|
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме "В гости к белочке"
Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме "В гости к белочке"
Цель: развитие речи младших дошкольников.
Задачи:
-
обогащение словаря (знакомство со словами: «шуршит», «листопад», «кружат» «боровик»; овладение средствами выразительности языка;
развитие артикуляционного аппарата, развитие дикции и интонации;
развитие лёгких и умение гармонично использовать дыхательные ресурсы;
воспитание любви и интереса к литературе.
Материал:
магнитофон; фонограмма звуков природы («Малыш в лесу»);
-
картина с изображением осеннего леса;
сухие листья, подвешенные на нитках к основе (на уровне губ детей);
корзиночка;
каштаны;
пластилин белого цвета;
дощечки для лепки; с
алфетки;
стол.
План-конспект занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в природе наступила осень и предлагает всем вместе отправиться в лес в гости к одному зверю. Какому?
Дети узнают, отгадав загадку:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?» (Белка)
Педагог хвалит детей за смекалку , подтвердив, что их пригласила именно белка. А также напоминает, что в лесу сейчас холодно, поэтому всем нужно одеться потеплее.
Имитация одевания: -«Сначала надеваем колготы, затем – кофту, потом – штанишки, за ними – куртку, на голову – шапку, на ножки – сапожки, на ручки-перчатки. Все готовы, ничего не забыли?»
II. Основная часть
Под звуки фонограммы «Малыш в лесу» дети подходят к картине.
1. Рассматривание картины. Детям показывается изображение деревьев в осеннем убранстве. Воспитатель обращает внимание на то, как красиво в осеннем лесу.
2. Дыхательная гимнастика. Педагог предлагает детям изобразить, как ветер дует на листочки и качает их. (сухие листья подвешены на нитке на уровне губ ребёнка, дети дуют на них с разной силой).
Детям предлагается:
подуть на листья сильно (сильный ветер),
подуть тихонько (ветер стихает),
показать, как гудит ветер ( у-у-у),
изобразить шуршание листьев ( ш-ш-ш).
3. Воспитатель сообщает детям, что при сильном ветре листья отрываются от веток и падают на землю. Это явление принято называть листопадом. Детям предлагается изобразить осенние листочки.
Упражнение на координацию слова с движением:
Листопад, листопад (Бегают, изображая осенние листики.)
Листья желтые летят.
Кружат по дорожке, (Кружатся на месте.)
Падают под ножки. (Медленно приседают.)
4. Угощение для белочки. Воспитатель напоминает детям, что в гости не ходят с пустыми руками и предлагает набрать для белочки грибов в корзинку, помочь ей сделать запас на зиму.
Пальчиковая гимнастика:
Мы в лесок пойдём, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Мы грибок найдём (Из рук складывают грибок: одна рука сжата в
В шапочке нарядной, кулак, другая накрывает кулак сверху.)
Тёмно-шоколадной. (Сжимают и разжимают пальцы.)
5. Чтение стихотворения А. Прокофьева «По дорожке шли…»
По дорожке шли , боровик нашли.
Боровик боровой в мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
Чтение стихотворения сопровождается действием детей. Они подходят к столу и лепят из пластилина ножки для грибов, соединяют их с каштанами. Получаются белые грибы-боровики. Получившиеся грибы складывают в корзинку. Подарок для белки готов!
6. Детям показывается изображение дерева с дуплом и белкой, заготавливающей грибы. Проводится психогимнастика:
Детям предлагается показать, как белочка сушит грибы, сопровождая гимнастику речью.
Солнце на работе –
Белочка в заботе.
На сучок –
Грибок,
Да еще грибок.
Сушит, старается –
Не подходи!
Едой запасается;
Зима впереди! А. Чепуров
7. Артикуляционная гимнастика
Воспитатель предлагает детям выполнить упражнения для языка:
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Орешки для белочки. Открыть рот. Кончиком языка изнутри оттопырить сначала одну, затем другую щеку.
Белочка цокает. Щелкать языком. Изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
8. Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса
Воспитатель предлагает поиграть с белкой:
«Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Белка, где была?» – « В лесу.»
Проговаривать фразу с разной силой голоса: громко, тише, тихо.
III. Заключительная часть
Воспитатель хвалит детей за старания и напоминает, что пора возвращаться в детский сад. Дети прощаются с белочкой и с лесом:
До свиданья, старый лес, (Идут по кругу и машут рукой.)
Полный сказочных чудес.
На занятии были использованы следующие инновационные методики:
сопровождение речи движениями;
дыхательная гимнастика;
упражнение на координацию слова с движением;
пальчиковая гимнастика;
психогимнастика;
артикуляционная гимнастика;
упражнение на развитие речевого дыхания и голоса.
Литература:
29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей/ Авт.-сост. А. В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008.
Весёлый зоопарк. Стихи и загадки для развития речи / Сост. И. Филиппова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009.
Новиковская О. А. 100 упражнений для развития речи /Ольга Новиковская. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2009.
Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.
ГБДОУ детский сад№69 Выборгского района
Г. Санкт-Петербурга, группа №6
Завьялова Н.А.
|
|
|