Главная страница

Содержание работы по развитию слухового восприятия речи


Название Содержание работы по развитию слухового восприятия речи
Дата 09.03.2016
Размер 445 b.
Тип Документы


Содержание работы по развитию слухового восприятия речи


Слуховое восприятие – результат сложной аналитико – синтетической деятельности слухового анализатора и слуховой системы в целом.



Работа по развитию слухового восприятия проводиться по четырем направлениям содержания обучения :

  • выработка условной двигательной реакции на звук;

  • знакомство со звуками окружающего мира;

  • обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов;

  • обучение восприятию на слух речевого материала.



Содержанием занятий по РСВ являются:



Неречевые звуки

  • Звуки окружающей среды: звонок, стук в дверь, шум дождя…..

  • Все звуки которые не имеют отношения к звукам речи





Неречевые звуки имеют ряд преимуществ

  • Они обладают интенсивностью и мощностью

  • Разнообразны по своей частотной характеристике

  • Они не требуют большого запаса слов для их обозначения и знакомства с содержанием понятия



Знакомство с миром неречевых звуков обогащает глухих и слабослышащих детей, т.к. способствует расширению представлений о тех звучаниях, которые встретятся в быту, в литературе, помогут ориентироваться в шумных помещениях.



Речь и ее элементы

  • Для развития слухового восприятия наиболее важным средством является:

  • Речь в виде слов

  • Фраз

  • Текста и таких элементов, как гласные, согласные звуки





Исследованиями доказано что работу надо начинать с

  • Различения на слух слов, это достаточно короткая речевая единица легко воспринимаемая на слух по сравнению с предложением

  • Затем переходят к предложениям

  • А потом только к тексту, это сложные речевые единицы как по информации заложенной в них, так и для восприятия на слух

  • После такой предварительной работы можно приступать к различению элементов речи в виде изолированных звуков



Таким образом содержанием работы по РСВ является неречевые звуки, речь и элементы речи.





Используемая литература

  • Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя/ И.Г.Багрова. – М.: Просвещение, 1990.

  • Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха/ Л.П.Назарова. – М.: Просвещение, 2001.

  • Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Л.А.Головчиц. – М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2001.

  • Назарова Л.П. Лабораторные работы по методике развития слухового восприятия/ Л.П.Назарова. – Л.: 1988

  • Никитина М.И. Сурдопедагогика/ М.И.Никитина. — М., 1989.