|
Технология обучения в сотрудничестве
Информационно – диагностический центр
Управления образования администрации Сеченовского района
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: Технология обучения в сотрудничестве
на примере изучения темы
«Системы счисления»
Работу выполнила:
учитель МОУ В-Талызинской СОШ
Спичкова Наталья Викторовна
Сеченово
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Педагогика сотрудничества…………………………………………..5
1.1.Идея обучения в сотрудничестве…………………………………………..5
1.2.Основные приемы организации обучения в сотрудничестве……………6
Глава II. Технология обучения в сотрудничестве на примере изучения
темы «Системы счисления»……………………………………………………10
2.1.Пояснительная записка…………………………………………………….10
2.2.Психолого-педагогическая характеристика класса………………………11
2.3.Основные аспекты изучения темы «Системы счисления» на примере первых двух уроков…………………………………………………………….12
2.4.Психолого-педагогические аспекты содержания урока с использованием технологии сотрудничества……………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………......28
Список литературы……………………………………………………………..30
Приложения
Введение.
Основные требования к выпускнику школы выдвигает современное общество. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? По общему мнению, современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело, выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Для этого необходимо выполнение ряда условий. Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Кроме того, возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками, возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватной поставленным целям, является технология «обучения в сотрудничестве».
Технологии обучения в сотрудничестве, прежде всего, представляют собой личностно-ориентированные технологии, воплощающие в себе гуманистические направления в философии, психологии и педагогике.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная, целостная личность, которая стремиться к самореализации, открыта для восприятия нового опыта и способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью таких качеств, провозглашается главной целью воспитания. Цели технологий сотрудничества направляются на свойства личности, ее формирование, ее развитие в соответствии с природными способностями. Кроме того, целевые ориентации педагогики сотрудничества смещаются от педагогики требований к педагогике отношений. Поэтому личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества и создают условия для творчества и самоактуализации личности. Г. К. Селевко дает технологии сотрудничества следующие классификационные характеристики: по уровню применения – общепедагогическая; по философской основе – гуманистическая; по основному фактору развития – био, социо и психогенная; по ориентации на личностные структуры – всесторонне гармоническая; по характеру содержания – обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая; по типу управления – система малых групп; по преобладающему методу – проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
Глава I. Педагогика сотрудничества.
Идея обучения в сотрудничестве.
Идеи обучения в сотрудничестве развиваются усилиями многих педагогов. Основная идея метода проистекает из понимания слова «ошибка». Обычно, ошибка понимается как неверное утверждение, действие, исходящее из неверного суждения или невнимания, что указывает на необходимость дополнительной практики для овладения данным умением и знанием. Следовательно, в случае появления ошибок учащимся нужно предоставить возможность дополнительной практики. Если ученик не допускает ошибок в выполнении задания, это означает, что он научился его выполнять, и таким учащимся дополнительная практика не нужна. Таким образом, ошибки - это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Учитель, находясь в лимите времени, не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Поэтому эту ответственность ученики могут взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.
Традиционная методика обучения предполагает обучение в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает. Учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять. Существует методика и индивидуального обучения. Работая индивидуально, ученик может замыкаться на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается, это его проблемы. А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Именно от осознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. В процессе обучения ошибаются все. Только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше.
Главная идея обучения в сотрудничестве – «учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!»
1.2.Основные приемы организации обучения в сотрудничестве.
Наиболее интересные варианты обучения в сотрудничестве рассматриваются Е.С. Полат в работе «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». Среди них выделяются четыре методики:
1. Обучение в команде.
2. «Пила»
3. «Учимся вместе»
4. Исследовательская работа учащихся в группах.
Основные идеи, присущие всем вариантам - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу.
Обучение в команде.
Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" и успеху всей группы, который, может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, подлежащими изучению. Данный метод сводится к трем основным принципам:
"награды" - команды (группы) получают одну на всех в виде балльной оценки. Для этого им необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разный уровень заданий и время на их выполнение;
"индивидуальная" ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;
равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды.
Разработано четыре варианта «обучения в команде»: совместное обучение в малых группах; обучение в командах на основе игры, турнира; индивидуальное обучения в командах (для уроков математики в 3-6-х классах); обучение чтению и творческому сочинению (для учащихся 3-5 классов).
Наиболее универсальными представляются две первых методики.
В первом случае ученики разбиваются на группы 2-3 человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Таким образом, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу, и объявляется общая оценка группе. Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.
Второй вариант - индивидуальная работа в команде, является разновидностью индивидуально-групповой работы. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе. Разные команды могут работать над разными заданиями. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в специальном журнале успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы и оцениваются самими учениками (специально выделенными в группе оценщиками). Каждую неделю учитель отмечает количество тем, заданий по программе и планам уроков, выполненных каждой командой, успешность их выполнения в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его помощи. Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель также как и в предыдущем случае объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются "турнирные столы" по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Это особенно рекомендуется для уроков математики, естественно-научных дисциплин. Задания даются так же дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «уровня» стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют равные шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.
«Пила»
Учащиеся организуются в группы по 2-3 человека для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Учимся вместе.
Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 2-3 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы:
- награды - всей команде
- индивидуальный подход
- равные возможности - работают и здесь.
Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для:
- выполнения общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание);
- отслеживания;
- мониторинга;
- активности каждого члена группы в решении общей задачи;
- культуры общения внутри группы.
Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, учебную - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания, определенной культуры общения. Учитель обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
Исследовательская работа учащихся в группе.
В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах тема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый должен внести лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Рассмотренные выше варианты обучения в сотрудничестве позволяют сделать вывод о том, что разница между ними не существенна. Главное, что основные принципы – одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей – соблюдаются во всех случаях. Индивидуальная самостоятельная работа – совместная работа в группах – такова взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.
Все представленные варианты решения дидактических задач позволяют наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и создать условия для творчества и самореализации личности.
Глава II. Технология обучения в сотрудничестве на примере изучения темы «Системы счисления»
2.1.Пояснительная записка.
Тема «Системы счисления» изучается в 10 классе и входит в Региональную программу базового курса «Основы информатики и вычислительной техники в 10-11 классах». Её изучение позволяет не только объяснить учащимся арифметические основы ЭВМ, указать на особенности и преимущества двоичной системы счисления, но и расширить представление школьников о системах счисления в целом. Кроме того, она играет важную роль в формировании у учащихся знаний теоретических основ информатики, а также является основой для освоения других тем курса информатики.
Отбор содержания, методов обучения проводился на основе психолого-педагогической характеристики 10 класса. К моменту изучения темы «Системы счисления» учащиеся владеют знаниями по темам: «Информатика», «Информация» «Кодирование информации. Единицы измерения информации», «Устройство ЭВМ».
План изучения темы «Системы счисления» включает в себя следующие вопросы:
Системы счисления (урок усвоения нового материала). (1 час)
Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую
(урок усвоения нового материала). (1 час)
Основные арифметические операции в двоичной системе
Счисления (урок усвоения нового материала). (1 час)
Системы счисления (урок проверки и оценки знаний). (1 час)
2.2. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Психологические исследования показали, что:
- У учащихся класса отмечается высокий уровень умения понимать и удерживать учебную задачу, владение способами основных мыслительных операций;
- вызывает затруднение умение абстрагироваться, отвлекаться от частных признаков, объединять и классифицировать предметы и явления по определенным признакам.
Большинство ребят обладают умением сосредоточиться, сконцентрировать внимание на определенное достаточно длительное время, умением точно выполнить инструкцию учителя.
Данная группа учащихся характеризуется достаточным уровнем произвольного поведения в учебной деятельности, хорошей работоспособностью. Требуется незначительное время для включения их в учебную деятельность. Продолжительность периода работоспособности средняя.
Наиболее предпочтительными из ведущих учебных мотивов являются:
- мотив общения – 100%;
- социальный мотив – 92 %;
- познавательный мотив – 80%.
Сочетание этих мотивов оптимально для формирования мотивации учебной деятельности по всем изучаемым предметам и, конечно же, важно для формирования устойчивого интереса к урокам информатики.
Это подтверждается следующими данными психологического исследования:
- высокий уровень интереса к урокам информатики проявляет 48% учащихся;
- средний уровень – 42 %;
- низкий уровень – 12 %.
- Полное эмоциональное принятие предмета проявляют 65 % учащихся;
- полное эмоциональное принятие педагога – 90% учащихся.
Ребята чувствуют себя спокойно, комфортно, без проявления признаков тревожности. Большинство учащихся класса отличаются умением владеть собственным поведением в различных ситуациях, способностью сознательно управлять своими действиями. 65% учащихся обладают высоким уровнем волевой саморегуляции, их отличает самостоятельность, уверенность в себе, устойчивость намерений (низкий уровень волевой саморегуляции проявляют 15% учащихся).
2.3. Основные аспекты изучения темы «Системы счисления на примере первых двух уроках».
Рассмотрим основные аспекты изучения темы «Системы счисления», на примере первых двух уроков, которые проводятся в сдвоенной форме.
Содержание уроков включает в себя основные понятия по теме «Системы счисления», правила перевода записи чисел из одной системы счисления в другую и арифметические действия в двоичной системе счисления. Изучение перевода ограничивается изучением перевода целых чисел из десятичной системы счисления в любую другую систему счисления и обратно.
Цели урока
I. Образовательные:
Учащиеся:
дают определение системы счисления, как правила записи чисел и выполнения действий над ними;
называют виды систем счисления и дают им определения;
приводят примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
переводят числа из десятичной с.с в римскую и обратно;
дают определение основания позиционной с.с.;
выявляют особенности позиционной и непозиционной систем счисления;
-
узнают способы перевода целых чисел из одних систем счисления в другие, а именно:
перевод из десятичной с.с. в другую,
перевод из любой с.с. в десятичную;
получают представление о применении различных систем счисления в истории цивилизации;
II. Развивающие:
Учащиеся:
учатся производить перевод целых чисел из одних систем счисления в другие, а именно:
перевод из десятичной с.с. в другую,
перевод из любой с.с. в десятичную,
учатся работать в креативной (творческой) обстановке в рамках взаимодействия ученик + учитель, ученик + ученик;
3. учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе сравнения позиционных и непозиционных систем счисления;
4. учатся аргументировать полученные результаты (на примере полученных в группах результатов);
учатся слушать и слышать друг друга в аудитории;
формируют навыки культуры общения, объективной самооценки и самоанализа;
развивают кругозор в процессе изложения исторических сведений о системах счисления
III. Воспитательные:
Учащиеся:
убеждаются в том, что позиционная система записи чисел удобна и экономична как в плане записи чисел на бумаге, так и для выполнения арифметических действий;
убеждаются в теоретической и практической значимости систем счисления в жизни человека;
осознают необходимость в согласованности действий и точного выполнения инструкций для получения результата выполняемой работы;
продолжают формирование позитивного, уважительного отношение друг к другу в процессе общения с аудиторией заинтересованных слушателей.
Виды деятельности на уроке:
Ознакомление с новым материалом (лекция)
Закрепление нового материала (работа в сотрудничестве по варианту «обучение в команде»)
Обсуждение результатов работы групп фронтально.
Применение нового материала для решения задач (индивидуальная работа)
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
Подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала.
Эвристическая и фронтальная беседа, самостоятельная работа, метод УДЕ (параллельное изучение двух видов систем счисления).
Словесный (лекция), наглядный.
Репродуктивный, частично-поисковый.
Аналитический, сравнительный, обобщающий, алгоритмический.
Дедуктивный.
Метод обучения в сотрудничестве по типу «обучение в команде»
Содержание урока.
Основные понятия и их трактовка.
Системы счисления – это правила записи чисел и выполнения действий над ними. Знаки, используемые при записи чисел, называются цифрами.
Виды систем счисления:
Непозиционная
|
Позиционная
|
Определение: такая с.с., в которой от положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает.
|
Определение: такая с.с. – в которой величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции
Количество используемых цифр в записи числа называется основанием позиционной системы счисления.
|
Пример: римская система, используются латинские буквы.
I
|
V
|
X
|
L
|
C
|
D
|
M
|
1
|
5
|
10
|
50
|
100
|
500
|
1000
|
В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания. В таком случае их значения складываются. Если же слева записана меньшая цифра, а справа - большая, то их значения вычитаются.
CCXXXII=232
VI=6
IV=4
MCMXCVIII=1000+(-100+1000)+
+(-10+100)+5+1+1+1=1998
Пример: Унарная – простейшая и самая древняя система счисления. В ней для записи любых чисел используется всего один символ – палочка, узелок, зарубка, камушек. Длина записи числа при таком кодировании прямо связана с его величиной.
Пример: «Русская книга податей» В старину на Руси широко применялись системы счисления, напоминающие римскую. С их помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате подати (ясака) и делали записи в податной тетради.
Обозначения: звезда – 1000 руб.
Колесо – 100 руб
Квадрат – 10 руб
Х – 1 руб
| - 1 копейка
1233 рубля
14 копеек
Х Х Х
| | | | | | | | | | | | | |
|
Пример: Система счисления, применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой. Основание ее равно 10, т.е. запись любых чисел производится с помощью десяти цифр 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.
Число 33:
3
|
3
|
3
|
Сотни
|
Десятки
|
единицы
|
Для записи чисел в позиционной системе счисления с основанием p нужно иметь алфавит из р цифр. Обычно для этого при р<10 используют р первых арабских цифр, при р>10 к десяти арабским цифрам добавляют латинские буквы.
Обозначение: Если требуется указать основание системы, к которой относится число, то оно записывается как нижний индекс этого числа: запись числа а в р-ичной системе счисления имеет вид ар , где а – число, р - основание с.с.
Название с.с.
|
Алфавит
|
Основа-
ние
|
Пример
записи
|
Десятичная
|
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
10
|
410
|
Двоичная
|
0,1
|
2
|
102
|
Восьмеричная
|
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
8
|
68
|
Шестнадцате-
ричная
|
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F
|
16
|
А416
|
Экскурс в историю применения позиционных с.с. (см. Приложение 1)
|
Недостатки непозиционных с.с.:
Для записи больших чисел приходится вводить новые цифры.
Невозможно записывать дробные и отрицательные числа.
Сложно выполнять арифметические операции.
|
Достоинства позиционных с.с.:
Ограниченное число символов, необходимых для записи любого числа.
Простота выполнения арифметических операций.
|
-
Перевод целых чисел из десятичной с.с. в систему счисления с основанием р.
Задание формулируется в виде: А10 → Хр
Правило перевода:
Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых неполных частных на основание новой системы счисления (т. е. на р) до тех пор, пока получим неполное частное, меньшее делителя;
Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления;
Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего частного и все полученные остатки в обратном порядке.
Пример 1: 1710 → Х2
17:2=8 целых и 1 в остатке;
8:2=4 и 0 в остатке;
4:2=2 и 0 в остатке;
2:2=1 и 0 в остатке;
результат от деления 1.
Теперь составим число в двоичной с.с. 100012.
Ответ: 1710 → 100012
Пример 2: 31510 → Х8
315:8=39 и 3 в остатке;
39:8=4 и 7 в остатке;
результат от деления - 4.
Составляем число в восьмеричной с.с 4738
Ответ: 31510 → 4738
Пример 3: 31510 → Х16
315:16=19 и 11 в остатке, что соответствует числу В в 16-ричной системе счисления;
19:16=1 и 3 в остатке;
результат от деления -1.
Составляем число в шестнадцатеричной с.с.13В16
Ответ: 31510 →13В16
Пример 4: Для достаточно больших чисел можно использовать следующую запись алгоритма перевода:
Число
|
363
|
181
|
90
|
45
|
22
|
11
|
5
|
2
|
1
|
Делитель
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Остаток
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
Ответ: 36310→1011010112
-
Перевод целых чисел из системы счисления с основанием р в десятичную с.с.
Задание формулируется в виде: Ар → Х10
Развернутой формой записи числа называется запись в виде Ар=±(аn-1pn-1+аn-2pn-2+...+а0p0+а-1p-1+а-2p-2+...+а-mp-m), где
Ар - само число,
р - основание системы счисления,
аi - цифра данной системы счисления,
n - число разрядов целой части числа,
m - число разрядов дробной части числа.
Правило перевода:
-
Пронумеровать число с номера о, начиная с последней цифры числа.
-
Записать число, как сумму соответствующих степеней числа р, умноженных на цифры данного числа.
-
Подсчитать.
Пример 9: 10011112 → Х10
6 5 4 3 2 1 0
1001111= 1*26+0*25+0*24+1*23+1*22+1*21+1*20=3910
Ответ: 10011112 → 3910
Пример10: А216 → Х10
1 0
А2 = 10*161+2*160=16110
Ответ: А216 → 16110
Способы и средства оценки результатов преподавания
Теоретический диктант.
Что такое система счисления?
Основные виды систем счисления (назвать и дать определение).
Что называется основанием позиционной с.с.?
Дать определение понятию цифра.
Привести примеры позиционных и непозиционных систем счисления.
Указать особенности позиционных и непозиционных систем счисления и сферу их применения в современном мире.
Найти числа, записанные с ошибкой: 2487 , 30056 , 12А0820 , 14888 .
Известно, что алфавитом следующей позиционной системы счисления являются следующие символы: 0,1,2,..., D. Какое основание у этой системы счисления?
Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа: а) 341, 132, 222, 111
б) 861, 306, 51А
Что можно сказать о числах VVV и 555?
Практические задания.
(основные типы)
Перевести в Римскую систему счисления год, месяц и число своего рождения.
Перевести в десятичную систему счисления: LXXVIII
Записать с помощью старинной русской системы счисления сумму 2357 руб. 53 коп.
Придумать свою непозиционную систему счисления и записать в ней числа: 513, 43, 2
Переведите числа в десятичную систему счисления:
а) 100111012 → Х10, 11012 → Х10, 1101012 → Х10
б) 2348 → Х10, 748 → Х10 , 3548 → Х10
в) АВ116 → Х10, 2416 → Х10, АВС16 → Х10
Переведите числа из десятичной с.с.:
а) 5110 → Х2, 11210 → Х2, 25310 → Х2
б) 2310 → Х8, 7410 → Х8 , 35410 → Х8
в) 31510 → Х16, 2410 → Х16, 12210 → Х16
Запишите наибольшее двузначное (наименьшее трехзначное) число и определите его десятичный эквивалент для следующих систем счисления:
а) восьмеричной системы счисления;
б) пятеричной системы счисления;
в) троичной системы счисления;
г) двоичной системы счисления.
Упорядочите следующие числа по убыванию:
14310, 508, 12223, 10112, 1100112, 1234
План урока (структура)
(2 сдвоенных урока)
Организационный момент. Постановка задачи. (2 мин)
Подготовка к активному усвоению учебного
материала. Мотивация. (8мин)
Объяснение нового материала. (35 мин)
Закрепление нового материала. Групповая работа (20 мин)
Выступление представителей групп. Ответы на вопросы оппонентов (10 мин)
Проверка усвоения нового учебного материала. Индивидуальная работа. (10 мин)
Заключительная часть. Подведение итогов урока. (3 мин)
Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (2 мин)
Задача, учебное задание
|
Методы обучения
|
Учебные средства
|
ПО
|
Средства контроля результата обучения
|
1.Организационный момент.
Задача: психологическая подготовка учащихся к активной работе, к и предстоящему занятию, создание оптимальной внешней обстановки для работы на уроке, обеспечение благожелательного микроклимата.
|
Словесный метод, фронтальная беседа, наглядный метод.
|
Классная доска
|
-
|
-
|
2. Мотивационно-ориентационная часть.
Задача: актуализация знаний учащихся, активизация познавательной деятельности и корректировка знаний.
|
Словесный метод, эвристическая беседа, проблемный, продуктивный методы.
|
-
|
-
|
-
|
3. Операционно-исполнительская часть - объяснение нового материала.
Задача: Сообщение сведений о системах счисления, в том числе, для выяснения их существенных признаков, формирования понятий, введения терминов и основных правил перевода чисел их одних систем счисления в другие.
|
Словесный, метод УДЕ, наблюдения, объяснительный метод, дедуктивный, алгоритмический, сравнительный обобщающий.
|
Классная доска, Плакаты с примерами позицион. и непозицион. с.с.
|
-
|
-
|
IV. Закрепление нового материала.
Задача: осмысление и осознание теоретического материала.
|
Метод обучения в сотрудничестве по типу «обучение в команде», частично-поисковый, алгоритмический, обобщающий, фронтальная беседа, дедуктивный.
|
Карточки-задания для групповой работы.
|
-
|
Опрос представителей групп и фронтальное обсуждение выполненных заданий.
|
V. Рефлексивно-оценочная часть.
Задача: Проверка усвоения нового учебного материала.
|
Самостоятельная работа, практический метод, самоконтроль учащихся.
|
Карточки с заданиями дифференци-рованного характера
|
-
|
Проверка письменных работ учащихся с выполненными заданиями.
|
VI. Заключительная часть
Задача: Подведение итогов урока.
|
Эвристическая беседа
|
-
|
-
|
-
|
2.4.Психолого-педагогические аспекты содержания урока с использованием технологии сотрудничества.
Предлагаемый урок по типу является уроком усвоения нового материала. Это означает, что в нем присутствуют все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, постановка учебной задачи, преобразование учебной задачи, отработка конкретно-практических задач, закрепление знаний. И в этом смысле предлагаемый урок является комбинированным.
Урок начинается с оргмомента, на котором учитель настраивает учащихся на предстоящее занятие и психологически готовит их к восприятию. Объявляется тема, цели урока и дальнейшей работы на уроке по плану, написанному на доске:
Что такое система счисления?
Виды систем счисления.
Системы счисления в истории человечества.
Перевод чисел из десятичной системы счисления в другую.
Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную с.с.
Привлечение внимания учащихся к плану в начале урока способствует созданию у них рабочей настроенности, быстрому включению в работу.
На следующем этапе урока - этапе мотивации, в процессе эвристической беседы происходит активизация познавательной деятельности учащихся и корректировка знаний одновременно. Так как на данном этапе производится подготовка к восприятию нового материала на базе жизненного опыта и наблюдений учащихся, то выбрана словесные методы обучения, а по степени самостоятельности мышления – продуктивный метод. Кроме того, материал данного этапа имеет малую сложность, малую новизну, поэтому целесообразно применить словесные методы.
На этапе усвоения новых знаний учитель дает представление учащимся об изучаемых фактах и правилах перевода чисел из одних систем счисления в другие. Основные методы этого этапа – словесный, метод УДЕ, сравнительный и дедуктивный по логике изложения. Эти методы выбраны вследствие полной новизны материала, его значительного объема, большой сложности для обучаемого и отсутствия учебника. По этой же причине выбрана дедукция – как логика изложения материала и репродуктивный метод по степени самостоятельности при овладении знаниями.
После объяснения нового материала, учитель предлагает в группах провести его закрепление, разобраться во всех деталях. Таким образом, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (для каждого ученика). Этот этап связан с методом обучения в сотрудничестве по типу «обучение в команде». Учитель проводит следующую предварительную подготовку. Класс делится на группы в 2-3 человека. Группы должны состоять из мальчиков и девочек разного уровня обученности.
Дети размещаются в классе так, чтобы они могли видеть лица друг друга и общаться в процессе совместной деятельности. Далее четко определяется учебная задача:
осмысление и усвоение новых понятий, правил перевода чисел из одной с.с. в другую;
формирование умений использования правил перевода, при решении практических задач.
Следующий момент подготовки к групповой работе связан с выдачей инструкций по выполнению заданий и объяснению стратегии работы (в том случае, если учащиеся на знакомы с такой формой работы). Учитель намечает и фиксирует на доске роли, которые предусматривает деятельность учащихся в группах. Предусматривается роль ведущего (отвечает за выполнение задания), оформителя (отвечает за чистоту, эстетику оформления) и организатора активной деятельности (отслеживает культуру общения и взаимопомощи в группе). Следует отметить, что роли выбирают учащиеся самостоятельно, исходя из своих желаний и способностей. Затем, группы получают задания.
Карточки-задания
для групповой работы
Придумать свою непозиционную систему счисления и записать в ней числа: 513, 43, 2.
Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записаны следующие числа: 101101, 475, 6660.
Переведите числа из десятичной с.с.:
а) 5110 → Х2
б) 3210 → Х8
в) 3110 → Х16
Переведите числа в десятичную систему счисления:
а) 10012 → Х10
б) 238 → Х10
в) В116 → Х10
Всем группам выдаются одинаковые задания, которые выполняются последовательно по методу «вертушки» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, при этом оно объясняется вслух и контролируется всей группой). В результате группа должна представить один вариант решения заданий, причем любой ученик должен уметь дать необходимые пояснения к нему.
После выполнения заданий всеми группами, организуется обсуждение работы, в котором принимает участие весь класс. Учитель по своему усмотрению вызывает докладчиков (по одному из каждой группы), которые готовят к обсуждению по одному вопросу из выполненной работы. На обсуждение выносятся три вопроса: 1группа – первое и второе задание, 2 группа - 2 задание под буквой а, 3 группа – 4 задание под буквой б. Учащиеся из других групп могут задавать отвечающему ученику любые вопросы по обсуждаемому материалу. Каждый ученик группы может дополнять высказывания своего товарища и также приносить группе баллы. Отдельно учитывается и оценивается факт взаимопомощи.
Таким образом, весь коллектив учащихся вовлекается в обсуждение изучаемого материала.
Убедившись, что материал усвоен всеми учащимися, учитель предлагает проверочные задания для проверки понимания и усвоения нового материала. В заданиях дифференцируется сложность для слабых и сильных учеников. Формируется сознательное, ответственное отношение учащихся к учению.
Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность применить знания и умения, полученные на уроке, для выполнения задания, при этом происходит выработка критериев правильной оценки.
Проверочная работа
Вариант 1 (Сильные учащиеся)
Запишите наибольшее двузначное число и определите его десятичный эквивалент для следующих систем счисления:
а) пятеричной системы счисления;
б) троичной системы счисления;
Упорядочите следующие числа по убыванию:
14310, 508, 1100112, 1234
Вариант 2 (Средние учащиеся)
Было 11 яблок. После того, как каждое разрезали пополам, стало 110 половинок. В какой системе счисления вели счет? Сколько было яблок и половинок? Ответ дайте в десятичной с.с.
Найти числа, записанные с ошибкой: 2487 , 30056 , 12А0820 , 14888 .
Запишите число 13 во всех известных тебе системах счислениях.
Вариант 3 (Слабые учащиеся)
Назовите виды систем счисления и приведите примеры.
1010 → Х2,
112 → Х10
Работа выполняется индивидуально, оценки за ее выполнение суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные ученики со слабыми, а каждый как бы соревнуется сам с собой. Тем самым достигается индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Далее в ходе урока под руководством учителя учащиеся обсуждают вопрос: выполнены ли поставленные в начале урока цели? Здесь происходит процесс оценивания учащимися итогов коллективного труда, а также собственный вклад в выполненную работу, вырабатываются критерии объективной оценки и самооценки. В заключение урока выставляются оценки за работу на уроке (групповая работа) и задается домашнее задание.
Домашнее задание включает в себя повторение основных аспектов пройденного материала, а также выполнение следующих практических заданий:
Выполнить перевод: 10011012 → Х10, 1628 → Х10, АВ116 → Х10
Выполнить перевод: 4110 → Х2, 6310 → Х8, 11510 → Х16
Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в двоичной системе счисления:
1(101,101), 2 (1000,1000), 3 (1001,1000), 4 (1011,110),
5 (1100,110), 6 (1100,111), 7 (1011,111), 8 (1011,10), 9 (1001,10),
10 (1001,11), 11 (1010,11), 12 (1010,100), 13 (111,100), 14 (111,10),
15 (101,10), 16 (101,11), 17(110,11), 18 (110,1001), 19 (111,1001),
20 (111,1000), 21 (10,1000), 22 (10,1001), 23 (11,1001), 24 (11,110),
25 (100,101).
Необходимо отметить возможность использования технологии обучения в сотрудничестве на следующем уроке темы. Он начинается с проверки домашнего задания. Основная задача учителя – проконтролировать, кто и как выполнил домашнее задание. Соответственно выставляются оценки. При обучении в сотрудничестве основная задача учителя - добиться полного осмысления ранее пройденного материала, по которому было дано домашнее задание, и цель этого задания - проверить, действительно ли все учащиеся поняли данный материал.
Поэтому прежде, чем проверять, необходимо предоставить ученикам еще одну возможность прояснить непонятые в ходе выполнения домашнего задания детали. Для этого учащиеся в начале урока организовывают группы, те же, в которых учащиеся работали на предыдущем уроке, когда пытались разобраться общими усилиями в новом материале. Учитель раздает группам заранее подготовленные по материалу домашнего задания вопросы.
Теперь ученики в группах могут проверить друг у друга правильность выполнения домашнего задания, вместе разобраться в трудных местах, попросить учителя помочь им, если не смогут сделать это самостоятельно. Когда группа готова (все ученики), они сдают свои работы учителю (подписанные каждым учеником группы), и заявляют о своей готовности отвечать устно. Опрос ведется по выбору учителя любого ученика группы. Оценивается такая работа одинаково для всех учащихся группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я считаю, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия на достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.
Таким образом, задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, в совместном решении поставленной перед ними проблемы.
Следует отметить, что, существуют определенные зависимости учащихся от различных факторов, благодаря которым процесс обучения имеет определенную успешность. Это, прежде всего, зависимость учеников от единой задачи. Это значит, что учитель требует единый результат от всей группы, подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой работой, таблицу результатов деятельности учащихся. Поэтому, каждый член группы заполняет свой рабочий лист на любую работу, и учитель берет на проверку любую, исправляет ошибки, оценивает результаты. Кроме того, результативность обеспечивается зависимостью работы учащихся от источников информации, так как каждый имеет письменное задание, в котором каждый должен предложить свое решение, имеет место распределение ролей. Наконец, единое для всей группы поощрение стимулирует работу учащихся. Учитель в конце работы поощряет группу оценкой, похвалой, путем предоставления свободного времени, вручения атрибутики или записи в специальном журнале.
Данные зависимости предполагают и индивидуальную ответственность за общий результат. Способы обеспечения такой ответственности: выделение одного учащегося, который рассказывает об общем замысле решения задачи; оценка, которую получает группа, является исходной, т.к. ее можно улучшить, если каждый что-то добавит к сказанному.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что представленный приём организации в сотрудничестве позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и создать условия для творчества и самореализации личности.
Список литературы.
Босова Л.Л. Системы счисления // Информатика. Приложение к газете «1 сентября» - 1997.- №7.
Введение в информатику. Лабораторные работы. / Авт.-сост. А.П. Шестаков; Перм. ун-т. — Пермь, 1999.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. Библиотека администрации школы. Центр «Педагогический поиск» - М., 2000.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
</10>
|
|
|