Главная страница

Самовоспитание как средство формирования педагогического мастерства учитель английского языка маоу сош №18 Пенкина Е. В. Самовоспитание как средство формирования педагогического мастерства


Скачать 73.86 Kb.
Название Самовоспитание как средство формирования педагогического мастерства учитель английского языка маоу сош №18 Пенкина Е. В. Самовоспитание как средство формирования педагогического мастерства
Пенкина Е.В
Дата 12.03.2016
Размер 73.86 Kb.
Тип Документы

Самовоспитание как средство

формирования педагогического мастерства.

Выполнила: учитель английского языка

МАОУ СОШ №18 Пенкина Е.В.

Самовоспитание как средство

формирования педагогического мастерства.

Изменения в социально-экономической и культурной сфере жизни общества предъявляют сегодня серьезные требования к личности педагога. Согласно прогнозам футурологов, для решения актуальных проблем школьного образования в XXI веке нужен учитель-мастер педагогического труда, высококвалифицированный, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственно предметной области, способный к творческому продуктивному труду. А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, научно обоснованный отбор претендентов на педагогическую работу, а также овладение системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и готовности к  педагогической деятельности.

Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Педагогический профессионализм связан еще с понятием мастерства педагогического общения.

Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше используется сравнительно «молодое» словосочетание: педагогическое общение. Профессор А.А. Леонтьев определяет его так: «Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива». Важным компонентом большой группы профессионально-значимых качеств педагога являетсякоммуникативность - качество необходимое для усиленного выполнения любой педагогической деятельности. Это общительность, эмоциональная экспрессия, развитая речь (правильное произношение, логичность, стройность изложения мыслей и т.п.), педагогический такт, способность прочесть душевное состояние учащегося по выражению лица, мимике, жестам, позе, походке.
Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга.

Ф. Н. Гоноболин  дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
1.     способность делать учебный материал доступным;
2.     творчество в работе;
3.     педагогически-волевое влияние на учащихся;
4.     способность организовать коллектив учащихся;
5.     интерес и любовь к детям;
6.     содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

7.     педагогический такт;
8.     способность связать учебный предмет с жизнью;
9.     наблюдательность;
10.    педагогическая требовательность.

К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.

По степени влияния на результативность формирования оптимума профессионального самосознания ведущее место занимает мотивация (30%), степень влияния обучения (26%), направленности личности (28%), времени (16%).
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности. Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:
·  интерес к учебному предмету - 27,2%;
·  желание обучать данному предмету - 16,2%;
·  стремление посвятить себя воспитанию детей - 19,2%;
·  осознание педагогических способностей - 6%;
·  желание иметь высшее образование - 13%;
·  представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;
·  стремление к материальной обеспеченности - 2,2%;
·  так сложились обстоятельства - 4%.

Профессиональному самопознанию будущего педагога может помочь курс психологии. Для выявления общей самооценки должна быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле. Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста «понятийный словарь».

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Для того чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопознания – анализ собственного опыта, как положительного, так и отрицательного. Опыт, «сын ошибок трудных», — превосходный учитель, дорого, берущий за свои уроки. Другой способ познания себя – сравнение с другими. По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Главное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод  жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с первого шага. Тем более дорога, новая для ступившего на нее, к тому же в новый для него мир интенсивного познания. Однако таков жизненный парадокс!  Чем самостоятельней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуждаемся в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию. Для того чтобы процесс самосовершенствования был эффективным, необходимо заниматься им: осознанно; строго по плану; систематически; поставив перед собой четкие цели, и стремясь получить реальные и осязаемые результаты.

Ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела. Педагогическая деятельность — одна из сложнейших областей человеческой деятельности и в то же время — одна из наиболее распространенных. Поэтому постоянно актуальными остаются проблемы профессиональной пригодности, становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя и повышение его педагогического мастерства. Всякая теория воспитания предъявляет свои собственные требования к учителю. Для педагогики Ж.Ж.Руссо учитель — только сторож и охранитель ребенка от порчи и дурных влияний. Для Л.Н. Толстого это должен быть непременно добродетельный человек, который своим личным примером заражал бы ребенка. Для педагогики воспитатель — тот, кто умеет исполнять заповедь: Ломай волю твоего ребенка, чтобы он не погиб.
Важнейшими характеристиками целостной модели современного учителя можно назвать следующие: 
* философско-методологическая зрелость, обеспечивающая широкий кругозор; 
*   чувство межпредметных связей и перспектив социально-экономического развития общества; 
* готовность учителя к смене парадигм и принципов организации труда в соответствии с развитием науки и техники;
*  установка и готовность учителя (и студента — будущего педагога) к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию себя как специалиста и как личности. 
Как отмечают специалисты в области психологии труда и профессиональных способностей, проблемы профориентации, профобучения, профотбора, профаттестации и многие другие, связанные с профессиональным становлением личности, необходимо анализировать и решать в рамках единого концептуального аппарата. И закончить хотелось бы словами Фомина Олега Юрьевича, которые отражают сущность учителя:
«Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может быть хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком. Настоящий учитель учит и словами, и всем своим поведением, а в конечном счете всей судьбой. Таких учителей зовут Учителями, духовными наставниками».