|
Тема, над которой я работаю, называется «Психопрофилактическая система обучения математике»
Краткое описание сущности педагогического опыта.
Тема, над которой я работаю, называется «Психопрофилактическая система обучения математике».
Задачи, поставленные мной:
-
создавать условия комфортного окружения для учащихся с целью сохранения здоровья;
адаптировать технологию дифференцированного обучения с учетом индивидуальных характеристик учащихся;
создать возможность учащимся для проявления творческой активности;
осуществлять анализ результативности на основе мониторинга успешности обучения и воспитания.
Основная цель – отслеживание общей результативности проводимых мероприятий, их конечного эффекта. При правильной организации преподавания предмета характеристики интеллектуального и психического здоровья должны иметь тенденцию к улучшению.
В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».
Диагностика анализа здоровья показывает, что неспособность справиться с учебной нагрузкой является одной из наиболее распространенных психотравмирующих (трудных) ситуаций, приводящих к хроническому утомлению и усталости. Как показал опрос среди детей и родителей к психотравмирующим ситуациям чаще других относятся конфликты со сверстниками, конфликты со взрослыми, состояние публичного выступления (концерты, спортивные соревнования и другие). Долговременное воздействие таких ситуаций в виде непрерывных стрессовых перегрузок вызывает истощение нервной системы, ведет к различным психосоматическим и нервно-психическим расстройствам. Происходит деформация мотивационной сферы: учебные, познавательные мотивы перестают быть ведущими в структуре учебной деятельности, что, в свою очередь, приводит к искажению самой учебной деятельности. Таким образом, система обучения в принципе может быть психотравмирующей и привести к ухудшению состояния здоровья учащихся. Необходима психопрофилактика (психотерапия) педагогического процесса, факторами которого является комфортное общение со сверстниками, педагогами, получение ситуации успеха, творческие аспекты учебной деятельности и т. д., то есть все то, что вызывает положительные эмоции. Моя задача, как педагога и классного руководителя, - построить систему преподавания, формирующую и укрепляющую психическое здоровье учащихся.
Мой опыт работы в этом направлении выявил основные компоненты системы обучения, направленные на психопрофилактику учащихся:
Учет индивидуальных характеристик каждого учащегося.
Дифференциация обучения.
Создание возможностей для проявления творческой активности.
Использование нетрадиционных, игровых форм проведения урока, их вариативность.
Создание комфортного окружения для учащихся.
В ходе работы над данной темой мною были изучены современные педагогические технологии, психолого-педагогическая литература. Я пришла к выводу, что наиболее благоприятные условия создают технологии дифференцированного обучения. Дифференциация учащихся осуществляется на уровне класса (по интересам и способностям) и групп (с опорой на оценку успешности усвоения учебного материала каждым учеником и реагирования на интеллектуальную нагрузку). Использование нетрадиционных форм проведения урока стимулирует восприятие и усвоение учебного материала, усиливает интерес к предмету, способствует возникновению положительных эмоций. Создаю на уроках атмосферу творчества. Труд в условиях креативности позволяет получить доступ к радости познания, положительным эмоциям, что позволяет снять усталость, снизить закомплексованность, избежать негативного влияния стресса и т.д. Творчество, как деятельность, устремленная в будущее, эмоционально связана с радостью и смехом. Технология проведения уроков может быть разной, варьируемой в зависимости от учебного периода, особенностей ученического контингента.
|
|
|