|
Цель: снизить тревожность родителей по поводу предстоящих экзаменов детей. Задачи
Работа психолога с родителями
Родительское собрание
Щипина Наталья,
педагог-психолог
г.Иркутск
Управляй своим настроением, ибо оно, если не повинуется, то повелевает.
Гораций
Цель: снизить тревожность родителей по поводу предстоящих экзаменов детей.
Задачи:
Обсудить с родителями важность сохранения спокойного эмоционального состояния в период подготовки и сдачи детьми экзаменов.
Раскрыть понятие - установки.
Обсудить их личные возможности саморегуляции.
Предложить родителям рекомендации по снижению эмоционального напряжения и позитивному общению с детьми.
І. Вступление. В период подготовки и сдачи экзаменов перед обучающими встаёт вопрос не только предметной готовности, но и психологической. Родители играют роль в подготовке своих детей к экзаменам не последнюю роль. Помощь родителей в организации домашней подготовки включает несколько рекомендаций:
Помочь ребёнку в распределении заданий по темам.
-
Помощь в поиске дополнительной информации по тем предметам, которые ребёнку предстоит сдавать (приобретение решебников по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ; интернет-источники), обращение к репетиторам при необходимости.
Контроль. Родители не должны забывать о том, некоторые дети недостаточно мотивированы, организованы и дисциплинированы, поэтому контроль играет очень важную роль на этапе подготовки к экзаменам.
Родители помогли/организовали подготовку и контроль в домашних условиях. Ребёнок ходит на консультации, а на выходных готовится дома. Но спокоен ли родитель в этот период? Как он справляется с тревожностью и эмоциональным напряжением? На сегодняшней встрече мы предлагаем вам поговорить о родительском стрессе и тревоге за своего ребёнка, обсудить, как родители справляются со своей тревогой по поводу экзаменов, которые предстоит сдавать их ребёнку.
Любой человек испытывает эмоциональное напряжение в период подготовки и на этапе выполнения какого-либо дела, или задания, кто-то в наименьшей степени, кто-то в наибольшей степени эмоционального напряжения. У каждого человека свой запас прочности, и индивидуальная стрессоустойчивость.
По-разному родители, мамы и папы, управляют своим эмоциональным состоянием, но в какой бы степени оно не выражалось, ребёнку это состояние передаётся. Вполне может быть, что подросток относительно спокойно относится к предстоящим испытаниям, но родитель, волнуясь за своего повзрослевшего ребёнка – взглядом, вербальным обращением (нотациями и наставлениями), передаёт свою тревогу и эмоциональное напряжение ему. Подросток начинает думать: – «Я не могу подвести родителей, я должен оправдать их ожидания». И уже думает не о своих чувствах, а о родительских, что конечно, не приносит пользы молодому человеку.
ІІ. Практическая часть
1. Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.
«Что Вы думаете, когда слышите слово ЭКЗАМЕН?».
«Что вы чувствуете, когда слышите слово ЭКЗАМЕН?»
«Что делаете/готовы делать, когда слышите слово ЭКЗАМЕН?
Родители пишут свои ассоциации на листках, затем эти слова, озвучиваемые родителями, записываются на доске.
2. Осознание своих чувств, мыслей, действий.
Психолог. Посмотрите на те слова, которые были Вами записаны/произнесены. Прочтите их ещё раз. Какие слова повторяются чаще всего? Какой характер носят эти слова: негативный или позитивный. (В зависимости от ответа идёт обсуждение с родителями о существующих у них установках).
Установка - готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом.
Можно ли поменять установки взрослого человека. Можно в том случае если человек через свою деятельность, игру осознаёт границы полезности и готовности принять новые установки, в том случае если человек реально осознаёт, что новые взгляды, способы позволяют подойти по-новому к решению проблемы или вопроса и возникает желание жить и работать. Под влиянием чужих слов установки не меняются [3].
Психологические установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека и создают ему как преимущества, так и ограничения [2].
Психологические установки играют положительную роль, так как они:
- определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации;
- освобождает человека от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность при выполнении стандартных процедур или встречавшихся ранее ситуациях.
Психологические установки играют и отрицательную роль, потому что они:
- выступают в качестве фактора, обуславливающего инертность1, косность деятельности;
- затрудняют приспособление человека к новым, изменившимся ситуациям [2].
При позитивных установках звучат такие слова как - успех, проба сил/ума, мобилизация ресурсов, проверка знаний и т.п. С родителями обсуждается важность и правильность существующей позиции. Можно предложить рассуждения о том, что каждый человек проходит определённые испытания в своей жизни (проверка знаний на тех или иных ступенях обучения в школе, вступительные испытания при поступлении в СУЗ, ВУЗ, сдача экзамена на водительские права т.д.)
Если родители большинством настроены и называют негативные установки, предлагается рассмотреть последствия данных суждений.
ІІІ. Способы саморегуляции. Рекомендации
Психолог. Каждый человек при выполнении какого-либо серьёзного задания или ответственного дела испытывает моменты волнения, тревожности. Симптомы тревожности говорит о том, что человек хочет выполнить дело успешно, довести его до конца.
Стресс, оказывающий положительное мобилизирующее влияние, называют юстрессом Воздействие такого типа стресса позволяет человеку быть собранным в ответственный момент, что-то менять в своей жизни, продолжать двигаться вперёд [1].
Если же человек переусердствует с волнением и тревожностью, то стресс оборачивается противоположной стороной – отрицательной, когда у человека истощаются его физические и душевные силы.
- Как Вы в своей жизни справляетесь с переживаниями, негативными эмоциями при предстоящим нелёгким делом, событием?
Родители озвучивают свои ответы. Называют следующие варианты (переключиться на выполнении домашней работы, детально продумать план действий).
- Вариантов, как снизить или избавить себя от эмоционального напряжения и негативных эмоций достаточно много. Предлагаются рекомендации для родителей (Приложение 1).
IV. Обратная связь
- Что нового сегодня вы узнали на нашей встрече?
- Что из услышанного возьмёте в копилку своего опыта?
Желаю Вам найти или расширить свой опыт новыми приёмами и способами преодоления эмоционального напряжения. Старайтесь находить больше времени для общения со своими детьми. Удачи Вам и Вашим детям в предстоящем испытании!
1 Инертность (инерция) (от лат.inertia – бездеятельность).
Приложение 1
Занятие спортом. Бег, ходьба, прогулка на свежем воздухе.
Занятие любимым делом (вязание, шитьё, вышивка).
Общение с друзьями (выбирайте позитивные темы).
Здоровый образ жизни, здоровое питание, режим, любовь к ближним.
Забыть употребление частицы «НЕ». Старайтесь избегать её употребление в разговоре с ребёнком. «Ты не сдашь», «Ты не поступишь», а «Всё у тебя получится!», «Ты поступишь!», «Вместе справимся. Я рядом, поддержу, помогу и т.п.»
Старайтесь сдерживать свои эмоции (н/р, счёт до 10). Помните, что паника легко передаётся.
В период подготовки к экзаменам Ваш ребёнок должен видеть в Вас опору, крепкое плечо. Улыбайтесь, подбадривайте, но настоятельно требуйте серьёзного отношения к подготовке. Вспомните пословицу «Делу время, потехе час».
Литературные источники
Родионов В.А. Стресс-менеджмент, или Приемы профилактики и преодоления стресса. Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 40 с.
http://medicina.dlyakajdogo.ru/index.php/mnu-glavnoe/psihologia/261-psikhologicheskie-ustanovki.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Установка_(психология)
|
|
|