|
Методы обучения и воспитания
Филиал МОУ Богородской СОШ Нестиарская ООШ
Доклад на тему:
«Методы обучения и воспитания».
Подготовила учитель географии
Нестиарской школы
Чибисова Валентина Евгеньевна
2014 - 2015 год
Методы обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Приемы обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Классификация методов обучения.
По уровню активности учащихся (Голант Е.Я.)
Пассивные (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение)
Активные (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой)
По источнику получения знаний (Верзилин Н.М.,Перовский Е.И.,Лордкипанидзе Д.О.)
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой)
Наглядные (применения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств)
Наглядные методы подразделяются условно на 2 группы: метод демонстраций и метод иллюстраций.
Практические (упражнения, практические, лабораторные работы)
По дидактической цели (Данилов М.А., Есипов Б.П.)
Методы приобретения новых знаний;
Методы формирования умений и навыков;
Методы применения знаний;
Методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков.
По характеру познавательной деятельности (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.)
Объяснительно- иллюстративные (информационно- рецептивные)
Репродуктивные
Проблемного изложения
Частично – поисковые (эвристические)
Исследовательские
На основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств)
- словесные (лекция, рассказ, беседа, и др.)
- наглядные (демонстрация, иллюстрация)
- практические (опыты, упражнения, выполнения заданий)
- логические (индуктивные, дедуктивные, аналогии, др.)
- гностические (исследовательские, проблемно – поисковые, репродуктивные)
- самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.)
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.)
- методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.)
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельностью
- методы устной, письменной и машинной проверки знаний и умений, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно – познавательной деятельностью
На сочетании способов деятельности преподавателя и учащихся (Махмутов М.И.)
Методы преподавания (информационно – сообщающие, объяснительные, инструктивно – практические, объяснительно-побуждающие, побуждающие)
Методы учения (исполнительные, репродуктивные, продуктивно-практические, частично-поисковые, поисковые)
Средства обучения
Средства обучения (дидактические средства) – это источники получения знаний, формирования умений.
Классификация средств обучения
По чувственной модальности
- визуальные (зрительные): таблицы, карты, натуральные объекты и пр.
- аудиальные (слуховые): радио, магнитофоны, музыкальные инструменты т.п.
- аудивизуальные (зрительно-слуховые): звуковой фильм, телевидение и т.п.
По нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика
Простые средства:
- словесные (учебники и другие тексты)
- визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)
Сложные средства:
Механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.)
Аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио)
Аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видио)
Средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети)
Формы обучения и формы организации обучения
Форма обучения –внешняя сторона организации учебного процесса
По количеству обучающихся
Индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные, внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные
Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена, процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.)
По доминирующей цели обучения (Андреев В.И.): вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий
По дидактическим целям (Онищук В.А.): теоретические, практические, трудовые, комбинированные
Индивидуальные занятия (репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение)
Коллективно-групповые занятия (уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры)
Индивидуально-коллективные занятия (погружения, творческие недели, научные недели, проекты)
Формы организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса: урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно- практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, курсовое проектирование, дипломное проектирование и др.
Структура урока
Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой
Классификация типов уроков
По содержанию и способу проведения учебных занятий (Казанцев И.Н.)
- по содержанию уроки математики, например, подразделяются на алгебру, геометрию и т.д.
- по способу проведения: уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.
По логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса (Иванов С.В.)
- вводный урок
- урок первичного ознакомления с материалом
- урок усвоения новых знаний
- урок применения полученных знаний на практике
- урок закрепления, повторения и обобщения
- контрольный урок
- смешанный, или комбинированный, урок
По цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся (Махмутов М.И.)
- уроки изучения нового учебного материала
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков
- уроки обобщения и систематизации
- комбинированные уроки
- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков
По преобладающему компоненту урока (Журавлев В.И.)
- урок усвоения нового материала
- урок закрепления
- урок повторения
Урок проверки, контроля знаний
По дидактической цели (Есипов Б.П., Огородников И.Т., Щукина Г.И. и др.)
- урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний
- урок закрепления знаний
- урок выработки и закрепления умений и навыков
- обобщающий урок, урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок)
Виды обучения.
Вид обучения -это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.
Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе.
Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно ориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное, межпредметное и др.
Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) обучение- вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности, обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.
Догматическое обучение – вид обучения, построенный на принятии информации без доказательств, на веру.
Проблемное обучение – вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Развивающее обучение – вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся. Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обучения достигается всеми обучающимися.
Эвристическое обучение – вид обучения, базирующийся на основных принципах проблемного и развивающего обучения и предполагающий успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.
Личностно ориентированное обучение – вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.
Компьютерное обучение - вид обучения, основывающийся на программировании обучающей и учебой деятельности, воплощенной в обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭВМ, позволяющей обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса, обучения за счет оптимальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.
Модульное обучение – вид обучения, придающий полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации- модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.
Дистанционное обучение – вид обучения, позволяющий достигнуть целей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования
Методы воспитания.
Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
Ю.К. Бабанский и ряд ученых рассматривают обучение и воспитание как единый процесс, справедливо считая, что нет обучения без воспитания. Поэтому предлагается и единая система методов целостного педагогического процесса, куда входят методы обучения и методы воспитания, которые традиционно анализируются отдельно в дидактике и в теории обучения.
Прием воспитания – это составная часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и употребляемая в конкретной ситуации.
Например, метод поощрения реализуется в приемах: похвала, благодарность перед классом, награждение на общем собрании.
Педагогическая технология (в воспитательной работе)- это система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми.
Педагогическая техника – это комплекс умений педагога владеть собой своими эмоциями, поведением и воздействовать на учеников этими профессионально-личностными средствами.
Средства воспитания – это сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам также относятся конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники). Средствами воспитания являются различные виды деятельности, следовательно, вместе с ними и орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.
Формы воспитательной работы: праздник, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа, конференция учеников и т.д.
Классификация методов воспитания.
Большинством специалистов выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.
Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, объяснение, дискуссия, диспут, метод примера внушение. Основная функция данных методов состоит в формировании отношений установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников – всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающей ситуации. Методы данной группы реализуют принцип воспитания в деятельности.
Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание. С помощью этих методов педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности. Эти методы направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.
Виды внеурочной деятельности.
познавательная деятельность (развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей). Формы внеурочной работы: экскурсии, обзор литературы, олимпиады, конкурсы, лектории, научные конференции и т.д.
ценносно-ориентированная (формирование отношения к миру, убеждений, взглядов, усвоение нравственных норм). Формы внеурочной работы: беседы, классные собрания, дискуссии
-
общественная (участие в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в трудовых, политических акциях). Формы внеурочной работы: работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы ученических органов управления, вечера, праздники.
эстетическая (развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности). Формы внеурочной работы: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии, посещение театра.
досуговая(развивающий отдых, спортивно – оздоровительная деятельность). Формы внеурочной работы: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы.
Формы воспитания.
Форма воспитательной работы – это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону (кто, где, когда ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками).
Типы форм воспитательной работы.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые,
По основному виду деятельности (Щуркова Н.Е.): познавательной деятельности, трудовой, общественно – полезной, эстетической, физкультурно – оздоровительной, ценностно - ориентированной
По методу воспитательного воздействия (Болдырев Н.И.): словесные (собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы), практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа), наглядные (музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты)
По воспитательной задаче
Формы управления и самоуправления школьной жизнью: собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.
Познавательные формы: экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.
Развлекательные формы: утренники, вечера, капустники и др.
По преимущественному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога:
1. Словесно – логические: беседы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции
2. Образно-художественные: такие дела воспитанников (концерт, спектакль, праздник), где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально – нравственные, эстетические
3. Трудовые: ежедневные уборки, ремонт школы, разбивки и устройство сада, организация фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра
4. Игровые: игра, совместный отдых, содержательное развлечение
5. Психологические: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации
Обязательные элементы всех форм работы с воспитанниками: информация, переживания, действия.
Организация воспитательного мероприятия.
Определения темы, задач, формы мероприятия
-
Предварительный сбор материала, если того требует содержание дела
Планирование, т.е. определение содержания и последовательности дел
Подготовка участников, например объявление, стенд, предварительная беседа
Проведения дела – обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание
Анализ и самоанализ педагога
Технология воспитания, мастерство.
Технология воспитания – направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов. Технологией надо называть такой проект педагогического процесса, который описывает его от воспитательных задач до проверки результатов, и так, что им может воспользоваться любой специалист – педагог.
Технологичный подход к воспитанию характеризуется такими критериями: конкретность диагностичность целей, алгоритмичность, кооперационность воспитательных действий, направленных на достижение целей, наличие обратной связи, средств и методов измерения результатов воспитания
Мастерство педагога – сплав знаний, профессиональных умений, личностных качеств и опыта.
Группы педагогических умений:
гностические (познавательные и диагностические),
конструктивные (умение проектировать, планировать, т.е. определять цели, содержание, средства, методы, и формы работы с учениками)
организаторские (руководить разными видами деятельности, инструктировать, распределять и т.д.)
коммуникативные
прикладные (рисовать, играть на сцене, фотографировать, петь, сочинять стихи)
|
|
|