Главная страница

Современное состояние и тенденции развития инновационного образования


Скачать 75.2 Kb.
Название Современное состояние и тенденции развития инновационного образования
Дата 04.03.2016
Размер 75.2 Kb.
Тип Документы

Современное состояние и тенденции развития инновационного образования


В данной статье, посвященной изменениям в системе образования, сделана попытка выделить основные инновационные технологии, применяемые на сегодняшний день в школах. Необходимая всем информационная культура, умение работать с информацией требуют наличия соответствующей материально-технической базы. Едва ли не ведущей целью современного образования должно стать повышение уровня информационной компетентности учащихся. На первый план выходит компьютерная грамотность как учеников, так и педагогов, их умение применять на практике возможности современной техники.

Внимание к вопросам модернизации образования во всем мире не случайно – ведь качественное образование, и в первую очередь, общешкольное, является основным инструментом развития всего общества. Как же добиться этого качества? Об этом в последние годы рассуждают многие педагоги, общественные деятели, политики. И все они сходятся во мнении: в образовательный процесс необходимо внедрять инновации, именно такой, инновационный аспект развития становится сегодня все более и более актуальным. Лавинообразное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества – все это вызывает необходимость такой организации системы образования и самого образовательного процесса, которые могли бы подготовить сегодняшних учеников к жизни в быстро меняющихся условиях.

Что же такое инновация? Это некое новшество, которое требует изменения образа деятельности и стиля мышления, после чего улучшаются результаты труда. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования. Инновация чем-то сродни новаторству, и так же предполагает наличие у человека (в данном случае у учителя) устойчивой мотивации к совершению тех или иных преобразований. Естественно, пока не все педагоги готовы действовать в таком режиме, но учителя-новаторы были всегда. И в наши дни их роль неизмеримо выросла.

Инновационные технологии в образовательном процессе довольно многообразны. Они затрагивают совершенно разные аспекты - организационную работу с детьми, формирование психологически и физически здоровой личности, воспитание патриотизма, организацию конкурсов и олимпиад между школьниками, индивидуальный подход к обучению… Среди инновационных технологий, применяемых сегодня в школьном образовании, можно выделить следующие группы:

- информационно-коммуникационные (касаются предметного обучения);

- личностно-ориентированные (касаются преподавания предмета);

- инновации, связанные с информационно-аналитическим обеспечением учебного процесса и управлением качеством образования школьников;

- инновации в сфере мониторинга интеллектуального развития;

- дидактические технологии как условие развития учебного процесса.

Учителю в его профессиональной деятельности не обойтись не только без предметных знаний, но и без актуальных знаний в области технологии обучения и воспитания. Без этой базы невозможна реализация педагогических инноваций, так как учитель не будет готов воспринять их и правильно оценить. Для педагога внедрение инноваций, в первую очередь, означает открытость новому и готовность внедрять новое в содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. При этом учитель не ограничен ролью пользователя инновационной педагогической технологии. Он также призван быть ее автором и пропагандистом. От учителя требуется в данной ситуации готовность достойно встречать каждое новшество, быть готовым меняться самому и учить новому детей. Современной школе соответствует учитель-«инноватор».

Одна из важнейших сторон инновационного образования – это информационная компетентность. Как считает Михаил Бершадский, профессор кафедры образовательной технологии Академии повышения квалификации работников образования, «система образования, на которую возложена обязанность подготовки новых поколений к жизни в информационно перенасыщенной среде, вынуждена пересматривать образовательные идеалы прошлого, ставя задачи, соответствующие новым потребностям». И здесь, как нигде более, актуален вопрос технической оснащенности современной школы, в частности, подключение школ к всемирной сети интернет. Поэтому определяющая роль в развитии современных систем обучения отводится образовательным технологиям, применение которых поможет школьникам увеличить глубину и полноту переработки информации, объем которой возрастает гигантскими темпами.

Жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. По данным социологических исследований, более 90% школ Российской Федерации охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм образовательной и воспитательной деятельности. В учреждениях образования, особенно в последнее десятилетие, осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов. Современный подход к образованию подразумевает наличие в классах необходимого оборудования: мультимедийных проекторов и компьютеров в учебных классах, контрольно-пропускных турникетов с дежурным охранником на входе в школу. И если турникеты есть не во всех учебных заведениях страны, то компьютерные классы оборудованы даже в отдаленных от города сельских школах. Основная задача всех инновационных технологий – сохранение и развитие у ребенка желания учиться. Настоящий образовательный процесс подразумевает активное участие ученика в познавательной деятельности и раскрытие его творческих способностей, без которых невозможно совместное открытие новых знаний учителем и учеником.

Практически во всех школах Белгородской области есть компьютерные классы, практически во всех реализована возможность выхода в Интернет. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» школы приобретают мультимедийную технику. Так, школа № 40 в Старом Осколе стала одной из первых, где классы были полностью оснащены компьютерной техникой и современным лабораторным оборудованием, мультимедийными (или интерактивными) досками. Кстати, именно эти доски стали незаменимым подспорьем в работе учителей математики. Более того, у школьников многократно возрос интерес к этому предмету, так как они смогли применять на уроках все технические потенциалы нового современного оборудования. Эти доски сочетают в себе возможности вывода на них с компьютера любой информации (изображение проецируется при помощи медиапроектора), а также дополнения этих изображений необходимыми замечаниями и комментариями, когда внимание учеников акцентируется на каком-либо предмете или фрагменте специальной «обводкой». Можно работать с различными компьютерными программами, создавать и перемещать объекты и так далее. Особенно наглядно это происходит на уроках геометрии, когда ученики работают с чертежами, строят графики, доказывают теоремы. И, конечно, работа с данным оборудованием помогает сделать изложение материала более увлекательным и динамичным, экономить время на уроках. Всю информацию легко сохранить, распечатать или передать по электронной почте.

Конечно, есть и определенные сложности. И они, в первую очередь, касаются готовности учителя работать на современном оборудовании. Мало того, что педагог должен обучиться работе с интерактивной доской, то есть, освоить ее программное обеспечение и возможности, но и потом находить время на подготовку к урокам. Но все это, как говорится, временные трудности. При большом желании научиться работать с интерактивной доской и другим современным оборудованием достаточно легко. Зато потом вы почувствуете все плюсы от использования на уроках всех их технических возможностей.

Увеличение умственной нагрузки у детей заставляет педагогов задуматься, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету (в нашем случае – к математике). И огромную помощь здесь оказывает компьютер. В школе он - своеобразный посредник между учителем и учеником. И главное его преимущество в том, что он позволяет работать с каждым в отдельности. А индивидуализация обучения, как известно, улучшает качество подготовки. Конечно, это не означает, что компьютер нужно использовать повсеместно и забыть о традиционных учебниках и устном объяснении учителя. Применение компьютера целесообразно при диагностическом тестировании усвоения материала, при обучении, при работе с отстающими учениками, при отработке элементов изучаемого материала.

В современном обществе информация становится не менее важным ресурсом, чем средства производства или природные ресурсы. А интеллектуальный потенциал – основным экономическим активом человека, отдельной компании или страны в целом. За последние 15 лет, по некоторым данным, Россию покинули 12 миллионов человек - огромное количество наших сограждан! Естественно, они ехали туда, где выше оценили их способности, - в Америку, в Западную Европу, в Японию. Сейчас мы видим обратный процесс - эти люди начинают возвращаться. За рубежом они получили опыт, освоили новые технологии, а теперь будут использовать эти знания на благо нашей страны. Чтобы Россия заняла достойное место в мире, нужно обратить внимание прежде всего на школы. Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало одним из ключевых условий достижения этой цели. Недаром этой проблеме уделяется самое пристальное внимание на государственном уровне. Разработан проект «Информатизация системы образования», ориентированный на решение проблемы доступности новых образовательных ресурсов и технологий, для активного их внедрения и использования в работе школ. Основные задачи проекта – обеспечить учащихся и учителей современными учебными материалами, цифровыми образовательными ресурсами, повысить квалификацию учителей в области применения информационных и коммуникационных технологий, поддерживать инициативы педагогов, направленные на создание новой практики обучения.

На мой взгляд, современная школа находится сегодня в активном поиске инновационных технологий и путей развития, потому как она одна из первых должна реагировать на изменения, происходящие в мире. На этом пути любое новшество, любое предложение или инициатива должны быть на вес золота. Не исключено, что стоит вспомнить какие-то старые методы и формы работы и взять из них то позитивное, что они несли. Но, пожалуй, основополагающим в этом вопросе будет соответствие материальной базы образовательных учреждений сегодняшнему дню. Невозможно учить считать на деревянных счетах, когда ребенок в повседневной жизни на каждом шагу сталкивается с электроникой, компьютерами и так далее. Поэтому основная тенденция развития инновационного образования (не умаляя значимости остальных) – это оснащение школ современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, повышение квалификации учителей, повышение их заинтересованности в освоении компьютерных программ. Естественно, что такой путь школы не могут преодолеть в одиночку. Им нужна помощь на государственном уровне. И в последние годы она становится все заметнее.

В Белгородской области уже давно и успешно реализуется национальный проект «Образование». По словам губернатора Евгения Савченко, основные задачи, стоящие перед белгородским образованием, - формирование личности, физически здоровой, владеющей иностранными языками, а значит готовой к жизни в современном обществе, в обязательном порядке имеющей рабочую профессию. «Мы многое модернизировали, усовершенствовали, - сказал он, - и сейчас система образования в Белгородской области, по моему мнению, одна из лучших, одна из самых конкурентоспособных в России».