|
Технология развития критического мышления как средство формирования ключевых компетенций студентов колледжа
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
НазаренкоТ.А., преподаватель ОГАПОУ
«Белгородский педагогический колледж»
Концепция федерального государственного образовательного стандарта предполагает реализацию целей формирования целостной личности осуществлять в рамках компетентностного подхода.
В профессиональном образовании компетенция определяется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально - профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.
Осознание студентом собственных возможностей в познании и изменении окружающего мира формирует у него опыт творческой деятельности в форме умения принимать решения в проблемных ситуациях, т.е. творческие компетенции. В возрасте 16 – 18 лет происходит смена типа ведущей деятельности – переход к учебно-профессиональной деятельности, а затем к профессиональной. Основным способом деятельности в этот период является усвоение профессиональных способов деятельности с предметами и людьми. Мотивом этой деятельности становится не «я – сегодняшний» как в творческой деятельности подросткового периода, а «я – завтрашний», субъект, способный к выполнению профессиональной деятельности.
Говоря о развивающей роли профессиональной деятельности необходимо иметь в виду, что не каждая профессиональная деятельность является развивающей. Компетентность профессионала проявляется в умении решать производственные задачи, требующие высокого уровня мобильности, умения находить выход в проблемных ситуациях, при этом решение задачи должно быть оптимальным, исключающим возможность ошибки. Для организации такой профессиональной деятельности требуется постоянный профессиональный рост субъекта, оптимизация и совершенствование производственных процессов, внедрение новых более совершенных технологий профессиональной деятельности.
Главная задача преподавателя - научить учиться. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному преподавателю, чтобы развивать у студентов способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовать ключевые компетенции?
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности студентов, по утверждению Г.Р. Биккуловой [1], является осуществление компетентностного подхода средствами технологии развития критического мышления.
Для того чтобы студент мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений. Важно, чтобы студенты могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.
Что же такое технология «критического мышления»? «Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода. «Критическое мышление» - новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания нового. В содержании целей технологии критического мышления заложено формирование спектра ключевых компетенций, в том числе: информационной, коммуникативной, разрешения проблем.
Цели технологии развития критического мышления, по мнению И. Муштавинской [2] - мотивация к учению, расширение знаний и развитие интеллектуальных умений, развитие рефлексивного умения.
Основные направления формирования мыслительной деятельности в технологии развития критического мышления: заинтересовать, побудить к деятельности, создать условия для обобщения, научить добывать информацию, способствовать развитию критического мышления, научить самоанализу.
В основе технологии, как показали исследования А. Хуторского [4], лежит базовая модель, состоящая из трех стадий: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.
Первая стадия ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие студентов в образовательном процессе активизируется.
Главными задачами второй стадии являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Студент получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Очень важно, что на этом этапе с помощью ряда приемов преподаватель помогает отслеживать процесс познания и понимания.
Третья стадия направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.
Базовая модель («Вызов - Осмысление – Рефлексия») задаёт не только определенную логику построения учебного занятия, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.
На учебных занятиях со студентами, как на определённом этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом, используются разные методы и приемы [3].
Приём 1. «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы» Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения материала по этой теме. Используется на стадии вызова. Предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме, необходимо выбрать «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. Например, вариант утверждений по теме «Развитие связной речи у дошкольников»:
1. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов.
|
да
|
нет
|
2. Успешность обучения детей в школе не зависит от уровня овладения ими связной речью.
|
да
|
нет
|
3. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
|
да
|
нет
|
Прием 2. «Представление информации в кластерах». Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
|
Студентам предлагается прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению, понятия, выражения, формулы. Примером может служить кластер по теме «Методика обучения дошкольников рассказам по восприятию».
От ключевого понятия «рассказ» расходятся стрелочки – лучики к понятиям «самостоятельный», «связный», «творческий».
|
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
не бояться записывать всё, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или не иссякнут идеи;
постараться построить как можно больше связей.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели может быть организована индивидуальная самостоятельная работа или коллективная деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Приём 3. «Инсерт». В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов. Так, например, студентам предлагается готовый текст по теме учебного занятия, в котором по ходу чтения необходимо сделать следующие пометки (на полях):
«+» - то, что уже известно
«-» - то, что противоречит вашим представлениям
«!» - то, что является для вас интересным и неожиданным
«?» - если что-то неясно, возникло желание узнать больше
Приём 5. Таблица «З - Х - У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»). Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна тем, что предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
Приём 6.«Синквейн». Происходит от французского слова «cing» – пять (стихотворение, состоящее из пяти строк). Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать.
-
первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;
вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;
третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;
четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
|
Рассказ
Описательный, повествовательный
Выражает, учит, развивает
Залог успешного обучения в школе
Словотворчество
|
Описанные приемы и методы данной технологии можно использовать на разных этапах урока.
Из всего изложенного выше можно сделать вывод: методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес к предмету, способствуют созданию индивидуальной траектории, развивают социальные и индивидуальные навыки. Студент, умеющий критически мыслить, принципиально принимает возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей, учится работать в коллективе. Таким образом, у него формируются ключевые компетенции, а это именно то, что требуют от нас современные подходы к образованию.
Список использованной литературы:
Биккулова Г.Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. - 2009. - № 3. - С. 4-17.
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. – М., 2014.
Приемы технологии развития критического мышления. – режим доступа: http://www.kmspb.narod.ru/posobie/.
Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5.
|
|
|