|
Из опыта работы учителя русского языка и литературы м
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с целью усиления в ней развивающего начала, индивидуализации и дифференциации обучения. Гимназия, в которой я работаю, является проблемной лабораторией Международной педагогической академии, осуществляет опытно-экспериментальную работу по созданию системы образования интеллектуально одаренных учащихся. В центре эксперимента находится проблема индивидуализации обучения. В течение последних лет я работаю над темой « Мониторинг когнитивной сферы на уроках русского языка в условиях личностно ориентированного подхода».
Цель данного опыта - создать благоприятные условия развития интеллектуальных способностей учащихся.
В соответствии с поставленной целью реализуются следующие задачи:
диагностировать психофизиологические особенности учащихся;
установить связь между типом интеллекта и успешностью изучения тех или иных предметов;
реализовать типологический принцип индивидуализации через личностно ориентированные учебные планы;
учесть сенсорную типологию ребенка для успешного процесса обучения на уроках русского языка и литературы.
Актуальность опыта заключается в том, что данный подход позволяет учащимся успешно овладеть системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой русского языка, развивать самостоятельную деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.
При решении данного вопроса использованы следующие технологии:
технология развивающего обучения (теоретические взгляды Л.Г.Выготского об этапах развития ребенка по типам ведущей деятельности, теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова);
технология дифференцированного обучения (на основе современной теории типологизации и асимметрии деятельности полушарий мозга (гемисферология), идей В.Д.Шадрикова об индивидуализацииобучения на основе личностно ориентированного плана;
технология НЛП С.В.Ковалева, М.А.Павловой.
Исследования психологов и педагогов позволяют сделать вывод, что для реальной
индивидуализации, обоснованного определения профиля, уровня обучения учащихся
»
достаточно диагностировать три типа интеллекта:
1 .Вербальный или смысловой. Он характеризуется тесной связью содержания высказывания с контекстом, непрерывностью мышления, инвариантностью, эмоциональной насыщенностью, смысловой неоднозначностью.
Пространственный. Этот тип интеллекта характеризуется независимостью содержания и мыслительных операций в пространстве, обратимостью ситуаций, однозначной связью между описанием и содержанием, отсутствием эмоциональной составляющей.
Логический или формально-знаковый. Интеллект этого типа характеризуется независимостью содержания высказываний и мыслительных операций, пространственной инвариантностью, однозначностью смысла, отсутствием эмоциональной составляющей, произвольностью знака по отношению к содержанию.
Установлена связь между типом интеллекта и успешностью изучения тех или иных предметов учебного плана. Так, чтобы успешно учиться по математике, физике и химии, нужно обладать развитым математическим, пространственным и вербальным интеллектами. Для успешного обучения по предметам естественнонаучного цикла необходим высокий уровень развития пространственного интеллекта и вербального. Чтобы хорошо успевать по гуманитарным дисциплинам, нужен высокий уровень развития вербального интеллекта.
Типологический принцип индивидуализации, на мой взгляд, реализуется через личностно ориентированные учебные планы, позволяющие сохранить единую базовую составляющую образования в сочетании с планируемым изучением дисциплин на различных уровнях сложности содержания. Личностно ориентированный учебный план позволяет реализовать единство содержания образования, уровня усвоения знания, образовательной технологии с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Успешность обучения школьников во многом определяется их психофизиологическими особенностями. Это подтверждается специальными исследованиями психологов, педагогов, методистов, работы которых показывают, что
восприятие учебного материала зависит от доминирующего типа функциональной специализации полушарий головного мозга человека. Доктор Роджер Сперри, Нобелевский лауреат, работающий в области гемисферологии ( науки об асимметрии полушарий головного мозга), провел исследования по разделению полушарий головного мозга, на основе которых он сформулировал концепцию о доминировании полушарий у человека: левое полушарие специализируется на вербально -символических функциях, а правое- на пространственно-синтетических. Левое полушарие «отвечает» за словесные выражения, числа, аналитическое мышление и линейно-цифровые рассуждения. Правое полушарие «отвечает» за образную память, ориентирование в пространстве, воображение, цветовые ритмы, кинестетические переживания и творчество. Обычно одно из полушарий доминирует, то есть можно говорить о левополушарных и правополушарных людях.
Есть все основания считать, что оптимальное сочетание форм учебной деятельности и природного генотипа ребенка при восприятии информации является необходимым и важнейшим условием развивающей направленности обучения как предпосылки для развития индивидуальных возможностей, задатков и склонностей каждого обучающегося.
Для успешного процесса обучения также необходимо учитывать сенсорную типологию ребенка. Как известно, у каждого человека есть своя, предпочитаемая, система восприятия окружающей действительности: аудиалы воспринимают лучше мир с помощью слуха, визуалы - с помощью зрения, кинестетики - в ощущениях. Эти особенности нужно учитывать при подготовке к урокам. Так, например, в начальных классах преобладают кинестетики, в среднем звене - аудиалы, в старших классах - визуалы. С помощью «ключей глазного доступа» определяются особенности восприятия учеников.
КЛЮЧИ ГЛАЗНОГО ДОСТУПА
BmvcLnbHoe
Данная информация необходима учителю при подготовке к уроку. Предположим,
что в классе преобладают аудиалы, следовательно, таблица, опора, алгоритм при
объяснении нового материала будут неуместны, так как большинство детей на данном
этапе развития лучше воспринимают информацию на слух. Значит, более эффективным
будет чтение, проговаривание, повторение правила вслух, а для тех нескольких учеников,
которые визуалы, можно предложить индивидуально разобрать материал по опорному
конспекту. Для кинестетиков же необходимы игровые моменты, ситуации вживания,
»
которые могли бы стать основой для их чувственного восприятия.
Одним из важных компонентов дифференцированного обучения является разноуровневая система преподавания. Уровневая дифференциация-это технология обучения в одном классе детей разных способностей на основе планирования результатов обучения. Уровневую дифференциацию часто связывают с внедрением общеобразовательных учебных стандартов. В основе системы уровневой дифференциации лежат теории о взаимосвязи обучения и развития Л.С. Выготского, теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, идеи В. Д. Шадрикова об индивидуализации обучения на основе личностно ориентированного учебного плана.
Структура разноуровнего обучения включает в себя следующие подсистемы:
Индивидуально - типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.
Учет типологии мышления
Психологические характеристики, мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции.
Опыт, включающий знания, умения, привычки.
Направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, эмоционально ценностный опыт.
При разноуровневом обучении учащиеся, выбравшие различные уровни сложности содержания обучения, учатся в одном классе. Например, в 11 гуманитарном классе учатся учащиеся, избравшие литературу на 2, 3 или 4 уровнях, математику - на 1,2 или 3 уровнях. Объяснение новой темы ведется учителем на втором уровне сложности, он всегда заявлен в классе. После объяснения нового материала, учащиеся второго уровня получают задание отработать материал соответствующей сложности. В это время учитель организует работу с учащимися, обучающимися на более низком уровне, в форме дополнительного разъяснения и консультаций, а с учащимися более высоких уровней по индивидуальным программам. Домашнее задание по сложности содержания и объему различно в
соответствии с заявленным уровнем обучения. Учащиеся, обучающиеся на 3 и 4 уровнях, как правило, получают задание творческого, поискового и исследовательского характера.
Данная система позволяет каждому ученику обеспечить не только гарантированное усвоение базисной школьной программы, но и дополнительного материала, соответствующего личным способностям и возможностям учащегося. Так, например, на уроке русского языка при изучении темы «Правописание ниннв суффиксах прилагательных», организовывая творческую работу, предлагаю следующие задания:
А теперь немного отдохнём. Вернёмся в то состояние, которое испытывали в начале урока, когда мы ощущали себя на море. (Звучит музыка). Вы слышите крик чаек, плеск волн, шум прибоя. У каждого из вас своё море: утреннее, вечернее, солнечное. Кто-то плывёт на волнах, кто-то смотрит на гладь воды. Побудьте ещё немного в этом состоянии. А теперь возвращаемся.
Давайте попытаемся отразить свои ощущения в мини-сочинении. Можно начать
так: «Я стою у берега моря и ... вижу, слышу или ощущаю». (Ребята выбирают тот вариант, который им ближе). Учащиеся 1-го уровня при составлении текста используют прилагательные, которые даны на карточке-подсказке, 2 и 3- й уровень работают самостоятельно. (Подсказка для 1-го уровня: слова
таинственный, серебряный, бесчисленный, утренний, медленный, багряный, рдяный, величественный, ветреный, румяный, песчаный).
Не забудьте о выразительных средствах языка и изученных орфограммах.
При проверке работы 1-го уровня учитель корректирует её с учеником. По желанию озвучиваются работы учащихся 2 или 3 уровня. Работа ученика 3-го уровня: «Я стою у самого берега моря и любуюсь багряным закатом. Рдяная полоска зари шлёт прощальный привет величественным вершинам гор и мне.
Не слышно криков чаек. Лишь только вижу, как волны накатываются на песчаный берег, и чувствую, как они ласкают мои ноги и шелестят: «Что, стоиш - ш - шь? Любуешь - ш - шься? Прощ - щаешь - ш - шься?... Приезж -жай!» Прослушав работу, ребята высказывают свое мнение:
Вместе с автором мы видим, слышим и чувствуем атмосферу морского заката.
Мне понравилось, что передано настроение грусти, прощания.
Удачно введено олицетворение и звукопись.
Использованы слова на изученную орфограмму.
Таким образом, мониторинг когнитивной сферы на уроках русского языка в условиях личностно ориентированного подхода позволяет учащимся успешно овладеть системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой, развивать самостоятельную деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.
|
|
|