ИСТОРИЯ
7. 60 ЛЕТ ПОБЕДЕ. ДНИ ПОБЕДЫ
90. Когда я была еще совсем маленькой, мой прадедушка рассказывал мне о страшной войне, которую он видел своими глазами… Тогда я слушала с большим интересом, но не до конца понимала весь ужас, через который он прошел, а в этот год, когда мой прадедушка надел свои медали и ордена и пошел на парад… осознала, что эти люди боролись не за свою жизнь, а за наше светлое будущее, чтобы мы жили под чистым, голубым небом и ярким солнцем. Безусловно, это счастливейший праздник не может не тронуть сердца (Мышкина Евгения, 1 курс)
91. У меня к этому событию свое трепетное отношение. Я родилась в семье военного. Мой дедушка – участник Великой Отечественной войны, он много рассказывал о ней. В нашей семье принято отмечать этот праздник. Мой папа дважды участвовал в парадах, посвященных празднованию Дня Победы в Москве на Красной Площади, и я с удовольствием рассматриваю фотографии, где папа в парадной форме красивый, веселый держит меня на руках. В нашей семье нередко возникали разговоры о том времени, обсуждались фильмы, книги военной тематики; родители воспитали нас с братом так, что к событиям 1941-1945 г.г. мы не равнодушны…Отношение к Великой Отечественной войне сформировало у меня патриотизм и уважение к своей Родине (Кокорина Ольга, 2 курс).
92. В глубине души я была очень горда за свою страну, за российский народ, когда звучали военные песни, и по площади проезжала колонна с ветеранами (Нешатаева Е., 2 курс)
93. 9 мая, парад, синий папин костюм, синяя фуражка, белая рубашка, запах гуталина на ботинках, медали, цветы и строи, идущие друг за другом, - все это вызывало во мне чувство радости и веселья. У меня не возникало в тот момент вопроса: отчего людям так хорошо? Я просто радовалась вместе с ними. 9 мая несколько лет спустя, воздушный шар, поднимающийся с детской площадки у моего дома, вот-вот и я его задела рукой (Плоская Наталья, 2 курс)
8. ВЫВОД СОВЕТСКИХ ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА
97. В новостях показывали, как военная техника переходила мост, в конце шел главный военный, солдат забрасывали цветами, было очень красиво (Емелин Александр, 2 курс)
98. Это было для меня просто интересно смотреть по телевизору, как движется такая техника, которую в обыденной жизни я не видел (Малафеев Алексей, 1 курс)
9. ТОВАРНЫЙ ГОЛОД, ДЕФИЦИТ В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ
99. В нашем городе Чернушке был один хлебозавод, который поставлял хлебобулочные изделия в магазины райпо. А также была одна хлебопекарня, находившаяся в районе железной дороги. Поэтому горожане дали название хлебу «Железнодорожный» и «Райповский». Всем выдавали талоны с расписанием получения хлеба на квартал. За каждым жителем был свой магазин, в котором он получал товар. Помню, дед отмечал дни выдачи хлеба. Но «Райповский» хлеб был не так вкусен, как «Железнодорожный». Если хлеба не хватало, то приходилось ходить пешком (из одного конца города в другой), в шесть часов утра на железную дорогу в пекарню, чтобы занять очередь, потому что к обеду многим хлеб не доставался.
В магазинах прилавки пустовали (мух летало больше), лежала только туалетная бумага, про которую Петросян по телевизору говорил: «Зачем же нам туалетная бумага, если продуктов нет!». Выдавали также талоны на водку, за которой были самые длинные очереди.
В детстве, когда меня отправляли в магазин, то, даже не заходя в него, я видел длинную очередь. Это было обычным явлением в годы социализма. Сейчас же, если видят очередь, то говорят: «Ну прям, как при коммунизме». (Байбурин Эдуард, 2 курс)
100. Всех волновала та самая перестройка, так как мои родители, бабушка, дедушка при встрече с кем-либо обязательно в разговоре употребляли слово «перестройка». Я был маленький и не понимал, что значит это слово, и никто не мог объяснить, что это на самом деле такое. Потом мне все это дело надоело… Машинки, игрушки, мультики – все это интереснее (Волков Иван, 2 курс)
101. Тогда еще не было ларьков, лавок и павильонов на каждом углу. Но все это в малолетстве кажется совершенно естественным, потому что при других условиях я не жила и сравнить было не с чем. Я пребывала в блаженном неведении, уверенная в том, что все, что происходит, - нормальный порядок вещей и, разумеется, лучший (Бояринцева Е.Ю., 2 курс).
102. Про слово «перестройка» я узнала позже… В основе моего представления лежала нехватка продуктов, товаров и т.д. Несмотря на то, что я была далека от этого, мне хотелось делиться. Отправляя каждый раз посылку, я представляла светящиеся глаза моей сестры (Плоская Наталья, 2 курс)
103. На памяти четко остался тот факт, когда в магазинах все продукты были по талонам, а спиртного на прилавках не было вообще. В результате в нашей деревне развернулась широкая сеть по торговле самогоном. Меня это в принципе не касалось, но тем не менее это запомнилось (Кривощекова Светлана, 1 курс)
104. В начале 90-х годов было распространено такое явление как очереди. Тяжело маленькому человеку оказаться в толпе больших людей (Трубина Анна, 4 курс)
105. В стране была смута, мне это отчетливо запомнилось, так как в это время резко повысились цены и произошел бардак в обществе. Это событие повлияло на социальный уровень нашей семьи (Пенягина И., 4 курс).
106. Громадные очереди в магазинах с утра. Люди не знали, куда вложить свои деньги. Деньги были, а купить было нечего. Я запомнила этот период, так как именно в период перестройки мы тоже вложили деньги в недвижимость, мы купили большой дом, в котором живем. Это был срочный вклад денежных средств (Шайбакова Альфия, 4 курс).
107. Мне хорошо запомнилось, как я с утра до вечера стояла в огромных очередях, чтобы купить булку хлеба, которую давали по талонам. Моя мама занимала с вечера очередь в магазин и стояла всю ночь, чтобы купить что-нибудь из одежды (Горбунова Галина, 4 курс).
10. СОБЫТИЯ 19-21 АВГУСТА 1991 Г. И В ОКТЯБРЕ 1993Г.
108. Путч, когда танки бомбили здание… Это хорошо, что сделала для нас демократия, потому что коммунизм казался мне адом. Не было ни продуктов, ни товаров, запрещались очень многие вещи. Я даже рад, что так все произошло. Но к сожалению, погибли люди в те дни, пусть немного, но они для меня останутся героями. (Емелин Александр, 2 курс)
109. В то время я еще не понимала.., что там творится на самом деле. Я могла лишь видеть то, что мне сообщало телевидение, и у меня сложилось мнение, что неизвестные бандиты захватили Белый Дом, и наше правительство с помощью вооруженных сил освободило здание (Куприянюк В.С., 1 курс)
110. Однажды вечером моя мама мне сказала, что этой передачи («Спокойной ночи малыши» - А.Ч) не будет. Вместо нее по телевидению показывали какой-то большой горящий дом…В то время меня это не волновало (Протопопов Д.А., 1 курс).
111. Мне было тогда семь лет, и я уже был наслышан от родителей и бабушки с дедушкой о сталинских временах и переворотах… Не понимая всего, что происходит, я думал, что начнется война или что ночами также начнут увозить людей… Меня тогда долго мучил страх, а вдруг начнется гражданская война или вдруг мне с моими родителями придется оказаться в такой же толпе… Сейчас же … смотрю на это проще и обыденно, не только по тому, что в чем-то разбираюсь, но и потому, что просто насмотрелся на подобные случаи. Единственное, что не изменилось…с 1993 г., это страх и беспокойство за ближних. (Пода Даниил, 2 курс)
112. Я думал, что пришла на нас армия другого государства и нашему государству пришел конец. Мне было уже в то время как-то не по себе… (Малафеев Алексей, 1 курс)
113. Раньше я не осознавал, зачем это делают и вообще думал, что Белый Дом есть только в Америке и раз его обстреливают, то там, наверно, сидят враги и зачем мучиться обстреливать из танка, можно просто взорвать или запустить туда ОМОН. Но, став взрослее понимаю, что … разве так решают проблемы, тем более, что там были не враги, а политические деятели, боровшиеся за демократическую свободу, а кто их обстреливал, хотели тоталитарного режима… В какой-то степени, если бы у нас был тоталитарный режим, то что-то было бы хорошо, а что-то плохо… но как было бы на самом деле нам не узнать и остается только догадываться. Я все-таки доволен демократизмом, если это демократизм, но наш народ специфический, для него нужен другой метод, метод кнута и пряника.. (Лабердин Дмитрий, 2 курс)
114. Довольно комичная ситуация – мы в это время гостили у бабушки в деревне, где не было ни телевизора, ни радио, поэтому родители ни о чем не знали. Помню, когда мы вернулись в город, кто-то подошел и спросил, что мы по этому поводу думаем. - «О чем?» - «О перевороте». Вот это была новость! Все взрослые были взволнованы, заинтересованы чем-то, что совершенно забыли обо мне. Я почему-то очень гордилась собой, ведь я знала, что в стране произошел переворот – что-то очень-очень важное, правда совсем непонятное. А еще, не знаю почему, я надеялась, что закроют садик. Да, хорошо быть ребенком: никаких проблем (Колмогорова К.В., 1 курс)
115. Летом 1991 г. мы с родителями хотели ехать к родственникам в Санкт-Петербург, но моя прабабушка, насмотревшись телевизора, меня не отпустила, Она прокомментировала свое решение так: «Там ездят на танках и стреляют». Естественно, мои родители с ней согласились и не взяли меня с собой. Когда родители приехали обратно, то сказали, что ничего подобного там не было. Я в свою очередь огорчилась, потому что мне очень хотелось посмотреть этот город (Венедиктова Александра, 4 курс).
116. Это было в октябре 1993 г. Происходили военные действия у Белого дома. Мне было 9 лет, вообще-то меня это не волновало, я была маленькая, играла на улице с другими детьми. А дома был хаос, все почему-то нервничали, не отходили от телевизора. Конечно, их беспокоила судьба России, но важнее было то, что в тот момент в Москве находились мой дядя и двоюродная сестра. Все бы ничего, но они были в гостях у родственников, а родственники жили, как назло, у Белого дома. Но все обошлось (Хасанова Олеся, 4 курс)
117. В августе 1991 г… мне было семь лет, и мы отдыхали с бабушкой на море у родственников. Помню, что все переживали, постоянно смотрели новости, в которых показывали, как по Москве ездят танки и солдаты с оружием. В то время танки для меня ассоциировались с войной, о которой я знала больше, чем о политической ситуации в стране. Поэтому я очень испугалась, что начнется война, всех убьют. Я стала проситься домой к маме, реветь. Бабушка с трудом меня убедила, что все будет хорошо (Савина О.С., 4 курс).
118. Первое запомнившееся событие – путч 1991 г. По телевизору показывали, как по Москве едут танки, как бомбят Белый Дом. Я сначала думала, что началась война И испугалась, но родители все объяснили и сказали, что бы я не боялась (Соловьева Л.Н., 4 курс).
119. Я не могу сказать, что сильно испугался, но было неприятно. И еще слова какие-то непонятные: «путч», «ГКЧП». После этих трех дней, наверно, в течение месяца вся страна обсуждала произошедшее, моя семья не исключение… Потом октябрь 1993 г. Тоже произошел какой-то переворот. В Москве опять были танки и солдаты. Плохо помню, что там произошло конкретно. Что-то связанное с Руцким, военными. (Югов А.В., 4 курс)
120. В 1991 г. в стране произошел путч. После этого события в России люди разделились на два социальных класса: бедные и богатые. Это очень было заметно среди политиков (Бурылова К.В., 4 курс).
121. Мне как ребенку было всегда интересно смотреть мультфильмы и скучно смотреть балет, поэтому эта деталь очень хорошо отпечаталась в моей памяти. У меня папа бывший военнослужащий, и я помню, как он нес усиленный вариант службы, то есть 2 -3 недели находился в казарме, и мы очень переживали за папу, были бессонные ночи и слезы (Турсунова Д., 4 курс).
11. ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
122. «Эта война бесполезная и ненужная…СССР и США были влиятельными во всем мире. Лучше бы мирно стали создавать будущее планеты. Штаты помогли бы нам построить новые заводы, дома… А после можно было бы помогать не развитым странам, но не в урон себе. Получилось… соревнование, «кто кого перегонит». И непонятно, зачем США начало эту войну, им меньше досталось, чем нам во вторую мировую войну, и некуда было девать свои силы… «с жиру бесились», а нам оставалось, как только давать ответ…Не нужно было ничего доказывать другим странам, они же и так знали, что СССР и США – крупные державы» (Климова Надежда, 1 курс)
123. Я думала, что холодная война происходила зимой. На какой-то территории столкнулись два войска: американское и российское… Даже тогда мне было интересно, кто же выиграл эту войну. Ведь я тогда была ребенком и боялась каких-то перемен в своей жизни. Вдруг жить станет плохо. Родители всегда мне говорили, что война – это плохо, что погибает много людей…Русское и американское государства вели гонку в вооружении ядерным оружием… Это напоминало мне борьбу двух психов, которые боролись друг с другом, ничего не жалея… Хорошо, что этот идиотизм не зашел дальше. Ведь если бы мы не прекратили эту холодную войну, то мог бы погибнуть весь мир. Я рада, что наши государственные лидеры остановились, осознав весь ужас этой войны (Синельникова П., 2 курс)
12. ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА ТАТИЩЕВУ В ПЕРМИ.
124. Парадоксально, что люди о нем услышали из новостей, которые подняли большую шумиху не из-за открытия памятника, а из-за кражи ядер – фрагментов памятника. И вот спустя почти два года после открытия, я спросила своих однокурсников, кто такой Татищев? 60% сказали: основатель Перми. Где находится памятник этому человеку? Ответ знали только 40%...Меня больше всего удручило, что люди настолько не знают историю родного города… Мне, к примеру, на это не наплевать. Я считаю, что мы должны знать свои корни… Ведь как говорили древние: человек не может существовать без прошлого, без него человек обречен…(Кобелева Валерия, 1 курс).
13. РАСПАД СССР
125. Все что я помню, так это ощущение того, что наше государство снова потрясет либо война, либо революция. Однако, как и все дети, я не особо был этим озадачен, но последствия, вскоре проявившиеся, были просто для меня ошеломляющими. Первым делом поднялись цены на продукты, и, конечно же, на мороженное!!!... Наша семья не смогла приехать в отпуск к родственникам, которых мы раньше навещали каждый год! Подумайте только, каким это было для меня потрясением! А после жизнь пошла своим чередом…(Чащухин А., 2 курс)
126. Тогда еще я не понимал, как это невыгодно для России. Для меня это было как игра: ну отделились, нам легче будет без них прожить. Сейчас же я понимаю, какая это была потеря. Во-первых, мы потеряли очень большую часть своей территории. Во-вторых, ослабилась защита границ России. Да и почти все долги Советского Союза перешли к России (Баксанов Е.В., 2 курс)
127. Все детство я прожила в промышленном городе на севере Казахстана. В 1992 г. моя семья получила большую квартиру. У меня и брата появился новый друг. Все складывалось как нельзя лучше. Через год от родителей узнаю, что мы уезжаем к бабашке в Россию, но не на каникулы, а навсегда. Когда я сказала другу, что мы уезжаем за границу, он в ответ радостно: «Мы с мамой тоже за границу!». Обрадовавшись, что едем мы за одну заграницу, не переживали, что расстаемся, так как обязательно вскоре встретимся. Оказалось, что его заграница была Германия, а наша – Россия. После переезда в Россию у меня всегда оставался интерес, что происходит там, в моем родном городе… Сейчас мой родной город стал мне чужим, так как в эту страну я могу попасть только по заграничному паспорту (Емелина Анастасия, 4 курс).
14. ПЕРВОМАЙСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ
128. Самое первое воспоминание: я на плечах у папы, кругом – транспаранты, портреты, красные флаги и радостные счастливые лица. Оттого и мне весело. В руках шары, и я их пускаю в небо… Неожиданные и приятные встречи, праздник, песни, смех! До сих поро жду с нетерпением праздник мира и труда… Чувство единения, всеобщего восторга ощущается очень полно! (Сыропятова Д., 1 курс).
129. Это была особенная процедура. С вечера вся семья готовилась, кто гладил рубашки, кто примерял и выбирал одежду, а я радовался, что канун праздника и не надо идти в детсад. Рано утром 1 мая меня будили, мы одевались празднично, надували шарики, нацепляли на грудь всякие значки с изображением Ленина и отправлялись на улицу. Подходили на остановку Землячки, там мама с папой получали какие-то транспаранты с изображением предводителей партии , шли и махали ими, причем я сидел на шее у папы, держал шарик и флажок. Впереди играл духовой оркестр, для меня это был настоящий праздник (Костин А.А., 4 курс).
15. ВАНДАЛИЗМ НАД ПАМЯТНИКАМИ ИСТОРИИ
130. Вандализм над памятниками старины и истории, осуждающие разговоры о нашем прошлом поднимают во мне столько злости! Как так можно говорить и издеваться над своей историей?, Ведь это было, это просто так нельзя вычеркнуть, а также осуждать, ведь тогда было все по-другому, совершенно другие нравы, и мы просто не имеем право говорить что-либо плохое о том, где мы лично не присутствовали. (Котельникова А.А., 1 курс)
16. СЪЕЗДЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
131. Из-за депутатов меня все время «обламывали» посмотреть мультики (Костин А.А., 4 курс).
17. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР.
132. Первое мое воспоминание – это 1 апреля 1990 г. Точно я не помню, что произошло, вроде бы что-то связанное с деньгами. Помню только, что мне это не понравилось (Югов А.В., 4 курс)
ЭКОНОМИКА
18. МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ
133. Мой папа военный, после снятия льгот он лишился множества привилегий, не получив взамен ничего существенного, а я пользовалась студенческим проездным, сейчас он мне не удобен… Возможно я ошибаюсь в своей оценке, и действительно, это делается к лучшему (Мышкина Евгения, 1 курс)
134. Еще в школе учитель истории говорил, что государство богатеет за счет бедных слоев населения… Раньше я особого значения этому не придавала, но сейчас понимаю, что это именно так. (Трубинова Наталья, 1 курс)
135. Меня всегда мало интересовали проблемы, которые не касались… меня, а политика, новые законы, реформы, какие-то движения вообще «темный лес»…Честно говоря, я не понимаю: зачем это все? Зачем менять что-то? Ведь люди привыкли и какие – то новые внедрения в их обыденную жизнь могут быть восприняты ими в штыки. Неужели мало других проблем, требующих решения?.. Я в первый раз задумалась о проблеме, которая, как оказалось, имела самое прямое отношение ко мне… А эти демонстрации людей по поводу того, чтобы им вернули льготы, наталкивают на мысль, а стоило ли вообще изменять что-либо?.. Тяжело размышлять о чем-то и принимать какие-то решения над тем, чем ломало голову не один десяток людей, далеко не глупых… Конечно, хочется ни о чем не думать, и просто плыть по течению, соглашаясь с мнением остальных, может быть более сильных, чем ты… Но человек должен иметь свою точку зрения по любому событию, которое происходит вокруг него и высказывать ее, хотя бы для самого себя. И пока мы не осознаем, что все, что происходит в этом мире и окружает нас имеет непосредственное отношение к нам, и что не стоит закрывать глаза, не стоит полагаться на кого-то, вряд ли мы добъемся того, к чему стремимся. (Петрова Наталья, 1 курс)
19. ПОЯВЛЕНИЕ В РОССИИ СЕТИ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ, ГИПЕРМАРКЕТОВ
136. Я их не любила тогда, так как думала, что они для богатых и избалованных, но когда сходила туда с родителями, поняла, что это очень даже приятные местечки. Вообще-то у меня особой радости от их появления не было, но людям наверняка было очень приятно (Зеленина Ольга, 1 курс)
137. Заходя в любой из гипермаркетов, удивляешься их огромным размерам, глаза разбегаются, хочется посмотреть все и сразу. Удивляешься всему… Раньше выбора было намного меньше, а может это и к лучшему, потому что не каждый может позволить себе сходить в кафе, купит что-то себе в дорогом магазине. Хоть и кажется, что все это делается только для нас, на самом деле это далеко не так. В настоящее время практически каждый делает только все для своей выгоды. Зато есть место, где можно хорошо отдохнуть, попытаться забыть о своих проблемах, или наоборот обсудить их…(Сивенко А.Ю., 1 курс)
20. ИНФЛЯЦИЯ
138. Я будучи еще ребенком, даже не предполагала, что существуют деньги намного меньше купюры в 100 рублей… совершенно дико было сознавать тот факт, что копейка, одна копейка чего-то стоит… Я почему –то считала, что один миллион – это так много, а 100 рублей – это так мало, настолько мало, что нельзя было купить даже жвачку…Этот период в экономике страны был таким трудным…Абсолютно не понимая сути процесса перевода денег, я видела интерес населения, слышала разговоры на эту тему… Когда моим родителям в первый раз выдали зарплату такими странными деньгами (какими-то копейками), во мне проснулся интерес. Мне казалось странным, почему раньше никчемная жвачка стоила 500 рублей, а сейчас – рубль? Почему такими разными по соотношению величинами, как рубль и тысяча, оценивают один и тот же продукт? Почему раньше один миллион – это было так мало, а теперь можно купить на эти деньги квартиру?.. Но спустя время… я сделала вывод, что…деньги начали приобретать ценность, и, может быть, наша страна приобретет более высокий статус, нежели сейчас. (Валина Надежда, 1 курс)
21. ДЕНОМИНАЦИЯ
139. Игра деньгами…В голове крутились вопросы: зачем? Почему? Как? (Шерстова Ксения, 1 курс)
140. Мы были детьми и очень любили покупать киндер-сюрпризы. Одно яйцо до деноминации стоило 3000 рублей, то есть на 10000 можно было купить 3 штуки. А после смены денег, когда миллионы сменили тысячи, тысячи - рубли, один киндер-сюрприз стал стоить 10 новых рублей. Конечно, это изменение для меня стало разочарованием. Мне это новшество совершенно не понравилось (Нешатаева Е., 2 курс)
141. Узнав, что правительство собирается отменять тысячи, заменив их рублями, для меня это стало шоком. Я представить себе не могла, что это такое, как привыкнуть к рублям вместо тысяч. Тем не менее, мы все это прекрасно пережили. С позиции сегодняшнего дня, я могу твердо заявить: что бы ни придумало наше правительство, мы все это перенесем, адаптируемся. Теперь, мне кажется, любое нововведение приживется (Клус Ю.Н., 2 курс)
142. Очень тяжело было привыкать к новым ценам (Кривощекова Светлана, 1 курс)
5. Сколько денег лежало бы на книжках у людей, если бы не деноминация. Идешь в магазин с 10000 руб., можно много чего купить, а с 10 рублями после деноминации на хлеб хватает только-только (Латынина Татьяна, 1 курс)
143. Сначала были рубли, потом эти рубли превратились в тысячи. Для меня было непонятным, как за двести рублей я могла купить только одну шоколадку, если раньше она стоила два рубля (Соловьева Л.Н., 4 курс)
22. ДЕФОЛТ 1998 Г.
144. Помню кризис 1998 г., я тогда почему-то так испугалась и думала, что либо будет гражданская война, либо война с Америкой (Шахова Ирина, 1 курс)
145. Я сразу почувствовал скачок цен и длинные очереди за продуктами (Протопопов Д.А., 1 курс)
146. Событие, которое пошатнуло уверенность страны в своем будущем и будущем своих детей. Общество престало доверять государству, предчувствуя в каждом действии Госдумы подвох и угрозу благосостоянию… В свои 15 лет я четко понял, что нельзя доверять и держать свои финансовые средства в денежных знаках своей страны, так как в одну ночь из миллионера я стал нищим. Все сбережения, лежавшие на счете в Сбербанке были обесценены, тысячи стали рублями, миллионы опустились до тысяч. Кто был чем-то, стал ничем… Люди поняли, что могут доверять только себе, сохранить и приумножить свои финансовые средства…лишь в обход государства (Хуснадинов Р.Р., 1 курс)
147. Однажды, проснувшись 17 августа 1998 г., я услышала оживленный разговор своих родителей о какой-то девальвации… Оказалось, что это событие привело к очень серьезным последствиям, таким, как резкий рост цен… массовые забастовки, пробки на дорогах, массовые сокращения… бесконечные очереди в магазинах, постоянная смена премьер-министров…Так в моем словарном запасе появилось новое слово «девальвация» (Балуева Оксана, 1 курс)
148. Очень хорошо помню кризис 1998 г., потому что невозможно было купить сигарет, цены прыгали, то вверх, то вниз. Я к этому относился очень плохо (Малафеев Алексей, 1 курс).
149. Тогда я очень сильно испугалась. Что моя семья, и так не богатая, а среднего достатка, потеряла бы все, чего она достигла…Даже сейчас я с каким-то странным любопытством слежу за курсом доллара. Я просто не хочу, чтобы повторились те же события, иначе я просто не смогу доучиться. Когда сталкиваешься с этим, задумаешься над вопросом: «почему деньги играют такую важную роль в нашей жизни?». И просто не находишь ответа. (Котельникова А.А, 1 курс)
150. Мне повезло, я успела купить до этого дорогие лыжи Fisher и не менее дорогие лыжные ботинки (Кривощекова Светлана, 1 курс)
151. Мы отдыхали в Сочи. Это мне запомнилось, потому что очень сильно подорожал бензин. Мы были на машине и нам необходимо было вернуться домой, но финансовых средств, отведенных на оплату бензина, могло не хватить. По этой причине мы стали очень экономно жить, меньше выезжать в город на своей машине. (Венедиктова Александра, 4 курс).
152. Повышение цен заставило нас отказаться от тех вещей, к которым мы привыкли. Это событие произошло так резко, что заставило задуматься, отчего так. Конечно, со временем все привыкли, но даже сейчас мы смотрим на предметы, которые раньше можно было позволить каждый день, а сейчас очень редко. (Лузганова Анна, 4 курс)
153. Мне было уже 14 лет, и я уже понимал, чем это может обернуться для меня и моих близких. Цены менялись по 3-4 раза в день. Все дорожало просто на глазах. Конечно, от этого небольшая часть все-таки выиграла, у кого-то до дефолта были сбережения в долларах. И после эта сумма увеличилась в несколько раз (Югов А.В., 4 курс)
154. На нашей семье это очень отразилось, цены на продукты повысились, и той зарплаты, что получала мама, стало не хватать. Многие из знакомых моих родителей разорились (Черемина Олеся, 4 курс).
23. ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ
155. По телевизору шла довольно смешная и интересная реклама кампании «МММ»…Я вообще даже не знал, что такое акция. Но из любопытства, как обычный ребенок, выяснил это у родителей…У моих родителей было две акции…Спустя некоторое время хозяева компании «МММ» исчезли… Мой папа выкинул эти бумажки вместе с мусором. (Разумков Георгий, 2 курс)
156. Я поняла, что в сущности каждый сам за себя в этом мире, что материальные ценности становятся выше морали, принятых норм поведения и сострадания. Что на каждом шагу нужно быть внимательным, к людям нужно присматриваться, что желание других помочь тебе в чем-либо не всегда бывает искренним. Я стала чуточку мудрее и циничнее. К людям стала относиться с осторожностью, а иногда даже с недоверием. (Бердышева Ю.В., 1 курс)
157. Моя бабушка вложила все деньги, которые копила на «черный день», а в итоге все потеряла. Мне было очень неприятно, что так произошло, так как бабушка после этого оказалась в больнице и до сих пор со слезами вспоминает о произошедшем (Хворова Т., 4 курс).
24. ПРЕВЫШЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ НАД СМЕРТНОСТЬЮ В ПЕРМИ
158. Когда такое узнаешь, хочется кричать, что все будет хорошо. (Смирнова Светлана, 1 курс)
25. ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЬЯ
159. Люди почувствовали себя более уверенными, социально защищенными, люди получили право выбора жилья, право распоряжения своим имуществом, осознали защиту своих имущественных прав государством. Мы постепенно стали понимать, что живем уже в капиталистической стране с частной собственностью, а это значит – в более демократическом обществе. (Бекмансуров Илья, 1 курс)
26. БУМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРЕДИТОВ
160. В Америке, по-моему, вся жизнь состоит из кредита. Малообеспеченная семья сразу берет в кредит и дом и машину, и еще что-нибудь и потихоньку за это выплачивает. Ну, разве это плохо? (Селиверстов Арсений, 2 курс)
27. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
161. Развалили коммунизм, начали строить демократию. Как грибы после дождя появилось множество предпринимателей и олигархов, магазины насытились товаром, прилавки так и ломились от продуктов, а денег у народа нет. Ходили в магазины, как в музей посмотреть на «экспонаты», экзотические фрукты, которые видели только по телевизору.
(Байбурин Э.С., 1 курс)
162. Благодаря тому, что мы переходим к рыночной экономике, меняется отношение к человеку, Теперь, придя в магазин или пользуясь какой-либо услугой, из-за того, что возросла конкуренция, начинаешь чувствовать себя так, будто ты единственный покупатель (Вербицкая О.А., 2 курс)
163. Я помню, как выглядели ваучеры, на меня тоже ваучер выдали, но в результате народ был жестоко обманут и я помню негодование масс…(Кулемина М., 4 курс)
164. Мне было 8 лет. Было так приятно, что обо мне позаботилось государство, не забыло – выдало приватизационный чек… Совсем недавно я понял смысл приватизации. Вроде бы безобидное явление – выдача чеков каждому человеку, каждый может быть акционером какой-либо фабрики, завода. Просто все эти заводы ушли в частные руки за копейки. После коммунизма народ еще не понимал смысл всех этих действий… В общем, сплошной обман дурачков. Сейчас люди стали заметно разбираться в этих делах. (Югов А.В., 4 курс)
|