Тематическая подборка мимических упражнений и упражнений для групп мышц. Собрала воспитатель МБДОУ детский сад № 16 «Ласточка» Чернова Ю.Е
Тема «Осень»
1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.
* * *
Ветер северный подул:
«С-с-сс», все листья
С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед -назад.)
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)
Е. Карельская
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
|
|
2. Мимические упражнения
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.
Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
|
|
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
|
|
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
3. Упражнения для мышц шеи
Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону — вдох носом, при возвращении в исходную позицию — выдох ртом.
|
|
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.
Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
5. Упражнение для губ и щек
Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).
Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.
|
|
6. Упражнения для языка
Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.
Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.
Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Очень вкусная брусника. Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна.
Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.
Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.
7. Развитие физиологического дыхания
Статическое упражнение. Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
8. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
Дует осенний легкий всторок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Модул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и .носу, закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)
Осенние листочки на потомках висят, осипше .кисточки с нами говорят: «А-о-у-и ».
9. Психогимнастика. Пластические этюды
Образные перевоплощении
Показать, как животные готовятся к зим»! ежик забирается в норку; медведь ищет себе место для берлоги, м питом укладывается спать; белочка складывает шишки и грибочки и еною кладовую.
Солнце на работе — Белочка в заботе.
На сучок — Грибок,
Да еще грибок.
Сушит, старается—
Не подходи!
Едой запасается;
Зима впереди!
А. Чепуров
Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, который жалко расставаться со своей листвой.
В лесу осиновом Дрожат осинки. Срывает ветер С осин косынки. С осинок ветер Косынки сбросит — В лесу осиновом Наступит осень.
В. Степанов
Действия с воображаемыми предметами
Вспомнить и показать действия, которые можно наблюдать в осеннюю пору: вы собираете клюкву на болоте, срываете фрукты с деревьев, сгребаете граблями опавшую листву, убираете картофель.
За грибами. Мы по лесу шли-шли, подосиновик нашли, положили в кузовок, дальше пошли. Мы по лесу шли-шли, белый гриб нашли...
Тема «Овощи»
1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. В ней звук Т пришел на грядку
Тыква — вот, а вот — томат.
Здесь — капуста, здесь — салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем есть мы до весны.
Е. Карельская
|
|
2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием
Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонит! голову вперед вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик» Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Что мы видим слева, а что — справа? Посмотреть направо — увидеть «арбуз», посмотреть налево — увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).
3. Мимические упражнения
Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул»—движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
5. Упражнения для губ и щек
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до « пяти-шести »).
Толстячки—худышки. Изобразить, овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты «толстячки»;
лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки».
8. Развитие речевого дыхания и голоса
Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.
9. Речевая зарядка
«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»
Огорченные овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»
1О. Психогимнастика. Пластические этюды
Изобразить капусту на грядке; кабачок, подставивший солнышку бочок; соленые огурцы в банке.
Сажаем огород. Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.
Мы лопатки взяли, Семена рядами
Грядки раскопали. Дружно мы сажали.
Грабли в руки взяли, А потом водою
Грядки разровняли. Теплой поливали.
Уборка урожая. Показать: вы срезаете капусту, копаете картофель, выдергиваете морковь и свеклу, лущите фасоль и горох.
Образно-пластическое творчество детей
Угадайте, что я делаю. Педагог показывает действия, например: мытье и чистку овощей, шинкование капусты и др. Затем действия придумывают и показывают дети.
Тема «Фрукты»
1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод — полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть —
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять...
Снова буду собирать.
И. Лопухина
|
|
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.
Апельсин
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежат,
Эта долька — для ужат,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда.
Разбегайтесь кто куда!
2. Мимические упражнения
Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.
Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.
Яблоко свалилось нам на голову.
3. Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».
5. Упражнения для губ и щек
Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячет сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
6. Упражнения для языка
Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким острием.
Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.
Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция — стоять прямо. Поднять руки — вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох.
Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»
Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты».
Яблоки падают на траву:
«Бам-бом-бум!»
8. Психогимнастика.
Пластические этюды
Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья и т.д.
Уборка урожая. Имитация действий: как вы ставите лестницу, срываете яблоки, складываете в ящики, грузите ящики в машину, везете в магазин.
Образные перевоплощения
Представить себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками: «Я самое спелое, сладкое, большое!»
Представить себя земляникой на солнечной полянке: «Я самая вкусная, я самая сладкая ягода!»
Тема «Части тела»
1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается
Братец, принеси дрова!
Заболела голова!
Средний, ты наколешь дров?
Я сегодня не здоров!
Ну, а ты натопишь печку?
Ох, болит мое сердечко!
Ты, меньшой, свари обед!
У меня силенок нет!
Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
— Мы уже здоровы!
И. Лопухина
Правая и левая
Водят поезда,
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать.
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь.
Руки так устали...
Правая и левая спят на одеяле. О. Дриз
* * *
Ну-ка, братцы,
За работу!
Покажи свою охоту!
Тебе, большой, дрова рубить.
Тебе, указательный, печку топить.
Среднему — воду носить.
Безымянному — кашу варить.
Ты, мизинчик-малышок,
Вымой глиняный горшок.
2. Мимические упражнения
Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен — недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив — несчастлив; озабочен; спокоен — рассержен.
Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова — приятно, ругают — неприятно. Мама не пустила гулять — расстроены, пришел друг в гости — радостны.
Показать, как вы рассердились на щенка, который стащил папины тапочки. Простили его — у вас доброе выражение лица.
Изобразить человека, изнемогающего от жажды и голода.
Показать, каким разным может быть взгляд человека. Изобразить насмешливый, добрый, хитрый, умоляющий, печальный, злобный, ликующий, сияющий, обиженный взгляд.
Закрывать по очереди глаза: «Спи, глазок, спи, другой. Засыпай, правый глаз. Засыпай, левый глаз. Просыпайтесь сразу, оба глаза!»
3. Упражнения для мышц шеи Огорченная мама. «Может, в доме был потоп? Может, к нам приходил бегемот?»
Прижать ладони к ушам и наклонять голову в разные стороны, преодолевая сопротивление рук и произнося «Ай-ай-ай!»
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Жуем ириски. Жевательная резинка. Имитация жевания.
5. Упражнения для щек и губ
Малыш, сосет соску. Показать, как вы сосали сосочку, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение
Толстячки — худышки. Попеременно надувать и втягивать щеки. Надуваем шар или мыльный пузырь. Вытягивать губы узкой воронкой. Веселый Буратино. Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в исходное положение. Печальный Пьеро. Опустить уголки губ вниз.
6. Упражнения для языка
Пробуем вкусное варенье. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка облизать губы, делая движения по кругу.
Чистим зубы. Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.
Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу.
Язык отдыхает на кровати. Рот широко открыт. Язык лежит на дне ротовой полости.
7. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции
Плач ребенка. Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности).
Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а».
Эхо. Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!» (Громко.) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.)
Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю.»
8. Речевая зарядка
Нос, умойся!
Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, Оба глаза! Мойтесь, уши, Мойся, шейка! Хорошенько! Мойся, мойся, Обливайся! Грязь, смывайся!
Э. Мошковская
9. Психогимнастика. Пластические этюды
Осторожные дети. Показать, какими осторожными вы бываете в лесу, боясь напугать лесных обитателей.
Вдруг услышали медвежьи шаги, испугались. Оказалось — это зайчик пробежал. Показать: вы смелые, бесстрашные, никого не боитесь
Вы долго ходили по лесу, устали, измучились, проголодались. Поели земляники — стали бодрыми, радостными.
Образные перевоплощения
Изобразить человека, который несет тяжелый груз.
Показать: великан ходит среди лилипутов, лилипут среди великанов.
Изобразить охоту первобытных людей на мамонта.
|