|
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка
Тема самообразования: "Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка
Актуальность
К 5 годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры, решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.
Предполагаемый результат: , в результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появится возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Будет развиваться связная речь, произойдёт обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации),Развитию психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение; познавательные процессы фантазии).Личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным
Для достижения цели поставили перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).
5.Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника •
Для того чтобы достичь мастерства в театрализованной деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями и с социумом.
В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме
Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
2.Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.
3.Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008.
4.Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2012.
5Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
М. «Генезис» 2000.
6.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.
.7Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет.г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010г.
На основе изученной литературы мы организовали кружок Маленькие артисты»
разработала и составила план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год согласно тематического планирования ДОУ (см. приложение)
Разнообразили и дополнили развивающую среду группы новыми играми и игрушками – персонажами для театрализованной деятельности. Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организации творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новых знаниям, расширять творческий потенциал. Э.Г. Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем, которыми я руководствуюсь:
● Выбор пьесы или инсценировки, чтение и обсуждение ее с детьми.
● Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
● Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
● Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов, декораций и костюмов.
● Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
● Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен.
● Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), музыкальным оформлением.
● Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
● Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
● Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю,
Развивающую среду пополняем исходя из комплексно – тематического планирования (тематика) и учитываем различные виды театров.
В группе имеются следующие виды театров, созданные и приобретенные педагогами:
☼ Пальчиковый театр
Сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «☼ Баночный театр
Сказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Кто, петух и лиса».
☼ Театр масок
Сказки: «Курочка ряба», «Три медведя»,»Заюшкина избушка».
☼ Деревянный настольный театр
Сказки: «Три поросенка», «Маша и медведь», «Репка».
☼ Тетра матрешек «Колобок»
☼ ☼ Театр живой руки «Заюшкина избушка»
Все виды театров были использованы в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, и имели успех. Дети группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях. Дети с удовольствием участвовали в спектакле «Теремок», показанном детям младших групп,а также провели развлечение «С огнём шутить нельзя, используя театрализованное представление»Теремок и уголёк»
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила–консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», « «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника»; папку-передвижку» Оформление папки - передвижки: "Правила поведения родителей на детском празднике», беседы, памятки и другие.(День открытых дверей)
Делюсь опытом работы и с коллегами, подготовила презентацию на тему: «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии дошкольников».
В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. В дальнейшем планирую работать над этой темой, т.к. считаю ее актуальной. Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию
|
|
|