|
«Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.»
Тема: «Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.»
Цель урока: создать условия для:
1.формирования у обучающихся понятия равнодействующей силы как векторной суммы всех сил, действующих на тело; умений сложения и вычитания сил, решать задачи на нахождение равнодействующей сил;
2.развития речи, умений анализировать познавательный объект(текст, задачу), выделять главное, использовать наблюдение, эксперимент как научные методы познания,умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебных действий;
3. формирования позитивного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению предмета. добросовестного отношения к труду, умения работать в парах.
Оборудование: динамометры лабораторные и демонстрационный, набор грузов, ТСО(ноутбук),магниты,красный мел, красный маркер,жетоны.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: проблемная беседа, исследовательская работа.
План:
1.Организационный этап(+ постановка цели урока) — 1,5мин.
2. Этап актуализации опорных знаний (повторение изученного на прошлом уроке в виде фронтального опроса, выполнения теста и решением индивидуальных заданий на доске) -5мин.
3.Этап изучения нового материала — 17мин.
4.Этап закрепления новых знаний -3 мин
5.Рефлексия- 2мин.
6.Заключительный этап — 1мин.
7.Домашнее задание – п.29 упр.11
Ход урока:
1.Организационный этап: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение главы « Взаимодействие тел». Сегодня на уроке мы сформируем понятие « равнодействующая сила»,как векторная сумма всех сил,действующих на тело,научимся складывать и вычитать силы.
Запишем тему урока(тема урока написана на доске заранее).
Ребята, не забудьте во время урока соблюдать правильную осанку при сидении.
2.Этап актуализации опорных знаний:
-У меня имеется индивидуальное задание для некоторых учеников — *** для работы у доски, а класс сейчас выполняет тест по изученным физическим величинам, который лежит на каждом столе: всю эту работу мы должны сделать за 5 минут.
1.Сила является мерой…
А. массы;Б. длины;В. Взаимодействия тел;Г. площади;
2.Результат действия силы на тело зависит от…
А. его массы; Б. от её модуля и направления; В. От точки приложения;
Г. от её модуля, направления и точки приложения;
3. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется…
А. силой упругости; Б. силой тяжести; В. Весом тела;Г. законом Гука;
4.Сила упругости возникает в теле, если его…
А. покрасили; Б. деформировали; В. Спрятали; Г. сжали;
5.Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле…
А. падает на Землю; Б. деформируется;В. Действует на опору или подвес;Г. растягивается;
6.Сила – физическая величина, которая измеряется в…
А. метрах; Б. граммах;В. Ньютонах; Г. Амперах;
Задания у доски поверяют два ученика, которые на месте выполняли такие же задания и ставят оценку стоящему у доски.
Тесты друг у друга проверяют также соседи по парте и ставят друг другу оценки, потом тест проверяю я
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ НАШЕЙ РАБОТЫ: правильные ответы
1.В; 2.Г; 3.Б; 4.Б; 5В; 6.В.
Проверим, можно ли кого похвалить за работу: 6 верных ответов — оценка 5; 5 верных ответов — оценка 4, 4 верных ответов — оценка 3.
3.Этап изучения нового материала.
Ребята, в повседневной жизни мы встречаемся с тем, что на тело действует не одна, а не несколько сил одновременно. Кадр 1. Например, на тело ,которое скатывается вниз по наклонной плоскости действуют сразу 4 силы , кадр 2, а на тело, висящее на пружине, действует 2 силы. Кадр 3 ,а на репку действует сразу 6 сил. В каждом из этих случаев все силы, которые одновременно действуют на тело можно заменить одной, которая по своему действию равноценна этим силам. Эта сила называется равнодействующая. Найдите в книге определение равнодействующей силы и прочитайте его вслух.
Сегодня мы рассмотрим случай, когда на тело действует 2 силы ,которые направлены по прямой.
Ребята, давайте подумаем, какие варианты действий сил мы можем рассмотреть.
1 вариант: силы, действующие на тело направлены в одну сторону (плакат 1):прикрепить к доске магнитом
2 вариант: силы, действующие на тело направлены в разные стороны (плакат 2): прикрепить к доске магнитом.
Изучим 1 вариант :проведём исследовательскую работу ( по 4 человека).Объясняю ход выполнения работы.
Ученики выполняют.
Найдем равнодействующую двух сил, действующих на тело по одной прямой в одну сторону.
Исходя из этого делаем вывод:
Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей составляющих сил.
Изобразим эти силы графически, выбрав масштаб: 1 клеточка= 1 Н. Рисую на плакате № 1
тогда можно записать формулу: R=F1+F2
R – равнодействующая сил, действующих на тело;
F1 и F2 – силы, действующие на тело.
Изучим 2 вариант :Часто проводят соревнование по перетягиванию каната. А как направлены в этом случае силы? Ответы обучающихся.
Теперь проведём эксперимент. Опыт с демонстрационным динамометром.
Теперь найдем равнодействующую двух сил, действующих на тело по одной прямой в разные стороны.
Изобразим эти силы графически, выбрав масштаб: 1 клеточка= 1Н.Рисую на плакате № 2, тогда можно записать формулу: R=F1-F2
Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил.
Вопрос обучающимся: ( на смекалку). Продолжите фразу: если к телу приложены две равные по модулю, но противоположные по направлению силы, то тело ……
Физкультминутка
4.Этап закрепления новых знаний:
Кадр 4, Кадр 5
5.Рефлексия
Задаю обучающимся вопросы:
Я приобрёл….. , было интересно…..,теперь я могу ……
6.Заключительный этап: подсчёт числа жетонов. На этом уроке следующие ученики получили оценки....
7. Домашнее задание: §29, упр. 11комментирую домашнее задание
|
|
|