие тезисы должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия.

Процесс убеждения является самым сложным среди остальных способов воздействия. Ведущее место в данном процессе занимает аргументирование собственной позиции и деятельности. Поэтому мы более внимательно проанализируем аргументирование как важнейшую основу убеждения.

Способов аргументирования существует множество. Вот некоторые из них [14,с.34]:

  1. прием освобождения от напряженности. Требует установления эмоционального контакта с собеседником. Для этого достаточно нескольких слов.

  2. прием «зацепки» позволяет в нескольких словах изложить ситуацию и, скоординировав ее с содержанием беседы, использовать как отправную точку для проведения обсуждения проблемы. В этих целях можно с успехом применить какие-то события, сравнения, личные впечатления, анекдотический случай или необычный вопрос.

  3. прием стимулирования воображения предполагает постановку в начале беседы массы вопросов по содержанию тех проблем, которые должны анализироваться. Этот метод дает неплохие результаты, когда исполнитель отличается благоразумным взглядом на решаемую проблему.

  4. прием прямого подхода предполагает непосредственный переход к делу без какого-либо вступления или преамбулы.

Критерием эффективности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности постигнутых идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и реализовывать их без колебаний, занимать решительную позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности сформировываются установки людей, устанавливающие их поведение в конкретных обстоятельствах.

Важная характеристика убежденности — ее глубина. Она прямо связана с предыдущим воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, способностью анализировать явления окружающей действительности. Глубокая уверенность характеризуется большой устойчивостью. Для того чтобы ее поколебать, недостаточно одних только логических выводов. Убеждающее воздействие целесообразно применять в следующих случаях [34]:

- когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию;

- если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением. Поэтому одинаково важны правильный выбор объекта психологического воздействия и содержание убеждающего воздействия;

- если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится;

- если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близки особенностям мышления объекта. Отсюда важность учета национально-психологических особенностей объекта, всего комплекса социальных, национально-религиозных, культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания сообщения;

- если есть время убеждать. Для того чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требует многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также делает процесс более долговременным.

Убеждение обычно включает [36,с.453]:

  • воздействие источника информации

  • воздействие содержания информации

  • воздействие ситуации информирования.

Воздействие источника информации. Эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как люди, его воспринимающие, относятся к источнику информации.

Воздействие содержания информации. Во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно.

Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается.

Убедительность зависит в большой степени от учета присущих объекту воздействия установок, убеждений, интересов, потребностей, его образа мышления, национально-психологических особенностей и своеобразия языка. Таким образом, чтобы добиться убедительности, требуется учитывать значительное количество факторов.

Для получения максимального эффекта во время консультации убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям [4]:

  1. Быть правильно ориентированным и плановым.

  2. Быть направленным на конкретный объект.

  3. Быть ориентированным преимущественно на интеллектуально-познавательную сферу психики объекта.

  4. Быть направленным на инициирование определенного поведения.

Основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть [10]:

- принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии;

- принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое-то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление.

- принцип обеспечения доверия к источнику информации.

- принцип активизации психических процессов восприятия объектом содержания информации.

Убеждение подразумевает мягкое воздействие на индивида, ставящее целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, ибо здесь нет грубого насилия или внедрения в подсознание объекта.

Убеждение задействуется для долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении, привлечения к сотрудничеству, для побуждения объекта к нужному поступку.

По исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием.

Каждый человек имеет свой собственный настрой в отношении к чему-либо или кому-либо. Существуют три градации аналогичного настроя: явная симпатия или склонность к принятию чего-либо; безразличие, с небольшим смещением в ту или иную сторону; отрицание и неприятие.

Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, так как человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора.

Для изменения отношения индивида к чему-либо нужно переориентировать его настрой. Следует учитывать, что [9,с.118]:

- в поединке разума и установки чаще побеждает установка;

- в ходе перемены установок человеку надо показать направленность и содержание необходимых изменений; все это должно быть им понято и воспринято;

- изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребностям и мотивациям объекта;

- проще всего перестраиваются установки, которые не имеют принципиального значения для человека;

- в случае полностью негативной установки ее переориентация обычно требует специальных усложненных методов перепрограммирования психики личности.

В зависимости от условий ситуации и конкретных особенностей объекта, его можно попытаться убедить прямо в ходе беседы, либо косвенно, действуя при этом акцентированно-логично, властно, категорично, с привлечением эмоций, альтернативно.

Известно также, что гораздо проще убеждать тех, кто имеет интенсивное оживленное воображение, ориентацию скорее на других, чем на себя, немного заниженную самооценку.

С другой стороны, нелегко поддаются убеждению лица с явной агрессивностью по отношению к окружающим, неизбежной готовностью к изменению своих взглядов, стремлением всегда иметь еще одну точку зрения про запас.

Убеждение как механизм коммуникации выстроено на том, что изъясняющийся с помощью логически аргументированных суждений и фактов достигает принятия его мыслей, находит точку совпадения взглядов и точек зрения собеседников. В отличие от внушения оно является преимущественно интеллектуальным воздействиям и предполагает право на несогласие. Данное влияние как бы снимает недоверие к информации и может подводить партнера к тому, чтобы он автономно пришел к той же точке зрения или готов был изменить ее в сторону принятия суждения и аргументов изъясняющегося. Именно эта техника является незаменимой в работе с тревожными клиентами.
Таким образом, мы выяснили, что метод убеждения является действенным механизмом влияния на людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Прежде всего, это объяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-либо проступка.

По исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием.

Убеждение, как правило, включает в себя несколько источников воздействия, которые следует выбирать в соответствии с ситуацией и личностью, на которую оказывается воздействие.
1.2 Исследование проблем тревожности в отечественной и зарубежной психологии.



Проблема тревожности нередко привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. В психологической литературе встречаются разные определения тревожности, но все же большинство исследователей сходятся во мнении, что тревожность необходимо рассматривать дифференцированно, как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». [40]

Тревожность различают как эмоциональное состояние и, как черту личности или темперамента.

По определению А.В. Петровского: «Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно - психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности».[26]

По определению Р.С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».[30, с.38]

Направленность современных исследований тревожности ориентированы на различие ситуативной тревожности, которая связана с конкретной внешней ситуацией и личностной тревожностью, являющей стабильные свойства личности. Также на разработку метода анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и её окружения.

Анализ относительно новой литературы позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность с различных точек зрения, утверждающих, что повышенная тревожность проявляется и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, поведенческих и аффективных реакций, провоцируемых при воздействии на человека разными стрессами.

М.З. Неймарк в своем исследовании уровня притязаний обнаружил отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, агрессии, страха, вызванных неудовлетворением их притязаний на успех. [31, с.40]

Эмоциональное неблагополучие типа тревожности, наблюдалось так же у детей подросткового возраста с завышенной самооценкой. Они стремились быть «лучшими» учениками, занять высокое положение в коллективе, то есть - имели высокие притязания в определенных областях, хотя и не имели действительных возможностей для реализации своих притязаний. [18]

Отечественные психологи уверены, что неадекватно завышенная самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок успехов ребенка взрослыми, чрезмерной похвалы, преувеличения достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

Высокая оценка и, основанная на ней самооценка устраивает ребенка, но столкновение с трудностями и какими- либо новыми требованиями выявляют его несостоятельность. Ребенок всеми силами будет пытаться сохранить свою самооценку, обеспечивающую ему самоуважение и хорошее отношение к себе. Однако, ситуация может складываться так, что, претендуя на высокий уровень в учебе, помешать ему добиться желательных результатов может нехватка знаний и навыков. Так же помехой в достижении желаемого статуса среди сверстников могут стать черты его характера или отрицательные качества. И так, противоречия между реальными возможностями и высокими притязаниями могут привести к эмоционально тяжелому состоянию.

Неудовлетворение потребности ребенка вырабатывает механизмы защиты, которые не допускают признания в сознании неуспеха, потери самоуважения, неуверенности в себе. Он пытается найти источник своих неудач в окружающих людях: учителях, товарищах или в родителях. Не желает признаваться даже самому себе в том, что настоящая причина неудач кроется в нем самом, начинает конфликтовать с теми, кто укажет на его недостатки, проявляет агрессивность, раздражительность, обидчивость.

М.З. Неймарк называет это «аффектом неадекватности» – «… острое эмоциональное стремление защитить себя от собственной слабости, любыми способами не допустить в сознание неуверенность в себя, отталкивание правды, гнев и раздражение против всего и всех». [7,с.28] Это состояние может принять статус хронического и продолжаться очень долгое время. Интересы таких детей направляются только на себя, когда возникает сильная потребность в самоутверждении. Такое состояние вызывает у ребенка переживание, чувство тревоги. Изначально, тревога обоснована и связана с реальными трудностями ребенка, но по мере закрепления неадекватного отношения к себе, к окружающим и своим возможностям, становится устойчивой чертой в его отношении к миру и тогда тревога станет тревожностью, ребенок будет ожидать неприятности в любых объективно отрицательных для него случаях.

Л.С. Славина, Е.С. Макслак, М.З. Неймарк показывают, что аффект становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно его преодолеть.[12,28]

Работы этих авторов указывают на то, что очень тяжело побороть аффект неадекватности. Главная задача состоит в том, чтобы подвести ребенка к тому состоянию, когда потребности будут соответствовать его возможностям, или же помочь снизить самооценку. Но все же более реальный путь - это изменение интересов и притязаний ребенка в ту область, в которой ребенок сможет добиться успехов и утвердить себя.

Так, исследования отечественных психологов демонстрируют, что негативные переживания, которые ведут к трудностям в детском поведении, не представляют собой следствие врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, «ждущих освобождения» и всю жизнь доминируют над человеком. [44]

Эти исследования рассматриваются как теоретическая база для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникшей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, биологическое явление, а не социальное.

Таким образом, можно делать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, не спокойствие, не уютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

В зарубежной же литературе понимание тревожности внесено было в психологию психиатрами и психоаналитиками и, тревожность они рассматривали как врожденное свойство личности, изначально присущее человеку.

Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность.[59, 30] Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться. То есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги. [6; 55, с. 54-62]

Чувство неполноценности может возникнуть от субъективного ощущения физической слабости или каких-либо недостатков организма, либо от тех психических свойств и качеств личности, которые мешают удовлетворить потребность в общении. Потребность в общении – это есть в то же время потребность принадлежать к группе. Чувство неполноценности, неспособности к чему-либо доставляет человеку определенные страдания, и он пытается избавиться от него либо путем компенсации, либо капитуляцией, отказом от желаний. В первом случае индивид направляет всю энергию на преодоление своей неполноценности. Те, у кого энергия была направлена на себя, терпят неудачу.

Стремясь к превосходству, индивид вырабатывает «способ жизни», линию жизни и поведения. Уже к 4-5 годам у ребенка может появиться чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение. [19, с.146]

Адлер выдвигает три условия, которые могут привести к возникновению у ребенка неправильной позиции и стиля жизни. Эти условия следующие: [14]

1. Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности, страданию, это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок. Но сама по себе неполноценность не является патогенной.

2. К таким же результатам может привести и избалованность. Возникновение привычки все получать, ничего не давая в обмен. Легкодоступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Единственный способ реакции на трудность – требования к другим людям. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.

3. Отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Он не видит друзей и участия. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других и поэтому не и в свои силы. Он не верит, что может заслужить любовь и высокую оценку путем действий, полезных людям. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда – необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству.

Умение любить других требует развития и тренировки. В этом Адлер видит роль членов семьи и, прежде всего, матери и отца. Итак, у Адлера в основе конфликта личности, в основе неврозов и тревожности лежит противоречие между воли к могуществу и неполноценностью, вытекающие из стремления к превосходству. В зависимости от того, как разрешается это противоречие, идет все дальнейшее развитие личности. Сказав о стремлении к могуществу как изначальной силе, А. Адлер приходит к проблеме общения, т.е. стремление к превосходству не может иметь место без группы людей, в которой может быть осуществлено это превосходство. [11]

Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни.

В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

В большой степени К. Хорни близок С. Салливен. Он известен как создатель «межличностной теории». [37] Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. С. Салливен считает,[47, с.318] что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных отношений. Он рассматривает организм как энергетическую систему напряжений, которая может колебаться между определенными пределами – состоянием покоя, расслабленности (эйфория) и наивысшей степенью напряжения. Источниками напряжения являются потребности организма и тревога. Тревога вызывается действительными или мнимыми угрозами безопасности человека.

С. Салливен так же, как и Хорни, [49. с. 172]рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится «центральной потребностью» и определяющей силой его поведения. Человек вырабатывает различные «динамизмы», которые являются способом избавления от страха и тревоги. [36,58]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

Тревожность интерпретируется как глубокое переживание некоего эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием надвигающейся опасности.

Направленность современных исследований тревожности ориентированы на различие ситуативной тревожности и личностной.

В зарубежной литературе тревожность рассматривается как врожденное свойство личности, изначально присущее человеку.

Таким образом, если рассматривать тревогу или тревожность как состояние, переживание, или как более или менее устойчивую особенность личности, то несущественно, насколько она адекватна ситуации. Переживания тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации – это нормальная, адекватная реакция, такое переживание не является показателем тревожности субъекта. Переживание тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.

1.3 Проблема эффективности различных способов убеждающего воздействия в работе с тревожными клиентами.
Психологическое консультирование тревожных клиентов имеет некоторую специфику, связанную как с личностными особенностями клиента, так и с его поведением во время консультаций. 

В нормальном состоянии человека чувство, ощущение тревоги предупреждает об опасности, угрозе. Это чувство тревоги не только предупреждает, но и побуждает к избеганию травмирующего фактора. Тревожность имеет не меньшую ценность, чем боль. Если боль предупреждает о внутренней проблеме организма, то тревога – о внешней угрозе. 

Часто клиенты сами начинают сетовать на тревожность как на мучительное, не проходящее состояние, нередко сопутствуемое неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент ощущает, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снова произойдет подобное. Такого рода жалобы свидетельствуют о том, что тревожность перестала носить лишь объективный характер, она обрела уже и субъективные значения. Теперь если даже объективная угроза полностью пропадет, тревожность сразу не исчезнет, она продолжит подпитываться субъективными смыслами. 

Работа психолога с клиентом, который обратился из-за постоянной тревожности, утомительна, так как сложно осмыслить, а затем клиенту трудно объяснить, какие проблемы утаены за этими изнуряющими переживаниями. Консультант должен уметь разглядеть разные «лица» тревожности, поскольку тревожность часто проявляется не напрямую. [17,40]

Критерием результативности убеждающего воздействия в консультировании тревожных клиентов является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она дозволяет совершать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Информация для более конкретной, логичной, и соответствовать законам формальной логики; небольшими смысловыми частями. Лучше воспринимается то, что близко интересам и потребностям объекта воздействия и вызывает эмоциональный отклик. Если есть время убеждать, потому что различное содержание убеждающего воздействия требует многократного доказательства различными аргументами и фактами, что также затягивает процесс.

Тревожные клиенты часто перебивают консультанта, особенно в тех моментах, которые обещают неприятные переживания. Они часто отрицают слова психолога – лишь потому, что уже привыкли отрицать все то, что касается переживаний, – дабы их не усиливать. Психологу поэтому при работе с тревожными клиентами следует очень внимательно следить и за своими интонациями, и за своими словами, а так же активно использовать метод убеждающего воздействия. Некоторые вопросы или высказывания могут серьезно ранить клиента, однако сам клиент может понимать, что без ответов на такие вопросы ему будет сложно решить свои проблемы. От того, каким тоном, в каких выражениях высказывается консультант, будет зависеть, решится ли клиент на глубокий контакт или же продолжит свои метания. [29,43]

Тревожные клиенты могут вести себя по-разному. Некоторые из них защищаются от тревожности парадоксальным путем. Они с хода открыто и демонстративно рассказывают о своих проблемах и заботах, а потом спрашивают, что им делать. Чаще всего такое поведение отражает скрытую враждебность к консультанту и/или процессу консультирования. Клиент на самом деле не собирается исполнять установки, он сомневается в ценности такого рода взаимодействия. Тревожный клиент не отличается эмоциональной уравновешенностью. Прямо по ходу даже одной встречи он может несколько раз поменять тактику своего поведения.   

Порой тревожные клиенты обнаруживают поведение сопротивления. Сопротивление может принимать различные формы: клиент забывает детали предыстории своих проблем, которые проливают свет на суть психологического конфликта, или уводит разговор в сторону, уклоняясь от тематики, провоцирующей тревожность. Возможно избегание разговоров о себе. В этих случаях всегда важно разобраться, какую вторичную выгоду извлекает клиент из своего уклоняющегося поведения, какая условная приятность связана для него с сохранением симптома. Это требует дополнительной психологической работы по исследованию личности клиента, его системы ценностей, жизненных ориентиров, дальних и ближних целей.

Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить словами свою тревожность, потому что в состоянии тревоги пациент практически мало воспринимает информацию или воспринимает ее очень искаженно, что реально затрудняет для консультанта установление психологического контакта. Проговаривание беспокойных переживаний клиента частично способствует освобождению его от чрезмерной аффективной загруженности, снижая уровень психической напряженности – психического элемента, сопровождающего чрезмерно интенсивную или чрезмерно длительную тревогу. Негативное воздействие тревоги уменьшается. [5,33]

С тревожным клиентом нужно обсуждать его состояние. При взаимодействии с тревожным пациентом в ходе психологического консультирования важно, имея в виду его тенденции жить будущим, фиксировать настоящее, подводя итоги, обобщая все сказанное клиентом за определенный промежуток времени. Такие обобщенные высказывания, фиксирующие основные отраженные в речи идеи и переживания, помогают клиенту осознавать свои текущие переживания, возвращая его в реальность. Периодическое подведение итогов и отражение эмоций клиента помогают ему осознавать то, что происходит, лучше понимать собственные чувства. Фиксация на настоящем времени, возвращение в реальность одновременно снижают уровень тревоги клиента, нивелируют интенсивность тревожно-депрессивных переживаний.

Возвращение в настоящее время может обеспечиваться также вопросом, что сейчас происходит, который консультант может вставлять время от времени в быструю и сбивчивую речь тревожного клиента. Описывая настоящие мысли и переживания, клиент фиксируется на текущем моменте. Осознание настоящего позволяет нивелировать основной элемент переживаний тревоги – ощущение угрозы. Поскольку настоящее не содержит в себе никаких угрожающих элементов, постоянное удержание реальности выравнивает фон настроения, что позволяет более точно и адекватно формулировать проблемы пациента.[25]

В большинстве случаев, описывая настоящие переживания, клиент способен описывать словами свою тревогу в виде диффузных ощущений сжатия, давления в области груди, комка в горле, тяжести в голове и т. д. В этом случае можно попросить клиента сосредоточиться на неприятных ощущениях, подробнее рассказать о них. Иногда важно дать клиенту возможность пережить его тревогу, осознать ее субъективное содержание, прочувствовать связанные с ней ощущения. Когда клиент в полной мере осознает переживание тревоги, прочувствует ее, можно дать ему возможность выразить эту тревогу в рисунке, в каком-то действии. Вербализация и символическое выражение тревоги дают клиенту ощущение контроля над ней, что облегчает его состояние.

Отстраненность от собственных чувств позволяет клиенту осознать, что его тревога – всего лишь состояние, которое сопровождает его в данный момент жизни, но не захватывает его личность целиком, что тревога – не он сам, а только лишь своеобразная декорация, на фоне которой протекает его психическая деятельность.

Таким образом, консультирование тревожных пациентов включает, как правило, не только работу с психологической проблематикой клиента, но на первых этапах и проработку его состояния тревоги с установлением дистанции в отношении тревоги и овладением тревогой как временным спутником психической жизни клиента.

Овладению клиентом своей тревогой способствует также информация о том, что такое тревога, понимание положительных сторон эмоции тревоги, ее организующей и предупреждающей об опасности психической функции. Можно дать клиенту понять, что легкая степень тревоги бывает даже необходима для более эффективного выполнения работы, для более полной мобилизации всех психических ресурсов человека. Не стоит бояться тревоги; лучше использовать ее в собственных целях, в целях более точного прогнозирования развития событий и психологической подготовки к ним. Консультант должен помочь клиенту конструктивно воспользоваться собственной тревогой, извлечь из нее наибольшую выгоду.

Выделяют три категории аргументов для убеждения в работе с тревожным клиентом [45]:

1. Истинные факты. Содержащаяся в тексте сообщения неопровержимая информация настраивает людей на оценку всего текста (в том числе его рекомендаций) как правильного.

2. Аргументы, дающие своего рода психологическое удовлетворение, поскольку они апеллируют к позитивным ожиданиям.

3. Аргументы, апеллирующие к негативным ожиданиям.

По способу представления аргументов в ходе консультации различают [43]:

1.одностороннее сообщение — это текст, который содержит аргументы только источника информации. Такие сообщения более эффективны в случае, когда объект психологического воздействия не испытывает враждебных чувств по отношению к источнику информации и отличается разным уровнем образования. Объект в этом случае способен относительно легко принять точку зрения источника информации.

2. Двустороннее сообщение содержит как аргументы источника информации, так и контраргументы противника, которые предстоит разоблачить. Такое построение текста служит побудительным мотивом к активной мыслительной деятельности объекта, в результате чего происходит пересмотр ранее сложившихся у него суждений. Ориентировано преимущественно на людей с высоким уровнем образования, испытывающих потребность в сопоставлении различных взглядов, точек зрения, мнений, оценок.

Порядок расположения аргументов: необходимо располагать информацию, непосредственно ориентированную на изменение установки, наиболее действенным считают расположение сильных аргументов в середине текста сообщения, чтобы привлечь внимание сразу лучше разместить сильные аргументы в начале текста.

Основными принципами осуществления убеждающего воздействия в психологическом консультировании являются [5,с.15]:

1. Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии. 

2. Принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое-то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию доследующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. 

3. Принцип обеспечения доверия к источнику информации. Создание имиджа особой осведомленности о тех событиях, которые в силу каких-то причин замалчиваются официальными источниками, создание имиджа объективности, независимости и альтернативности.

4. Принцип активизации психических процессов восприятия объектом содержания информации. Явная симпатия; безразличие.

Тревога – эмоция, которая легко передается от человека к человеку в ситуации межличностного взаимодействия. Тревога клиента легко передается консультанту. При этом важно помнить о естественной склонности всех людей реагировать эмоционально на тревогу партнера по общению в той же модальности, т.е. тревогой. Чтобы не перенять тревогу клиента, а также для снижения его уровня тревоги, консультант должен уметь не реагировать на тревогу клиента в той же модальности, чтобы не подкреплять и не усиливать ее. [17,с.48] Важно сохранение консультантом эмоционально-нейтрального стиля консультирования клиентов с выраженной тревожностью. Не получая подкрепления в эмоциональном отражении консультантом, клиент начинает ощущать, что уровень тревоги снижается. Подобный психологический прием – сохранение эмоционального нейтралитета с исключением подкрепления психического состояния клиента – называется в психотерапии коррективный эмоциональный опыт.
Таким образом, можно сделать общий вывод, что консультирование тревожных клиентов имеет свою специфику. Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу консультирования. По существу происходит сопротивление осознанию внутренних конфликтов, а тем самым и усилению тревожности. В такой ситуации знание и применение консультантом способов эффективного воздействия дает наиболее положительный эффект.

Для успешного консультирования таких клиентов нужно учитывать ряд принципов и аргументов.

Консультирование таких клиентов содержит, не только работу с психологической проблематикой, но на основных этапах и проработку его состояния тревоги с установлением дистанции в отношении тревоги как временным спутником психической жизни клиента.
Выводы по Главе I.

Метод убеждения является действенным механизмом влияния на людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Прежде всего, это объяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-либо проступка.

По исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием.

Тревожность интерпретируется как глубокое переживание некоего эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием надвигающейся опасности. Она основана на реакции страха, который в свою очередь является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

Консультирование тревожных клиентов имеет свою специфику. Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу консультирования. По существу происходит сопротивление осознанию внутренних конфликтов, а тем самым и усилению тревожности. В такой ситуации знание и применение консультантом способов эффективного воздействия дает наиболее положительный эффект.

  1   2