Тема: Что нам стоит дом построить
|
Тип: Изучение нового материала
|
Цель: Познакомить учащихся с жилищами разных народов.
|
Задачи:
Познакомить учащихся с жилищами разных народов;
Познакомить с понятиями: яранга, чум, юрта, мазанка, сакля
Продолжить формировать умение работать с текстом;
Совершенствовать речевые навыки;
Воспитывать любознательность, интерес и уважение к традициям разных народов
|
Планируемые результаты
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
-
Знать жилища разных народов;
сформировать уважительное отношения к истории, культуре, нашей страны;
развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные ;
|
принимать и сохранять учебную цель и задачи;
решение проблем поискового характера ;
-
прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
овладение логическими действиями сравнения, построения рассуждений;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку;
|
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-
Сформировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений
|
Межпредметные связи: история
|
Ресурсы урока: Учебник; компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
|
Ход урока
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности обучающихся
|
Мотивация познавательной деятельности:
|
П- Есть у каждого свой дом:
В будке дремлет пёсик Том,
Спит в курятнике наседка,
В норке – мышь, её соседка.
Дом, в котором мы живём,
Расположен за углом.
Он - большой, многоэтажный,
С новым лифтом, очень важный!
О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
М- Помощь в прогнозирование содержание текста по наводящим вопросам
|
П- отвечают на поставленный вопрос или делают предположения.
М- Прогнозирование содержания текста
|
Актуализация необходимых знаний
|
П- Тема нашего занятия «Что нам стоит дом построить»
М - Организует работу с учебником. с.50
|
М,П- работают с учебником
П,Л- Актуализируют накопленные ранние знания
|
Организация познавательной деятельности
|
М- организует работу с учебником с.51. Давайте рассмотрим жилища разных народов.
П- Посмотрим на 1 картинку. Яра́нга - шатер в виде усеченного конуса. Используется как переносное жилище некоторых кочевых народов северо-востока Сибири.
Как вы думаете из чего сделано жилище?
П- Каркас собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение - иоронгу - и кладовую, разделённые вертикальным пологом, образующим в плане квадрат.
- Следующая иллюстрация. Чум — конический шалаш. Состоит из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами. Посредине чума, под отверстием в его вершине, помещается здесь обыкновенно очаг, сложенный из мягких камней.
- перевернем страницу. Юрта- переносное каркасное жилище у кочевников. Юрты имеют двухстворчатые деревянные двери. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок - плотный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают всем известные валенки). Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом.
Изнутри юрта делится на две половины. Женская и мужская.
П- В чем сходства и различия рассмотренных нами жилищ?
П, М- Рассмотрим следующие иллюстрации и сравним дома
-На следующей иллюстрации мы видим мазанку. Ма́занка -тип сельского дома. Стены мазанки состоят из сырцового кирпича и обмазываются глиной (откуда и название). Стены мазанки известкуются.
-Справедливо ли высказывание: Устройство и особенности жилищ зависели от условий жизни и труда народа?»
- Посмотрим в учебник с.53. Рассмотрим фотографии домов карелов XIX века. Ответьте на вопрос: «Удобны ли такие жилища? Учитывают ли они условия природы Карелии?»
-А теперь давайте прочитаем подписи под фотографиями.
П,М- Рассмотрим картину И. Левитана «Сакля в Алупке»С. 53. Са́кля - деревянный дом в Крыму, преимущественно в горной зоне. В Крымских горах это обычно небольшой дом, из дерева, глины, керамического или саманного кирпича, с плоской крышей.
Древнейшие сакли — простейшие однокомнатные сооружения без окон, с земляным полом и очагом посредине помещения. Дым в таких саклях выходил через отверстие в крыше.
На с. 54 вам предлагается ответить на вопрос.: «Что может рассказать картина И. Левитана о жизни народов в 19 веке.»
|
М- извлекают информацию из иллюстрации
Отвечают на вопрос
М- рассматривают иллюстрацию
П,М- Отвечают на вопрос
М- Рассматривают иллюстрацию. Сравнивают дома
М- Отвечают на вопрос
М,П-Работают с иллюстрацией в учебнике. Отвечают на вопрос
М,Л- Соотносят высказанные ранее предположения с полученными новыми знаниями
|
Подведение итогов
|
П- Чем отличается эта постройка на картине Левитана, от тех, что возводились в Средней полосе России?»
- организует рефлексию
|
М,Л- Соотносят высказанные ранее предположения с полученными новыми знаниями
Л- рефлексируют
|
Дополнительный материал: Дополнительная информация о яранге, чуме, юрте, мазанке, сакле.
|
Диагностика достижений планируемых результатов: устный опрос
|
Дополнительное творческое задание:
|
Самоанализ урока
|
Достижения
|
Затруднения
|
Предложения
|
|
|
|