|
Практикум «Социализация детей «группы риска»
Пилотный проект «Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»
Р.Ю. Иванова, психолог,
МОУДОД «Центр детского творчества»
Центрального района
г. Кемерово.
Аннотация
В статье представлено описание проекта, целью которого является формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения, развитие способности к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций, умения избавляться от привычных стрессовых реакций, принятие позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению, развитие коммуникативных навыков. Данный проект будет востребован образовательными учреждениями с целью разрешения ситуации отчуждения от основных институтов социализации (семьи, школы),
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, проступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю самовыражения подросток не приносит вреда окружающим, а только лишь вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и другим людям. При этом его девиантные действия выступают:
в качестве средства достижения значимой цели;
как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Поведение подростков с девиантным поведением отличается рядом особенностей, таких как:
-
недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;
отсутствие внутренней оценки жизненных обстоятельств;
повышенная эмоциональная возбудимость;
импульсивность, двигательная и вербальная активность;
повышенная внушаемость и подражательность;
обостренное стремление к независимости и негативизм;
неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения;
низкая правовая грамотность.
По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Причин такого феномена множество: это и безнадзорность детей, и склонность к правонарушениям, в связи с особенностями структуры психики, и несформированность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации, и безответственность самого подростка за собственные поступки. Поскольку подросткам, кроме знания законов, важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью. необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед.
В МОУДОД «Центр детского творчества» с октября 2011г. запускается новый пилотный проект под названием «Психологический практикум по социализации детей «группы риска». Группа, из числа учащихся района, состоящих на профилактическом учёте в ОПДН отдела полиции, в течение года занимается с тремя психологами. Его актуальность определяется необходимостью помочь подросткам осознать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, понять, как их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, развивать у подростков навыки общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.
Цель проекта :
формирование у подростков «группы риска» личного опыта деятельности, направленной на личностно-значимое и социально-приемлемое самоопределение.
Задачи :
1.Развивать коммуникативные навыки у подростков .
2. Создавать условия психологического комфорта для развития социальных навыков конструктивного взаимодействия подростков с окружающими.
3.Обучать приёмам сохранения психического здоровья подростков «группы риска».
Основные методы и формы реализации проекта:
Основными методами реализации проекта являются методы психологической коррекции, техники арт-терапии, дыхательные упражнения. Форма реализации - групповые занятия, которые проводятся психологами с периодичностью встреч 2 раза в месяц по 1,5 часа с октября по май текущего года.
Участники проекта:
подростки «группы риска», не имеющие противопоказаний для
групповой работы, 12-15человек .
Противопоказания:
- обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний;
- аллергическая и бронхиальная патология.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- добровольное участие;
- недирективность позиции взрослого;
- учет психофизических особенностей подростков;
- индивидуализация, т.е. актуализация максимума различий между участниками группы.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Согласование договора о межведомственном сотрудничестве с ТСП «ЦДиК» (центр диагностики и консультирования) района.
Проведение работы по распространению информации о проекте среди образовательных учреждений района через СМИ, ТОО (территориальный отдел образования.
Согласование сметы проекта.
Заполнение учётных карт на каждого ребёнка социальным педагогом и психологом образовательного учреждения, который посещает подросток, где имеется информация об уровне развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, характере межличностных отношений, о категории семьи.
-
Входная диагностика (определение основных свойств нервной системы: уравновешенности, работоспособности, простой зрительно-моторной реакции с использованием программы «Прогноз», предлагается заполнить модифицированный Андреевой А.Д. вопросник Ч.Д. Спилбергера для определения уровня познавательной активности, тревожности и гнева, как актуальных состояний и как свойств личности, выполняются рисунки «Моё настроение», «Несуществующее животное»
Основной этап:
Основным этапом проекта станет организация и проведение тремя психологами занятий. В структуру занятий входят:
1. Теоретическая часть (беседа).
2. Практическая часть:
- дыхательные упражнения, для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
- игры или упражнения, способствующие включению в групповую работу.
- упражнения – активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
- упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуаций с прогнозом их разрешения.
- упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
3. Релаксация.
4. Рефлексия (подведение итогов занятия, получение обратной связи от участников).
Заключительный этап:
Итоговая диагностика, основной целью которой является получение информации о результатах проведённой работы, возможных изменениях в индивидуально-психологических, поведенческих особенностях ребёнка.
Подготовка рекомендаций педагогам школы, психологу, социальному педагогу.
Составление справки по итогам работы для администрации образовательного учреждения.
Оценка эффективности работы:
эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса реабилитации и по завершению занятий, по результатам анкетирования психологов– экспертная оценка, наблюдений за воспитанниками на каждом занятии.
Ожидаемые результаты:
- формирование у подростков адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.
- развитие способности к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций, умения избавляться от привычных стрессовых реакций.
- принятие позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению.
- развитие коммуникативных навыков.
Возможное развитие проекта в дальнейшем:
1.Расширение географии проекта с районного уровня до городского;
2.Привлечение большего числа детей и подростков к реализации данного проекта и участия в нём;
3.Передача накопленного опыта педагогам, желающим реализовать подобный проект;
4.Сотрудничество с интернет-группами, со СМИ;
5.Распространение опыта через участие во Всероссийском конкурсе педагогов «Образовательный потенциал России».
Тематическое планирование
№ п/п
|
Разделы и темы
|
Количество
занятий
|
Количество
часов
|
1
|
Входная диагностика
1. Знакомство с группой.
|
1
|
1,5
|
2
|
Комплексная коррекция и реабилитация участников группы
Друг для друга.
Что такое конфликт.
Чем я лучше других.
От чего зависит мой успех.
Я сегодня и завтра.
Что такое ответственность?
Какой я на самом деле.
Помоги себе сам.
Бегом от стресса.
Я и взрослые.
Самопознание и самовоспитание.
Мой жизненный путь.
Мое прошлое, настоящее, будущее.
Успехи и неуспехи в жизни.
|
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
21 час
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
|
3
|
16 Итоговая диагностика
|
1
|
1,5
|
|
Всего
|
16 занятий
|
24 часов
|
Смета расходов:
Статья расходов
|
Общая сумма расходов
|
|
Городской бюджет
|
Привлечённые средства
|
Оплата труда руководителя 5.000*9
|
-
|
45.000
|
Оплата труда привлечённым специалистам : 2 чел. 9 месяцев по 5.000
|
-
|
90.000
|
Аренда помещения для проведения занятий
3.000 * 9
|
-
|
27.000
|
Издание рекламной продукции
|
-
|
1.000
|
Использование оборудования ( компьютер, принтер, ксерокс, сканер, мультимедийный аппарат и др.)
|
-
|
5.000
|
Услуги ГТС 350*9
|
3.150
|
-
|
Интернет 750*9
|
6.750
|
-
|
Канцелярские и расходные материалы( цветные карандаши, акварельные краски, пластилин, фломастеры, диски СD, бумага, восковые мелки, картридж, тонер)
|
-
|
5.000
|
Всего:
|
9.900
|
173.000
|
Итого:
|
|
Список литературы
Большая психологическая энциклопедия.- М.: Эксма, 2007. -544 с.
Ведишева М.,. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению [Текст]/ М. Ведишева Л. Рыбакова М. Цейтлин //Воспитание школьников.-1997. -№4. - С. 50-54.
Возрастная и педагогическая психология: учебно-методические материалы /сост. А.В.Сухих.-Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2008. -182 с.
Дементьева И.Г. Подростки и наркотики[Текст]/ И. Г.Дементьева. - М., 1997. -28 с.
Дилтс Р. Убеждения-путь к здоровью [Текст]/Р.Дилтс. - М., 2000. -22 с.
Долгова Т.Г. Молодежная субкультура и наркотики [Текст]: учеб, пособие / Т.Г. Долгова, Ю.И.Клейберг. -Тверь, 1997. -64 с.
Захарова А.А. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.А.Захаров. -СПб., 1999. -22 с.
Кожина Е.В. Психологические особенности подростка [Текст] /Е.В.Кожина, Е.И. Яцута // Личность в современном мире от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: сборник. -Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2002.
Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей [Текст]/ Н.С. Лейтес. - М., 1991. -279 с.
Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе [Текст] / В.Ю. Котляков. - Кемерово, 1997.- 68 с.
Кочкина Л. С. Социализация детей-сирот [Текст] / Л.С. Кочкина // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи “группы риска”: состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей. Часть 2 / Под научной ред. Н.А. Заруба, Н.Э. Касаткиной, Т.А. Фральцовой С.Н. Чистяковой; ред. коллегия: И.В. Карнаева, Е.Л. Руднева, Т.Н. Семенкова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. - С. 15-21.
Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох [Текст]/С.В.Кривцова. – Генезис, 1997. -288с.
Солодова Г.Г. Возрастные особенности развития и воспитания личности [Текст]: учеб. пособие: / Г.Г.Солодова, С.П.Зуева,
Е.В.Филатова, Л.Е.Галаганова, В.В.Патрина. -Кемерово: Кузбасвузиздат, 2002. - 120 с.
Лозовой В. Профилактика наркомании: школа, семья [Текст]: учеб, пособие/ В.Лозовой. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. -168 с.
Максимова Н.О. О склонности подростков к аддикктивному поведению [Текст] / Н.О. Максимова//Психологический журнал. -1996. -№3. -С .149-152.
Рабочая книга школьного психолога / под ред. Н.Э.Касаткиной, С.П.Зуевой. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1995. -223 с.
Рахматшаева В.С. Грамматика общения [Текст]/ В.С. Рахматшаева// Семья и школа. -2005. №5. -С 18.
Третьякова А.В. Опасная зависимость [Текст] / А.В.Третьякова //Семья и школа. -2001. -№6. - С. 16-19.
Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь; под общей ред. В.Б.Шапаря. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -806 с.
|
|
|