|
Специфика реализации фгос на уроках английского языка в 5-х классах
Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в 5-х классах
Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьников может быть оценена такими критериями: 10% — читает глазами; 26% — слышит; 30% — видит; 50% — видит и слышит; 70% — обсуждает; 80% — опирается на опыт; 90% — говорит и делает совместно; 95% — обучает других. Но образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учебных действий учащихся.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование. В 2012-2013 учебном году наша школа являлась стажировочной площадкой по введению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в 5-х классах.
Для работы в 5 классе нами была составлена рабочая программа, целью которой является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих. Реализация данной программы осуществлялась с помощью УМК под редакцией В.П. Кузовлева. . В состав УМК входит учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, mp3, книга для учителя. Выбор учебно-методического комплекса «Английский язык» (2-11 классов) авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, И.П. Костиной, О.В. Дувановой, Е.В. Кузнецовой обусловлен тем, что методическая система в УМК способствует реализации УУД, создает механизм реализации ФГОС ООО. В своей работе мы используем обучающие компьютерные программы
• «Мышка Мия учит языка»
• «Несерьезные уроки. 1 шаг»
• «Несерьезные уроки. 2 шаг»
• Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки английского языка. 5 класс. также наглядные пособия и таблицы, мультимедийные технологии, интернет-ресурсы. Программа предусматривает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. Реализовывать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Стало понятно, что нужно изменить деятельность и учителя, и обучающегося при подготовке современного урока. Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, ему предоставляется свобода в выборе форм, способов и приемов обучения, он активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Преподавателями нашей школы проводятся такие типы учебных занятий, как:
урок получения новых знаний и способов действия, где происходило первичное осмысление, запоминание и закрепление нового материала;
урок закрепления знаний и способов действия, на котором осуществлялось организация деятельности по применению знаний по образцу с целью формирования умения безошибочного применения знаний, т.е. самоконтроль и самокорреция;
урок комплексного применения знаний и способов действия, на котором осуществлялась мотивация и актуализация комплекса знаний на творческом уровне: образец → самостоятельное применение знаний → самоконтроль или контроль-коррекция;
урок обобщения и систематизации знаний, где обучающиеся анализируют содержание учебного материала и устанавливают внитрипредметные и межпредметные связи;
урок проверки и коррекции знаний и способов действий, на котором осуществляется самостоятельное выполнение контрольного задания по следующей схеме: самоконтроль – контроль – анализ – оценка коррекции.
ФГОС ООО требует формирования не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского языка.
Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения: ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. В процессе чтения, слушания, письма при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений).
Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).
В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.
Проектная деятельность является составной частью учебного процесса, позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование, тем самым организовать активную коммуникативную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время, стимулировать их самостоятельную работу, то есть обеспечить формирование коммуникативной компетенции, Проектная деятельность направлена на решение коммуникативных задач, ориентирована на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность одновременно направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий.
Метод работы над проектом обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных универсальных учебных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося, способствует формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.
Чтобы систематезировать данные о том, какие УУД формируются на разных этапах работы с проектом, составила следующую таблицу.
№
|
Этап работы
|
Формируемое УУД
|
1
|
Определение темы
|
Регулятивные УУД
-целеполагание - как постановка учебной задачи
|
2
|
Определение конечного
результата
|
Регулятивные УУД
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения
|
3
|
Обсуждение и
составление
плана проекта
|
Регулятивные УУД
-планирование - определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи
Личностные УУД
самоопределение
смыслообразование
|
4
|
Сбор информации
|
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
поиск и выделение необходимой информации;
-
применение методов информационного поиска;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
|
5
|
Обработка информации
|
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
|
6
|
Оформление проекта
|
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические универсальные действия:
построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера.
|
7
|
Оценка проекта
|
Регулятивные УУД
|
Проделанная работа наглядно продемонстрировала, что применение проектной технологии на уроке способствует формированию коммуникативной, информационной компетенции, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний. Кроме того, проектное обучение способствует повышению личной уверенности обучающихся, развитию коммуникабельности и умения сотрудничать, умения искать пути решения проблемы, исследовательских умений. Подобная работа способствует не только формированию УУД и успешному достижению предметных и личностных результатов, но также направлена на успешную адаптацию будущих пятиклассников.
Подводя итог, могу сказать, что применение метода проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность , тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению.
Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.
В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.
На этапе формулирования темы и целей урока у обучающихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию мы практиковали введение проблемного диалога, в результате которого дети определяли границу того, что они знают, а что им только предстоит изучить и формируют цель урока. Сообщение темы и цели также может осуществляться в виде проблемного задания, в виде эвристичнского вопроса.
При составлении сценарного плана урока главной целью мы ставим не успеть выполнить все, что запланировано, а организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т.д. Задания формулируем следующим образом: вместо традиционных спишите, сравните, выпишите и выполните, мы предлагаем обучающимся проанализировать, доказать и объяснить, выразить символом, схему или модель, продолжить, обобщить и сделать вывод, исследовать, оценить, изменить, придумать и т.д.
На этапе планирования наши учителя и обучающиеся в совместной деятельности определяли последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке. Так же рекомендуется использовать развивающие игры на английском.
При планировании практической деятельности обучающихся на уроке учитывалась дифференциация обучающихся по уровню подготовки и по темпу работы. Мы подбирали такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить детей учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при изучении грамматики, при создании разного рода проектов.
При обучении самоконтролю и самооценке у обучающихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД.
Наряду с пятибалльной системой оценивания мною использовались и другие методики. Кроме того, на уроке активно использовались карты оценивания. В конце урока обучающиеся отвечали на следующие вопросы: понравился ли вам урок, был ли он полезен/понятен, как я работал на уроке. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников ребятам предлагалось высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). Помимо этого используются рефлексивные карты, которые заполняются обучающимися после изучения каждой темы. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы. Среди наиболее эффективных приемов рефлексии я выделяю следующие:
незаконченное предложение (Я понимаю…, Я знаю…, Я могу объяснить, как…. и т.д. );
тезис;
оценка знаний и достижений (Я не знал … - Теперь знаю …);
анализ субъективного опыта (Я могу организовать…, Я могу применить…);
стихотворения.
Более половины времени урока я стараюсь отводить на самостоятельную деятельность обучающихся. Образовательная среда также создается обучающимися: дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.
Кроме того, не стоит забывать о таком важном моменте, как здоровьесберегающие технологии. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На уроках английского языка я стараюсь создать дружественную, располагающую атмосферу. И в этом мне помогают зарядки-релаксации. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, физкульт-минутки.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями
Личностными результатами обучающихся 5 класса, которые формировались при изучении иностранного языка, были следующие: мотивация к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; стремление к развитию таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Таким образом, обучающиеся формировали общекультурную и этническую идентичности как составляющих гражданской идентичности личности.
Для того, чтобы ребенок достиг подобных личностных результатов я стараюсь выбирать и подбирать такие учебные материалы, которые воспитывают в нем доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, побуждают эстетические потребности и чувства. Пятиклассники очень любят праздники и с удовольствием обыгрывают этикетные диалоги-поздравления: с днём рождения, с Новым годом. Со старанием изучают и запоминают формы благодарности, используют их затем в речевых ситуациях.
Среди метапредметных результатов при изучении иностранного языка в 5 классе можно выделить следующие: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
Обучающиеся научились планировать свое речевое и неречевое поведение: взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; работать с информацией (осуществлять поиск нужной информации, обобщать и фиксировать информацию).
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.
Предметными результатами стали следующие: научиться кратко высказываться о фактах, событиях, используя такие типы речи, как описание, повествование, сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; научиться выражать свое отношение к прочитанному (услышанному) тексту. Высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, план, вопросы. Обучающиеся пятого класса учатся понимать основное содержание кратких аутентичных прагматических текстов, выделять нужную информацию.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Для самопроверки учащихся предлагаю тесты, которые позволяют им самостоятельно оценивать степень освоения пройденного материала при подведении итогов четверти до проведения контрольной работы.
Однако переход на стандарт основного общего образования показал, что не все обучающиеся обладают умением работы с учебником, иногда возникают сложности в умении спланировать свою работу. Сложности возникают в умении дать оценку своей деятельности, т.е. сформулировать адекватную самооценку. Наибольшие затруднения обучающиеся испытывают при работе в группах, а именно отсутствие дисциплинированной работы и неумение до конца выслушивать идеи своих одноклассников. К сожалению, нельзя забывать о том факте, что у многих обучающихся нет мотивации к учебе, её нужно сформировать, помочь ребенку в саморазвитии.
|
|
|