|
Сопроводительный материал к элективным курсам в варианте без использования икт
СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ
В ВАРИАНТЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Сложное это дело - профессию выбирать, тем более нелегко сделать это самостоятельно. Наверное, гораздо проще обстоит дело, когда профессию выбирает за тебя кто-то другой, например родители или друзья. Но проще - не значит лучше....
Надеемся, что тесты, предлагаемые в рамках наших занятий, помогут тебе лучше разглядеть, к чему стоит прилагать усилия в поиске «своей» профессии. Но имей в виду, что и само прохождение тестов тоже требует усилий. Нам предстоит много и активно поработать, вдумчиво, пунктуально, с карандашом в руках. Мы предлагаем не развлекательные анкеты, как в «глянцевых» журналах, а серьезные, научно обоснованные психологические методики для изучения профессиональных интересов и склонностей.
СОДЕРЖАНИЕ:
Дифференциально-диагностический опросник.
Профессионально-значимые качества личности.
Профессиональная направленность личности.
Склонность к исполнительскому или творческому труду.
Профессиональная идентичность.
Области профессиональных интересов.
Анализ профессии.
Перспектива профессии.
Профессиограмма.
Комплект сопроводительных анкет.
Известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться, чтобы совершить адекватный выбор? Для этого нужно хорошо понимать, чем профессии отличаются друг от друга, выделить те ключевые признаки, по которым можно разобраться в этом многообразии.
Мы рассмотрим несколько таких «осей измерения», которые позволяют классифицировать профессии и о которых имеет смысл подумать, чтобы совершить адекватный выбор. Прежде всего, различают несколько типов профессий, в зависимости от того, что в них является предметом труда. Основные предметы труда таковы:
• другие люди
• природа
• техника
• знаковые системы
• художественные образы
• сам человек
Методика, приведенная ниже, поможет разобраться в том, к каким из этих групп профессий ты более склонен.
Дифференциально-диагностический опросник
(методика Е.А. Климова; модификация А.А. Азбель)
Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения ты способен одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных видов работы. Если бы пришлось выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом списке, что бы ты предпочел? Выбери один вид работы из каждой пары и запиши его номер.
1.а.
|
Выращивать, дрессировать служебных собак для поиска наркотиков.
|
1.б.
|
Разрабатывать новые модели электронной бытовой техники.
|
|
2.а.
|
Спасать людей после аварий, землетрясений.
|
2.б.
|
Заверять документы, оформлять доверенности и договора.
|
|
3.а.
|
Петь в музыкальной группе.
|
3.б.
|
Интенсивно тренироваться, совершенствоваться и добиваться новых спортивных результатов.
|
|
4.а.
|
Налаживать работу компьютеров, оборудования.
|
4.б.
|
Рассказывать о товаре,
убеждать людей приобретать его.
|
|
5.а.
|
Переводить научные тексты.
|
5.б.
|
Писать рассказы, сценарии, фельетоны.
|
|
6.а.
|
Тренировать свой организм, (больших физических нагрузок.)
|
6.б.
|
Разрабатывать мероприятия по охране редких растений.
|
|
7.а.
|
Ремонтировать оргтехнику: компьютеры, телефоны.
|
7.б.
|
Исправлять смысловые и стилистические ошибки в подготавливаемых для печати текстах.
|
|
8.а.
|
Заниматься флористикой,
оформлять помещения цветами.
|
8.б.
|
Анализировать состояние растений и животных в условиях загрязненной среды.
|
|
9.а.
|
Управлять автомобилем, автобусом, трейлером, локомотивом поезда.
|
9.б.
|
Микшировать музыку или корректировать фотоснимки с помощью компьютера.
|
|
10.а.
|
Ежедневно тренировать свои атлетические навыки в спортивном зале, в бассейне, на стадионе, корте и т. п
|
10.б.
|
Отлаживать работу спортивного автомобиля и заменять механизмы в
случае неисправности.
|
|
11.а.
|
Давать людям консультации по туристическим маршрутам других городов и стран.
|
11.б.
|
Оформлять витрины универмагов; заниматься оформлением концертов и шоу.
|
|
12.а.
|
Разводить декоративных рыб и ухаживать за аквариумами в офисах
|
12.б.
|
Оказывать людям медицинскую помощь.
|
|
13.а.
|
Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, доверенности )
|
13.б.
|
Вырабатывать навыки красивой походки и пластичных движений для выступления на подиуме.
|
|
14.а.
|
Изучать генетику, выводить новые сорта растений.
|
14.б.
|
Работать в фондах архивов, находить необходимые документы.
|
|
15.а.
|
Сопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора.
|
15.б.
|
Придумывать и отрабатывать сложные акробатические трюки, спортивные номера.
|
|
16.а.
|
Лечить кошек, собак, лошадей и пр.
|
16.б.
|
Осуществлять сборку компьютеров.
|
|
17.а.
|
Искать нужных людей, проводить подбор персонала в фирмы.
|
17.б.
|
Проводить финансовый анализ рынка ценных бумаг.
|
|
18.а.
|
Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки.
|
18.б.
|
Тренировать, репетировать точные движения перед выступлением.
|
|
19.а.
|
Налаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры.
|
19.б.
|
Преподавать различные предметы в школе, техникуме, институте и т. д.
|
|
20.а.
|
Рассчитывать экономный путь транспортировки товара до потребителя.
|
20.б.
|
Оформлять иллюстрациями сайты, книги, журналы.
|
|
21.а.
|
Осуществлять постоянную психологическую и физическую подготовку к соревнованиям, турнирам, выступлениям.
|
21.б.
|
Участвовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений.
|
|
22.а.
|
Строить дома по планам, делать разводку электричества в соответствии с проектом.
|
22.б.
|
Работать с финансовыми
законами и кодексами.
|
|
23.а.
|
Проектировать садово-парковые зоны, оформлять участки с помощью растений.
|
23.б.
|
Анализировать молекулярный состав крови.
|
|
24.а.
|
Проектировать новое производственное оборудование, дома.
|
24.б.
|
Производить архитектурно-восстановительные работы исторических мест.
|
|
25.а.
|
Оттачивать мастерство
выполнения спортивного упражнения, превозмогая усталость и страх.
|
25.б.
|
Разрабатывать новые модели спортивных тренажеров.
|
|
26.а.
|
Организовывать праздники, выступать в роли тамады.
|
26.б.
|
Вести концертные программы, объявлять зрителям имена выступающих и названия номеров программы.
|
|
27.а.
|
Изучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа.
|
27.б.
|
Оказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия.
|
|
28.а.
|
Обрабатывать, анализировать и обобщать социологические данные.
|
28.б.
|
Профессионально работать над красотой своей фигуры и внешности.
|
|
29.а.
|
Разрабатывать средства защиты растений от вредителей и вирусов.
|
29.б.
|
Создавать компьютерные программы.
|
|
30.а.
|
Консультировать людей в зале для фитнеса, в бассейне, на спортивной площадке.
|
30.б.
|
Тренировать общую выносливость и совершенствовать отдельные спортивные или артистические навыки.
|
Обработка результатов осуществляется в соответствии с «ключом». Каждый ответ, совпадающий с приведенным в «ключе», оценивается в один балл.
Подсчитывается сумма баллов в отдельности по каждому из шести столбцов. Эти суммы свидетельствует о склонности к работе с соответствующими предметами труда:
• 9-10 баллов: ярко выраженная склонность.
• 7-8 баллов: выраженная склонность.
• 4-6 баллов: склонность на среднем уровне.
• 2-3 балла: склонность не выражена.
• 0-1 балл: такой предмет труда активно отвергается - «что угодно, только не это».
По набранной сумме баллов в каждом столбце можно судить о склонности к профессиям разных типов. Ярко выраженная склонность или выраженная склонность показывают, что профессии именно этого типа наиболее интересны, к ним выражено предпочтение (впрочем, это еще не гарантирует высоких способностей именно к таким профессиям, хотя в большинстве случаев человеку интересно как раз то, к чему он более способен). Если результат свидетельствует о наличии склонности на среднем уровне сразу к нескольким типам профессий, следует выбирать профессии, сочетающие в себе разные
Природа
|
Техника
|
Другие
люди
|
Знаковые
системы
|
Художественные образы
|
Сам человек
|
|
1а
|
16
|
2а
|
26
|
За
|
36
|
|
|
4а
|
46
|
5а
|
56
|
6а
|
|
66
|
7а
|
|
76
|
8а
|
|
|
86
|
9а
|
|
|
96
|
10а
|
|
|
106
|
11а
|
|
116
|
|
|
12а
|
|
126
|
13а
|
|
136
|
|
14а
|
|
|
146
|
|
|
|
|
|
15а
|
|
|
156
|
|
16а
|
166
|
17а
|
176
|
18а
|
186
|
|
|
19а
|
196
|
20а
|
206
|
21а
|
|
216
|
22а
|
|
226
|
23а
|
|
|
236
|
24а
|
|
|
246
|
25а
|
|
|
256
|
26а
|
|
266
|
|
|
27а
|
|
276
|
28а
|
|
286
|
|
29а
|
|
|
296
|
|
|
|
|
|
30а
|
|
|
306
|
предметы труда. Профессии из тех групп, склонность к которым не выражена, все равно могут быть освоены, но вряд ли станут любимыми и приносящими удовольствие.
А теперь ознакомься с тем, что же подразумевают профессии разных типов. Предмет труда - это то, на что направлена работа; за создание, обслуживание или преобразование чего работник получает деньги. Выделяют несколько групп предметов труда и соответственно им классифицируют профессии:
• Другие люди. Это все те профессии, которые связаны преимущественно с общением между людьми, с их влиянием друг на друга. Например, это врач, менеджер, учитель, психолог, социальный работник, продавец, тренер. Для успешного овладения такими профессиями важно желать и уметь активно взаимодействовать с людьми, любить общаться. Профессиональная подготовка в таких профессиях включает два основных компонента: один касается области выполнения работы (например, тренер должен очень хорошо знать свой вид спорта, а продавец - специфику предлагаемых товаров), другой - подготовки к эффективному деловому взаимодействию с людьми.
• Природа. Такая работа направлена на объекты живой природы. Например, это деятельность агронома, фермера, кинолога (профессионального собаковода, дрессировщика собак), ветеринара, цветовода, микробиолога (специалиста по микроорганизмам), пчеловода или лесника. Биологические объекты сложны, изменчивы, нестандартны, для успешной работы с ними важна интуиция, заботливость, инициативность и самостоятельность. Обычно люди положительно относятся к живым объектам. В частности это происходит потому, что природа ассоциируется с отдыхом. Но чтобы сделать работу такого профиля своей профессией, одной любви к отдыху на природе мало, необходимо желание постоянно и активно взаимодействовать с растениями и животными.
• Техника. Это профессии, связанные с созданием, обслуживанием или эксплуатацией технических устройств. Например, это водитель, пилот, железнодорожный машинист, специалист по обслуживанию компьютерных сетей, инженер-технолог. К этой же группе относится и большая часть так называемых «рабочих» профессий: токарь, слесарь, сварщик, станочник, крановщик и т. п. Больше всего таких специалистов требуется в различных областях промышленности: для добычи и переработки полезных ископаемых, в металлургии, машиностроении, строительстве, на транспорте. Для достижения успеха в таких профессиях нужен технический склад ума, точность, склонность к конкретным действиям, а не к абстрактным размышлениям.
• Знаковые системы. В этих профессиях преобладает работа с текстами, документами, различными базами данных, математическими выкладками и т. п. (все это психологи называют «знаковые системы»). Примеры таких профессий: переводчик письменного текста, программист, бухгалтер, экономист, корректор, делопроизводитель, эксперт-аналитик. Для такой работы важны пунктуальность, скрупулезность, усидчивость, аналитический склад ума. Должен присутствовать интерес к знаковым системам: текстам, таблицам, формулам, схемам, картам, разного рода условным сигналам и т. п.
• Художественные образы. Деятельность таких профессионалов направлена на создание, совершенствование с помощью разнообразных изобразительных средств, художественных образов. Это сфера живописи, скульптуры, архитектуры, кинематографии, создания литературных произведений и т. д. Можно назвать здесь такие профессии, как художник, скульптор, писатель, литературный редактор, режиссер, кинооператор, дизайнер, реставратор художественных произведений. Как правило, подобные профессии подразумевают творческую работу. Для овладения ими важны соответствующие способности, хорошее воображение, готовность действовать в новых, необычных ситуациях, где нет готовых, шаблонных способов решения возникающих проблем.
• Сам человек. Это профессии, в которых основной труд сводится к самосовершенствованию, и деньги человек получает за демонстрацию того, что в итоге получается. Таких профессий немного, зато их представители часто находятся на виду у широкой публики. Например, это спортсмен, каскадер, актер кино и театра, певец, фотомодель, цирковой артист. Для успеха в этих профессиях нужен очень высокий природный уровень задатков и способностей в соответствующей сфере, желание и готовность демонстрировать себя, работая «на публику», а также тяга к самосовершенствованию, преодолению внешних и внутренних ограничений.
Некоторые профессии невозможно отнести к какой-то одной из этих групп, они находятся на стыке нескольких. Взять, например, такую как кассир - операционист в банке. Он общается с клиентами, следит за состоянием их счетов и вносит изменения в базу данных при поступлении и снятии денег (т. е. взаимодействует со знаковой системой), активно использует в работе компьютер. Парикмахер взаимодействует с клиентами и создает модельные прически - художественные образы. Работа секретаря (офис-менеджера, помощника директора) включает взаимодействие с посетителями организации и ответы на телефонные звонки, оформление документации, и выполняется с использованием компьютера. А еще он, являясь «лицом фирмы», должен иметь презентабельную внешность и уметь представлять себя в выигрышном свете.
|
|
|