Главная страница

Совместная работа логопеда и воспитателя на этапе автоматизации звуков


Скачать 56.13 Kb.
Название Совместная работа логопеда и воспитателя на этапе автоматизации звуков
Дата 07.03.2016
Размер 56.13 Kb.
Тип Документы

Совместная работа логопеда и воспитателя на этапе автоматизации звуков.

Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет индивидуальный план коррекционной работы.

Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 2-3 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения. По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи. Принимая во внимание, что у детей с ТНР отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур, нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи, считаю, что максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна при использовании комплексного подхода к её преодолению. Для каждого занятия подбираю упражнения для развития артикуляционной и мелкой моторики, самомассажа, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения детей грамоте.

Эффективность коррекционной работы во многом зависит от взаимодействия с воспитателями тех групп, которые посещают дети с нарушениями речи. Грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Однако нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие у воспитателей достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно. Кроме того, следует учитывать, что воспитатели работают по всем разделам программы дошкольного образования и часто испытывают трудности при планировании, организации и проведении коррекционных занятий с детьми. Вот почему так важна координация работы учителя-логопеда и воспитателя.

Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В силу специфики работы ДОУ общеразвивающего вида воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы. Поэтому мною создан мобильный комплекс материалов по коррекции речи ( «Мобильная коррекция» - МК ). В его основу входят : серия книг «Домашние тетради» по коррекции звукопроизношения ( разных авторов), предметные картинки на разные звуки , картотека упражнений для самомассажа ,мимической гимнастики, двигательной психофизической гимнастики, картотека с комплексами для развития артикуляционной гимнастики, картотека с речевым материалом для автоматизации и дифференциации звуков, картотека игр с речью и движением, картотека игр для коррекции лексико-грамматических категорий, а также игрушки на поддувание и развитие мелкой моторики. Цель: содействовать развитию артикуляционной моторики и автоматизации поставленных логопедом звуков, решая также задачи по развитию лексико-грамматических категорий.

Рекомендации по использованию материалов «МК» соотносятся с общепринятым алгоритмом работы по автоматизации звуков:чёткое произнесение изолированного звука, затем - звук в слоге, словах, в предложении ,в связной речи. Этой теме посвящены консультации логопеда для воспитателей. Материал и задание ( конкретно для каждого ребенка по мере необходимости) приносит в группу логопед.

Воспитатели могут также включать в календарный план задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оказывая, таким образом, коррекционную помощь логопеду по формированию разных сторон речи. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной. Опираясь на задания логопеда по индивидуальной работе, воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. В «МК» находятся также различные задания по совершенствованию фонематического слуха.

Тетрадь взаимосвязи поможет воспитателю сориентироваться в том, какую именно коррекционную работу проводить с тем или иным ребенком.

В процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи.

Вторая младшая группа

1.Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками.

2.Развивать слуховое внимание, речевой слух. Речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3.Выработывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа

1.Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренирую его основные движения во время артикуляционной гимнастики.

2.Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков.

3.Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4.вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа

1.Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над определенными звуками.

2.Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение определенных звуков.

3.Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4.Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа

1.Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2.Развивать звуковой анализ слов.

3.Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Поскольку игровая деятельность ведущая для детей дошкольного возраста, то с целью реализации перечисленных задач, необходимо подбирать игры. Картинки могут быть использованы для проведения большого числа речевых игр и упражнений (например: «Четвертый лишний», «Один-много», «Чего нет?», «Один, два, пять», «Определи место звука в слове», «Составь схему слова», «Кто в домике живет?», «Придумай загадку», «Найди по описанию»).

. Благодаря работе МК в группе появляется специально отведенное место для индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий воспитателя с детьми в вечерние часы ( по заданию логопеда), а представленные пособия экономят время в подготовке и проведении таких занятий. Таким образом решается проблема нежелания воспитателей заниматься с детьми в вечернее время.

Грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.

Считаю, что важное внимание должно уделяться профилактической работе в ДОУ. Основная цель этой работы - создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному разнообразным материалом. Там должен быть также представлен широкий выбор пособий и игрушек на развитие целенаправленной воздушной струи и для развития мелкой моторики. В ДОУ уже накоплен опыт применения воспитателями пальчиковой гимнастики,разной подвижности игр,в которых сочетаются речь и движение, многие педагоги используют их как физминутку на занятиях.

Проводимая совместная работа воспитателей и логопеда показала, что тесное сотрудничество помогает в скорейшем решении задач коррекции речевых нарушений.

Учитель-логопед Литвинова О.Ф.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе //Дошкольное воспитание, 2008, №8. - С. 28 - 33.

.Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед, 2007, № 3. - С.97 - 102.

Борисова Е.А. Картинки старые? Нет, новые! // Логопед, 2006, № 5. - С. 43 - 46.

Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 - 5 лет // Логопед, 2006, № 1. - С. 65 - 74.

Борисова Е.А. «Четвертый лишний» не бывает лишним // Логопед, 2006, № 3. - С. 68 - 70.

Бохан О.А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения // Логопед, 2006, № 2. - С. 69 - 71.

Довгаль Н.В. Логопедические игры в песочной стране // Логопед, 2004, № 3. - С.84 - 86.